Рассуждение-размышление

 

 

Для того,чтобы усовершенствовать ум,

надо больше размышлять, чем доказывать.

Р. Декарт.

В словаре С.И. Ожегова размышление – 1 см. размышлять. Углубляться мыслью во что-нибудь, предаваться мыслям о чем-нибудь. 2. Дума, мысль.

Таким образом, размышлять – углубляться мыслью во что-нибудь, разграничивать в явлении, например, главное и второстепенное, необходимое и случайное, определять место явления в ряду других.

Текст – размышление строится обычно в вопросно-ответной форме. Как правило, рассуждение – размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, а также сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, отграничить, расширить или обобщить и т.д.

Текст – размышление строится по общей схеме для всех видов рассуждения: 1)экспозиция (подведение к проблемному вопросу); 2)группа проблемных вопросов и ответы на них; 3)выводы.

 

Возьмите на заметку!

Чтобы написать сочинение-размышление, надо придерживаться указанной выше схемы, а также акцентировать внимание на решении проблемных вопросов и ответов на них.

В сочинениях – рассуждениях публицистического стиля речи полезно употреблять побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы, с помощью которых усиливается выразительность речи. Обращения, пословицы и поговорки также придадут яркости вашему языку.

Текст V. Прочитайте «Письмо ***. Цель и самооценка» Д.С. Лихачева. Назовите тему этого письма. Покажите, какую роль в тексте – рассуждении играет противопоставление? Что противопоставлено?

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!

Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненней задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, - явление ненормальное, и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо ( это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело…

Послетекстовые вопросы и задания

1.     Озаглавьте текст Д.С. Лихачева.

2.     Перескажите его подробно.

3.     Поразмышляйте на тему: «Какова моя цель и самооценка?».

 

Текст VI . Прочитайте текст. Озаглавьте его. Охарактеризуйте языковые средства, присущие рассуждению.

Скажите, почему трудно быть учителем и чем объяснить, что ученики относились к Марии Владимировне не так, как к другим учителям. Выделите основной тезис, характеризующий особенность этого отношения. Аргументируйте его материалами текста. Запишите рассуждение, придерживаясь соответствующих композиционных частей, характерных для данного типа речи.

Как трудно быть учителем! Проходить ежедневный контроль десятков пар внимательных, острых, всевидящих и зачастую недоброжелательных глаз. Любое упущение в костюме, прическе, повадке немедленно отмечается и заносится в тот устный кондуит, который школьники ведут на учителей с большей неумолимостью, нежели учителя на них.

Ученики знают все свойства и слабости учителя. Знают его заветную страсть: собирание марок, игра на скрипке, сочинительство, танцы. За версту чуют пролаз, карьеристов и тех, кто не любит своей профессии.

Мария Владимировна была безупречна во всем. На уроках царила тишина, хотя она отнюдь не принадлежала к «страшилам». Она никогда не повышала голоса, не отчитывала провинившихся и уж, конечно, не выставляла за дверь. Лишь в редких случаях делала она замечание, обычно же отграничивала взглядом, часто просто укоризненным, порой кратко-грозным, как всплеск молнии, иногда же – томительно-долгим, так что хотелось сквозь землю провалиться…

Она владела бесценным даром подчинять себе молодые души. Весь класс в той или иной мере был влюблен в Марию Владимировну – и мальчики, и девчонки.

Она достигала этого минимумом усилий: всегдашней подтянутостью – ни малейшей небрежности в одежде, жестах, интонации, - ровным поведением, образцовостью всего внутреннего и внешнего облика. В ее строгости не было скучного педантизма, была торжественность высокого и скромного праздника,  исключающего панибратство и даже намек на вульгарность. Она умела подать себя, заставить ценить малейший знак своего внимания. Добрая улыбка Марии Владимировны могла сделать человека счастливым.

И последнее, на чем стоял ее авторитет, хотя с этого следовало бы начать: она была отличным педагогом и справедливым человеком. Она превосходно объясняла, обладала красивым, четким почерком, грудным, звучным голосом, пробивавшим всякую сонную лень, и умелыми руками – в старших классах Мария Владимировна преподавала труд. И всегда выставляла тебе ту отметку, которую по совести ты и сам поставил бы себе.

 Жизнь Марии Владимировны за стенами школы была повита туманом. Никто ничего не знал про нее, кроме каких-то плоских очевидностей: живет возле Красных ворот, незамужем, бездетна, вот и все. Но за этим куцым знанием простирались дали неведения. Как случилось, что такая прекрасная женщина, как Мария Владимировна, лишена мужа, семьи? Что она делает, когда не сидит над нашими неопрятными тетрадками? Куда ходит? С кем встречается? Дружит? Каковы ее увлечения? Почему-то нам казалось, что у Марии Владимировны должна быть особая, странная необыкновенная жизнь.

(Ю. Нагибин).

Послетекстовые вопросы и задания

1)    Напишите изложение по тексту «Соловей», включив в ткань повествования элементы описания (например, описание внешнего облика разведчика-моряка.

2)    Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему трудно быть учителем?», опираясь на текст задания 3 и специально подобранные дополнительные тексты, затрагивающие указанную проблему.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»