ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный университет",

социальный факультет

 

Тема 2. Современная семья: классификация, формы семейно-брачных отношений, основные функции.

1. Классификация современных семей

У нас в стране используют следующую классификацию современных семей:

1.  По количеству детей: бездетная семья, однодетная, малодетная, многодетная;

  1. По составу: неполная семья, отдельная или нуклеарная семья, сложная (семья из нескольких поколений), материнская семья, семья повторного брака;
  2.  По структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с матерью) отцом) и с детьми;
  3.  По типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
  4.  По семейному быту: семья – «отдушина», семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба, семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
  5.  По социальному составу: социально однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные) семьи;
  6.  По семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
  7.  По качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная и устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
  8.  По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
  9.   По типу потребительского поведения: семьи с физиологическим типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью), семьи с интеллектуальным типом потребления (т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д.), семьи с промежуточным типом потребления;
  10. По особым условиям семейной жизни: студенческая семья, дистантная, внебрачная;
  11.  По характеру проведения досуга: открытые или закрытые:

- по социальной мобильности: реактивные семья, семьи средней активности и активные семьи;

- по степени кооперации совместной деятельности: коллективистские и индивидуалистические;

- по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Где нет четко выраженного семейного главенства, и где господствует ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях. По данным социологических исследований, таких семей у нас насчитывается примерно 60-80% от общего числа семей. Более всего они распространены в крупных городах.

По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. По социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам. По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. В настоящее время молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилье. В этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или родителей жены состоялось по причине следования традициям.

Самыми распространенными являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей с детьми, или без детей. Нуклеарные семьи могут быть большими и малыми. Большие – это мно­годетные семьи (наличие 3-х детей и более) и малодетные (1-2 ребенка в семье). Таких семей 2/з в структуре населения Российской Федерации.

Нуклеарная семья может быть полной или неполной, состоящей из одного родителя с детьми. Таким образом, другим типом брачно-семейных отношений, наиболее часто встречающимся в нашем обществе, являются неполные семьи, а именно, семьи с одним родителем и детьми. Таких семей, по статистическим данным, насчитывается около 12% от общего числа семей. Семья становится неполной либо в результате развода, либо вдовства, либо в результате рождения ребенка у не состоящей в браке матери. В итоге всех этих причин абсолютно преобладают неполные материнские семьи (примерно 14 материнских на одну неполную отцовскую семью).

Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семьи братьев или сестер), она носит название расширенной. Доминирующая тенденция к нуклеаризации привела к тому, что когда-то наиболее распространенный тип патриархальной расширенной семьи в настоящее время занимает сравнительно малую долю в общей статистике (около 15% всего количества семей).

Существует также типология семей по такому критерию, как наличие или отсутствие детей и их число. Здесь выделяют малодетные семьи (семьи с одним ребенком), среднедетные (семьи с двумя детьми) и многодетные (семьи, в которых трое и более детей). Более половины семей в России имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Остальные либо никогда не имели детей, либо уже успели их вырастить, либо не обзавелись ими. Среднее число детей на одну семью без учета ее детности – 1,1, среднее число детей в семье, их имеющей, – 1,6. Это невысокий показатель, учитывая, что для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы каждая женщина без учета ее семейного положения произвела на свет в среднем не менее 2,2 ребенка.

Семьи разделяют еще и по особым условиям семейной жизни. На этой основе выделяют, в частности, студенческие и дистантные семьи, последних в нашей стране насчитывается около 4%. Это, например, семьи моряков, артистов и спортсменов.

В зависимости от семейного уклада, направленности личности супругов и их ценностных ориентации семьи могут быть нескольких типов. Среди них можно выделить следующие: семьи с ориентацией супругов на здоровье и воспитание детей, семьи с преобладанием чуткости и доверительности отношений – их часто обозначают как «семья- отдушина» и семьи, успешно сочетающие в себе ценностные ориентации супругов на создание собственной семьи и их профессиональные интересы. Последний тип семьи часто называют «бикарьерной", подчеркивая направленность супругов на «достигаемый статус» и карьеру в избранной профессии.

Возможны и другие варианты типологии семей. Например, по специфическим проблемам выделяют семьи алкоголиков, наркоманов, преступников, больных СПИДом, страдающих психическими заболеваниями, а также семьи, имеющие в своем составе инвалидов.

Наибольшее распространение в последнее время получила классификация семей по критерию социального риска. Под семьями социального риска принято понимать семьи, социальное функционирование которых затруднено по объективным или субъективным причинам. Согласно этой типологии различают семьи: одиноких матерей: военнослужащих срочной службы с детьми; семьи с детьми-инвалидами и имеющие в своем составе инвалидов; семьи, взявшие детей под опеку и попечительство; многодетные; малообеспеченные; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; студенческие семьи с детьми; безработные семьи с несовершеннолетними детьми; девиантные семьи.

 

Альтернативы семьи:

Традиционные брачно-семейные отношения:

1. Законные (юридически оформленные, фиксированные);

2. Обязательно с желанием или наличием детей;

3. Стабильные;

4. Мужская идеология (установка на главенство мужчины);

5. Сексуальная верность партнеров;

6. Гетеросексуальность;

7. Диадичность.

Альтернативные формы брачно-семейных отношений:

1. Одиночество, незарегистрированное сожительство;

2. Сознательно бездетный брак;

3. Разводы, повторные брачно-семейные отношения;

4. Открытый брак;

5. Внебрачный секс, интимная дружба;

6. Гомосексуальность;

7. Групповой брак, жилые сообщества и коллективные семьи.

Мотивация брачно-семейных отношений:

  1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы.
  2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта.
  3. Брачно-семейные отношения по принуждению.
  4. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок.
  5. Брачно-семейные отношения, основанные на любви.

Социологи отмечают следующие мотивы вступления в брак: любовь, общность интересов, кратковременное увлечение, симпатия, чувство одиночества, чувство сострадания, вероятность скорого рождения ребенка, желание улучшить свое материальное положение, желание узаконить интимные отношения, давление родителей, желание иметь семью, желание иметь детей и т. д.

 

Основные группы семейных потребностей:

  1. Создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи;
  2. Потребности в любви и опеке, связанные с материнством;
  3. Потребность в психологической и физической близости;
  4. Потребность в семейном общении.

 

2. Характеристика основных функций семьи

Под функциями семьи понимаются способы проявления активности и жизнедеятельности семьи и ее членов.

Функция семьи – это исполнение, выполнение определенной роли в социальной системе или в малой социальной гриппе (семье). Такое выполнение определяется различными социальными процессами общества, регулируется определенными нормами.

          Выделяют следующие функции семьи:

Семья в обществе выполняет множество функций: репродуктивная (рождение детей); образовательно-воспитательная (социализация); хозяйственно-бытовая; хозяйственно-экономическая; рекреативная (взаимопомощь, под­держание здоровья, организация отдыха); коммуникативная и регулятивная и др.

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Трудовой потенциал завтрашнего дня – сегодняшние дети. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было по крайней мере не малочисленнее, чем предыдущее. В тоже время семья заинтересована в детях. Причем, сегодня это скорее не экономическая, а нравственно-эмоциональная потребность. Семья без детей духовно неполноценна. Взрослые люди, не продолжившие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты. Эта функция в современной России выполняется семьями крайне плохо. На рубеже XIX-XX вв. суммарный коэффициент рождаемости в нашей стране приближался к 1,0-1,1. Уже в конце 1990-х годов в некоторых российских городах социальный коэффициент рождаемости составлял 0,5. Почти треть семей в России не имеют несовершеннолетних детей. Это в лучшем случае те, кто уже вырастил своих детей, в худшем – те, кто их не имел, не имеет и обзаводиться детьми не собирается. Установка на бездетность, к сожалению не просто имеется – она распространяется среди супругов дето­родного возраста, что вызвано, с одной стороны, растущими материально-экономическими трудностями, превращением ребенка в «предмет социальной роскоши», а с другой стороны – духовно-моральным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого – престижные вещи, машина, породистая собака, но нет места ребенку.

На выполнение семьей своей репродуктивной функции оказывает влияние и качество здоровья населения, уровень развития здравоохранения в стране. По оценкам экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого питания и т. д. Некоторым из них способна помочь современная медицина, но стои­мость подобного лечения далеко не всем по карману.

Воспитательная функция обусловлена тем, что родившийся ребенок должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по «человеческой программе». В противном случае его человеческие задатки не разовьются, предпосылки его способностей угаснут навсегда. Так если мать, не имея средств и условий для воспитания ребенка, отказывается от него и оставляет в доме ребенка, то, несмотря на уход, адекватное медицинское обслуживание, развитие таких детей омрачено синдромом госпитализма – комплексом последствий, связанных с недостатком коммуника­тивно-эмоциональных связей. Такие дети отстают не только в интеллектуальном, но и в физическом развитии, позже начинают говорить, впоследствии встречаются со многими ком­муникативными трудностями, которые не всегда могут быть устранены даже в ходе квалифицированной медико-педагогической коррекции.

Более старшие дети, растущие в детских домах, плохо приспособлены к жизни вне их стен, с трудом адаптируются к самостоятельному существованию. Не случайно весьма распространенный сценарий жизни детдомовца чуть ли не в половине случаев включает в себя судимость. Кроме того, ущербность своего воспитания они несут в собственные семьи, не получив в детстве уроков семейно-ролевого поведения. Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми членами.

Семейная социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам. Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Характер человека, уровень его общей культуры, заложенный в родительской семье, предопределяет его последующую супружескую жизнь.

Экономическая функция – материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Экономическая функция –одна из основных функций семьи. Материальное обеспечение зависит от доходов семьи, характера потребностей, ценностных ориентации, сочетания общественных и личностных интересов семьи.

На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентации, жизненных целей и идеалов общества, с другой – субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности. Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяин, своей жизни. Семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и пр.

Как видим, традиционная экономическая функция «советской» семьи претерпела радикальные изменения. Обеспечение образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания становятся платными и тем самым тяжелыми для семейного бюджета. Все большая часть семей не может оплачивать коммунальные услуги. А решение квартирного вопроса, улучшение жилищных условий полностью зависят от материального состояния семьи. Поэтому не только «легализуется», но и становится основным накопление материальных ценностей и передача их по наследству. И это правильно, так как только собственность является реальной гарантией, социальной защищенности семьи. Ведь в системе внутрисемейных отношений экономические занимают место фундамента, базиса, в котором материализуются все остальные отношения – эмоциональные, нравственные, социальные, репродуктивные и пр.

В связи с тем, что в переходный к рыночной экономике период вопросы дифференциации трудовых доходов приобрели первостепенное значение, исследователи чаще всего определяют уровень жизни и масштабы бедности населения в основном по положению семей. И это в условиях, когда практически все социальные услуги (образование, медицина, дотации на содержание жилья и детских дошкольных заведений, отдых и т. д.) семья получала из общественных фондов потребления – то, что сейчас все больше оплачивается из семейного бюджета. Причина не только в дефиците государственного бюджета, но и в изменении идеологии взаимоотношений семьи и государства.

Население дифференцируется по социально-экономическому потенциалу следующим образом:

  • крайне бедные – низкий доход, плохие жилищные условия, нет недвижимости;
  • низкодоходные – низкий доход, но есть недвижимость, средние жилищные условия;
  • среднедоходные, но малоимущие – средний доход, но нет недвижимости, плохие жилищные условия;
  • высокодоходные – высокий доход, но плохие жилищные условия, нет недвижимости;
  • богатые – высокий доход, есть недвижимость, жилищные условия выше средних.

На основе этого исследования выделены 4 уровня материальной обеспеченности семьи:

1)                        семьи первого уровня бедности (уровень нищеты) – душевой доход ниже или равен уровню минимальной заработной платы;

2)                      семьи второго уровня бедности (малообеспеченные) – душевой доход в которых находится в интервале между размером минимальной заработной платы и стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума;

3)                         семьи         обеспеченные – совокупный душевой доход в которых соответствует средней величине душевого дохода в регионе;

4)           состоятельные семьи – совокупный душевой доход в которых выше среднего душевого дохода в регионе.

Обследование семей различного социально-демографического типа позволило при изучении их социально-экономического потенциала установить, что в современных условиях переходного периода за чертой бедности оказались, не только традиционно «слабые» (многодетные, неполные, семьи инвалидов), но и обыкновенные, нормально функционирующие семьи. Одним из факторов бедности является высокая иждивенческая нагрузка, которая предопределяет низкий уровень душеных доходов.

Традиционным объектом государственной социальной поддержки являлись многодетные и неполные семьи. В настоящее время среди малообеспеченных высока доля традиционно благополучных семей, состоящих из супружеских пар с одним – двумя детьми, где бедность обусловлена низкими заработками или безработицей одного из родителей. Появление таких категорий семей среди малообеспеченных требует переориентации внимания государственных служб социальной защиты, в первую очередь, на создание условий самообеспечения семей, в том числе стимулирование развития семейного предпринимательства, содействие созданию малых и средних предприятий. Но большинство семей связывает улучшение своего экономического положения с помощью государства.

Хозяйственно-бытовая функция семьи охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета, получение хозяйственно- бытовых услуг одними членами от других. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить поддержание физического здоровья членов общества и уход за детьми. Ребенок в семье получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь на дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ. С этой функцией тесно связана экономическая функция семьи, направленная на экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, имея в фундаменте то разделение функций, которое обеспечивала семья. С появлением индустриального производства многие производительные функции были вынесены за рамки быта городской семьи. У сельской семьи, ведущей приусадебное хозяйство, они в значительной степени сохранились. Постепенно ослабевала экономическая роль семьи, связанная с обогащением, накоплением богатства и передачей его по наследству. Многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием их потребностей в приготовлении пищи, пошиве одежды, стирке, уборке и др., издавна связанные с семьей и только с ней, были целиком или частично переложены на «плечи» бытовой промышленности. Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, вновь активизируют те стороны хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях.

Следующая функция семьи – коммуникативная. Она заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях – духовном общении и уединении. Извне навязанное, вынужденное общение (на улице, в городском транспорте, на работе) чаще всего не столько удовлетворяет наши потребности в общении, сколько перегружает их. Иное дело домашняя обстановка, где общение происходит с социально и психологически близкими людьми. Здесь удовлетворяется потребность, в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Данная функция играет значительную роль в духовном развитии членов общества. Функцию духовного общения может выполнять только здоровая семья. Нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой связи с характером внутрисемейного общения, с тем, какой морально- психологический климат сложился в семье.

Функция семьи – эмоциональная, в результате которой удовлетворяются потребности членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке и психологической; защите. В семье человек получает моральную и психологическую помощь, сбрасывает с себя то напряжение, которым «зарядились» в обществе, в своем личностном, должностном и профессиональном функционировании. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества и активно содействует сохранению их психического здоровья.

Важной для человека и всего общества в целом является социально-статусная функция.  Она способствует удовлетворению потребностей членов семьи в социальном продвижении. В ходе выполнения данной функции семья предоставляет определенный социальный статус своим членам и осуществляет воспроизводство социальной структуры общества.

Традиционные функции стали резко ослабляться, но возникла новая, ранее неизвестная – психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции. В настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»