| ||||||||
|
| |||||||
Описание памятникаОписание памятников – это один из подвидов описания как типа монологической речи. В нем раскрываются характерные особенности (признаки), свойственные тому или иному памятнику или мемориальному комплексу как произведению скульптуры или архитектуры.
Задание 1. Ознакомьтесь с комментарием к словам и словосочетаниям. Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь. Постамент (лат.) – основание памятника. Пьедестал – (фр. «нога») – подножие статуи. Монумент (лат.) – большой памятник. Монументальный – 1.Величественный, производящий впечатление величиной, мощностью. Монументальное здание. Монументальный памятник. Монументальное искусство. Монументальная скульптура. Монументальная живопись (настенная роспись). Скульптура – искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, лепки, отливки, ковки, чеканки. Скульптор – создатель памятника, его автор. Ваятель (уст.) – то же, что и скульптор. Архитектор – специалист по сооружению зданий, создатель постамента. Декоратор – специалист по оформлению деталей окружения памятника (ограда, фонари, иногда водное пространство). Задание 2. Потренируйтесь в составлении предложений по таблице. Обратите внимание на форму выражения сказуемых.
Задание 3. Прочитайте текст «Памятник А.В. Суворову в Санкт-Петербурге» (стр…) Ответьте на вопросы.
1. Почему А.В. Суворов изображен в виде бога войны Марса? 2. Что в изображении памятника полно иносказательного смысла? 3. В чем сходство воина, изваянного М.И. Козловским* с А.В. Суворовым? 4. Подберите синонимы к словам: символизировать, добродетели, силиться, отдаленное (сходство), мужественный. 5. Перескажите текст. 6. Почему у человечества есть потребность создавать скульптурные памятники? *Козловский Михаил Иванович (1753-1802) – русский скульптор, (статуя для каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва; памятник А.В. Суворову в Санкт-Петербурге, открытый 5 мая 1801 г.)
Текст I. Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части и озаглавьте их.
Памятник А.С. Пушкину в Москве – работы А.М. Опекушина История создания памятника Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!.. Ф.И. Тютчев, 1837г.
В ноябре 1860 года царь Александр I вынужден был дать «высочайшее повеление» об открытии всенародной подписки на сооружение памятника великому русскому поэту А.С. Пушкину. Правительство фактически устранилось от непосредственного участия в его сооружении, не дав ни гроша. Зато передовая русская общественность всячески приветствовала это благородное дело, и вскоре первые денежные взносы стали поступать на имя комитета, организованного для этой цели. Люди отдавали на памятник свои трудовые копейки. В списках жертвователей мы читаем имена простых крестьян, мелких чиновников наряду с именами известных писателей, артистов, сановников, купцов. Теперь очередь была за художниками и скульпторами. Именно им предстояло выполнить труднейшую задачу – создать достойный памятник великому поэту России, отвечающий думам и представлениям о нем почитателей его таланта, и вместе с тем правдиво передать облик Пушкина. Авторами первого проекта стали (не дожидаясь официального начала сбора денег) художник Бахман и скульптор Лаврецкий. Что представлял их памятник? Скалу, на вершине которой стоял А.С. Пушкин. Перед ним слева стояли две небольшие детские фигурки, и он отдавал стоящему впереди отроку свое перо. Другой юноша, олицетворяющий русский народ, прижимал книгу стихов поэта. Справа была муза, указывающая на лиру, и лавровый венок у ног поэта. Внизу, у подножия скалы, в небольшом углублении располагались еще три фигуры, символизирующие сказку, лирику и историческую поэзию. Проект отложили из-за особой сложности. В 1873 году был объявлен открытый конкурс на лучший проект памятника. Первый конкурс, на который представили пятнадцать работ, не выявил победителя. Авторов двух работ решили отметить. Обе работы принадлежали А.М. Опекушину*. …Через год состоялся новый конкурс. Среди девятнадцати моделей только четыре признали удачными. Автором всех четырех скульптур вновь оказался А.М. Опекушин. И только через год, в 1875 году, творческое соревнование завершилось полной победой Опекушина. Чем же отличались его работы от других? Один скульптор изображал Пушкина на вершине скалы, другой – на берегу моря, третий – среди книг… На памятниках было слишком много пышных украшений – венки, цветы, гирлянды. И фигура поэта терялась среди них. Опекушин же внимание сосредоточил на самом Пушкине, на его лице, фигуре, одежде. Для памятника Александр Михайлович выбрал самый стойкий и долговечный материал – бронзу. Пьедестал памятника, изготовленный из темно-серого и темно-красного гранита, бронзовые тумбы у подножия и четыре чугунных светильника выполнены по проекту архитектора И.С. Богомолова и мастера каменных дел Баринова. Высота памятника вместе с фигурой составила около 11 метров. Когда мы смотрим на памятник, то статуя Пушкина на пьедестале (4,4 м), кажется нам соразмерной фигуре обычного человека среднего роста. Но если мысленно сравнить эту статую с постаментом и затем с человеком, стоящим рядом с памятником, то сразу станет очевидным, что она в два раза выше человека. В этой композиционной соразмерности, в равновесии пропорций и масштабов, благодаря которым мы воспринимаем огромную бронзовую статую Пушкина как фигуру обычного человека, и заключается во многом обаяние памятника. Торжественное открытие памятника состоялось через 5 лет 6 июня 1880 года, в день рождения А.С. Пушкина. *Это интересно.
Опекушин Скульптор Александр Михайлович Опекушин родился в1838 году в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. Обнаружив у сына увлечение лепкой, Опекушин выпросил у помещицы Ольхиной, которой принадлежала их семья, согласие отдать его в обучение этому ремеслу в Петербург. Сначала он учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем в мастерской известного в то время скульптора, профессора Д.И. Иенсена, владельца скульптурной мастерской – фабрики. Именно здесь при поддержке Д.И. Иенсена Опекушин получил малую серебряную медаль «за лепку с натуры». Постоянная нужда, болезни и голод в юности, потом заботы о семье, оставшейся в деревне после смерти без кормильца, нелегкий труд кописта днем и работа по ночам на чердаке мастерской над собственными моделями, наконец, долгожданная свобода от крепостной зависимости, купленная в 1859 году за скопленные по грошам 500 рублей, всего за два года до царского манифеста 1861 года. Вскоре Опекушина заметил известный график Микешин и пригласил для совместной работы, и Александр Михайлович несколько лет работал с ним. Микешин был автором графических проектов многих известных памятников, а Опекушин лепил героев этих монументальных сооружений. За статую сидящего Петра I в памятнике «1000-летие России» Опекушину в 1872 году присвоили звание академика. Тогда мастер понял, что его призвание – монументальная скульптура. Он долго мечтал о значительном памятнике, в котором мог бы отразить образ человека, отвечающего его идеалам. Одно счастливое обстоятельство помогло сбыться этому стремлению и дало возможность в полной мере развернуться его таланту скульптора-монументалиста. В 1860 году было принято решение о создании первого памятника А.С. Пушкину. Тридцатипятилетний ваятель понял, что пробил его час. Для того, чтобы стать автором памятника, надо было победить в конкурсе. Нужны были и недюжинный талант, и упорное трудолюбие. … Художник открывает книги. Всматривается в портреты поэта. Перечитывает воспоминания друзей Пушкина. Пытается представить, каким был поэт. А потом берет листы бумаги и делает тысячи рисунков… Восемь месяцев упорно трудился Опекушин над проектом будущего памятника. Дважды члены комиссии отмечали лучшими именно его проекты. Участвовать в третьем, решающем конкурсе предложили только двум скульпторам – Забелло и Опекушину. Еще год трудился А.М. Опекушин не покладая рук. Шесть новых моделей представил он на конкурсе. Одну из них признали лучшей. Мечта Опекушина сбылась!
Послетекстовые вопросы и задания 1)Почему именно проект памятника Опекушина победил на открытом конкурсе? В чем его достоинство? 2)Что представляет собой этот памятник? 3)Вглядитесь в лицо поэта. Как передано в нем состояние творческого вдохновения? 4)Благодаря чему скульптура создает впечатление движения? 5)Соотнесите известные строки поэта: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам… - с его размышлениями в момент прогулки по Москве. 6)По какой Москве гуляет поэт, по вечерней или полуденной? Найдите доказательства этому среди декоративных украшений памятника. 7)Во что одет поэт? Опишите его одежду, используя опорные слова *. 8)Рассмотрите постамент. Что изображено на его сторонах? Дайте объяснение каждому предмету. 9)Какие поэтические строки запечатлены на пьедестале? О чем они свидетельствуют? *Жилет – короткая мужская одежда без рукавов и воротника, поверх которой надевается пиджак, сюртук, фрак. *Сюртук – длинный двубортный пиджак, обычно в талию. *Цилиндр – высокая твердая шляпа с небольшими полями такой формы как цилиндр.
Методические рекомендации! Чтобы построить высказывание, включающее описание памятника, необходимо опираться на следующие правила: 1.Одновременность и статичность действия в данном подвиде описания передается соответствующими языковыми средствами, а именно глаголами-сказуемыми в форме настоящего времени или сказуемыми, выраженными краткими причастиями или прилагательными: На одной из шумных площадей Москвы на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. Она хорошо знакома не только москвичам, но и людям, живущим в отдаленных уголках нашей страны и за рубежом. Это памятник великому Пушкину. 2.Описание памятников предполагает использование эллиптических предложений: Бронзовая фигура поэта стоит на высоком постаменте из гранита…Правая рука заложена за жилет, а левая держит за спиной шляпу. И кажется, что шел он по бульвару, а потом остановился и глубоко задумался. 3.Описание памятников, мемориальных комплексов предполагает употребление опорных обстоятельственных слов со значением места как обязательных элементов описания: На одной из шумных площадей Москвы; на Страстной площади, в начале Тверского бульвара; на высоком постаменте. 4.При создании текстов, ядром которых является описание памятника, следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей, представленных в разной последовательности: 1)начало Перед нами памятник великому поэту А.С. Пушкину, установленный в Москве на Пушкинской площади. Бронзовая фигура стоит на высоком постаменте из гранита). 2)средняя часть или собственно описание памятника (рассказ о А.С. Пушкине, которому посвящен памятник): Скульптор не случайно решил изобразить Пушкина идущим. Хорошо была известна страсть поэта к прогулкам. Часто его быструю, подвижную фигуру можно было встретить в самых отдаленных концах города, будь то в Петербурге или в Москве. Эти прогулки помогали ему мыслить, восстанавливали нарушенное житейскими неприятностями душевное равновесие, давали его творческому воображению много новых впечатлений. Его острый глаз воспринимал и подмечал все интересное, все, что давало пищу его уму. Опекушин изображает Пушкина в момент задумчивой сосредоточенности, показывает нам непередаваемое словами величавое течение мысли поэта. Силой своего мастерства скульптор запечатлел в холодном металле состояние творческого вдохновения поэта. 3)заключение (связь прошлого с настоящим): Тысячи людей каждый год приезжают в Москву и идут к памятнику Пушкина. Движение вперед символично. Пушкин и его творчество как бы определили свое время. Ценность памятника в том, что это лучшее изображение поэта. Скульптору удалось выразить бессмертие пушкинского гения и его близость к народу: поэт как бы движется к нам, своими стихами раздвигая границы нашего внутреннего мира. Памятник Пушкину в Москве не только принес Опекушину всеобщее признание и известность, но и до настоящего времени продолжает оставаться лучшим изображением поэта в монументальной скульптуре.
Задание 4. Внимательно прочитайте текст.
Молчаливый разговор У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых. На одной из шумных площадей Москвы на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. Она хорошо знакома не только москвичам, но и людям, живущим в отдаленных уголках нашей страны и за рубежом. На пьедестале даже зимой лежат живые цветы, и чьи-то заботливые руки всегда их обновляют. Это памятник великому Пушкину. О нем в свое время много писали, спорили, восхищались им писатели и поэты: Тургенев и Достоевский, Фет и Успенский, Маяковский и Багрицкий. Создатель памятника – скульптор Александр Михайлович Опекушин. Памятник сооружался на народные деньги. Многие люди: рабочие, крестьяне, известные писатели, артисты, чиновники – принимали участие в сборе средств на создание памятника. 6 июня 1880 года состоялось торжественное открытие памятника. В опекушинской статуе мы видим не холодный, бездушный монумент, а памятник, рассказывающий о Пушкине как о вдохновенном художнике русского слова. Это Пушкин последних лет жизни – гениальный поэт, прозаик, философ, историк.
Послетекстовые вопросы и задания 1) Определите, насколько соответствует данное описание памятника описанию памятника вообще как подвиду одного из типов монологической речи. 2) Какова основная мысль данного сочинения? 3) Оцените его, отметив достоинства и указав недочеты.
Текст II. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выделите в нем абзацы. Памятник Пушкину в Москве не только принес Опекушину всеобщее признание и известность, но и до настоящего времени продолжает оставаться лучшим изображением поэта в монументальной скульптуре. Памятник Опекушина лишен парадности и декоративных украшений. Скульптор стремился к простоте и естественности. И в одежде, и в позе, поэтому нет ничего, что отвлекало бы от внутреннего состояния Пушкина. Автор памятника пытался передать щедрость души и благородство поэта, его могучий творческий дар. Полное благородства и мысли лицо поэта спокойно и приветливо. Оно всегда обращено к людскому потоку, беспрерывной рекой текущему мимо. И невольно создается ощущение, что это не памятник, а сам живой поэт приветствует «племя младое, незнакомое».
Послетекстовые вопросы и задания 1) Четко ли представлены в тексте структурно-композиционные части описания? 2) Расширьте каждую часть, создав свой образец описания памятника Пушкину в Москве. Задание 5. Прочитайте внимательно текст «Открытие памятника». Перескажите его. Отберите из него то, что потребуется вам для написания сочинения.
Открытие памятника 6 июня 1880 г., в день рождения А.С. Пушкина, состоялось торжественное открытие памятника. Открытие это и последовавшие за ним в течение трех дней торжественные вечера в Московском университете и в благородном собрании вылились в торжества, имевшие огромное значение в культурной жизни Москвы и всей России, получившие отзвук за границей. Это был подлинно всенародный праздник – день уважения и преклонения перед гением великого поэта, по существу, первое его общественное чествование. В этот день моросил дождь, небо было затянуто облаками. Но пасмурная погода не помешала необыкновенному оживлению в городе. Москвичи устремились к Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где, скрытый серым холстом, стоит монумент Пушкину. Вблизи монумента – трибуны, подмостки. Здесь места для избранных почетных гостей. А на площади и прилегающих улицах – толпы, толпы… Все вокруг празднично: балконы домов разукрашены коврами и флагами; на щитах, окружающих монумент, вытисненные золотом названия произведений поэта; уходящий вдаль Тверской бульвар украшен свисающими над аллеями гирляндами живой зелени. В полдень из церкви Страстного монастыря, где только что кончилась заупокойная литургия по Пушкину, двинулась процессия. Грянули оркестры, и процессия направилась к затянутой красным сукном и уставленной креслами главной трибуне. При виде людей, возглавляющих процессию, многотысячная толпа обнажила головы. Все узнали Достоевского, Тургенева, Григоровича, Островского, Аксакова, Писемского, Майкова, Плещеева, Полонского; с ними шли дети Пушкина – дочери Мария и Наталья, сыновья Александр и Григорий. Когда эти почетные гости заняли свои места на трибуне, Комитет по сооружению памятника Пушкину объявил о передаче монумента городу Москве. А потом был подан знак – развязали веревки, и серый холст стал медленно падать. Перед многочисленным народом предстал бронзовый Пушкин. Потрясенная толпа несколько мгновений безмолвствовала. А затем восторг, охвативший людей, прорвался с необыкновенной силой – раздалось торжествующее, ликующее «ура»; возникшее на площади, оно ширилось, достигло прилегающих улиц и переулков. Это народ русский в едином порыве славил своего величайшего поэта. Зазвонили колокола, заиграл оркестр, торжественно зазвучал хор. Первым к памятнику приблизился старший сын Пушкина – Александр Александрович и возложил к подножию венок, украшенный белыми лентами. Потом началось шествие депутаций к монументу. Возлагались цветы, лавровые венки. Гора цветов росла, поднималась все выше и чуть не скрыла монумент. Над этой цветочной горой красовался венок от Тургенева: поднятый высоко на руках восторженными юношами, знаменитый писатель укрепил свой дар поэту на его согнутой руке. Начались выступления. О любви к Пушкину говорили писатели, поэты, студенты. Читали его стихи. Отсвет любви к Пушкину падал и на Опекушина. После открытия памятника совершенно незнакомые люди подходили к нему, жали руку, обнимали, целовали. Александр Михайлович очень волновался. День открытия памятника стал самым счастливым днем в жизни скульптора, его звездным часом. Торжества продолжались до вечера. К концу дня ненастье усилилось. Люди солидные, прибывшие в экипажах, давно разъехались, но студенты, гимназисты, молодые рабочие не расходились. Вечером в фонарях вокруг памятника загорелись лампочки, вспыхнула иллюминация. Это был настоящий праздник! Москва давно не помнила такого многолюдства, не видела столько радостных лиц. С тех пор уже сто с лишним лет каждый год в день рождения поэта дети и взрослые несут к подножию памятника цветы, выражая Пушкину свою любовь и признание. Задание 6. Напишите сочинение – описание памятника Пушкину в Москве работы А.М. Опекушина.
Возьмите на заметку! 1. Ваша задача – умело выбрать из всех текстов необходимый материал для написания сочинения. 2. Цель вашего сочинения – описать памятник; показать, как замысел автора осуществлен в общем виде памятника, его деталях, окружении, объяснить значение памятника для русского народа, для истории. /«Скульптор выразил бессмертие пушкинского гения и его близость народу: не только современникам, но и потомкам»/. 3. При написании сочинения пользуйтесь планом. Он может быть таким: I. Вступление. 1)История создания памятника. 2)Где и когда он установлен? II. Описание памятника. 1)Бронзовая фигура поэта. 2)Состояние «солнца русской поэзии». 3)О чем нам рассказал постамент? III. Заключение. 1)Что А.М. Опекушин хотел выразить в своей скульптуре? 2)Чем памятник ценен для нас?
4. Выберите эпиграф к сочинению из текста «Писатели о памятнике Пушкину». Писатели о памятнике Пушкину 1. Памятник Пушкину останется мерой того, до какой высоты может доходить полнота человеческой жизни. (М.М. Пришвин). 2. … мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком!.. (И.С. Тургенев). 3. Памятник Пушкина был не памятник Пушкина (родительный падеж), а просто Памятник-Пушкина, в одно слово, с одинаково непонятным и порознь не существующими понятиями памятника и Пушкина. То, что вечно, под дождем и под снегом, - о, как я вижу эти нагруженные снегом плечи, всеми российскими снегами нагруженные и осиленные африканские плечи! – плечами в зарю или в метель, прихожу я или ухожу, убегаю или добегаю, стоит с вечной шляпой в руке, называется «Памятник Пушкина». Мрачная мысль – гиганта поставить среди цепей. Ибо стоит Пушкин среди цепей, окружен («огражден») его пьедестал камнями и цепями: камень – цепь, камень – цепь, камень – цепь, все вместе – круг, Круг Николаевских рук, никогда не обнявших поэта, никогда и не выпустивших… Но с цепями и с камнями – чудный памятник. Памятник свободе – неволе – стихии – судьбе и конечной победе гения: Пушкину, восставшему из цепей. И если я до сих пор не назвала скульптора Опекушина, то только потому, что есть слава большая – безымянная. Кто в Москве знал, что Пушкин – Опекушина? Но опекушинского Пушкина никто не забыл никогда. Мнимая неблагодарность наша – ваятелю лучшая благодарность. (М. Цветаева. Мой Пушкин) | ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |