Политическая культура
1.Сущность и содержание политической культуры
2.Понятие и формы политического участия
1.Сущность и содержание политической культуры
Термин «политическая культура» впервые встречается в работе немецкого философа-просветителя И.Гердера (1744-1803)
«Идеи к философии истории человечества» – 1781-1791
Политическая культура – это элемент общей культуры, включает в себя представления о политике, о социально-политической общности, обеспечивает содержание, форму политического процесса
Политическая культура предполагает определенный образовательный и культурный уровень человека, его способность соответствующим образом вести себя на публике, умение четко и ясно излагать свои политические позиции
Концепцию политической культуры впервые сформулировали американские политологи
Термин «политическая культура» ввел в научный оборот Г.Алмонд
Г.Алмонд «Сравнительные политические системы» – 1956
С.Верба «Гражданская культура»
«Сравнительное описание политической культуры»
Причины появления концепции политической культуры
1.Анализ проблемы иррационального поведения в политике, проблемы субъективного в политике
2.Поиск ответов на вопрос, почему в регионах неевропейской культуры не приживаются западные политические модели, не возникают стабильные политические системы.
Г.Алмонд и С.Верба утверждают, что подход к политике в терминах исследования государственно-правовых институтов не может определить, почему одинаковые по своей форме социально-политические институты действуют по-разному в разных странах.
Политическая культура есть совокупность «психологических ориентаций на определенное политическое действие»
Политическая культура есть воспроизведение политических ориентаций:
когнитивные (различные виды знания о политической системе)
аффективные (чувства, которые порождает политическая система)
оценочные (суждения и мнения о политических объектах)
Специфика политической культуры определяется характером этих комбинаций.
Политическая культура включает стереотипы политического сознания и политического поведения, присущие конкретной социальной общности, представления о политических институтах, механизме власти, эффективности политического участия
Основные характеристики политической культуры
1.Отношение граждан к политике
2.Информированность о политике, отношение к СМИ
3.Связь с партиями и общественными организациями
4.Возможность участия в выработке политических решений
5.Степень реализации гражданских прав и свобод
6.Способ разрешения политических конфликтов
Основные элементы политической культуры
Политические представления, политические традиции и ценности
Политические ориентации, установки, поведение, символика
Типология политической культуры
1.В соответствии со спецификой цивилизаций
Политическая культура восточного типа и западного типа
2.В зависимости от идеологических различий
Коммунистическая, либеральная, консервативная
3.В зависимости от характера властных отношений
Тоталитарная, плюралистическая
В переходный период – элементы различных политических культур
4.В зависимости от характера связей с внешней средой
Открытый и закрытый типы политической культуры
Г.Алмонд и С.Верба «Гражданская культура» – 1963 год
Г.Алмонд и С.Верба предложили анализ понятия «гражданская политическая культура», смешанного типа политической культуры, которому присущи плюрализм, консенсус
Г.Алмонд и С.Верба различают патриархальный, подданнический и активистский типы
гражданской политической культуры
Патриархальный тип политической культуры характеризуется ограниченными знаниями о политике, этнической солидарностью. Политические ориентации не отделены от экономических, религиозных ориентаций. Граждане не ожидают изменений в политической системе
Для подданнического типа политической культуры характерно пассивное политическое поведение, ориентация на наличные политические ценности и политические институты
Активистский тип политической культуры предполагает равенство субъектов политики.
Государство и граждане – равноправные субъекты политических отношений
В 1980 году Г.Алмонд дополнил концепцию гражданской политической культуры.
Гражданская политическая культура включает в себя культуру политической системы,
культуру политического процесса и культуру политического управления
Политические субкультуры
Основой политических субкультур являются классовые, этнические, демографические различия. Различают вертикальные (массовые, элитарные) политические субкультуры и
горизонтальные (этнические, религиозные, региональные) политические субкультуры
Политическая социализация – это процесс усвоения индивидом норм и ценностей политической культуры, политических навыков и умений, которые способствуют адаптации к политической системе (формирование политического сознания).
Способы политической социализации:
1.Прямая (непосредственная) политическая социализация
Имитация или усвоение политических ориентаций, усвоение ролей, которые индивид желает исполнять в политике, формирование политических установок в процессе обучения, приобретение политического опыта
2.Косвенная политическая социализация
Усвоение неполитических аспектов поведения, ориентация на авторитеты, формирование политических предпочтений, ценностей
2.Понятие и формы политического участия
Первобытная (или родовая община) и военная демократия – первые формы участия людей в обсуждении и решении общих дел
Греческие мыслители первые использовали термин «участие»
Термин «участие» как категория анализа различных видов государственного устройства и форм правления, негативное отношение к демократии.
Новое время
Н.Макиавелли считал, участие – это средство создания идеальной модели политической стратегии для правителей.
Ш.Л.Монтескье утверждал, участие – средство описания форм и принципов правления, участие должно быть ограничено избранием представителей.
Ж.Ж.Руссо не верил в возможности демократии, считал, демократия возможна в малом государстве. Граждане все знают друг друга, могут собраться в одном месте для решения вопросов, существует простота нравов, общественное и имущественное равенство.
Т.Джефферсон различал «искусственную» и «естественную» аристократию
Д.Локк, Б.Констан, И.Бентам, Дж.С.Милль, А.Токвиль
Ограничение политического участия неимущих и малоимущих слоев (собственность, необходимые политические способности)
Социалистическая доктрина и социалистическое движение
Изменение отношения трудящихся к своей роли в политике
Политическое участие – действия, предпринимаемые гражданами с целью повлиять на политику, управление государственными делами или на выбор политических лидеров.
Антипод участия – это неучастие в политике (абсентеизм)
«Прямая демократия» (демократия участия) предполагает участие всего населения в реализации властных функций
Факторы, ограничивающие применение «прямой демократии»
Невозможность постоянного участия всего населения в принятии политических решений.
Отсутствие у большинства политической компетентности и политической культуры.
Усложнение регламентации в цивилизованных обществах.
Формы, интенсивность и направленность участия зависят от политико-государственных институтов и норм (набор средств, предоставляемых гражданам для защиты прав), от определенных свойств субъекта (интерес к политике, доверие к политической системе, пол, возраст, образование, религиозная и этническая принадлежность), а также от конкретной политической ситуации (кризис, переходный период, стабильное развитие, избирательная кампания)
Политико-психологическое отчуждение – это ощущение невозможности повлиять на политику, ощущение бессмысленности политики
Впервые участие граждан в политике получило международное признание в статье 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране»
Россия – Конституция РФ – статья 32
Формы политического участия
Массовые формы – выборы и референдумы, избирательные и иные кампании, митинги, шествия, демонстрации. К массовым формам политического участия также относятся деятельность в партиях, гражданское неповиновение, освободительные войны, революции
Индивидуальные формы – устные и письменные обращения граждан, пикетирование, голодовки
Организованные и неорганизованные, систематические и периодические
Автономные и мобилизованные, конвенциональные (законные) и неконвенциональные
Американские политологи С.Верба, Л.Пай выделяют пассивные формы политического поведения (голосование), участие в предвыборных кампаниях, в выборах, решение местных проблем, профессиональную политическую деятельность.
Политический протест – это особая форма политического участия, это разновидность негативной реакции на сложившуюся ситуацию, действие отдельных органов государства и их оппонентов.
Источники политического протеста – слабая приверженность господствующим в обществе ценностям, низкая солидарность граждан с политическими целями режима, преследования за политические убеждения
Выборы как форма политического участия
Выборы – способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан.
Выборы – закрепленный в конституции и других законах относительно периодический процесс избрания состава органов государства.
Функции выборов в условиях демократии – артикуляция, представительство интересов,
легитимация политической системы, контроль институтов власти, формирование общей воли. Выборы мобилизуют граждан на решение социальных проблем, способствуют развитию политического сознания граждан
Избирательная система – система норм, которая определяет формы, методы образования представительных органов власти. Различают следующие типы избирательных систем:
1.мажоритарная избирательная система (по большинству голосов)
2.пропорциональная избирательная система (по партийным спискам)
3.смешанная избирательная система (мажоритарная плюс пропорциональная)
Избирательный процесс – это организация, механизм проведения выборов на основе существующего избирательного права.
Демократические принципы избирательного процесса:
1.всеобщность (возрастной, моральный (заключенные) ценз, ценз оседлости)
Женщины получили право голоса в США (1918), во Франции (1944), в Италии (1945), в Греции (1956), в Швейцарии (1971), в Нидерландах (мужчины–1917, женщины–1919)
2.равенство (один избиратель – один голос)
3.тайна выборов (закрытая система голосования)
4.прямое голосование
Общие принципы демократической организации выборов:
1.Свобода (отсутствие давления на избирателей, кандидатов).
2.Наличие альтернативы, периодичность и регулярность выборов.
3.Равенство возможностей политических партий и кандидатов.
Референдум как форма политического участия
Референдум от лат. referendum – то, что должно быть сообщено
Референдум – всенародное голосование, опрос, обращение к избирателям для принятия решения по внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам.
Референдумы по содержанию: законодательные и консультативные
Референдумы по способу проведения: обязательные референдумы, без которых не могут быть решены вопросы, предусмотренные в Конституции или специальном законе и специальные референдумы (по усмотрению компетентного органа).
Референдумы по сфере применения: общенациональные и местные (территориальные)
В значении референдума нередко употребляется понятие плебисцит
Плебисцит от лат. рlebs (народ) и scitum (решение) – народное решение, опрос с целью установления судьбы определенной территории, метод решения территориальных споров.
Возможность населения путем прямого голосования определять, к какому государству должна принадлежать территория, на которой оно проживает.
Основные требования к плебисцитам:
1.предварительное широкое и гласное обсуждение вопроса
2.тайное голосование, учет мнения меньшинства
3.статус закона имеют решения, принимаемые большинством (2/3 участников)
4.статус постановлений имеют решения, принятые незначительным большинством
Результаты референдума имеют высший правовой статус
Инициаторы референдума
Парламент, правительство – Великобритания, Швеция, Норвегия
Парламент, правительство, президент – Франция
Народ – Швейцария, Австрия, Италия
Франция, Австралия (при принятии конституционных поправок).
Референдумы особенно эффективны на региональном уровне.