ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный университет",

социальный факультет

 

Вопросы к экзамену

 

 

1.               Что такое семьеведение?

2.               Что такое феминология?

3.               Дайте определения понятия «семья».

4.               Предмет социологии семьи.

5.                Охарактеризуйте основные принципы семьеведения и феминологии.

6.                Какова роль семьеведения и феминологии в профессиональной подготовке бакалавров по социальной работе?

7.                Какие вы можете назвать предпосылки, факторы появления семьи?

8.               Понятие брака в общеупотребительном смысле.

9.               Перечислите функции семьи.

10.            Исторический подход к изучению семьи.

11.            Исследования семьи Л.Моргана. Этапы развития семьи.

12.            Исследования семьи Ф.Энгельса. Этапы развития семьи по Ф.Энгельсу.

13.             Матриархат и патриархат (научные теории, утверждающие и отрицающие переход от матриархата к патриархату).

14.             Моногамия, групповой брак, парный брак, эндогамия, экзогамия.

15.            Функции семьи: репродуктивная, экономическая, регулирование сексуальных отношений.

16.             Функции семьи: рекреативная, коммуникативная, статусная.

17.             Охарактеризуйте типы семьи по следующим критериям: число супругов, структура семьи, состав семьи, состояние психологического здоровья, семейный быт, географический признак.

18.             Охарактеризуйте типы семьи по следующим критериям: количество детей, однородность социально-этнического состава семьи, тип главенства в семье, семейный стаж, качество отношений и атмосфера в семье, тип потребительского поведения.

19.             Охарактеризуйте типы семьи по следующим критериям: степень кооперации совместной деятельности, характер проведения досуга, социальная мобильность, особые условия семейной жизни.

20.             Перечислите и охарактеризуйте традиционные брачно-семейные отношения.

21.             Перечислите и охарактеризуйте альтернативные брачно-семейные отношения.

22.             Охарактеризуйте формы брачно-семейных отношений по мотивационному критерию.

23.             Перечислите и охарактеризуйте основные жизненные ориентации или жизненные стратегии семейных партнеров.

24.             Какие модели семьи существуют в современном российском обществе?

25.             Охарактеризуйте современную российскую семью.

26.             В чем состоит кризис современной семьи? Укажите главные проблемы.

27.             Укажите три главные проблемы в области экономической и хозяйственно-бытовой области жизнедеятельности семьи.

28.             Культура семейно-брачных отношений: понятие, научные исследования,  характеристики и компоненты. Показатели культуры семейно-брачных отношений.

29.             Структурные элементы культуры семейно-брачных отношений и их характеристика.

30.             Функции культуры семейно-брачных отношений и их характеристика.

31.             Уровни формирования культуры семейно-брачных отношений.

32.             Факторы формирования культуры семейно-брачных отношений.

33.            Семья как объект социальной защиты.

34.            Общая характеристика семей социального риска.

35.            Многодетная семья и ее основные проблемы.

36.            Социальная помощь много­детной семье.

37.            Проблемы молодой семьи и ее положение в современном обществе.

38.            Со­циальная помощь молодой семье.

39.            Социальная защита материнства и детства в современных условиях.

40.            Социально-психологические проблемы семьи с ребенком-инвалидом.

41.            Технологии социальной работы с семьями с ребенком-инвалидом.

42.            Специфические проблемы неполной семьи.

43.            Социальная помощь неполной семье.

44.            Характеристика общих и специфических проблем семьи безработных.

45.            Направления деятельности социальных служб в решении проблем безработных.

46.            Рассмотрите социальные проблемы современной семьи.

47.             Раскройте новые тенденции в решении жилищной проблемы семьи.

48.             Проанализируйте примерную ситуацию, в которой находится семья, нуждающаяся в помощи органов социальной защиты населения.

49.             Критерии и показатели семейного неблагополучия;

50.             Классификация основных методов выявления и коррекции семейного          неблагополучия;

51.            Формы, этапы и содержание социальной работы с неблагополучными семьями.

52.            Охарактеризуйте классификацию супружеской совместимости и дисгармонии в браке.

53.             Охарактеризуйте иерархию видов совместимости супругов.

54.             Перечислите, охарактеризуйте и сравните факторы семейной прочности.

55.             Перечислите и охарактеризуйте категории супружеских конфликтов. Раскройте сущность понятия «конфликтоген».

56.             Перечислите и охарактеризуйте категории супружеских конфликтов, выделяемые социологами и демографами.

57.             Развод как социальное явление. Институциональные признаки развода. Факторы, входящие в группу риска разводов.

58.             Фазы распада и дестабилизации семейных отношений.

59.             Социальные последствия разводов. Стратегии поведения в разводной ситуации.

60.             Виды супружеского консультирования. Типы супружеских проблем и основные концептуальные подходы к их разрешению.

61.             Организация, формы и содержание супружеского консультирования на разных его этапах.

62.            Факторы формирования представлений молодежи о семейно-брачных отношениях.

63.            Роль семьи в формировании полоролевого поведения.

64.            Готовность молодежи к браку: понятие, виды, структурные компоненты.

65.             Виды и механизмы семейного насилия.

66.             Роль семьи в возникновении психотравмирующих состояний. Последствия семейного насилия.

67.             Признаки травматического стресса.

68.             Технологии социальной работы (психокоррекционные, психотерапевтические, правовые) в профилактике и преодолении семейной жестокости.

69.             Дайте определение основных понятий в службе помощи семье и детям.

70.             Какие учреждения социальной службы семье и детей целесообразно развивать наряду с действующими.

71.             Существует ли стратегия развития службы семьи и в каких документах она представлена?

72.            Территориальные центры социального обслуживания семьи и детей как инновационная технология социальной работы с семьей.

73.             Опишите одну из моделей действующих учреждений службы помощи семье и детям.

74.             Функции социального работника службы помощи семье и детям.

75.             Что вы знаете о благотворительной деятельности различных фондов и организаций по организации помощи семье и детям.

76.             Изложите опыт работы одной из общественных благотворительных, религиозных организаций или различных фондов по организации помощи семье и детям.

77.            Этапы формирования и развития государственной семейной политики.

78.            Перечислите основные направления государственной семейной политики.

79.            Перечислите основные нормативно-правовые документы, составляющие базу государственной семейной политики РФ.

80.            Какие вы знаете принципы государственной семейной политики. Какой из них основополагающий?

81.            Каковы основные механизмы реализации государственной семейной политики в условиях рыночной экономики.

82.            Что мешает эффективной реализации государственной семейной политики.


83.            Государственная система управления семейной политикой.

84.            Какие существуют формы подготовки кадров для работы с семьей  и реализации государственной семейной политики.

85.  Законодательно-нормативная база службы помощи семье и детям. Перечислите основные документы и дату их принятия.

86.   Назовите основные социальные программы социальной защиты семьи и детей.

87.   Рассмотрите влияние социально-экономического кризиса на демографическое состояние семьи.

88.   Характеристика современных тенденций демографического развития семьи и их обусловленность изменениями в образе жизни (урбанизация, изменение положения женщин в обществе, семье, издержки социально-экономического развития).

89.   Охарактеризуйте специфику американской и европейской модели социальной поддержки семьи.

90.   Раскройте содержание деятельности зарубежных неправительственных организаций в сфере социальной защиты семьи.

91.   Каковы технологии участия зарубежных специалистов по социальной поддержке семьи в кризисной для нее ситуации?

92.   Мужчины и женщины как субъект общества.

93.   Сущность полоролевого поведения мужчин и женщин.

94.   Женский вопрос и его эволюция.

95.   Социально-исторический анализ положения женщин в России и за рубежом.

95. Профессиональная деятельность  и социальный статус женщин в обществе.

96.    Проблемы культуры пола.

97.  Гендерная социализация.

97.    Концепции гендерной дифференциации.

98.    Гендерные различия в когнитивной сфере и  способностях.

99.    Гендерные аспекты социальной работы.

100.         Культурное взаимодействие и трансформация традиционных гендерных стереотипов и гендерных ролей.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»