Функционально-смысловые типы речи. Монологическая форма речевого общения

 

Свободное владение формами монологической речи – искусство

В.В. Виноградов

 

 

 

Монологическая речь как одна из форм общения предполагает устное или письменное высказывание одного человека с целью сообщить информацию, воздействовать на читателя (слушателя) или побудить к действию. Монологическая речь, как правило, обдумывается заранее.

По способу изложения содержания различаются три типа монологической речи: описание, повествование, рассуждение. Кроме того, выделяют также смешанный текст. Выбор того или иного типа речи зависит от коммуникативных целей высказывания. Остановимся кратко на основных признаках описания, повествования, рассуждения и смешанного текста.

Описания не содержат событий, в них нет сюжета и редко бывают действующие лица. В описаниях раскрываются признаки предметов, их связи, живописуются целые картины. Примерами могут служить зарисовки природы в произведениях М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Н. Сладкова, Г.А. Скребицкого, К. Г. Паустовского и др. Описания чаще всего невелики по объему, они не всегда составляют самостоятельные произведения. Описания бывают научные и художественные, подробные и краткие. Весь текст описательного характера как бы отвечает на вопрос какой? Главную роль в таком тексте будут играть имена прилагательные, так как основная цель описания – зрительное представление о каком-либо предмете.

Повествованием называется такой тип  речи (или такой текст), в котором говорится о событиях, протекающих действиях; обычно это рассказ, он имеет сюжет, в нем действуют персонажи.

Примером повествования могут служить «Бежин луг» И.С. Тургенева и другие рассказы из его цикла «Записки охотника», «Повести Белкина» А.С. Пушкина, рассказы А.П. Чехова. В этих произведениях есть описания природы и внешности людей, но преобладает повествование, изложение событий.

Что произошло? В какой последовательности? Кто участвовал? – такие вопросы можно задать к текстам повествовательного типа. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей.

Рассуждения – это цепи умозаключений, это доказательства и опровержения, это сопоставления и противопоставления, это причинно-следственные связи явлений, обобщения и выводы. Цель рассуждения – проверить истинность какого-либо утверждения (тезиса) с помощью таких доводов, которые признаются убедительными, истинность которых проверена ранее, не вызывает сомнений. Это тип научной речи, а также политических, дипломатических дебатов.

В   с м е ш а н н ы х  текстах ведущую роль играет один из типов речи, поэтому уместно говорить о повествовании с элементами описания и рассуждения, о таком рассуждении, в котором, в качестве аргументов, используются описательные фрагменты или повествовательные эпизоды.

 

Задание. Определите тип речи. Свой ответ аргументируйте.

1.Было раннее туманное утро. Над деревней раздавались петушиные крики. Мы отправились на рыбалку. Дорога шла равнинной местностью. Мы расположились на песчаном берегу небольшого озера. Солнце взошло, и на растениях заблестела роса. Ее капельки переливались как бусинки. Легкий ветерок коснулся серебряной глади озера. В прибрежных кустах завозились утки.

 (По Г.А. Богдановой).

2. Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, – значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приемных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследовании школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части все обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрел совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что этот пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

(Л. Щерба. Безграмотность и ее причины).

3. Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Первому, старшему из всех, Феде вы бы дали лет четырнадцать. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всколоченные, черные, скулы широкие, лицо бледное. Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительно: горбоносое, подслеповатое. Четвертый, по имени Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Последнего Ваню, я сначала было и не заметил.

 (И.С. Тургенев. Бежин луг).

4. Друг детства.

Я решил заняться боксом. Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.

– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?

Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобнее было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – желтый, стеклянный, а другой большой белый из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдается…

Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара… (По В. Драгунскому).

 

Возьмите на заметку!

Повествование, описание, рассуждение часто связывают с определенными видами литературы. Повествованием считают текст эпического литературного произведения (кроме прямой речи персонажей), описание используется в различных видах литературы, рассуждение преобладает в научных текстах. Однако это деление в известной мере условно, как и сама граница между повествованием, описанием и рассуждением.

 

 

ОПИСАНИЕ КАК ТИП МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

 

Описание – это изображение какого-либо предмета или явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Задание 1. Прочитайте тексты. Какой из них будет являться примером описания? Докажите свою точку зрения. Анализируя тексты, не забудьте правильно задать один из вопросов к повествованию что произошло?; к описанию – какой?; к рассуждению – почему?

Заботливый брат

На бузине* сидели бок о бок два молодых воробья. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки* и стал пить. Другой с серьезным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. Клюв был разинут от жары. Тот, первый, непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял ее из клюва. Я понял: он давно напился и просто ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он поглядывал на брата и звал его.

Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края, - и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.

И добился, наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, все время трепыхая крылышками, и напился.

 Оба улетели.

(По В. Вересаеву.)

*Бузина – кустарник с черными или красными ягодами.

*Кадушка – небольшая кадка, т.е. бочка с прямыми боками.

 

Тайга

Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни – выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнет в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое, а еловые лапы бьют по лицу. И черные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

(По Н. Сладкову.)

 

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она «Сова».

Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и к молоку.

Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву.)

Послетекстовые вопросы и задания

1.     Выразительно прочитайте еще раз текст «Тайга».

2.     Какие деревья царствуют в тайге? Какие звуки и запахи преобладают?

3.     Как ведут себя обитатели тайги?

4.     Как чувствует себя человек, идущий по звериной тропе?

5.     Какова основная мысль описания? Как она сформулирована в тексте?

6.     Перескажите подробно текст по данному плану.

План

1.     Царство хвои.

2.     Тишина и безлюдье.

3.     По звериной тропе.

 

7.     Объясните значение однокоренных слов мшистый, моховой, обомшелый.

8.     Прилагательные из данных словосочетаний употребите в переносном значении: колючая хвоя, яркие цветы, звериная лапа, черные дупла.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»