Рассуждение-доказательство, объяснение

Рассуждать – значит доказывать

Рассуждениедоказательство представляет собой монологическое высказывание, имеющее целью доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста.

Рассуждение – доказательство имеет модель, по которой надо выстраивать свои мысли: экспозиция – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – вывод (ы).

 Рассуждениеобъяснение не нуждается в доказательстве истинности или ложности тезиса, так как главное утверждение истинно. Главной задачей в рассуждении-объяснении является раскрытие содержания тезиса.

Запомни следующие правила при создании текстов-рассуждений (доказательство, объяснение):

1) Экспозиция – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – выводы.

2) В доказательстве правомерным является вопрос «почему?», а после тезиса в объяснении этот же вопрос является неуместным.

3) После тезиса в объяснении используй следующие выражения: …дело в том, что…; вот почему…;так, например, …; об этом свидетельствуют следующие факты…; как оказалось (выяснилось)… . В тексте – доказательстве такие выражения сразу после тезиса не употребляются.

Тезис должен быть доказательным и четко сформулированным. Для доказательства тезиса необходимы убедительные аргументы, которых должно быть достаточно. Чем убедительнее аргументы, тем лучше рассуждение и, следовательно, ваш вывод. (Надо помнить, что между тезисом и аргументом должна устанавливаться логическая и грамматическая связь).

 

Текст.I. Объясните, почему он так озаглавлен. Определите, есть ли в тексте экспозиция (подведение к вопросу).

 

Кому мы нужны?

Этот горький вопрос мне не раз приходилось слышать от лингвистов самых разных возрастов и интересов. Он не случаен. В наш век спутников и атомных электростанций, антарктических зимовок и большой химии наша специальность кажется какой-то лишней, мало нужной.

 Но так ли это?

Нет, не так.

Наука это не только знание человека об окружающем его мире. Это и знание человека о самом себе.

 Он борется, изобретает, строит. Он стирает с лица Земли все формы угнетения. Он обеспечивает себе постоянный кусок хлеба. Он узнает все больше и больше о мире, в котором он живет, чтобы суметь использовать для своего блага – блага человечества – все, что лежало миллиарды лет в недрах Земли, дожидаясь его прихода. И, естественно, что для этой цели больше нужны химики и физики, геология и биология, астрономия и математика. Поэтому наш век – век точных наук.

 Но наступит такой момент, когда человек переведет дух, оботрет руки, прокопченные дымом, снимет перепачканную землей и мазутом спецовку и устало скажет: «Ну, кажется, с первоочередными делами кончено».

И тогда наступит расцвет тех наук, которые по старинке называют гуманитарными. Только, к сожалению, этимологию этого слова, его происхождение, никто не вспомнит, а между тем в переводе гуманитарные науки – науки человеческие.

Расцвет этот наступит не потому, что человеку нечего будет делать, и он от скуки начнет заниматься языкознанием или логикой. Просто ему надо досконально знать, что он такое и на что он способен.

Уже пришло время закладывать основы той будущей науки о Человеке, которая поможет ему стать Человеком во всех смыслах этого слова. Человеком будущего.

 Мы, наше поколение, - ученики и подмастерья этой науки. Мы подносим детали, налаживаем станки, набрасываем чертежи. Работать в ней будут те, кто сейчас сидит за школьной партой.

(А. Леонтьев).

Послетекстовые вопросы и задания

1)    Определите главную мысль текста. Скажите, доказывает ее автор или объясняет.

2)    Найдите в тексте утверждение, требующее доказательства; доказательства; выводы.

 

Задание 2. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Передайте основную мысль текста; перескажите.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

(Д. Лихачев. Письма о добром и прекрасном).

 

Методические рекомендации!

Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: в форме письма, статьи, доклада, сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога.

Итак, тезис – это краткое изложение основного положения статьи, книги, доклада; это вывод, обобщение, которое читатель выписывает в виде цитаты или в собственной формулировке. (Надо помнить, что тезис должен носить характер утверждения). Для этого надо уметь находить главную, основную мысль в тексте. Предварительно необходимо научиться составлять план.

Задание 3. Ознакомьтесь со следующими словами, включив эти слова в предложения. Выпишите ЛЗ слов со звездочкой по словарю: *Аннотация, *аргумент, *вывод, *дискуссия, *доклад, *полемика, *логика, *конспект, *доказательство, *отзыв, *размышление, *рецензия, *реферат, *тезис, *факт, *эссе.

Краткая аннотация; необходимый аргумент; обоснованный вывод; развернуть дискуссию, полемику; неопровержимое доказательство; отзыв о книге, кинофильме, спектакле; размышление по поводу; рецензия на творческую работу; краткий, лаконичный тезис, конспект; поставить перед фактом; эссе по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного; логическая связь (мышление).

 

Текст II.  Прочитайте текст. Составьте сложный план и тезисы отрывка из воспоминаний А.Ф. Кони о Л.Н. Толстом. Разделите страницу тетради на две части, в левой, меньшей, записывайте пункты плана, в правой – тезисы.

Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогулок он обращался часто к своим воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни.

Совсем иным характером отличалось слово Толстого от того же Тургенева, Гончарова, Достоевского, Некрасова. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов и в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время ставило слушателя в прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения и афоризма и, отправляясь от  него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая  в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно…

Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 году Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохранились в моем дневнике и подтверждаются во многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в его позднейшие произведения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном произведении, - говорил он, - надо отличать три элемента. Самый главный – это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент – техника – достигает известного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету и великолепная техника. Наоборот, у Достоевского огромное содержание, но никакой техники, а у Некрасова есть содержание и техника, но нет элемента действительной любви.

 

Послетекстовые вопросы и задания.

1)Озаглавьте отрывок.

2)Перескажите содержание отрывка, пользуясь сначала тезисами, а потом планом.

3)С какими оценками, высказанными Л. Толстым в частной беседе, вы не вполне согласны? Обоснуйте свои ответы.

 

Задание 4. Прочитайте внимательно текст. Составьте конспект текста.

Письмо академика И.П. Павлова к молодежи

Что бы я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке. Прежде всего последовательности. Изучите азы науки прежде, чем попытаться взойти на ее вершины.

 Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – воздух ученого.

 Второе – скромность. Третье – страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. Будьте страстны в вашей жизни и в ваших исканиях.

Послетекстовые вопросы и задания

1). Какую основную мысль развивает автор в «Письме…»? 2). Объясните, как удалось автору воздействовать на ум и чувства читателей? Аргументируйте свои ответы.

 

Текст III. Прочитайте. Озаглавьте текст. Составьте план. Перескажите текст по плану. Отметьте высказывания автора, которые, на ваш взгляд, являются наиболее важными для воспитания общей культуры человека.

 Филология – наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает свое название («Филология» - любовь к слову), так как в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков, на полную терпимость, уважение и интерес ко всем  словесным культурам.

 Вы можете спросить меня: что же, я призываю всех быть филологами, стать всем специалистами в области гуманитарных наук? Быть специалистами, профессионалами-гуманитариями я не призываю. Разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но … каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками.

 Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале  культуры и завершает ее, выражает ее.

(Д. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.)

 

Задание 5. Объясните и докажите истинность данных выражений. Аргументируйте свой ответ.

1.     Люди, нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге (Сухомлинский). 2.Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи и не узнал их, речь его бессодержательна. (Цицерон). 3.Привычка вдумываться в язык и его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно в широком смысле этого слова, то есть правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль (Л. Щерба). 4. Где мало слов, там вес они имеют (Шекспир).

 

Большую сложность у школьников при написании творческой работы вызывают такие жанры, как аннотацияотзыврецензияэссе. Учитель – словесник должен научить своего ученика анализировать, оценивать, выражать свое собственное «я». Итак, аннотация (от лат. аnnotatio «замечание») – краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи.

Методические рекомендации!

 Надо помнить, что в аннотацию можно включить: а)оценку произведения; б) выдержки из рецензий или ссылки на них; в) сведения об авторе, о творческой истории произведения и т.п. Аннотация может ограничиться связным перечислением содержания рубрик по оглавлению.

Задание 6. Прочитайте аннотацию на словарь С.И. Ожегова. Составьте аннотацию на сказку своей народности из сборника «Сказки народов Дагестана». Нужно ли для этого перечитывать (или читать) сказку? Почему вы так считаете?

Отзыв – выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.

 

Текст IV. Прочитайте текст, определите его жанровую принадлежность. 2. В процессе чтения выпишите из текста слова и выражения, характеризующие отношение автора к предмету речи, его эмоциональную оценку. 3. Согласны ли вы с мнением И. Бунина? Почему?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Я Чехова за то очень многое, истинно прекрасное, что дал он, причисляю к самым замечательным русским писателям, но пьес его не люблю, мне тут даже неловко за него, неприятно вспоминать этого знаменитого Дядю Ваню, доктора Астрова, который все долбит ни к селу ни к городу что-то о необходимости насаждения лесов, какого-то Гаева, будто бы ужасного аристократа, для изображения аристократизма которого Станиславский все время с противной изысканностью чистил ногти носовым батистовым платочком, - уже не говорю про помещика с фамилией прямо из Гоголя: Симеонов-Пищик. …вопреки Чехову, нигде не было в России садов сплошь вишневых: в помещичьих садах бывали только ЧАСТИ садов, иногда даже очень пространные, где росли вишни, и нигде эти части не могли быть, опять-таки вопреки Чехову, как раз возле господского дома, и ничего чудесного не было и нет в вишневых деревьях, совсем некрасивых, как известно, корявых, с мелкой листвой, с мелкими цветочками в пору цветения (вовсе непохожими на то, что так крупно, роскошно цветет как раз под самыми окнами господского дома в Художественном театре); совсем невероятно к тому же, что Лопахин приказал рубить эти  доходные деревья с  таким глупым нетерпением, не давши их бывшей владелице даже выехать из дому: рубить так поспешно понадобилось Лопахину, очевидно, лишь затем, что Чехов хотел дать возможность зрителям Художественного театра услыхать стук топоров, воочию увидеть гибель дворянской жизни, а Фирсу сказать под занавес: «Человека забыли…» Этот Фирс довольно правдоподобен, но единственно потому, что тип старого барского слуги уже 100 раз был написан до Чехова. Остальное, повторяю, просто несносно. Гаев, подобно тому, как это делают некоторые персонажи и в других пьесах Чехова, постоянно бормочет среди разговора с кем-нибудь чепуху, будто бы играя на бильярде: «Желтого в середину… Дуплет в угол…» Раневская, будто бы помещица и будто бы парижанка, то и дело исторически плачет и смеется: «Каков изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо! Детская! Милая моя, прекрасная комната! (плачет). Шкапик мой родной! (целует шкап). Столик мой! О мое детство, чистота моя! (смеется от радости)…» Дальше, - точно совсем из Дяди Вани, - истерика Ани: «Мама! Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… Я благословлю тебя! Вишневый сад продан, но не плачь, мама! Мы насадим новый сад, роскошнее этого, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама»: А рядом со всем этим – студент Трофимов, в некотором виде «Буревестник»: «Вперед! – восклицает он. – Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»

Раневская, Нина Заречная… Даже и это: подобные фамилии придумывают себе провинциальные актрисы.

 (И.А. Бунин. Окаянные дни).

 

Рецензия (от лат. Recensio «рассмотрение») – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературно и газетно-журнальной публицистики.

Методические рекомендации!

Задача рецензента: 1) выразить собственные мысли; 2) рассказать о своих впечатлениях (использовать анализ произведения, проявить познания в теории литературы); 3) выразить меру общественного признания; 4) уметь увидеть и одобрить творческую индивидуальность автора; 5) проявить авторское «я» открыто, чтобы эмоционально воздействовать на читателя (слушающего).

Задание 7. Напишите рецензию на рассказ Чехова «Хамелеон».

Эссе (франц. еssai «попытка, проба, очерк») – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Эссе носит философский, беллетристический характер.

*Беллетристика – повествовательная художественная литература.

Методические рекомендации!

 Надо помнить, что на первом месте – личность автора, его мысли и чувства. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, часто  парадоксальностью, в нем превалирует разговорная лексика.

 

Пыль под диваном

Сочинители известной песенной строки «И вся-то наша жизнь – борьба», на мой взгляд, имели в виду, прежде всего женщину. Именно женщина всю жизнь борется с природой, с обстоятельствами, с другими женщинами, с возрастом.

А еще женщина борется за чистоту. Этот вид борьбы – самый изнурительный и бесплодный, если и есть на свете что-нибудь совершенно бессмысленное, так это – уборка. Любой мужчина понимает: после того как грязь убрана, она возникает опять. Однако женщина этого не понимает и понять не хочет. Она снова и снова с отвагой принимается за нее.

Понятие это не однозначное. Бывает уборка поверхностно-ежедневная, углубленно-ежедневная, и, наконец, уборка генеральная. Это гигантское сражение за чистоту, которую женщина назначает по случаю, или «красного» дня календаря. Но для мужчины этот день становится «черным» днем жизни. Мужчина используется в уборочном процессе как движущая сила. Ему доверяется протирка тряпкой ровных поверхностей, но не окон и зеркал, которые женщина полирует только сама, нежно дыша на стекло, будто возвращая ему жизнь искусственным дыханием.

В бесконечном процессе уборки есть один особенно невыносимый момент – так называемая «пыль под диваном». А чтобы увидеть эту пыль, надо специально залезть под диван. Ну, скажите, кому из разумных мужчин мешает пыль, которая не видна? Мешает она только женщине. И та, с упорством маньяка забирается под диван, уничтожая невидимую глазу пыль. Завершив уборку, женщина умирает. Именно так она и заявляет, рухнув в кресло: «Все, я умираю». А в ответ: «А кто тебя заставлял?»

Но следует заметить, что в финале уборки мужчина вдруг замечает, что воздух в помещении стал прозрачен и свеж, что окружающие предметы как-то прозрачно засияли, пейзаж за вымытым окном преобразился из буднично-серого в солнечно-многокрасочный, и мужчина думает: «А может, все было не напрасно?!»

(Из работы студентки)

Задание 8. Напишите эссе на заданную тему:

1)    «Я подошел к окну и увидел…»

2)    «У буйных чувств неистовый конец…»

3)    «Где мало слов, там вес они имеют…».

 

Возьмите на заметку!

Оформляя творческую работу с изученными нами жанрами, помните, что аннотация пишется на …; отзыв о …; рецензия на …; эссе - … (по поводу…).

 

Задание 9. Прочитайте текст. Как еще его можно озаглавить?

 

Каждому нужен мир

От взрывной волны обрушился дом. Жертв мало. Один человек. Ну, а если этот один человек ваш сын, или ваша дочь, или ваш отец? Вы же не скажете: жертв мало? Может, этот один человек – самое большое, что есть в вашей жизни. Каждый человек единствен. Такого не было, пока он не родился. Такого не будет, если он умер. Это знает каждый из нас, когда думает о близком ему человеке, и именно поэтому он обязан думать о каждом человеке так же. Нельзя бороться за счастье всех, если не желаешь счастья каждому.

Я за свою жизнь объехал тридцать девять стран. Во многих из них был на конгрессах мира. В памяти остались люди…

Каждый вечер я читаю газеты, слушаю радио. Каждый вечер думаю о том страшном нелепом, безумном, что происходит в мире. И когда я слышу слово «война», возникают в моей памяти люди, конкретные живые люди, с которыми я встречался в разных городах… Каждому нужен мир, потому что мир – это жизнь каждого человека.

Любить человечество нельзя, если не любишь человека.

Пусть дети не боятся неба! Пусть с него будет светить солнце и никогда не исчезнет мир!

(По С. Образцову).

Послетекстовые вопросы и задания

1.Как вы поняли выражения:

Нельзя бороться за счастье всех, если не желаешь счастья каждому; Любить человечество нельзя, если не любишь человека?

2.Составьте рассказ-рассуждение на тему «Почему нам нужен мир».

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»