ИЗЛОЖЕНИЯ

 

Ни один вид письменных работ не может дать такого эффекта в повышении культуры речи, ее стилистического обогащения, как изложение. Предлагаемые тексты являются образцами различных типов монологической речи. Постарайтесь не только передать содержание изложений, но и отразить художественные особенности текстов, используя при этом образные речевые средства.

I.                  Деревня Маниловка

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам. На покатости горы, одетой подстриженным дерном, были разбросаны по-английски две-три клумбы, пять шесть берез небольшими купами возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была небольшая, но высокая беседка с надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже был покрытый зеленью пруд, отнюдь не диковинный в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения темнели серенькие бревенчатые избы, сразу сосчитанные нашим героем. Нигде между ними не было ни растущего деревца, ни какой-нибудь зелени. Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платье и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача изорванный бредень, где видны были два запутавшихся рака и блестела попавшаяся плотва. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не ясный и не мрачный, а какого-то  светло-серого цвета. Для пополнения картины не было недостатка в петухе-предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на голову, продолбленную до самого мозгу носами других петухов, горланил очень громко, похлопывая крыльями, обдерганными, как старые рогожки. Поодаль, в стороне, темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил самого хозяина, стоявшего на крыльце и приставившего руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере приближения брички к крыльцу глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

(По Н. Гоголю, 222 слова)

 

I.                   Перескажите текст подробно.

II.                Укажите тип речи, назовите особенности данного типа.

II.               Бежин луг

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются лишь тогда, когда знаешь, что погода установилась надолго. С самого раннего утра небо было ясно; утренняя заря не пылала жаром, а разливалась кротким румянцем. Солнце, еще не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное, всплывало над длинной тучкой, освещая ее. Тучка блистала, и блеск ее был подобен блеску кованого серебра. В такие дни около полудня обыкновенно появляются высокие облака; они почти не трогаются с места, но далее, к небосклону, они сдвигаются, и кое-где между ними пробиваются сверху вниз сверкающие солнечные лучи.

Точь-в-точь в такой день я охотился за тетеревами. В течение дня я настрелял довольно много дичи; наполненный рюкзак немилосердно резал мне плечо. Вечерняя заря погасла, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами заходящего солнца, начали густеть и разливаться холодные тени. Быстрыми шагами прошел я кусты, взобрался на небольшой холм и вместо ожидаемой знакомой равнины с белой церковью в отдалении увидел совершенно другие, незнакомые мне места. У ног моих тянулась узкая долина, а справа возвышался частный осинник. Я остановился в недоумении и оглянулся. «Да, – подумал я, – куда же это я попал? Видимо, я чересчур забрал влево». Я поскорее выбрался на другую сторону холма и пошел, забирая вправо. Я добрался до леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные низкие кусты широко расстелились передо мной, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле.

Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Все кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я уже с трудом различал отдаленные предметы, только одно поле белело вокруг. Я отчаянно устремился вперед, словно вдруг догадался, куда следовало идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно, и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошел прямо, по звукам, наугад.

Около получаса шел я так, с трудом переставляя ноги. Казалось, что отроду не бывал я в таких пустынных местах: нигде не было видно ни огонька, не слышно ни звука. Бесконечно тянулись поля, кусты, словно из-под земли вставали перед самым моим носом. Я уже собирался прилечь где-нибудь до утра, как неожиданно узнал, куда я зашел. Эта местность была известна у нас под названием Бежин луг.

(По И. Тургеневу, 403 слова).

 

I.                   Прочитайте и перескажите текст.

II.               Определите тип и стиль речи. С помощью каких средств художественной изобразительности автор рисует Бежин луг?

 

III.

Величава и красива Красная площадь в Москве. Каждый, кто приезжает в столицу, спешит пройти по ее каменной мостовой. Здесь прошлое и настоящее, неразрывно связанное, переплелось в ее архитектурном облике. Перед многоглавым каменным собором Василия Блаженного стоит скульптурный монумент в память победы русского оружия в 1612 году в борьбе  с польскими интервентами. На его гранитном постаменте бронзовыми буквами начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Смутное то было время. Горела земля. Рушились под натиском иноземцев стены древних городов. Многие русские земли с помощью изменников – бояр, запуганных вспыхнувшим в то время восстанием под руководством Ивана Болотникова, были без боя отданы чужеземным захватчикам. Отряды самозванца Лжедмитрия II, жаждущего царского престола, хозяйничали в Москве. И в этот критический момент с особой силой проявился патриотизм русского народа, его святая любовь к отчизне. Во имя спасения родины был брошен клич «не пожалети животов  своих» для освобождения Москвы и всей земли русской. Этот пламенный призыв был подан с берегов Волги нижегородским старостой Кузьмой Мининым-Сухоруком (15?? – 1616).

Возглавляемое им и Дмитрием Пожарским (1578-1641) войско народного ополчения двинулось с боями на Москву. 27 октября 1612 года столица была освобождена, и началось окончательное изгнание интервентов с русской земли, завершившееся  полной победой.

К 200-летию этого события выдающийся русский скульптор И.П. Мартос создал памятник Минину и Пожарскому. Открыли его на Красной площади в 1818 году. Это было знаменательным событием не только для Москвы, но и для всей России. Памятник стал первым скульптурным монументом города и первым произведением русского монументального искусства, где прообразом послужил не царь или император и даже не великий полководец, а простой гражданин, человек из народа.

В рубашке с русским узором стоит перед князем нижегородский староста Кузьма Минин. Властный жест его вытянутой руки устремлен на площадь, к народу. Он призывает воеводу Д. Пожарского возглавить русское войско и спасти отечество. Опираясь на щит и слегка приподнявшись, Пожарский принимает из рук Минина меч.

Постамент под фигурами пламенных патриотов русской земли выполнен из красного финляндского гранита, с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них изображены нижегородцы, приносящие на алтарь отечества свои пожертвования. На другом – один из эпизодов доблестного похода народного ополчения.

В первом из рельефов примечательна одна деталь. Мужчина (крайняя фигура слева) отдает в народное ополчение двоих сыновей. Здесь Мартос изобразил самого себя. Эта вольность автора не случайна. Один из сыновей Мартоса – Алексей был участником войны 1812 года, другой – архитектор Никита Мартос погиб во Франции, где он, находясь в качестве пенсионера Академии художеств, был задержан наполеоновскими войсками.

Первоначально памятник был установлен в центре Красной площади, перед Торговыми рядами (ныне здание ГУМа). В 1930 году в связи с реконструкцией площади памятник был перенесен к храму Василия Блаженного, где и стоит теперь.

(Р.Ф. Кожевников. Памятники Москвы, 423 слова).

Озаглавьте  текст и перескажите его (подробно или сжато).

I.                   Расскажите об известном вам памятнике героям – защитникам России.

II.                Ответьте на вопрос: «Какой подвиг совершили гражданин Минин и князь Пожарский?»

 

IV. Петр Ильич Чайковский

Выдающийся русский композитор Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в семье горного инженера на Урале. Затем семья переехала в Петербург, и мальчика отдали учиться в училище правоведения. Окончив его, юноша получил место в Министерстве юстиции. Однако служба его отягощала, чиновника из него не получилось.

Все свободное время Петр Ильич посвящает музыке. В 1861 году он поступает в консерваторию и через три года блестяще ее оканчивает.

Став профессиональным музыкантом, Чайковский переезжает в Москву, чтобы заняться педагогической деятельностью в Московской консерватории. Он сочиняет музыку – симфонии, оперы, балет «Лебединое озеро», пьесы, романсы. За десять лет он создал множество произведений, находя свое счастье в творчестве.

В 1877 году Чайковский был вынужден уехать за границу, чтобы поправить пошатнувшееся здоровье. Но и здесь он продолжает работать. Только музыка выводит его из состояния душевного кризиса. Он пишет прославившие его произведения: четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин».

 С конца 1870-х годов Чайковский выступает как дирижер. Он знакомится с выдающимися композиторами-современниками: Брамсом, Григом, Сен-Сансом, Массне, знаменитыми танцовщиками и балеринами. Его симфонические концерты проходят с триумфом в Берлине, Париже, Женеве, Лондоне. В 1891 году Чайковский побывал в Америке, в 1893 году в Англии ему присвоили степень доктора музыки Кембриджского университета.

В последнее десятилетие жизни он создает гениальную пятую и шестую симфонии, оперы «Чародейка», «Пиковая дама» и другие, балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Наиболее значительные по замыслу произведения Чайковского этих лет отразили настроения передовой русской интеллигенции: они насыщены огромной любовью к жизни, к человеку, но в то же время трагичны.

16 октября 1893 года Чайковский еще дирижировал в Петербурге первым исполнением шестой симфонии и был счастлив своим успехом, а в ночь на 25 октября он скоропостижно скончался.

 (По И.Б. Голуб, 269 слов).

 

I.                   Перескажите текст подробно. Определите тип и стиль речи.

II.                Перескажите текст сжато. Ответьте на вопрос: «С какими произведениями П.И. Чайковского вы знакомы?»

 

V. Русские художники-передвижники

Во главе русской национальной школы демократической живописи во второй половине XIX века стояли художники, объединившиеся в «Товарищество передвижных художественных выставок». В него входили И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Г. Перов, В.Д. Поленов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, И.И. Левитан и другие. Они находились под влиянием передовых взглядов русских писателей-демократов В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского. Официальная дата образования Товарищества – 1870 год. Однако история его уходит в 60-е годы, период обострения политической борьбы в России в связи с отменой крепостного права в 1861 году.

В 1863 году в Петербургской академии художеств произошел бунт: четырнадцать художников-выпускников вышли из Академии и создали свою художественную артель. Они вместе работали, ездили по всей России и рисовали с натуры. Из самой глуши художники привозили небольшие картины, в которых изображалась суровая правда жизни: бедные деревеньки с избами, покрытыми соломой, нищие крестьяне… Так сложилось товарищество, которое решило посвятить свое искусство народу.

По убеждениям художников нового направления, живопись должна быть правдивым, реалистическим отражением народной жизни, показывать тяжелое положение бедных и призывать к справедливости. Передовое реалистическое искусство в России всегда было связано с демократическим движением.

Художники – новаторы считали, что их картины следует выставлять не только в столице, но и в отдаленных уголках России, в провинции. И они устраивали выставки, которые перевозили из города в город. Поэтому их содружество и получило название «Товарищество передвижных художественных выставок», а сами участники его называются передвижниками. Передвижники вошли в историю русской культуры как прекрасные мастера живописи, они дали России Репина и Сурикова.

Для художников-передвижников излюбленным стал бытовой жанр. В этом отношении характерны картины В.Г. Перова. Например, его полотно «Тройка». У русского человека слово «тройка» вызывает представление о трех лошадях (на тройках ездили богатые люди в каретах, на санях). Но на картине мы видим, что в сани впряжены не кони, а люди, а к тому же – маленькие, слабые дети! Художник показывает жизнь детей бедняков, которым приходится выполнять непосильную работу. Они, надрываясь, тянут тяжелую, обледеневшую бочку с водой. Отданные в обучение в город к жестоким и грубым хозяевам, они проводят свою жизнь в непосильном труде.

Не только содержание картины, но и сам характер живописи не похож на парадное светское искусство: здесь нет ярких, веселых красок; скупые средства выражения как бы подчеркивают безысходность жизни бедноты, беспросветность нищеты.

Большое значение художники-передвижники придавали портрету, который позволял им раскрыть характер человека, его душевные переживания. Кисти передвижников принадлежит множество портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. В то же время интересно подчеркнуть и то, что передвижники писали портреты людей из народа. И.Н. Крамской создал целую галерею портретов русских крестьян.

Значительное место в художественном  наследии передвижников занимает и пейзажная живопись.

Основоположником русского национального пейзажа явился А.К. Саврасов. Его картина «Грачи прилетели»  имела огромный успех на одной из передвижных выставок. Исключительно точно подобраны и размещены на полотне все детали: на переднем плане березы, усеянные грачиными гнездами. Вдали, за колокольней сельской церкви, потемневшие весенние поля. Справа – пруд, в котором уже растаял лед. На снегу – легкие голубые тени от деревьев. А на фоне светло-голубого неба – стаи грачей, это первые вестники весны. Во всем чувствуется приближение тепла. Кажется, что и деревья пробуждаются к жизни, и воздух дышит весной, живо представляется птичий гам. Все это придает пейзажу особую жизненность. В своем внешне ничем не примечательном облике природа у Саврасова несет истинную поэзию.

(По И.Б. Голуб, 510 слов)

 

I.                   Прочитайте текст и перескажите. Определите тему текста.

II.                Укажите, элементы каких типов речи сочетаются в данном тексте.

VI.

Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие. Когда Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», он прочитал много книг на тему, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль, в храм Василия Блаженного. Он говорил: «Я на памятники, как на живых людей, смотрел, - расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели».

В создании картины очень много помогли художнику воспоминания детства. Суриков родился в Сибири, в городе Красноярске. Он был потомком сибирских казаков, пришедших когда-то сюда с Дона под водительством Ермака. В детстве мальчик слышал много старинных преданий и рассказов. Тогда же он впервые услышал и историю боярыни Морозовой.

В то время в Сибири еще сохранились черты русского быта XVI и XVII веков: старинные обычаи, песни, одежда. И эти черты художник воплотил в своей картине.

А сколько Суриков работал над образом каждого героя своей картины!

Художник посещал молитвенные дома старообрядцев в селе Преображенском под Москвой. «Там в Преображенском все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю».

Дольше всего искал Суриков образ самой боярыни.

Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. Ее лицо поразило его – это было то, что он искал. Суриков написал этюд с нее за два часа. Этюд – это небольшая по размеру картина, написанная красками. В нем художник работает над какой-нибудь отдельной частью своей будущей картины. По первому этюду художник создал потом другой, окончательный вариант, который хранится в Третьяковской галерее. Он называется «Голова боярыни Морозовой». Суровое лицо боярыни будто освещено внутренним огнем.

Без конца писал Суриков этюды зимы… «Все с натуры писал: и сани, и дровни. Мы на Долгоруковской жили… там в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней много… Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнешь колею писать».

Так работал Василий Иванович Суриков. Он шутил над собой, говоря: «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял».

Кроме того, большое значение в работе художника имеют накопленный опыт, различные воспоминания, или, как часто говорят, ассоциации. И чем больше впечатлений и наблюдений откладывается в душе и памяти художника, тем ярче и глубже его искусство. Когда художник работает над картиной, то эти ассоциации вдруг возникают, иногда совсем неожиданно для него.

 Суриков в «Боярыне Морозовой» долго искал сочетания черного цвета платья Морозовой и белого снега.

В поисках этого цветового решения он вспомнил, как сильно поразил его когда-то контраст – черная ворона на ослепительно белом снегу.

Перспектива и композиция позволили художнику «построить» и уместить на полотне все, что он хотел изобразить, а светотень и колорит помогли передать бесконечно разнообразный и живой мир.

 (Е.О. Каменева. Твоя палитра, 442 слова).

 

1)    Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?».

2)    Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Расскажите об истории создания какой-либо известной вам картины.

 

VII.

Если бы новейшие кибернетические машины могли подсчитать, во что обходится стране сумма плохого настроения, раздражительности, порождаемых грубым или даже просто нелюбезным поведением людей, они, эти машины сообщили бы нам совершенно сенсационные цифры.

Основы дурных манер лежат, как правило, в психологии и взглядах человека. Что же это за основы?

Во-первых, заниженное представление о своих обязанностях. Терпимость и гуманность нашего общества поселили во многих неустойчивых душах убеждение, что «все сойдет»…

Во-вторых, притупление чувства справедливости.

Понятие о справедливости возникает у человека в самом раннем возрасте, если его терпеливо и заботливо воспитывают. Ребенок, развивший в себе вкус к справедливости, по существу овладевает очень многим. Прежде всего он приучается к мысли, что не имеет никаких привилегий, никаких преимуществ перед своими товарищами. Затем он постигает полезнейшее для его дальнейшей жизни умение ставить себя мысленно на место соседа и с этих позиций оценивать свои поступки.

Итак, два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку.

 Первое: любезное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не изнуряет его непосильными трудами. Это в полном смысле бесплатное приложение к жизни, причем позже, когда оно входит в привычку, производится уже автоматически, не теряя при этом своего благотворного воздействия.

 Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.

Таким образом, хорошие манеры и правильно выбранное поведение не только большой вклад человека в общество. Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход – хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.

(По М. Караченцовой, 251 слово)

 

1)    Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Определите главную мысль текста.

2)    Перескажите текст сжато. Определите стиль и тип речи данного текста.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»