| ||||||
|
| |||||
Тема 5. Культура и этика семейно-брачных отношений.1. Понятие, структура и функции культуры брачно-семейных отношений
Попытки использовать это понятие для анализа брака и семьи предпринимались в нашей стране еще в 20-30 годы XX в. В работах, посвященных половому воспитанию молодежи, некоторыми авторами высказывалась идея необходимости формирования «культуры любви», «культуры чувств», «культуры личных отношений». Современные исследователи брака и семьи также используют термин «культура» для характеристики отдельных сторон брачно-семейных отношений. Понятие «культура брачно-семейных отношений» по своему содержанию значительно шире. Ее следует трактовать, прежде всего, как меру «очеловечения» всей совокупности семейных отношений, включая не только супружеские, но и детско-родительские отношения и взаимоотношения поколений в семье в целом, на основе выработки развития и усвоения единых интеллектуальных, моральных и этических ценностей. Таким образом, термин «культура брачно-семейных отношений» можно употреблять в широком и в узком смысле слова. В узком смысле слова «культура брачно-семейных отношений» – это характер, стиль общения, обеспечивающий оптимальное функционирование семьи, это нормы и правила поведения человека в семье, это этикет, которому следует обучиться и придерживаться в течение всей жизни. На основании стиля и характера взаимоотношений всех членов семьи, на основании отношения мужчины к женщине можно судить об уровне культуры брачно-семейных отношений и о степени общей культуры человека. Культура брачно-семейных отношений в широком смысле рассматривает брак как союз двух людей, основанный исключительно на чувстве восхищения друг другом, а семью, как общность людей, возникающую на базе определенных биологических предпосылок. Далее естественные отношения полов наполняются социально значимым содержанием и имеют непосредственное общественное проявление. В широком смысле культура брачно-семейных отношений выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, уровень и способ социального воспроизводства человеческой жизни. Главное противоречие в семье вовсе не между мужчиной и женщиной, как принято думать и считать на уровне обыденного сознания, а противоречие между биологическим и социальным в ней. Поиск счастья есть яростная попытка преодолеть это противоречие. Культура брачно-семейных отношений включает в себя различные по характеру и содержанию компоненты: медико-гигиенические, хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, психологические. Структурные компоненты культуры брачно-семейных отношений формируются в зависимости от пола, возраста, образования и личностных качеств людей. Показателями культуры брачно-семейных отношений выступают с одной стороны, духовные ценности: представления и установки и идеалы о браке и семье, сформированные в детстве и подростковом возрасте, знание норм и правил семейной жизни, знание закономерностей развития и утверждения социально-психологического единства в семье, а с другой – материально-духовные отношения: навыки и умения, определенные стереотипы поведения, реализуемые во взаимоотношениях полов в процессе становления и функционирования семьи. Отсюда очевидно, что подготовка молодежи к браку должна охватывать все компоненты культуры брачно-семейных отношений и строиться с учетом специфики их освоения молодежью в зависимости от возраста, уровня образования и пола. На уровень культуры брачно-семейных отношений оказывают воздействие различные объективные и субъективные факторы, которые влияют по-разному в зависимости от социально-демографических характеристик и психологических особенностей человека. Более того, не все из них поддаются достаточно результативному контролю и регулированию. Большое значение имеет семейное воспитание, в процессе которого складываются идеалы и представления о взаимоотношениях полов, о ролях и функциях супругов, о значении брака и семьи. Однако основное воздействие на молодых людей оказывают не сознательно организованные воспитательные мероприятия и программы, а сама модель семьи, реальные отношения между родителями, семейные традиции, стиль и характер ежедневного общения между членами семьи, распределение и выполнение ими различных обязанностей. Таким образом, воздействие семейного воспитания определяется, с одной стороны, подготовленностью родителей по вопросам брака и семьи, с другой – положительным примером семейной жизни самих родителей. Существенное влияние, чаще негативное, на представление молодых людей об интимной жизни будущих супругов оказывает окружающая среда сверстников. Информация, идущая по этому каналу, носит стихийный характер и регулированию поддается слабо. Однако, влияние сверстников тем сильнее, чем ниже уровень научной осведомленности молодежи. Отсюда следует, что подготовка молодежи к браку и семейной жизни должна опережать стихийное воздействие среды. Только так возможно нейтрализовать вредное влияние случайной информации. Поэтому по вопросам семейно-брачных отношений необходимо существенно улучшить подготовку как будущих учителей (обучить в системе повышения квалификации работающих в школах и вузах преподавателей), так и бакалавров по социальной работе в области гендерных и семейных отношений. Культура брачно-семейных отношений представляет собой сложное и многогранное явление, охватывающее все стороны существования человека в семье. В силу этого она призвана выполнить ряд определенных социальных функций. 1. Гносеологическая (познавательная) функция. Культура брачно-семейных отношений позволяет человеку подняться над его природными, чисто биологическими инстинктами. Культура брачно-семейных отношений дает всестороннюю целостную картину жизни семьи с момента ее зарождения и до последних дней пребывания человека в семье. Через культуру брачно-семейных отношений человек познает себя и становится способным формировать, развивать и преобразовывать себя в лучшую сторону, приобретая новые навыки и умения жизни в семье и управления семьей. 2. Информационная функция или функция передачи социального опыта прошлых поколений молодежи. Другого способа передачи социального опыта, сохранения традиций и обычаев в семье, кроме, как через культуру брачно-семейных отношений, человечество не знает, поэтому информационная функция – это функция исторической преемственности. Нравственность, соцальные качества человека не передаются по наследству и не могут быть заложены в генетической программе. Поэтому каждое следующее поколение должно пройти свою школу нравственности и к моменту вступления в брак уже иметь свои четкие определенные представления о жизни в современной семье на основе объективно обусловленной социальной программе, в которой находит отражение состояние как материального, так и духовного аспекта культуры брачно-семейных отношений. Следует подчеркнуть, что культура брачно-семейных отношений не просто накапливает человеческий опыт, транслируя его от одного поколения к другому, она обобщает и перерабатывает этот опыт, отбирая многосложную информацию применительно к потребностям современного общества. 3. Коммуникативная функция культуры брачно-семейных отношений. Закрепляя обычаи и традиции народа, семьи, быта прошлого в современной жизни, мы как бы связываем поколения. Культура брачно-семейных отношений предполагает знание, восстановление и сохранение своей родословной, тем самым сегодня живущие люди вступают в косвенное общение со своими возможно далекими предками, что в свою очередь способно обеспечить и уважение к себе. 4. Культура брачно-семейных отношений выполняет регулятивную, нормативную функцию. Она представляет из себя систему норм и требований к членам семьи с целью упорядочения семейных отношений в целом. Культура брачно-семейных отношений покоится, строится и развивается вместе с моралью и правом того общества, в котором она создается. Она отражает господствующую в обществе мораль, как бы оценивая степень соответствия поведения и деятельности человека в семье тем определенным социально-нравственным нормам, которые заложены в кодексах права. 5. Гуманистическая функция завершающая и обобщающая все предыдущие. Культура брачно-семейных отношений направлена на создание и укрепление семьи, в которой взрослому работающему человеку, ребенку и старику было бы очень комфортно, в которой господствовал бы мир и взаимопонимание, проявление лучших человеческих чувств друг другу на основе доверия, взаимопомощи и любви. В этом смысле целью культуры брачно-семейных отношений общества является формирование гуманистической личности, способной к созданию такой семьи, независимо от внешних часто неблагоприятных условий, независимо от предначертаний судьбы. Человек не последнюю роль играет в том, что с ним происходит, в особенности в личной жизни. Культура брачно-семейных отношений не сводится к адаптации человека к условиям семейной жизни, она является средством воспитания человека, формирования его здоровья и жизненной позиции. Культура брачно-семейных отношений создает механизм, который обеспечивает, с одной стороны, осуществление социализации личности, с другой, обеспечивает подлинную индивидуальную неповторимость каждого человека. И то, и другое, находит свое выражение в структуре культуры брачно-семейных отношений. Структурными элементами культуры брачно-семейных отношений как целостной системы являются: - Культура этического мышления (знания и умения, приложенные к определенной жизненной ситуации). - Культура чувств и их выражение до брака, в период знакомства и ухаживания, и в браке - границы допустимого. - Культура поведения, умение строить свое поведение в соответствии с принципами и нормами морали, в соответствии с договоренностями до брака, с учетом третьего члена (т.е., с появлением детей). - Этикет как регламентация определенной манеры поведения. В этом смысле семейный этикет выступает в двух формах, как общий этикет, присущий всем семьям, живущим в одну историческую эпоху, так и частный, присущий отдельным семьям, как результат договоренности или утвердившейся и бережно хранимой родословной привычки. Именно в этикете сохраняется и отражается неповторимая индивидуальная специфика каждой отдельно взятой семьи. Принятие этих этических правил и норм как раз и составляет содержание адаптационного периода после свадьбы. 2. Уровни культуры брачно-семейных отношений
Семья есть потребность человека, его интерес и его ценность. Эти три аспекта понимания семьи лежат в основе осмысления уровней культуры брачно-семейных отношений. Потребности, интересы и ценности неразделимы и пронизывают всю жизнь семьи. Существует некая иерархия, определенная последовательность построения, если мы говорим о формировании культуры брачно-семейных отношений. Существует культура потребления и отношения людей по поводу потребностей – это 1-ый уровень культуры брачно-семейных отношений. Существуют интересы семьи и интересы индивида – механизм взаимодействия интересов – это 2-ой уровень культуры брачно-семейных отношений. Наконец, существуют ценностные ориентации, идеалы, направления развития семьи, что в совокупности формирует сознание семьи – это уже 3-ий уровень культуры брачно-семейных отношений. Семья начинается с потребности 2-х людей (мужчины и женщины) быть вместе. С удовлетворения этой потребности в их жизни происходят существенные изменения, меняется не только общая картина, общий план (люди становятся семейными), но и корректируются, уточняются, видоизменяются их поступки под воздействием реальных жизненных ситуаций, вызванных совместным проживанием. Потребностей у людей с началом семейной жизни возникает очень много. Сразу же появляются материальные потребности семьи, удовлетворение которых требует высокой активности обоих участников брачного договора. Сексуальная потребность – базовая потребность семьи, и не только на начальном этапе ее развития. Игнорирование, забвение или простая недооценка этой потребности хотя бы одним из партнеров может привести и часто приводит семью к тяжелым потрясениям. На основе выявления первых материальных и духовных потребностей в семье выкристаллизовывается и первый уровень культуры брачно-семейных отношений, определяются социальные роли, осваивается определенная культура потребления в целом. В освоении культуры брачно-семейных отношений семье очень важно подняться до уровня общих интересов, и далее выработать общую систему ценностей. Часто семья самостоятельно это не может сделать и остается на уровне полукультуры. Здесь очень важно воздействие на семью всей системы общественных отношений, помощь семье через длительное целенаправленное воздействие. В развитии культуры брачно-семейных отношений есть две опасности: игнорирование индивидуальных интересов отдельного члена семьи и недооценка общих интересов. И то, и другое опасно для сохранения гармонии и внутреннего мира. 3. Основные факторы формирования культуры брачно-семейных отношений
Часто возникает вопрос, почему в одинаковых социальных условиях формируются различные семьи с разной судьбой и различным стилем межличностных отношений. Жизнь каждого человека при многих повторяющихся процессах и явлениях есть неповторимая история индивидуального познания и личного опыта. У каждого своя определенная линия встреч и общений, свой стиль осмысления увиденного, услышанного и пережитого. Общественное и индивидуальное сознание находятся здесь в сложном взаимодействии, так как факторы окружающей среды отражаются на индивидуальном сознании не непосредственно, а в преломленном виде через чувства, настроения, эмоции, привычки и т.д. Здесь человек также относительно самостоятелен. Культура брачно-семейных отношений, господствующая в обществе по отношению к каждому отдельному человеку объективна, равно как и общественное сознание. Из нее отдельный индивид черпает свой жизненный материал. Культура брачно-семейных отношений того или иного народа есть своеобразная матрица, на основе которой вычерчивается личностный сценарий. Распространение среди населения культуры брачно-семейных отношений требует определенной системы. Эта система представляет собой целый ряд социокультурных институтов, которые в своей деятельности планомерно и целенаправленно проводят широкое повседневное распространение культуры брачно-семейных отношений. К системе факторов, обусловливающих формирование культуры брачно-семейных отношений, относятся: – поддержание и закрепление положительного опыта современной семьи; – перестройка системы образования и создание комплексной системы воспитания детей, юношества, молодежи в плане культа семьи; – включение населения в широкую дискуссию по данному вопросу; – организация социального контроля за содержанием передач средств массовой информации. Основные задачи системы распространения культуры брачно-семейных отношений: – широкая пропаганда положительного опыта семьи; – формирование у молодежи высоких нравственных ориентаций; – расширение знаний о семье, закономерностей ее развития, психологии пола; – грамотное сексуальное просвещение.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |