Описание картины

 

Восприятие произведений живописи требует от зрителей определенных навыков, чутья, вкуса.

Картина – это окно во внутренний мир художника. При описании картины должны быть обеспечены единство изображения, единство взгляда на нее и определенная последовательность в описании.

Задание 1. Ознакомьтесь с комментарием к словам и словосочетаниям. Запомните их.

Пейзаж (франц.) – 1.вид страны, вид местности.2.Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении; пейзажная живопись, пейзажист.

Пленэр – открытый воздух; в живописи воспроизведение воздуха и среды, обусловленные солнечным светом и атмосферой.

Художник – автор картины – живописец – мастер кисти; изобразил – показал –создал – запечатлел – воплотил – воспел.

Писать, создавать картину

Картина – произведение живописи – полотно.

Репродукция – воспроизведение картины типографическим способом.

Цветовая гамма – ряд однородных, последовательно изменяющихся явлений, цветов, признаков.

Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Теплый, холодный, яркий колорит.

Тон – характер, оттенок красок, цвета по яркости, колориту.

Этюд (франц.) – изучение. В изобразительном искусстве этюд – произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Этюдник.

Задание 2. Определите, какие словосочетания более всего подходят к следующим художникам: Исаак Ильич Левитан, Иван Константинович Айвазовский, Валентин Александрович Серов, Василий Васильевич Верещагин.

Певец моря, прославленный художник – маринист; мастер – портретист, гениальный мастер портретной живописи; певец русской природы, талантливый живописец, художник – пейзажист; художник – баталист, художник – новатор в изображении войны.

 

Задание 3. Подберите репродукции картин, относящихся к различным жанрам живописи. Кратко охарактеризуйте их.

1)    Кто автор этой картины?

2)    К какому жанру она относится?

3)    Что на ней изображено?

4)    Чем эта картина нравится вам?

 

Текст I. Пейзаж в русской живописи. И. И. Левитан. Март. Слово о художнике. История создания картины.

Выдающимся мастером пейзажного жанра был Исаак Ильич Левитан. Этот художник все свое творчество (оно было недолгим, так как живописец прожил всего лишь сорок лет) посвятил изображению русской природы. Однако, по мнению некоторых преподавателей в Училище живописи и ваяния (где он учился), Левитан не должен был касаться русского пейзажа (поскольку Левитан – еврей по происхождению). Изображать русский пейзаж – дело коренных русских художников. И по этой же причине дипломная работа Левитана, представленная его учителем Саврасовым к большой серебряной медали, была признана недостойной ее, а сам Левитан не получил звания художника; ему дали всего лишь диплом учителя чистописания. С этим жалким дипломом вышел в жизнь один из тончайших художников своего времени, будущий друг Чехова, первый и еще робкий певец русской природы.

Все произведения Левитана глубоки по содержанию и необычайно «прозрачны», ясны по форме. Среди картин художника преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты ее состояния: не летом и зимой, а весной и осенью. Эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. Картины Левитана обычно и называют «пейзажами настроения». Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Чувства тоски, тревоги вызывают такие пейзажи живописца, как «Над вечным покоем», «У омута», «Владимирка». Зато сколько света, воздуха, простора, радостного ощущения бодрой силы в полотнах «Золотая осень», «Вечерний звон», «Свежий ветер», «Волна».

Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов – излюбленная тема и русской живописи, и русской литературы.

Как и Саврасов, Левитан тоже считал, что красоту можно увидеть даже в самом обычном. Надо только суметь интересно и правдиво рассказать об этом.

Картина «Март» написана Левитаном в период расцвета его творческих сил (в 1895 г.). Это один из самых поэтических пейзажей не только в русской, но и мировой живописи. Картина – всегда диалог художника со зрителем. Этот диалог начинается с ее названия. В картине «Март» нет ничего особенного: деревянный дом, у крыльца – лошадка, неподалеку темнеет лес.

В пейзажных полотнах Левитана вы почти нигде не увидите изображения человека. Но своим лирическим восприятием художник как бы очеловечивает природу, пробуждая в зрителе определенные чувства и настроения. В картине «Март» о присутствии человека говорит такая деталь, мастерски найденная художником, как неприкрытая дверь.

Когда смотришь на полотно Левитана, может показаться, что художнику понадобилось много красок. А на самом деле основных цветов всего четыре: синий, желтый, зеленый, белый. Но зато какое множество оттенков, какая богатая палитра.

К.Г. Паустовский так отзывался о картине «Март»: «В этой картине художником передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома».

 

 
 
Послетекстовые вопросы и задания

1)    Внимательно рассмотрите картину И.И. Левитана «Март». Почему художник дал ей такое название?

2)    Какое время года изобразил живописец? Какие изменения происходят в природе весной?

3)    Чем привлек внимание Левитана этот уголок природы?

4)    Как построил художник свою картину?

Задание 4. Сравните описание начала весны известным русским писателем И. Соколовым – Микитовым «Март в лесу» с пейзажем Левитана.

 

Март в лесу

В богатствах календаря русской природы март числится первым месяцем весны, радостным праздником света. Уже кончился холодный, вьюжный февраль – «кривые дороги», как называют его в народе. По народному меткому слову, еще «зима зубы показывает». В первых числах марта нередко возвращаются морозы. Но все длиннее дни, раньше восходит над снежной сверкающей пеленой весеннее яркое солнце.

Почти невидной и неслышной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живет в эту пору едва пробудившийся лес. По-весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят деревья. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. Под темными елями ноздреватый снег обсыпан опавшей хвоей. Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант – пестрый дятел.

Вот, уронив обгрызенную шишку, взвершилась на дерево легкая белка. Прыгая с сучка на сучок, над самым сугробом уже по-весеннему тенькают синички. Мелькнув за стволами деревьев, неслышно пролетит и исчезнет рыжеватая сойка. Вспорхнет, прогремит и скроется в глубине лесного заросшего оврага пугливый рябчик.

С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель – самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков.

 

Задание 5. Творческий диктант по картине И. И. Левитана «Март». Вставьте в текст определения в соответствии с изображенным на картине.

 

 «Март» – один из лучших пейзажей художника И.И. Левитана. (Солнечный весенний) день. Справа виднеется стена (деревянного желтого) дома. Дом освещен (яркими, теплыми) лучами весеннего солнца, и поэтому он кажется оранжевым в тех местах, куда прямо падает солнечный луч.

Возле дома стоят (белоствольные изящные) березки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне (яркого голубого) неба.

Слева темнеют (зеленые) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев  на снег падают (холодные, густые фиолетовые) тени.

Еще много снега. Снег на картине имеет множество цветочных оттенков: около деревьев – (голубоватый, искристый, рассыпчатый, на дороге – грязный, бурый, желтовато-серый).

(Теплым коричневым) пятном выделяется лошадь, пригревшаяся на солнце.

Хочется подышать (прозрачным весенним) воздухом. Очень искусно использует художник краски. Так, при помощи (теплых, ласковых, рыжевато-золотистых) тонов Левитан сумел передать пробуждение весенней природы, начало весны.

 

Возьмите на заметку!

Создавая картину, живописец может отобразить лишь один эпизод из всего богатства и разнообразия окружающей его действительности. Но в этом эпизоде неизбежно отразится душа художника, его стремление запечатлеть самое характерное в жизни человека и природы.

Однако зрительская фантазия, опираясь на выразительные детали произведения, способна преодолеть его узкие рамки и не только заполнить оставшееся за рамой полотна настоящее, но и заглянуть в будущее.

Задание 6. Напишите сочинение – описание картины И.И.Левитана

“Март”.

Примерный план сочинения – описания картины.

I.                   Вступление. И.И.Левитан – мастер лирического пейзажа.

II.                Основная часть. Содержание картины.

1)    Как художник показал пробуждение природы, “конец зимы” и начало весны?

2)    Каков фон картины? Что изобразил живописец на переднем и заднем планах?

3)    Каким настроением пронизана картина, и как оно отражено в цветовой гамме?

4)    Опишите детали картины: снег, небо, солнце, деревья, дом.

5)    Каков замысел живописца? О чем он хотел поведать зрителю своей картиной?

III.             Заключение.

Какое ощущение вызывает картина у вас?

 

          Текст II.

Удивительная картина

 

 

   Весной 1880 года в Петербурге открылась необыкновенная выставка. К зданию, где она помещалась, стекались толпы народа. Улица была запружена каретами. У двери выстроилась длинная очередь. Люди ждали часами, чтобы попасть в зал. А в зале с опущенными на окнах шторами, освещенная электрическими лампами, стояла одна – единственная картина. Люди входили в зал и останавливались, изумлённые.

Что это? Картина? Или, может быть, распахнутое окно, из которого, благодаря волшебству, видна не серая петербургская улица, а теплая украинская ночь? Месяц залил всё вокруг своим сиянием. Сверкают края разорванных облаков. Серебрятся зеленоватые воды Днепра. Блестят огоньки в окнах низких, крытых соломой хат. И сами белёные стены хат словно излучают серебряное сияние…

    Вспоминались чудесные строки Гоголя: “ Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете…”

    Один из учеников Куинджи сказал :”Архип Иванович удивительно передал лунный свет, но главное в картине – поэзия украинской ночи, простор , тишина” ( По. Порудоминскому).

 

     Послетекстовые вопросы и задания

1)    Вы прочитали небольшой рассказ о картине А.И.Куинджи « Лунная ночь на Днепре.» Видели  ли вы эту картину? Почему она производит такое глубокое впечатление?

2)    Почему посетителям выставки невольно вспоминались прекрасные строки Н.В.Гоголя об украинской ночи?

3)    Прочитайте предложения. В прямом или переносном смысле употреблены выделенные слова? Как называется такой стилистический приём?

К зданию стекались толпы народа. Улица была запружена каретами. Месяц залил всё вокруг своим сиянием.

4)    Найдите в тексте эпитеты и сравнения.

5)    Используя текст и репродукцию картины Куинджи , составьте письменно её описание. Предварительно выпишите из текста ключевые слова и словосочетания.

 

Задание 7. Этюд  часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой и т. д. Как вы думаете, многочисленные этюды говорят о таланте художника или о его посредственности? Свой ответ обоснуйте.

 

Задание 8. Подготовьте небольшие рефераты о пейзажистах.

1)    И.Айвазовский – прославленный маринист.

2)    Ф.Васильев – пейзажист – поэт.

3)    А.Куинджи – художник лунной темы.

4)    И.Шишкин – певец могучих русских лесов и просторов.

Задание 9. Ваш друг едет в Москву и собирается посетить Третьяковскую галерею. Вы даете ему совет:”Не пропусти этих картин!” Каких и почему?

 

Задание 10. Расскажите о посещении вами какого- нибудь художественного музея. Что вы запомнили из рассказа экскурсовода? Понравился ли вам его рассказ?

Текст III. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Саврасову хотелось работать, писать новые этюды, новые картины. После некоторых размышлений он решил поехать в какую – нибудь деревеньку на севере Костромской губернии. Он быстро собрался, отобрал масляные краски, приготовил этюдник и отправился в санях по почтовому тракту.

Вдосталь наезженная дорога темнела среди покрытых снегом полей. Снежный покров был сероват, похож на грубый домотканый холст. Уныло – однообразными казались эти поля и эта дорога, вся в рыхлом, грязноватом снегу. Но зато как легко и свободно дышалось весенним воздухом! Пахло тающим снегом, землёй. Пегая кобыла тащила сани по почтовому тракту среди ещё по – зимнему печальных полей.

Извозчик, тощий мужичок с редкой, похожей на куриный пух бородой, поинтересовался:

 Что, барин, по служебной надобности едешь? Или в гости, проведать кого?

 Я художник, - ответил Алексей Кондратьевич, - еду писать картины…

– А что на них будет, на этих картинах – то?

– Да вот весну хочу показать: как снег тает, как птицы гнёзда вьют, как небо становится будто синька…

– А для чего, барин? Это нам и так известно. Привыкли… Хоть и весна, ну и что ж… Обычное дело. За весной – лето… Ты лучше бы что-нибудь похлеще, позаковыристей нарисовал, чтобы удивление взяло… Что-нибудь такое необнакновенное Вот тогда другой разговор

     Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитине. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Глухомань порядочная. Говорят, Иван Сусанин родом из здешних мест. Село как село, сколько таких в России! Потемневшие от времени избы, крестьянские дворы. С крыш свисают длинные сосульки. Деревья с мокрыми стволами. Кажется, всё отсырело: деревья, бревна изб, заборы. Слышно, как где-то кричат птицы, должно быть грачи. Им пора прилететь. Уже прошел день Герасима - грачевника, когда они обычно появляются.

       Да, вот их сколько на берёзах, возле церкви, на краю села. Они сидят, слегка покачиваясь, на тонких ветках, устроились в чёрных крупных гнёздах, летают над землёй и ходят неторопливо, с достоинством по осевшему снегу.

       Эти берёзы, молодые ещё, но неказистые, некрасивые, искривленные, голые, стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени, и в лужах, заполненных снежным крошевом. Они у низенького забора, за которым на церковном участке видны какие-то строения, дома и сараи, и над ними возвышается церковь и колокольня. Село здесь кончалось, и уходили вдаль ровные серые поля с тёмными прогалинами обнажившейся земли.

       Церковь Воскресения была построена в конце XVIII века. Колокольня со встроенными кокошниками у основания остроконечного шатра. Белый храм с пятью небольшими куполами.

        Саврасов пришёл сюда, на окраину села Молвитина, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Пришёл и остался надолго. То ощущение весны, которым он жил все эти дни, когда ехал в санях по оттаявшей дороге, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь, у околицы обычного, неприметного русского села, приобрело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько вёрст.(По О.М. Добровольскому. Саврасов)

 

         Послетекстовые вопросы и задания

1)    Перескажите текст подробно.

2)    Выскажите своё мнение о предмете спора Саврасова с извозчиком.

3)    Какая картина была создана художником  в селе Молвитине? Напишите о своем отношении к ней.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»