| ||||||
|
| |||||
Тестовые задания
I.Функциональные стили русского языка выделяются на основании факторов: 1) лингвистических; 2) экстралингвистических; 3) лингвистических и экстралингвистических II. Определите стили по их характеристикам: 1) Непринужденно, с сопровождением жестов и мимики выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей. 2) Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо. 3) Точно (исключая двусмысленность), официально по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо. 4) Логично (последовательно и аргументировано), бескорыстно, точно (исключая приблизительность) передается информация для сообщения знаний. 5) Опосредованно через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя. А. Научный стиль. Б. Официально-деловой стиль. В. Публицистический стиль. Г. Разговорный стиль. Д. Художественный стиль (стиль художественной литературы). III. Данные жанры речи относятся к стилям: 1. Диссертация, реферат, конспект, тезисы, монография, учебник, курсовая работа. 2. Отчет, повестка, заявление, характеристика, акт, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, объявление, договор, указ, протокол. 3. Роман, рассказ, поэма, диалог, басня, ода, сказка, повесть. 4. Реплика, частное письмо, дневниковые записи. 5. Репортаж, очерк, заметка, фельетон, памфлет, полемическая статья, речь (выступление). А. Научный стиль. Б. Официально-деловой стиль. В. Публицистический стиль. Г. Разговорный стиль. Д. Художественный стиль. IV. Назовите основные функции публицистического стиля: 1) Коммуникативная 2) Информативная 3) Агитации и пропаганды (воздействия) 4) Эстетическая 5) Волюнтативная (повеления) V. Приведенные языковые средства являются характерными для стилей: 1) Междометные, профессиональные, уменьшительно-ласкательные слова, слова-предложения, реплики, вопросительные и побудительные предложения, свободный порядок слов в предложении, неполные предложения. 2) Канцеляризмы, слова-сокращения, штампы, книжные слова, слова в основных значениях, предложения с однородными и обособленными членами, низкий процент сложноподчиненных предложений. 3) Термины, книжные слова, отвлеченные слова, слова в основных (понятийных) значениях, прямой порядок слов, неопределенно-личные, безличные предложения, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения, сложные предложения с разными видами связи. 4) Профессиональные слова, общественно-политическая лексика и фразеология, слова в переносно-образных значениях, неологизмы, устаревшие, заимствованные слова, стилистически окрашенные, книжные слова, восклицательные предложения, предложения с обращением, номинативные предложения, риторические вопросы, различные типы сложных предложений. 5) Диалектные, жаргонные, уменьшительно-ласкательные слова, просторечные, стилистически окрашенные, слова в переносно-образных значениях, книжные, архаизмы, предложения с прямой речью, различные виды простых и сложных предложений. А. Научный стиль. Б. Официально-деловой стиль. В. Публицистический стиль. Г. Разговорный стиль. Д. Художественный стиль. VI. Назовите основные типы речи, используемые в том или ином функциональном стиле: 1) Научный стиль. 2) Официально-деловой стиль. 3) Публицистический стиль. 4) Разговорный стиль. 5) Художественный стиль. А. Описание. Б. Повествование. В. Рассуждение. VII. Определите подстили научного стиля: 1. Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. Что требуется для нормального отдыха? Прежде всего тишина. Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей (Ю. Макаренко). 2. В настоящей работе морфологические категории существительного (категория падежа) и глагола (категория времени, наклонения и залога) рассматриваются в связи с синтаксической семантикой, которую их формы передают на основе синтаксических связей в предложениях, представляя собой элементарные синтаксические единицы - синтаксемы, находящиеся между собой в системных отношениях (А.М. Мухин). 3. Термин «практическая стилистика» встречается у В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, К.И. Былинского и других исследователей проблем стилистики. Используется он и в зарубежной науке... Создаются пособия по нормативной стилистике национальных языков. Делаются попытки определить понятие нормативности, языковой (и стилистической) нормы. А. Собственно научный. Б. Научно-учебный. В. Научно-популярный. YIII. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю: Бездельничание вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят (Д.С. Лихачев). 1) Разговорному. 2) Художественному. 3) Публицистическому. 4) Официально-деловому. 5) Научному. IX. В приведенном отрывке использованы языковые черты стилей: Я вообще человек бесхитростный, стал разъяснять, ничтоже сумняся (ничуть не сомневаясь), давать мудрые советы, а потом меня вдруг ударило; Господи, да ведь он меня изучает! Он же на меня досье заводит! Нет, не в вульгарном смысле, а именно - в научном, для каких-то своих специальных работ и целей. Для своего домашнего «хобби». Придет домой и настрочит целую тетрадь... (Ю. Трифонов). 1) Научного. 2) Официально-делового. 3) Публицистического. 4) Разговорного. 5) Художественного. X. Наименее проницательным для «проникновения» иностилевых элементов является следующий стиль: 1) Художественный. 2) Разговорный. 3) Официально-деловой. 4) Научный. 5) Публицистический. 1)Разговорный стиль. 2)Художественный стиль. 3)Публицистический стиль. XII. Назовите автора строк: «Все многообразие значений, функций и смысловых нюансов слова сосредоточивается и объединяется в его стилистической характеристике». 1)В.В. Виноградов. 2)Г.О. Винокур. 3)Д.Э. Розенталь.
Стилистический разбор текста Схема разбора 1. Основная функция, задачи речи. Есть ли дополнительные функции? 2. Сфера применения, жанр. (Может быть указана речевая ситуация). 3. Монологическая или диалогическая речь? 4. Из художественного произведения взят пример данного стиля или нет? 5. Какие из перечисленных особенностей характерны для данного отрывка: непринужденность – официальность; точность, ясность – расплывчатость, неопределенность; образность – отсутствие образности; эмоциональность – бесстрастность; объективность – субъективность. 6. Языковая специфика: лексика, фразеология, грамматика (привести примеры). 7. Стиль: какой стиль?
Образец стилистического разбора текста
Над степью, заслонив солнце, в зените стояла густо-лиловая градовая туча. Белые обочины её клубились и снежно блистали, но черная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью. Из-за тучи широким веером косо ниспадали солнечные лучи. Они потоками расходились, приближаясь к земле и ложась на дальние просторные степи. Степь, задымленная тучевой тенью, молчаливо, покорно ждала дождя. Ветер кружил сизый столб пыли, уже дыша духовитой дождевой влагой. А через минуту, скупой и редкий, пошел дождь. Ядреные холодные капли вонзались в дорожную пыль, сворачиваясь в крохотные комочки грязи. Подул низовой ветер, и степь наполнилась сухим ропотом прошлогодних бурьянов. (М. Шолохов).
1.-2. Основная функция приведенного отрывка – художественное описание. 3. Перед нами пример монологической речи. 4. Пример данного стиля взят из романа М. Шолохова «Поднятая целина». 5. Для данного отрывка характерны следующие особенности: точность и выразительность, передача через субъективное восприятие объективной картины надвигающейся грозы (как в природе, так и в жизни), ясность, образность. 6. Языковая специфика: наличие средств художественной выразительности: олицетворения (степь молчаливо, покорно ждала дождя, ветер кружил, уже дыша), эпитеты (скупой и редкий дождь, духовитая влага), употребление непрямого порядка слов в предложениях сложной конструкции. 7. Вывод: Художественный стиль (стиль художественной литературы).
Задание 1. Прочитайте тексты. Определите их стилистическую принадлежность. Аргументируйте свой ответ, используя для этого схему стилистического разбора текста.
I. Слова в русском языке разнообразны по своей структуре. Они могут состоять только из корневой части, которая равняется одному лишь звуку. Таковы предлоги к, с, о, у, в, союзы и, а, междометия о!, э!, и!, а!, у! Слова, состоящие только из корня, чаще имеют более сложный звуковой состав. Например: да, нет, на, ура, ведь, даже, кенгуру... Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание, окончание и суффикс или приставку: дел-о, окн-о, мяу-ка-ет; на-пиш-у и т. п. Приставок и суффиксов в слове может быть несколько: по-на-при-ши-ва-л-и, по-стар-ик-ов-ск-и, шелк-ов-ист-еньк-ий и др. В таких словах обычно корни так “обрастают” приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть. Ср.: понавыдергивать, понавыдумывать, понаглядеться, понапришивать, попринарядившийся и т. п. Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понять их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов. (А.Н.Тихонов). II. Русская зима.Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубой. Отдыхает земля, набирает силу. Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ровно они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка. Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе. (По И. Соколову-Микитову). III. Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам[1] яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах. Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги. Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги. Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт. Тучи-снегосыпы сыплют сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли и до неба! (Н. Сладков). IV. Любой уголок земли может подарить миру способного человека. И все-таки есть места, загадочно богатые знатными земляками. В этом смысле орловская земля выходит едва ли не на первое место. Здесь жили и творили чуть ли не все величайшие русские писатели и поэты: Бунин и Тургенев, Фет и Тютчев, Лесков и Леонид Андреев, Пришвин. И природа этих широт России не в малой степени служила колыбелью писательства. Творчество без присутствия в нем природы было немыслимо для таких художников слова, как Тургенев, Кольцов, Бунин, Есенин, Фет. Это все уроженцы полустепной России. ...Есть у земли какие-то свои тайны. (По В. Пескову). V. Хорошие манеры на каждый деньКогда пьете чай или кофе, чашку надо держать за ручку, не вкладывая в нее всех пальцев, не поднимая мизинца. После перемешивания сахара ложку надо положить на блюдце. Не следует пить с помощью ложки. Не дуйте на горячий кофе или чай. Блюдце не поднимаем, поднимаем только чашку. Как поступать с чаем, заваренным с помощью пакетика, опущенного в чашку? Такой способ заварки даёт возможность сделать чай желаемой крепости. Когда чай заварится, вынимаем пакетик и откладываем его на блюдце. Напиток, который пьют через соломинку, не следует вытягивать до последней капли во избежание неприятного звука. VI. Статья 1. <...> 2. Настоящий Закон охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию, и не устанавливает юридические нормы использования языков народов Российской Федерации в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций. VII. ...Насчет продажи продовольствия у меня есть такой случай. Машина с хлебом шла. В машину попал снаряд. Шофера убило. Это действительно так было. Темно. Народ собрался – хватай и беги. Но ведь этого не сделали, всё сохранили до крошки. Вызвали милицию, всё погрузили и повезли. (Из рассказа бывшего блокадника Ивана Андреевича Андреенко).
Задание 2. Докажите, что статья В.И. Аннушкина «Зачем нужна риторика?» (Рус. речь.– 1988.–№ 5.– С. 81) представляет собой образец научно-популярного подстиля.
«Едва ли найдется человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. В сущности, умение говорить убедительно, ярко, точно и кратко — забота и желание каждого из нас. В фольклоре, как и во многих суждениях древних, встречается мысль о том, что речью связываются все человеческие дела: язык — стяг, а «стяг дружины водит», язык – рычаг («языком – что рычагом»). И если речь построена неверно, то разлаживается и само дело; напротив, владение речью приводит человека к успеху: ведь «хорошее слово – половина счастья». Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Демократизация общества и гласность предполагают умение каждого изложить свою точку зрения, а для этого необходима, прежде всего, способность выражать свои мысли так, чтобы вас поняли и поддержали».
Задание 3. Выявите грамматические особенности научного стиля в текстах. 1) «Различные направления и аспекты лингвопрагматики объединяет именно установка на функционирование языка в реальных актах речи и ситуациях общения, внимание к языку как деятельности, точнее, действию в процессе общения говорящих, воздействию говорящего на слушающего ради достижения своих целей и намерений, установка на учет широкого контекста (внелингвистического) при интерпретации высказывания. В центре внимания при этом оказывается не имманентная система языка, а функционирующий язык, человек как субъект речи и ее адресат (в их взаимодействии)» (Кожина М.Н. Соотношение стилистики текста со смежными дисциплинами // Очерки истории научного стиля русского литературного языка 18– 20 вв. / Под ред. М.Н. Кожиной: В 3 т. Т. 2: Стилистика научного текста (общие параметры). – Пермь, 1996. – Ч. 1). 2) «То, что экспрессивно окрашенное значение в основной своей массе – результат вторичной номинации, вполне закономерное явление: в процессах переосмысления возникает возможность создания таких гибридных семантических форм, где при посредстве тропов уже ставшие объектом рациональной оценки понятия (типа урод, аппетитный) совмещаются с оценкой, в которой доминирует эмоциональное восприятие какого-либо признака, выделенного в данном понятии (ср.: обезьяна, кикимора или пальчики оближешь). Как уже отмечалось, эти типы оценки преследуют разные цели: они отображают объективно- или субъективно-ценностное отношение к тому, что попадает в сферу отражательно-познавательной деятельности человека» (Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. – М.: Наука, 1986. – С. 15–16). 3) «Одной из характерных черт современной языковой ситуации является жаргонизация русской речи. Жаргонные слова активно функционируют в средствах массовой информации, многие молодые люди пользуются жаргоном в своей повседневной речи. Целый ряд жаргонных слов и значений постепенно переходит в общее употребление (ср.: беспредел, тусовка, прикол, стеб, кинуть, зачистка и т.п.). То, что мы называем жаргоном, или арго, или сленгом, или социальным диалектом, — все это находится за рамками современного русского литературного языка и, соответственно, не подлежит нормализации, а, напротив, относится к области ненормативных языковых проявлений» (Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. - М., 2002. – С. 195).
Задание 4. Подберите отрывки из публицистических произведений какого-нибудь одного жанра (из статьи передовой, информационной, корреспонденции, беседы, рецензии, обзора, отчета, репортажа, очерка и проч.). Определите, какие языковые средства и стилистические приемы употреблены в выбранных вами отрывках.
Задание 5. Сопоставьте научное и художественное описание березы. Для сравнения взяты описания из Толкового словаря русского языка, Большого энциклопедического словаря и стихотворения С.Есенина. Произведите стилистический анализ лексико-фразеологического и грамматического состава этих описаний.
Задание 6. Напишите одну из деловых бумаг (справку, заявление, докладную записку, автобиографию, отчет, протокол, характеристику и т. д.), используя характерные для деловых документов языковые средства.
Задание 7. Определите, какие из приведенных ниже определений (Веселова П. В. Как составить служебный документ. М., 1982) относятся к следующим жанрам канцелярско-делового подстиля: акт, анкета, ведомость, выписка, деловое письмо, доверенность, договор, докладная записка, записка, заявление, извещение, контракт, опись, отчет, представление, приказ, протокол, расписание, распоряжение, резолюция, справка, счет? ... — договор об установлении, изменении или прекращении правоотношений. ... — документ, адресованный руководству, в котором излагается какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя. ... — документ, в котором указана причитающаяся за что-либо денежная сумма. ... — документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо действий от имени доверителя. ... — документ, информирующий о предстоящем мероприятии (заседании, собрании, конференции) и предлагающий принять в нем участие. ... — документ, представляющий собой трафаретный текст, содержащий вопросы по определенной теме и место для ответов (или ответы) на них. ... — документ, применяемый для связи, передачи информации на расстоянии между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические, и физические лица. ... — документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий. ... — документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов. ... — документ, содержащий предложение о назначении, перемещении или поощрении личного состава, а также рекомендацию определенных действий и мероприятий по вопросам деятельности учреждения. . ... — документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц) учреждению или должностному лицу, например, о приеме на работу, о предоставлении отпуска и т. д. ... — документ, содержащий сведения о подготовке, проведении и итогах выполнения планов, заданий, командировок и других мероприятий, представляемый вышестоящему учреждению или должностному лицу. ... — документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты и события. ...— документ, фиксирующий соглашения двух или нескольких сторон. ... — копия части текстового документа. ... — краткое изложение какого-либо вопроса или пояснение содержания какого-либо документа, факта, события. ...— объявление о времени, месте и последовательности совершения чего-либо. ... — перечень каких-либо данных, расположенных в определенном порядке. ... — правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом коллегиального органа государственного управления, в целях разрешения оперативных вопросов. ... — правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. ... — решение, принятое совещанием, съездом, конференцией и т. п., по обсуждаемому вопросу. ... — юридически оформленный перечень документов.
Задание 8. Составьте заявление по плану: 1) наименование адресата (учреждения, учреждения и должностного лица); 2) наименование подателя заявления (фамилия, инициалы, должность или адрес); 3) наименование документа; 4) текст заявления; 5) указание на приложение и опись прилагаемых бумаг; 6) подпись; 7) дата.
Задание 9. Исправьте приведенные ниже документы, руководствуясь требованиями официально-делового стиля. В бухгалтерию автокомбината № 20 От Ярцева М.Н., слесаря доверенность Я, Ярцев М. Н., доверяю получить деньги, заработанные мной за сентябрь месяц сего года (в размере 100 000 рублей), моему товарищу и другу слесарю Пантелееву О. С. в связи с плохим состоянием здоровья. Прошу вас взять с него расписку в получении денег и принесении их мне. 3.10. с. г. Ярцев
Председателю профсоюзного бюро завода “Путь к сознанию” Уряшкину А. И. от руководителя ансамбля народных инструментов Кукушкина С. С. объяснительная записка. Довожу до Вашего сведения, что полученные мною музыкальные инструменты в количестве 2 шт. (балалайка и баян) возврату не подлежат. Первая – как пришедшая в негодность в результате поломки в результате давки в автобусе. А у баяна продавлены меха сапогом неопознанного гражданина по причине скопления народу и как следствие этого факта ремень был сорван, баян упал, понеся физические и моральные потрясения. Прошу не лишать меня материального вознаграждения за проведенный концерт в подшефном совхозе. Нижеподписавшийся Кукушкин. 16.1. с. г.
Задание 10. Отметьте факты неуместного и, напротив, стилистически оправданного употребления средств официально-делового стиля за пределами деловой документации. Аргументируйте свои выводы.
Секретарь взялся за голову, посидел с минуту молча и уже другим тоном сказал: – Ступай, согласовывай план в райполеводсоюз, потом обедай в столовке, а если там обедов не захватишь, иди ко мне на квартиру, жена тебя покормит. Подожди! Записку напишу. Он быстро черканул что-то на листке бумаги, сунул Давыдову и, уткнувшись в бумаги, протянул холодную, потную руку. – И тотчас же езжай. Будь здоров. А на бюро я о вас поставлю. А впрочем, нет. Но подтянитесь. Иначе – оргвыводы. Давыдов вышел, развернул записку. Синим карандашом было размашисто написано: “Лиза! Категорически предлагаю незамедлительно и безоговорочно предоставить обед предъявителю этой записки. Г. Корчжинский”. “Нет, уж лучше без обеда, чем с таким мандатом”, – уныло решил проголодавшийся Давыдов, прочитав записку и направляясь в райполеводсоюз. (Шолохов. Поднятая целина).
Задание 11. Сравните два отрывка. Выделите средства официально-делового стиля, использованные в фельетоне. Какова их роль в тексте? I. “Мария Ивановна сидела на диване и читала книгу, мягкий свет падал на перелистываемые страницы”. II. “17-го сего апреля, в два часа пополуночи, в квартире №75 была обнаружена неизвестная гражданка, назвавшаяся Марией Ивановной, сидевшая в северо-западном углу комнаты на почти новом диване, купленном по ее заявлению, в магазине Мосдрова. В руках у нее удалось обнаружить книгу неизвестного автора, скрывавшегося под фамилией А. Толстой, каковую она, по ее словам, читала, употребляя для освещения как комнаты, так равно и книги настольную штепсельную лампу с вывернутой в таковую электрической лампочкой силою в 25 свечей и, как утверждает экспертиза, накала в 120 вольт”. Задание 12. Определите, в каком подстиле официально-делового стиля написаны следующие тексты? Укажите языковые признаки, характеризующие эти тексты как принадлежащие официально-деловому стилю.
1. Уважаемые господа! Я хотел бы воспользоваться сегодняшней церемонией вручения верительных грамот, чтобы в очередной раз подтвердить открытость Российской Федерации внешнему миру и наше стремление развивать сотрудничество и диалог со всеми государствами. Наша цель – стабильный и безопасный мир. Основа для его строительства – это равноправие, взаимоуважение и взаимовыгодное сотрудничество. Все это невозможно без строгого соблюдения принципов международного права. Важнейшую роль в этом призвана сыграть ООН и Совет Безопасности. Россия, как постоянный член Совета Безопасности ООН, укрепляла и будет укреплять авторитет этой организации. ...Мы высоко ценим позитивное добрососедство с Литовской Республикой и рассчитываем на то, что наше сотрудничество будет способствовать укреплению ситуации в регионе, укреплению стабильности и позитивной тенденции в этом очень важном для России регионе. Мы намерены и дальше укреплять плодотворное сотрудничество со Швейцарской Конфедерацией. Я бы сказал, что новое качество в наших отношениях проявилось тогда, когда мы работали в гуманитарной сфере в Югославии. Остается неизменным наш принципиальный подход к развитию всесторонних отношений с Республикой Болгария. С Республикой Болгария мы готовы к сотрудничеству по самому широкому кругу вопросов. Одним из наших ведущих партнеров в Латинской Америке были и остаются Мексиканские Соединенные Штаты. Мы настроены на развитие дальнейшего взаимодействия, активизацию двусторонних торгово-экономических, культурных и научно-технических связей. (Фрагмент выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на церемонии вручения верительных грамот, состоявшейся в Кремле 15 мая 2000 г.) 2. Статья 41 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным, законом. (Конституция РФ)
3. Образец типового резюмеНиколаев Андрей Сергеевич род. в г. Москве 15 апреля 1986 г.
Домашний адрес Адрес университета Домашний телефон Рабочий телефон/факс E-mail address
Позиция: гид-переводчик в летнее время Сведения об образовании и имеющемся опыте работы: РГЛУ, 3-й курс факультет испанского языка, студент заочного отделения – сент. 2005 – настоящее время. Курсы иностранных языков при МИДе РФ 2004 - 2005. Средняя школа № 1024 – 1993–2003. Работал в качестве переводчика с группой испанских туристов –июль-август 2004 г. (вне штата в «Интуристе»).
Дополнительные сведения: Переводчик на международной конференции «Безопасность в больших городах» (г. С.-Петербург, апрель 2005 г.).
Прочие сведения: Читаю, говорю и перевожу с испанского и французского. Пользователь ПЭВМ (свободно владею программами Word 8.0, Excel). Имею водительские права на управление транспортом категории А и В. Интересы, склонности: Увлекаюсь музыкой, театром. Иная вспомогательная информация: По характеру, общителен, открыт, коммуникабелен. К порученному делу отношусь ответственно. Сведения о рекомендациях: Рекомендации имеются и при необходимости могут быть представлены.
10 марта 2008 г.__________________Николаев А.С. сигнатура
Задание 13. К какому стилю (публицистическому, художественному) принадлежат тексты? Определите их жанровую специфику, проанализировав языковые средства разных уровней.
1) «Меня иногда спрашивают: в чем специфика русской интеллигенции сегодня? Это вопрос крайне важный и сложный. С одной стороны, интеллигенция — родовое понятие. Она вся принадлежит миру культуры. А мир культуры неделим. И мне гораздо ближе казахский, английский или еврейский интеллигент, с которым я говорю на одном языке, чем русский бюрократ, с которым я говорю на разных языках. (Хоть я и «природный русак», по выражению Суворова.) Что же касается возвышенного образа русской интеллигенции, столь популярного ныне у публицистов, то это отчасти исторически обусловленное и невозвратимое прошлое, отчасти миф, отрадная утопия, прибежище разочарованных» (Севастьянов А. Интеллигенция: что впереди // Литературная газета. — 1988. – 21 сентября). 2) «Однажды, лет двадцать назад, поехал я на озеро Кубянское за рыбой. Вспоминается предвесенняя небесная глубь, мартовская ясность воздуха и голубоватые холстины снежных полей, окантованные темно-зелеными ельниками. В глазах и до сих пор грунтовая дорога к селу Никольскому. Запах первой талой воды, вернее, готового к таянию снега, напоминал запах только что выловленной рыбы. И я был уверен, что без рыбы в Вологду не вернусь. Да и в рыбе ли дело? Душа моя жаждала не столько свежей ухи, сколько весеннего общения с настоящими, а не любительскими рыбаками. Рассчитывая попить чаю из нехлорированной воды, я остановился напротив деревеньки из пяти, может, шести домов. Заглушил машину и подошел к первому дому. У крыльца нет и следа. Подошел ко второму — замок. У третьего дома замка на воротах нет, но стекла в окнах выбиты. Деревня разорена и брошена, но мне не хотелось этому верить, я побежал к последнему крайнему дому. Нет, и этот дом пуст! Ворота оказались открытыми, в сенях в беспорядке валялись вилы, осиновая дупля, ухват и соломенная корзина. Я вошел в избу...» (Белов В. Ремесло отчуждения: Бюрократия и экология. Размышления при разборе бумаг // Нов. мир. — 1988. — № 6).
Задание 14. Прочитайте текст. Найдите в нем черты официально-делового стиля. Для чего они употреблены? Можно ли считать этот текст характеристикой? Аргументируйте свой ответ. Арина Петровна – женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно; единолично и бесконтрольно управляет гоголевским имением, живет уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит, местным властям доброхотствует*, а от детей требует, чтобы они были в таком у нее послушании, чтобы при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька скажет? Вообще имеет характер самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый, чему, впрочем, немало способствует и то, что во всем гоголевском семействе нет ни одного человека, со стороны которого она могла бы встретить себе противодействие. ( М.Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы). *Доброхотствовать (устар.) – относиться к кому-нибудь доброжелательно, с расположением.
Задание 15. Какие черты публицистического стиля обнаруживаются в тексте? В каких словах и выражениях отражается авторская позиция? Напишите сочинение в жанре рецензии, где проиллюстрируйте идею этого текста анализом какого-либо факта небрежного отношения к языку.
Писать красиво, даже чересчур красиво, ярко, даже чересчур ярко - этого сейчас не умеет только ленивый. Это можно «сделать». Чего нельзя подделать, так это совести слов. Очень худой симптом – то, что делается с русским языком, и притом как раз на фоне известного подъема литературной культуры. Глухота к языку сплошь и рядом выступает в соседстве с языковой изысканностью. На русском языке пишут так, словно это мертвый язык, последний носитель которого умер столетие или тысячелетие назад (С. Аверинцев. Надежды и тревоги)
Задание 16. В публицистике, особенно в газетных жанрах, для большей выразительности и в целях предупреждения тавтологии часто используются перифразы. Подберите перифразы к данным словам. Врачи, железнодорожники, лес, картофель, рыба, хлопок, уголь.
Задание 17. Отличаются ли по стилистической окраске синонимы; в каком стиле речи может быть использован каждый из них? 1. Уронить себя в глазах – оконфузиться – покрыть себя позором – сесть в лужу – скомпрометировать себя – сесть в калошу. 2. Наоборот – в обратном порядке – с хвоста – шиворот-навыворот.
Задание 18. Прочитайте отрывок из книги Ю. Овчинникова “Сто первый лик Фудзи: Японские репортажи”. Найдите в этом тексте изобразительно-выразительные средства языка, усиливающие эмоциональное воздействие на читателя. Докажите, что этот текст относится к публицистическому стилю речи. “...Чтобы понять душу Японии, нужно увидеть ее весной, когда цветет вишня, ибо лепестки сакуры – это поэтическое, образное воплощение японского характера... Мало повторить эту излюбленную фразу туристских путеводителей. Надо объяснить, почему же так любят, так почитают японцы именно эти розовые соцветия. Весна не приносит на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнины в безбрежные моря... Долгожданная пора пробуждения природы в стране начинается внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Можно, по словам японских поэтов, любоваться ирисом в вазе, розой, приколотой к волосам, но цветение сакуры восхищает прежде всего своим неистовым множеством, самозабвенной, не знающей меры щедростью. А еще – и, пожалуй, даже в наибольшей степени – волнуют эти цветы тем, что в отличие от всех других, они не знают увядания. Лепестки сакуры, весело танцуя, летят к земле даже от легчайшего дуновения ветра. Они предпочитают опасть еще свежими, чем хоть сколько-нибудь поступиться своей красотой. В цветах японской весны народная поэзия находит черты своего лирического героя: чистоту и ширь душевных порывов, жизнелюбие, вместе с готовностью к самопожертвованию. В японских журналах нередко читаешь о том, что сакура – “меркнущий символ”, что в смраде механической цивилизации не только чахнут вишневые деревья, но и увядают человеческие чувства, порождавшиеся прежде всего их цветением. Меня эта пора каждый раз убеждает в другом. Нет, лучшие качества народной души не оскудели. Они по-прежнему живут в приметах японской весны: хотя бы в том, что с ее приходом столь же буйно, как вишня, расцветает в Японии песня...
Задание 19. Найдите в отрывках из рассказа М. Шолохова “Судьба человека” (со слов “Из рейса, бывало, вернешься в город...” до слов “...да мне не до элеватора было”) и из поэмы А. Твардовского “Теркин на том свете” (со слов “Ахнул Теркин: – Что за черт, что за постановка...” до слов “...разъяснил бы в корне”) черты разговорного стиля.
Задание 20. Отметьте языково-стилистические особенности разговорного стиля в приведенном тексте. Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нем дол черта. Ну, взять французскую речь. Все хорошо и понятно. Кескесе, мерси, комси - все, обратите внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова. А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой – беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением. От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы. (М.Зощенко. Обезьяний язык)
Задание 21. Прочтите текст, сформулируйте его идею. Элементы каких стилей в нем сочетаются? Напишете сочинение-рассуждение на тему «Как развить в себе ораторский талант, используя данный текст для цитирования. Бойтесь пустого красноречия! Язык научной работы должен быть легким, незаметным, красивости в нем недопустимы, а красота его- в чувстве меры. А целом, следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и дает легкость стиля. Язык должен быть прост (я говорю сейчас об обычном и научном языке – не о языке художественной литературы). Легкость языка бывает ложная: например, «бойкость пера». «Бойкое перо»- не обязательно хороший язык. Надо воспитывать в себе вкус к языку. Дурной вкус губит даже талантливых авторов (Д.Лихачев. Письма о добром и прекрасном). Задание 23. Установите, какая стилистическая особенность разговорной речи проявляется в приведенных ниже примерах (примеры взяты из кн.: Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь.– М., 1983). Чем обусловлена эта черта разговорной речи?
—На 30 копеек. Ничего? — Давайте (предмет продажи — капуста — не называется). —Да что ж это такое! Девушка, разве так можно. — А я это что ль? Толкают, вот и я толкаюсь. —Ира, посмотри, правда красивый? – Ничего, хороший (речь идет об огурце). —Сколько стоит? – 26. – Он нейлоновый?.– Нет, капроновый (о плаще).
Задание 24. Придумайте диалог на тему студенческой жизни. Отметьте стилевые четы разговорной речи и их языковую реализацию в тексте.
Задание 25. На примере данного текста покажите, какие особенности художественного стиля могут сближать его с разговорным?
В. МАЯКОВСКИЙ Послушайте! Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно: Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!
Задание 26. Приведите примеры предложений, в которых данные ниже слова выступают как нейтральные и как разговорные.
Дубина, классный, копаться, медведь, мировой, отец, хрюкать, тачка.
Задание 27. Докажите, что приведенные ниже тексты относятся к художественному стилю.
1) М. ЛЕРМОНТОВ
Отчего Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно... потому что весело тебе.
2) А. АХМАТОВА Нам свежесть слов и чувства простоту Терять не то ль, что живописцу — зренье, Или актеру — голос и движенье, А женщине прекрасной — красоту? Но не пытайся для себя хранить Тебе дарованное небесами: Осуждены — и это знаем сами — Мы расточать, а не копить.
Иди один и исцеляй слепых, чтобы узнать в тяжелый час сомненья Учеников злорадное глумленье И равнодушие толпы.
Задание 28. С помощью каких средств создается художественный образ утра? Какое отношение к нему возникает у читателя? Докажите, что этот текст написан художественным стилем. Утро встало пасмурное и трясущееся. Серая мокрая улица прыгала, как резиновая, болтался и брызгал грязью гадкий дождик, подскакивали повозки, и шлепали, переходя через мостовую люди в калошах. (Б. Пастернак. Детство Люверс).
Задание 29. Прочитайте статью, выделите слова, принадлежащие разным функциональным стилям. Любить по-горски В хороший весенний день хороший анжи-паренек решил побродить с милой девушкой по Родопам. День был ну настолько замечательный, что пылкий юноша начал декламировать что-то байроническое, про море и прекрасную даму. Спутница внимала восхищенно, общественность на соседней лавке старательно отворачивала трехлетнего карапуза от неприличного зрелища: юный мечтатель дарит свою прекрасную леди легким поцелуем в лоб... Поцелуй еще горел на нежном челе, как уж трое – двое в пятнах и один в джинсе – были рядом. В последующие пять минут безнравственная молодежь выслушала много о себе чего интересного: а) где ваш яхнамусумчесть и прочая совесть? а) где ваш яхнамусумчесть и прочая совесть? б) вы нарушаете закон о нравственности – вот так запросто целоваться в нашем викторианском обществе недозволительно – для этого подъезды есть и нумера; в) предъявите ваши документы; г) пройдемте. А тот, что в штатском, – недопринятый в мушкетеры по причине очевидной дебильности, вообще хотел драться. Сцена малоэстетическая: тургеневская барышня в полуобмороке, юноша, хотя к жизни в родимом обществе двадцатитрехлетним пребыванием в ней подготовлен, в абсолютной растерянности вопрошает: а что мы сделали? Закон. Какой закон, мы же не... И даже не думали, мы просто гуляли. Откровенно зарвавшиеся охранители моральных устоев плавно было перешли на шантаж а-ля Дядя Степа: “Отвечайте, где живете? Как фамилия отца?”, но тут уже последний романтик пришел в себя и, не обращая боле внимания на блюстительное хулиганство, отчалил от опасного места, взяв под белы ручки совершенно деморализованную барышню. Кстати, героиня, не имеющая богатого опыта существования в дагестанском пуританизме (выросла в спокойном русском городе), реабилитационный курс проходит с большим трудом – от прогулок, укрепляющих здоровье, отказывается (а вдруг решат, что с ней не папа?), и телефонную трубку, когда звонит поклонник, бросает. “У меня такое чувство, что он не смог меня от хулиганов защитить!”. Я очень хорошо представляю себе трех махачкалинских пацанов, цепляющихся к парочке в парке скуки ради. Но коль скоро уж эти мальчики в форме, при оружии и при инструкции (в которой – я это знаю точно – нет ничего про неусыпные нравственные бдения), коль скоро их на работу ответственную определили, так пускай в школе милиции им в подробностях объяснят, что: а) любовь – важнее пустой брехни про индивидуальные качества личности; б) ни один закон не вправе запрещать человеку целоваться, если ему того хочется; в), г) тащить в отделение Тристана и Изольду, невзирая на застывшего в думах и ломках кожаного героя в двух шагах слева – замечательный пример служебного рвения. И ежли тебе участковый имя, то твоя святая обязанность – защищать тело физическое. А к астральному ты вряд ли будешь иметь касательства. Мы все очень на это надеемся. (Магомедова З. Новое дело. 2000. 14 апреля)
Задание 30. По стилю речи определите, из произведений каких писателей и поэтов взяты отрывки. 1) Настанет день – и миром осужденный, Чужой в родном краю, На месте казни – гордый, хоть презренный – Я кончу жизнь мою. 2) Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были острижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. 3) Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.
4) В марте семнадцатого года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, три палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении. Пусть: раз социальная революция – не нужно топить... Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? 5) На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля – Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег. 6) Приемная комната знаменитого петербургского адвоката была полна, когда Алексей Александрович вошел в нее. Три дамы: старушка, молодая и купчиха, три господина: один – банкир-немец с перстнем на пальце, другой – купец с бородой, третий – сердитый чиновник в виц-мундире, с крестом на шее, очевидно, давно уже ждали. Два помощника писали на столах, скрипя перьями. Письменные принадлежности, до которых Алексей Александрович был охотник, были необыкновенно хороши. 7) Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. 8) Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке, Одно единственное движенье губ, Имя твое – пять букв. Вопросы для самопроверки1) Что изучает стилистика? 2) Каков состав основных функциональных стилей современного русского литературного языка? 3) Дайте общую характеристику разговорного стиля речи. Каковы взаимоотношения между разговорным стилем и просторечием? 4) Что объединяет все книжные стили языка? 5) В чем состоит своеобразие официально-делового стиля? 6) Какие лексические единицы используются в научном стиле? 7) Каковы основные функции публицистики и особенности публицистического стиля? 8) Что такое художественная литература и каковы особенности художественного стиля?
[1] Заструга – конец колесной спицы.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |