Тема 7. Политическая культура

 

 

Политическая культура

1.Сущность и содержание политической культуры

2.Понятие и формы политического участия

 

1.Сущность и содержание политической культуры

Термин «политическая культура» впервые встречается в работе немецкого философа-просветителя И.Гердера (1744-1803)

«Идеи к философии истории человечества» – 1781-1791

Политическая культура – это элемент общей культуры, включает в себя представления о политике, о социально-политической общности, обеспечивает содержание, форму политического процесса

Политическая культура предполагает определенный образовательный и культурный уровень человека, его способность соответствующим образом вести себя на публике, умение четко и ясно излагать свои политические позиции

Концепцию политической культуры впервые сформулировали американские политологи

Термин «политическая культура» ввел в научный оборот Г.Алмонд

Г.Алмонд «Сравнительные политические системы» – 1956

С.Верба «Гражданская культура»

«Сравнительное описание политической культуры»

Причины появления концепции политической культуры

1.Анализ проблемы иррационального поведения в политике, проблемы субъективного в политике

2.Поиск ответов на вопрос, почему в регионах неевропейской культуры не приживаются западные политические модели, не возникают стабильные политические системы.

Г.Алмонд и С.Верба утверждают, что подход к политике в терминах исследования государственно-правовых институтов не может определить, почему одинаковые по своей форме социально-политические институты действуют по-разному в разных странах.

Политическая культура есть совокупность «психологических ориентаций на определенное политическое действие»

Политическая культура есть воспроизведение политических ориентаций:

когнитивные (различные виды знания о политической системе)

аффективные (чувства, которые порождает политическая система)

оценочные (суждения и мнения о политических объектах)

Специфика политической культуры определяется характером этих комбинаций.

Политическая культура включает стереотипы политического сознания и политического поведения, присущие конкретной социальной общности, представления о политических институтах, механизме власти, эффективности политического участия

Основные характеристики политической культуры

1.Отношение граждан к политике

2.Информированность о политике, отношение к СМИ

3.Связь с партиями и общественными организациями

4.Возможность участия в выработке политических решений

5.Степень реализации гражданских прав и свобод

6.Способ разрешения политических конфликтов

Основные элементы политической культуры

Политические представления, политические традиции и ценности

Политические ориентации, установки, поведение, символика

Типология политической культуры

1.В соответствии со спецификой цивилизаций

Политическая культура восточного типа и западного типа

2.В зависимости от идеологических различий

Коммунистическая, либеральная, консервативная

3.В зависимости от характера властных отношений

Тоталитарная, плюралистическая

В переходный период – элементы различных политических культур

4.В зависимости от характера связей с внешней средой

Открытый и закрытый типы политической культуры

Г.Алмонд и С.Верба «Гражданская культура» 1963 год

Г.Алмонд и С.Верба предложили анализ понятия «гражданская политическая культура», смешанного типа политической культуры, которому присущи плюрализм, консенсус

Г.Алмонд и С.Верба различают патриархальный, подданнический и активистский типы

гражданской политической культуры

Патриархальный тип политической культуры характеризуется ограниченными знаниями о политике, этнической солидарностью. Политические ориентации не отделены от экономических, религиозных ориентаций. Граждане не ожидают изменений в политической системе

Для подданнического типа политической культуры характерно пассивное политическое поведение, ориентация на наличные политические ценности и политические институты

Активистский тип политической культуры предполагает равенство субъектов политики.

Государство и граждане – равноправные субъекты политических отношений

В 1980 году Г.Алмонд дополнил концепцию гражданской политической культуры.

Гражданская политическая культура включает в себя культуру политической системы,

культуру политического процесса и культуру политического управления

Политические субкультуры

Основой политических субкультур являются классовые, этнические, демографические различия. Различают вертикальные (массовые, элитарные) политические субкультуры и

горизонтальные (этнические, религиозные, региональные) политические субкультуры

Политическая социализация – это процесс усвоения индивидом норм и ценностей политической культуры, политических навыков и умений, которые способствуют адаптации к политической системе (формирование политического сознания).

Способы политической социализации:

1.Прямая (непосредственная) политическая социализация

Имитация или усвоение политических ориентаций, усвоение ролей, которые индивид желает исполнять в политике, формирование политических установок в процессе обучения, приобретение политического опыта

2.Косвенная политическая социализация

Усвоение неполитических аспектов поведения, ориентация на авторитеты, формирование политических предпочтений, ценностей

 

2.Понятие и формы политического участия

Первобытная (или родовая община) и военная демократия – первые формы участия людей в обсуждении и решении общих дел

Греческие мыслители первые использовали термин «участие»

Термин «участие» как категория анализа различных видов государственного устройства и форм правления, негативное отношение к демократии.

Новое время   

Н.Макиавелли считал, участие – это средство создания идеальной модели политической стратегии для правителей.

Ш.Л.Монтескье утверждал, участие – средство описания форм и принципов правления, участие должно быть ограничено избранием представителей.

Ж.Ж.Руссо не верил в возможности демократии, считал, демократия возможна в малом государстве. Граждане все знают друг друга, могут собраться в одном месте для решения вопросов, существует простота нравов, общественное и имущественное равенство.

Т.Джефферсон различал «искусственную» и «естественную» аристократию

Д.Локк, Б.Констан, И.Бентам, Дж.С.Милль, А.Токвиль

Ограничение политического участия неимущих и малоимущих слоев (собственность, необходимые политические способности)

Социалистическая доктрина и социалистическое движение

Изменение отношения трудящихся к своей роли в политике

Политическое участие – действия, предпринимаемые гражданами с целью повлиять на политику, управление государственными делами или на выбор политических лидеров.

Антипод участия – это неучастие в политике (абсентеизм)

 «Прямая демократия» (демократия участия) предполагает участие всего населения в реализации властных функций

Факторы, ограничивающие применение «прямой демократии»

Невозможность постоянного участия всего населения в принятии политических решений.

Отсутствие у большинства политической компетентности и политической культуры.

Усложнение регламентации в цивилизованных обществах.

Формы, интенсивность и направленность участия зависят от политико-государственных институтов и норм (набор средств, предоставляемых гражданам для защиты прав), от определенных свойств субъекта (интерес к политике, доверие к политической системе, пол, возраст, образование, религиозная и этническая принадлежность), а также от конкретной политической ситуации (кризис, переходный период, стабильное развитие, избирательная кампания)

Политико-психологическое отчуждение – это ощущение невозможности повлиять на политику, ощущение бессмысленности политики

Впервые участие граждан в политике получило международное признание в статье 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране» 

Россия – Конституция РФ – статья 32 

Формы политического участия

Массовые формы – выборы и референдумы, избирательные и иные кампании, митинги, шествия, демонстрации. К массовым формам политического участия также относятся деятельность в партиях, гражданское неповиновение, освободительные войны, революции

Индивидуальные формы – устные и письменные обращения граждан, пикетирование, голодовки

Организованные и неорганизованные, систематические и периодические

Автономные и мобилизованные, конвенциональные (законные) и неконвенциональные

Американские политологи С.Верба, Л.Пай выделяют пассивные формы политического поведения (голосование), участие в предвыборных кампаниях, в выборах, решение местных проблем, профессиональную политическую деятельность.

Политический протест – это особая форма политического участия, это разновидность негативной реакции на сложившуюся ситуацию, действие отдельных органов государства и их оппонентов.

Источники политического протеста – слабая приверженность господствующим в обществе ценностям, низкая солидарность граждан с политическими целями режима, преследования за политические убеждения

Выборы как форма политического участия

Выборы – способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан.

Выборы – закрепленный в конституции и других законах относительно периодический процесс избрания состава органов государства.

 

 

Функции выборов в условиях демократии – артикуляция, представительство интересов,

легитимация политической системы, контроль институтов власти, формирование общей воли. Выборы мобилизуют граждан на решение социальных проблем, способствуют развитию политического сознания граждан

Избирательная система – система норм, которая определяет формы, методы образования представительных органов власти. Различают следующие типы избирательных систем:

1.мажоритарная избирательная система (по большинству голосов)

2.пропорциональная избирательная система (по партийным спискам)

3.смешанная избирательная система (мажоритарная плюс  пропорциональная)

Избирательный процесс – это организация, механизм проведения выборов на основе существующего избирательного права.

Демократические принципы избирательного процесса:

1.всеобщность (возрастной, моральный (заключенные) ценз, ценз оседлости)

Женщины получили право голоса в США (1918), во Франции (1944), в Италии (1945), в Греции (1956), в Швейцарии (1971), в Нидерландах (мужчины–1917, женщины–1919)

2.равенство (один избиратель – один голос)

3.тайна выборов (закрытая система голосования)

4.прямое голосование

Общие принципы демократической организации выборов:

1.Свобода (отсутствие давления на избирателей, кандидатов).

2.Наличие альтернативы, периодичность и регулярность выборов.

3.Равенство возможностей политических партий и кандидатов.

Референдум как форма политического участия

Референдум от лат. referendum – то, что должно быть сообщено

Референдум – всенародное голосование, опрос, обращение к избирателям для принятия решения по внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам.

Референдумы по содержанию:  законодательные и консультативные

Референдумы по способу проведения: обязательные референдумы, без которых не могут быть решены вопросы, предусмотренные в Конституции или специальном законе и специальные референдумы (по усмотрению компетентного органа).

Референдумы по сфере применения: общенациональные и местные (территориальные)

В значении референдума нередко употребляется понятие плебисцит

Плебисцит от лат. рlebs (народ) и scitum (решение) – народное решение, опрос с целью установления судьбы определенной территории, метод решения территориальных споров.

Возможность населения путем прямого голосования определять, к какому государству должна принадлежать территория, на которой оно проживает.

Основные требования к плебисцитам:

1.предварительное широкое и гласное обсуждение вопроса

2.тайное голосование, учет мнения меньшинства

3.статус закона имеют решения, принимаемые большинством (2/3 участников)

4.статус постановлений имеют решения, принятые незначительным большинством

Результаты референдума имеют высший правовой статус

Инициаторы референдума

Парламент, правительство – Великобритания, Швеция, Норвегия

Парламент, правительство, президент – Франция

Народ – Швейцария, Австрия, Италия

Франция, Австралия (при принятии конституционных поправок).

Референдумы особенно эффективны на региональном уровне.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»