Тема 8. Политические процессы

 

 

Политические процессы

1.Понятие и содержание политического процесса

2.Политическое развитие и модернизация

3.Политические конфликты

 

1.Понятие и содержание политического процесса

Общественные процессы – форма существования и функционирования общества.

Понятие «процесс» происходит от латинского слова prossesus, означает продолжение, динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта, систему последовательных действий для достижения результата. Понятие «процесс» имеет универсальный характер, используется в общественных науках, отражает состояние природы и общества.

Политический процесс – совокупная деятельность субъектов политических отношений, направленная на формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества

Общий политический процесс протекает в трех формах:

Эволюция – постепенные изменения политический системы страны

Революция – радикальные изменения в политической системе

Кризис – потеря властью контроля развития политической системы

Частные политические процессы – это формы политической активности общества, направленные на реализацию определенных политических целей (управление, участие в выборах, в митингах)

Элементы частного политического процесса – причины, объект, субъект, цель

Характеристики частного политического процесса – количество и состав участников политического процесса, социально-политические условия, в которых протекает процесс,

форма протекания (сотрудничество и соперничество)

Этапы развития частного политического процесса:

-определение проблемы и реакции на нее политических сил;

-мобилизация сил для решения проблемы;

-поддержка различных вариантов решения проблемы;

-принятие мер по реализации вариантов решения проблемы

Типология частных политических процессов:

По масштабности – базовые и локальные процессы

По характеру взаимосвязи общества и власти: стабильные и нестабильные процессы

Горизонтальные политические процессы связаны с признанием равенства главных участников политического процесса и их относительной автономности в условиях демократических политических режимов.

Вертикальный политический процесс направлен на поддержку личного авторитета.

Основные стадии целостного политического процесса

1.Конструирование политической системы (непрерывный процесс)

2.Воспроизведение компонентов системы (преемственность)

3.Принятие и исполнение политико-управленческих решений

4.Контроль функционирования и развития политической системы (корректировка движения политической системы, специальные службы, выборы, референдумы, выявление общественного мнения, издание нормативных актов)

 

2.Политическое развитие и модернизация

Коцепции политического развития сформулированы в работах Г.Алмонда, С,Вербы, Р.Даля, Д.Ростоу, С.Хантингтона

Для характеристики политического развития используются следующие категории:

-рационализация (результативность политических институтов);

-национальная интеграция (этническая основа общества);

-социальная мобилизация (вовлечение людей в политический процесс)

В политологии различают два подхода к определению политического развития:

1.первый подход основан на функциональной дифференциации политических институтов (выражение интересов различных групп, результативная политическая социализация)

2.второй подход основан на результативности политических институтов

Политическое развитие означает способность политической системы адаптироваться к происходящим изменениям и создавать новые институты, которые обеспечивают диалог между правительством и населением.

Целью политического развития является создание политических институтов для решения множества проблем в процессе взаимодействия политической системы и общества.

Содержание политического развития – конкуренция политических элит и политических лидеров, формирование рациональной бюрократии (разрешение конфликтов на основе закона)

Условиями политического развития являются компетентность политических лидеров,

своевременное выделение этапов в осуществлении реформ, точный выбор времени для проведения реформ (расстановка сил)

В середине двадцатого века появилась теория модернизации. Методологическую основу теории модернизации предложили О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, Ф.Теннис. По их мнению, социальные изменения – это однолинейные изменения, носят неизбежный и необратимый характер, происходят постепенно.

Социальные изменения осуществляются через последовательные стадии, ни одна из них не может быть пропущена, всегда существует возможность общественного прогресса.

Модернизация в социальной сфере означает изменение социальной, демографической и территориальной структуры населения.

Модернизация в культурной сфере предполагает развитие идейного и религиозного плюрализма, массовую грамотность.

Модернизация в политической сфере означает формирование нации, государства

Выбор путей модернизации решается в споре между либералами и консерваторами

Либералы считают, что характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции элит и степени вовлеченности граждан в политику. Полиархии – это реальные политические режимы, представляющие своим гражданам возможность реализовывать свои интересы (Р.Даль).

Консерваторы утверждают, что модернизация требует институтов, обеспечивающих порядок (модернизация тесно связана с институционализацией) 

Важная задача политической модернизации, по мнению и либералов, и консерваторов, – формирование способностей политической системы иметь дело с изменениями в требованиях населения (С.Хантингтон).

Критерии оценки степени политической модернизации:

1.Структурная дифференциация (законодательные, административные, исполнительные и судебные учреждения, политические партии, группы, СМИ)

2.Способности политической системы (способности к адаптации, к самосохранению)

3.Тенденция к равенству (культура политического участия, универсальность законов, назначение в соответствии с профессиональными и личными качествами)

Особенности политической модернизации в России

Решающая роль государства в осуществлении реформ

Последовательность смены реформ и контрреформ

Модернизация отягощена различными барьерами, препятствиями

(авторитарные методы деятельности, социальное иждивенчество)

Перспективы политической модернизации в России зависят от создания открытой социальной структуры, от соперничества различных сил за власть, от эффективной системы местного самоуправления и федеральной системы управления

 

 

Источники кризисов политического развития:

-разрыв между изменениями и политической институционализацией;

-разрыв между системой ценностей и общественными изменениями;

-разрыв между ожиданиями и последствиями решений

Кризисы политического развития

1.Кризис идентичности возникает в ситуации, когда социальные, культурные, этнические различия являются препятствием общенациональному объединению, идентификации с определенной политической системой. Политическая модернизация воспринимается как иностранное влияние. Формы проявления кризиса идентичности – это национализм, социальная память. Разрешение кризиса идентичности возможно через развитие харизматического лидерства, развитие образования, развитие политической культуры.

2.Кризис легитимности связан с развалом конституционных структур и деятельности правительства. Разрешению кризиса легитимности способствует эффективность власти, сохранение высокого статуса влиятельных институтов, особая роль армии

3.Кризис участия представляет собой ситуацию создания правящей элитой препятствий для групп, претендующих на власть. Варианты действий правящей элиты по отношению к оппозиции: всеобщее подавление оппозиции путем насилия, существование оппозиции де-юре, но не де-факто и признание оппозиции, сотрудничество с оппозицией. Разрешение кризиса через создание новых избирательных процедур и институтов, возникновение новых организаций, групп интересов.

4.Кризис проникновения связан с проблемой реализации решений власти в обществе. Разрешение кризиса через создание условия для равных отношений субъектов с властью

5.Кризис распределения – неспособность правящей элиты обеспечить активный рост и справедливое распределение материального благосостояния. Разрешение кризиса – повышение уровня экономического развития, поддержание стабильных цен, политика занятости.

Современная политическая наука исследует кризисы политического развития и пути их преодоления, развивает идеи «частичной модернизации», «тупиковой модернизации»,  «кризисного синдрома модернизации», проблемы политической стабильности

 

3.Политические конфликты

Конфликт – противоборство, обусловленное противоположностью интересов субъектов, потребностей, систем ценностей или знаний.

Политический конфликт – это столкновение субъектов политики в ходе реализации их интересов и целей, связанных с достижением власти или ее перераспределением, с изменением их политического статуса в обществе

Компоненты – субъекты, предмет, инцидент, конфликтная ситуация, действие

Власть ассоциируется с противостоянием, сопротивлением, принуждением, санкциями. Большинство авторов включают конфликт в число элементов властных отношений.

Современные концепции конфликта появились в 60-е годы двадцатого века

Концепция «позитивно-функционального конфликта»

Л.Козер «Функции социального конфликта» 1956 год

Чем больше конфликтов в обществе, тем более сложным является деление общества на группы, тем труднее создать единый фронт, делящий членов общества на два лагеря, которые не имеют никаких общих ценностей и норм.

Концепция «конфликтной модели общества»

Р.Дарендорф «Классовая структура и классовый конфликт», 1965

Не наличие конфликта, а его отсутствие есть нечто удивительное и ненормальное

«Общая теория конфликта»

К.Болдуинг «Конфликт и защита. Общая теория», 1963 год

Создание целостной научной теории конфликта, описание в ее рамках всех проявлений природы, индивидуальной и общественной жизни

Современная социально-политическая концепция – П.Бурдье

Как субъекты, имеющие в распоряжении различные виды капитала, реализуют свой габитус. Габитус – это система ориентаций субъекта в социальном пространстве с целью поддержания или расширения своих позиций и собственности.

Конфликтны интересы больших социальных групп, действия политических партий, представления индивида относительно программ и кандидатов на властные структуры

Различают следующие типы политических конфликтов:

-по области применения: внешнеполитические и внутриполитические

-по характеру регуляции: нституциализированные и неинституциализированные

-по временным основаниям: кратко-, средне- и долгосрочные конфликты

-с точки зрения публичности – явные и латентные

-горизонтальные (лица, группы не в подчинении друг у друга)

-вертикальные (оппоненты в иерархическом соподчинении)

-смешанные (горизонтальные и вертикальные составляющие).

-конфликты «неуправляемых эмоций», конфликты «идеологических доктрин»,

Стратегии поведения в конфликте – соперничество, кооперация (совместный поиск решения), компромисс, избегание, бездействие

Выбор стратегии поведения зависит от целей участников:

-ликвидация противника, лишение возможности действовать;

-изменение условий, в которых выдвигаются требования;

-изменение обстоятельств без внешнего вмешательства;

-установка на партнерство между всеми субъектами конфликтных ситуаций

Способы устранения противоречий:

-устранение или раздел объекта конфликта;

-установление очередности обоюдного использования объекта;

-компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;

-разведение сторон, перенос отношений сторон в другую плоскость

Методы разрешения международных конфликтов

Разрешение противоречий, лежащих в основе конфликта

Миротворчество и отказ от возможности вооруженного конфликта

Процедура разрешения политических конфликтов рассматривается в работах Р.Фишера, У.Юри, К.Томаса, А.Рапопорта

Стратегии разрешения конфликтов:

-стратегия силы – ликвидация противника;

-стратегия уязвления противника – изменение обстоятельства;

-стратегия уклонения – ожидание момента для выдвижения требований;

-стратегия партнерства – поиск вариантов решения проблемы

Для политической культуры современной России характерны персонификация отношений, ценностно-рациональный подход во взаимодействиях.

Актуальна необходимость укрепления формальных институтов и механизмов контроля

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»