ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный университет",

социальный факультет

 

Тема 3. Брак и семья в современном мире.

1. Определение и сущность понятий «семья» и «брак» в современной науке

В настоящее время семья является предметом исследования многих общественных наук. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной свя­зью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Семья – это социальный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, их образование и медицинское обслуживание и т.д. Семья, кроме того, – это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие и рекреацию.

Основу семьи составляет брачный союз между женщиной и мужчиной. Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В социологическом смысле брак рассматривался, в основном, как «союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе».

Отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюционного периода (1918, 1926 и 1969). Как подчеркивается в современной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с правовых позиций, тем более, что духовные и физические элементы брака не могут регулироваться правом. Данное Шершеневичем Г. Ф. еще в начале века определение брака с юридической точки зрения как «союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме», содержало совокупность основных условий, при наличии которых «сожительство лиц разного пола» при­обретает законный характер, т. е. влечет за собой все последствия законного брака.

Современная семья переживает сложный этап эволюции, переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений. Иными становятся система власти и подчинение в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов. Другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни. Наряду с традиционными формами появляются новые типы семьи.

Семья в социуме – сложный феномен. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно относительная самостоятельность.

Современная традиционная семья в своем движении и развитии проявляет множество различных форм отклонений от сложившихся образов и образцов. Нарастает плюрализация моделей нуклеарных семей. Все большее число мужчин и женщин уклоняется от семейного образа жизни. В семейно-брачных отношениях меняются ценности и ориентации, склады­ваются разные типы и формы семей – патриархальные, дето-центрические, супружеские, фостерные. Семья претерпевает изменения, меняет акценты, типы, формы, но она и в эпоху социальных перемен остается фундаментальным, социокультурным институтом, наиважнейшей ценностью общества.

Как известно, в советской науке прослеживалась устойчивая тенденция обосновать брак как принципиально новую форму семейного союза мужчины и женщины социалистического общества, отличную от форм брака, применявшихся в зарубежных странах. Предпринимались и попытки закрепить понятие брака в семейном законодательстве РСФСР, которые, однако, не принесли положительного результата. В современных исследованиях отмечается, что одним из основных признаков брака в послереволюционной России признавалась, прежде всего, взаимная склонность (любовь) супругов, в связи с чем под браком понималось «отношение совместного сожительства, основанное на началах любви, дружбы, сотрудничества». Кроме того, обязательным элементом брака являлось также наличие общего хозяйства со взаимной материальной поддержкой супругов и совместное воспитание детей, что фактически было закреплено в Кодексе законов о браке, семье и опеке 1926 г. как отражение существовавшего в тот период взгляда на семью как на своеобразное «трудовое объединение» мужчины и женщины. В последующем понятие брака в советской науке претерпевало с развитием общества определенные изменения, с сохранением, однако, понимания его главной сущности в виде союза мужчины и женщины в целях создания семьи. Необходимо отметить, что на результатах исследований по данному вопросу не могла не отразиться существовавшая в тот период общественно-политическая обстановка. Достаточно часто применялся термин «социалистический брак», формально подчеркивающий его принципиальное отличие от брака «буржуазного». Одновременно констатировался факт, что в законодательстве зарубежных стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как гражданско-правовая сделка. За рубежом выделяют три основные точки зрения на брак: брак-договор (наиболее распространенная концепция), брак-статус, брак- партнерство.

Регистрация брака  –  акт государственного признания создания семьи. Это не формальный акт, а действие, имеющее правовое значение, как для супругов, так и для их детей. Законом всех стран оговорен не только сам брак, но и условия заключения брака. Первое и самое главное условие – взаимное согласие лиц, вступающих в брак, второе  – достижение брачного возраста. С какого возраста можно вступить в брак, определяет закон. В России признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния, между одним мужчиной и одной женщиной. Брачный возраст устанавливается в 18 лет. В законодательстве многих стран при регистрации брака предусмотрено заключение брачного контракта (брачного договора). Брачный контракт – письменное соглашение жениха и невесты об урегулировании их взаимных прав и обязанностей по управлению и распоряжению имуществом.

Таким образом, брак  – исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Вступление в брак и создание полноценной семьи – естественное состояние жизнедеятельности человека. Физическая близость выступает как следствие духовно-нравственного родства. Нравственный брак  – это брак, основанный на любви. Немецкий философ Фихте писал, что не состоящий в браке индивид – лишь наполовину человек.

Регулирование семейно-брачных отношений осуществляется на основе семейного права. Семейное право регулирует личные и свя­занные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье. С учетом значимости семейных отношений для каждого человека и общества в целом они регулируются не только нормами морали, обычаями, религиозными установлениями, но и нормами семейного законодательства. Семейно-брачная сфера в законодательстве РФ регламентируется специальными декретами или особыми семейными кодексами. Семейно-брачные споры рассматриваются по особым процессуальным правилам, а к нарушителям семейно-брачных законов применяются своеобразные санкции. 

 

2. Исторические перемены в функционировании семьи

Рассмотрим сущностные изменения семьи в процессе исторического развития. Большинство ученых сегодня придерживаются точки зрения, что первой исторической формой семьи была кровнородственная семья.

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе такого типа семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках такой семьи произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи –  пуналуальной.

В пуналуальной семье из полового общения исключаются вначале ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения.

Пуналуальная семья представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семьи все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это – первый шаг к появлению парного брака.

Синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства, в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения мужчины и женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и тем самым создавала предпосылки для формирования моногамной семьи.

В самом конце каменного века, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда людей постепенно создаются условия, когда супружеские пары оказались способными самостоятельно содержать, кормить своих детей. И постепенно эта парная семья «отпочковывалась» от рода и в хозяйственном, производственном отношении. Супруги объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, стали иметь общее хозяйство. Отношения между полами стабилизировались, стало более надежным установление отцовства, и ответственность за семью все более переходила к мужчине. Вместе с ней переходила и власть. Как следствие, матриархальные отношения постепенно перешли в патриархальные, когда родство уже считалось по мужской линии.

На смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи: моногамная (т. е. единобрачная) семья. Она отличалась тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь могла быть расторгнута только по воле мужчины. Причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей

Историческое развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. Этот процесс имел свои особенности в определенные периоды развития общества.

Для рабовладельческого строя характерно то, что моногамная семья была в основном семьей рабовладельцев; большинство рабов не имело семьи, это было невыгодно их владельцам. Семья рабовладельца выполняла функции воспроизводства населения, экономическую, воспитательную, пополняла армию, активно участвовала в управлении государством, ей была присуща и политическая функция. Непосредственными исполнителями некоторых функций семьи были рабы: домашний труд, уход за детьми. Рабовладельческая моногамия имела весьма разнообразные формы. Афинская моногамия была классической формой единобрачия. Девушки здесь получали более ограниченное, чем юноши, образование: их учили шить, прясть и немного читать и писать. Жизнь женщины была замкнутой, проходила главным образом в обществе других женщин и на женской половине дома.

С переходом к феодализму обществом был установлен обязательный церковный брак, в котором господство главы семьи не было столь деспотичным. Браки были сословными, опреде­лялись знатностью, происхождением жениха и невесты. Жена феодала ведала хозяйством, а сам феодал был занят на службе у короля или герцога. Крепостных крестьян вместе с семьей при­крепляли к участку земли. Крестьянская семья была производственной ячейкой общества. Ей была присуща глубокая патриархальщина – безраздельная власть над ее членами главы семьи. В буржуазную эпоху институт семьи претерпел большие изменения. Здесь зависимость брака от экономических отношений проявляется особенно ярко.

В основе всех отношений в буржуазной семье лежат денежные расчеты. Супружеская и родительская любовь, взаимоуважение и общность интересов – все эти моральные факторы имеют второстепенное значение.

В XIX и особенно XX в. супружеская и семейная жизнь в развитых капиталистических странах обрела много новых черт. Влияние материальных, общественных мотивов при вступ­лении в брак дает себя знать, все чаще решающим фактором выступает романтическая любовь, свободный выбор партнера. Характерное для предшествующих эпох авторитарное решение отца при выборе жениха или невесты начинает утрачивать свою значимость. Родители все больше принимают принцип демократичного подхода к детям, постепенно начинается эмансипация женщин.

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., ликвидации феодально-капиталистических производственных отношений в России институт брака и семьи претерпел принципиальные изменения. Были созданы предпосылки новой, социалистической семьи с доминирующей ролью государства. Важную роль в этом сыграли меры, направленные на установление равноправия женщин. Упрощена процедура регистрации брака и развода.

Со второй половины 30-х годов начинается процесс укрепления семьи, что выразилось в ограничении свободы разводов, запрете абортов. Семья как институт официально реаби­литируется и становится институтом государства.

Проведенные в 90-е годы XX в. реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие. Долгосрочные неблагоприятные тенденции общественного развития, углубление экономического кризиса, рост нищеты и безработицы привели к тому, что семья как институт общества расстраивается. В современной России наблюдается процесс эмансипации детей от родителей, возрастает роль личностной свободы каждого из членов семьи и происходит переход от закрытой к открытой системе формирования браков. Снижается число вновь зарегистрированных браков и возрастает количество разводов.

Семье свойственна разнотипная структура, которая определяется устойчивыми внутрисемейными связями и отношениями. Информацию о структуре семьи получают только по данным переписей населения. В настоящее время российская семья находится в тяжелом социально-экономическом и социально-психологическом состоянии, а молодая семья перестала обеспечивать расширенное воспроизводство населения. Поэтому комплексная программа семейной и демографической политики должна быть направлена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи.

Брачность и разводимость в России.

На протяжении более 30 лет ежегодно в России заключалось более миллиона браков. Годы максимальной брачности:

1960 г. –1499,6 тыс. браков;

1977–1979 гг. – более 1,5 млн браков.

Однако с 1992 г. их количество стало резко снижаться:

1991г.–1277,2 тыс. браков;

1992г.–1053,7 тыс. браков;

1993г. –1106,7 тыс, браков;

1994г. –1080,6 тыс. браков;

1995г. –1075,2 тыс. браков;

1996г. – 886,6 тыс. браков.

В 1996 г. количество зарегистрированных браков в России впервые оказалось меньше 1 млн.

Обратная тенденция наблюдалась с количеством разводов.

Если в 1960–1961 гг. в России ежегодно регистрировалось менее 200 тыс. разводов, то уже в 1972 г. их количество впервые перевалило за отметку 400 тыс. разводов, а в 1976 г. –за 500 тыс. разводов. В 1991 г. ежегодное количество разводов впервые подошло к отметке 600 тыс. разводов, а в последующие годы превысило и эту громадную величину:

1992г. – 639,2 тыс.;

1993г. – 663,3 тыс.;

1994г. – 680,5 тыс.;

1995г. – 665,9 тыс.

Только в 1996 г. количество регистрируемых разводов существенно сократилось и составило 562,4 тыс. разводов.

Причины разводов определенным образом отражают общественные взгляды на функции брака. Изучая мотивы разводов, можно определить, каким семейным ценностям общество пре­дмет наибольшее значение, и наоборот. Развод стал неким альтернативным «контринститутом» брака, одной из важнейших подсистем современных брачных отношений.

Среди объективных факторов дестабилизации семьи нужно отметить прежде всего сокращение среднего размера семьи и как следствие – ослабление внутрисемейных связей, эффект двойной занятости женщин, потеря мужского престижа в семье, снижение семейной воспитательной функции. Изменение традиционных ролей и функций привели к снижению уровня удовлетворенности браком. Таким образом, развод является процессом, отражающим дисфункциональные изменения традиционной семьи.

Также происходит опасный для института семьи процесс размывания системы поведенческих норм в сфере быта и семьи и представлений о семейных половых ролях. Почти 40% супругов обвиняют друг друга в принижении их роли в семье, что является серьезной базой конфликта. В условиях массового привлечения женщин к общественному производству кооперация домашнего труда необходима. В семьях с четко распределенными совместными домашними обязанностями, как правило, хорошие отношения между супругами. Они удовлетворены браком. Неправильная установка супругов относительно распределения семейных обязанностей дестабилизирует семью.

Основа супружеской совместимости – это совпадение главных ценностных ориентации. Современные супруги должны быть единомышленниками, сотоварищами и добровольно брать на себя свою долю обязанностей. Традиционные мужские функции в семье существенно изменились. Муж перестал быть единственным кормильцем. Главенство мужа в семье исчезло в смысле единоличного принятия решений, распоряжений денежными средствами. Семейным бюджетом, повседневными расходами занимаются женщины.

Таким образом, патриархальным основам семьи противопоставлена партнерская семья, получившая название эгалитарной (семья равных). Эгалитарную семью отличают высокий духовно-психологический климат, культура чувств и поведения. Супруги в такой семье единомышленники. В семье налаженная кооперация домашнего труда, демократическое отношение к семейной кассе, демократический стиль разрешения конфликтов, удовлетворенность браком обоих супругов. Социологи определенно утверждают, что эгалитарные семьи стабильны.

В несчастливых семьях отсутствует любовь, симпатия, сексуальная совместимость. Несчастных супругов связывают дети, чувство долга, привычка, боязнь одиночества и смирение с обстоятельствами. В сфере семейных отношений постоянные отрицательные оценки поведения друг друга вызывают изменения в характере супругов, ведущие к дальнейшему обострению отношений. Для семей, в которых супруги склонны к частым отрицательным оценкам друг друга, характерны хроническая раздражительность, озлобленность, ущемленное чувство достоинства. Отсутствие в доме уюта, тепла, взаимопонимания создает почву для взаимных измен.  Измена занимает одно из первых мест среди субъективных причин разводов.

Таким образом, брак – исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности, а развод стал неким альтернативным «контринститутом» брака, одной из важнейших подсистем современных брачных отношений. Наступил XXI в., и мы все больше подходим к осознанию, что цивилизация связана, прежде всего, с многообразием социальных условий и наличием выбора. Общество должно учитывать бесконечное разнообразие условий жизни людей и предоставить им возможность самостоятельного индивидуального выбора. Чем полнее будут раскрываться цивилизованные принципы развития нашего общества, тем более выраженной будет тенденция демократизации семьи. В течение XXI в. эгалитарная семья станет массовой и преобладающей.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»