| ||||||
|
| |||||
Тема 4. Жизненный цикл семьи.1. Роль матери и отца в формировании личности ребенка
Жизнь в семье невозможна без общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее. Удовлетворенность супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения. Семья – неотъемлемая ячейка общества. Семья в своем развитии прошла долгий и сложный путь, вершина которого – пожизненное единобрачие. На протяжении XX в. в индустриально-развитых странах произошли радикальные семейные изменения из-за переворота в системе жизненных ценностей. Многие браки перестали быть пожизненными. Разводы, неполные семьи и матери-одиночки оказались практически нормальным явлением, а рождаемость столь мала, что даже семья, имеющая двух детей, в умах людей уже считается многодетной. Развитие семьи, укрепление, ее стабилизация, превращение в источник человеческого счастья, прежде всего, важно потому, что воспитание интеллектуально, нравственно и психологически полноценного человека возможно лишь в обстановке эмоционального тепла, любви, подлинно человеческих взаимоотношений, которыми отличается здоровая, благополучная семья. Самое важное для стабильности семьи – супружеские отношения. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в развитии общества и личности. В большинстве семей существует разумный ритм жизни с определенными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. Традиции каждой семьи имеют свои особенности. Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь то разумное, что уже имеется в семье. Воспитательная сила традиций заключается в том, что присутствующий в них опыт воспринимается подрастающим поколением естественным путем. Семью как коллектив объединяют общие цели, интересы, единство взглядов и устремлений. Быть или не быть семье коллективом зависит, в первую очередь, от характера внутрисемейных отношений. Важнейшей основой семьи является супружеская, родительская, сыновняя, дочерняя любовь. Семейные отношения должны характеризоваться сердечностью, особой тактичностью, взаимной уступчивостью, стремлением каждого выполнять свои обязанности. В формировании таких отношений и для полноценного развития и воспитания ребенка в семье важное значение играет роль отца и матери. Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем, отцом, как и каждая женщина – стать матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность – быть отцом, опорой в семье. Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует. Однако, все равно отец – это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах. Ребенок – большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, которые до рождения первенца жили нормально, а после его рождения у них наблюдается ухудшение отношений. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры. Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины – матерями. В наше время действительность такова, что и детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, поэтому ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным. Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделяемого времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т. д. – вот первостепенная задача отца. Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку. В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты, от отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относиться так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети. Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях. У детей увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость. Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях. Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта, ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т. д. Некоторые отцы вообще все сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Мать учит детей добру и любви, дает первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью. Мать – это зеркало, в которое смотрится ребенок, поэтому очень важен хороший пример матери. Помимо воспитания детей, мать еще является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день – на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением. Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца Роль матери и отца в формировании личности ребенка – мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность. 2. Внутрисемейное общение
Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи. Однако не бывает идеального общения в семье, т. е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом. Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений членов семьи. Психологический климат не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит каким он будет. Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многие наблюдения показывают, что значительной части семей присущ противоречивый психологический климат. На благоприятный климат семьи в значительной степени влияет внутрисемейное общение. В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является – уважение каждого члена семьи. Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать свое плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжелыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других – обида за несправедливые обвинения и упреки. В результате это способствует разрушению семьи. Иногда полезно делать компромиссы, т. е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться. Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова. Не сложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчужденности, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению – умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни. В семье, кроме взрослых, в полноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой. Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками. Во многих семьях в большинстве своем дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения, как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты, как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению. Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, так как именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи. Неблагоприятный социально-психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |