Тема №14

 

Юзабилити сайта

Общие сведения о юзабилити

Современные тенденции развития поисковых систем и их собственные рекомендации по SEO оптимизации однозначно утверждают о необходимости внимательного подхода к юзабилити сайта. 

Под юзабилити понимается удобство пользования сайтом для посетителя ресурса.

Важность хорошего юзабилити трудно переоценить. С точки зрения поведенческих факторов -  увеличивается как время просмотра материалов, так и глубина просмотра. С точки зрения владельцев сайта

-  увеличивается точность достижения пользователем конверсионных страниц, соответственно увеличивается конверсия сайта и наблюдается резкий рост прибыльности. С точки зрения конечного пользователя

-  увеличивается лояльность посетителя, увеличивается общее число возвратов на сайт. 

Действительно, поиск нужной информации / товаров на удобном для пользователя сайтов позволяет увеличить конверсию / прибыль в разы.

  Юзабилити тесно пересекается с on-page и on-site оптимизацией и без постоянного выполнения комплекса работ по аудиту и редизайну сайта -  не обойтись. 

Общие тенденции по совершенствованию юзабилити:

-  Во первых хорошим тоном является достаточный минимализм на сайте. Все от чего можно безболезненно отказаться не в ущерб удобству подачи материалов и конверсии посетителей -  должно быть удалено.

-  Во вторых, необходимо отслеживать современные тенденции развития направления сайтостроения. Необходимо смотреть не только на собственных конкурентов в отрасли, но и на лидеров индустрии в смежных областях, которые тратят миллионы долларов на оценку удобства работы с ресурсами.

-  В третьих, необходимо постоянно ставить себя на место пользователя. Наличие замысловатых шрифтов, огромных кнопок, очевидных подсказок, десятков дублирующих менюшек, кривая перелинковка, банальная простота или наоборот, чрезмерная перегруженность сайта разными бестолковыми элементами -  все это признак некачественного сайта.

Общими признаками хорошего юзабилити являются:

-  Осмысленная простота использования

-  Хороший дизайн

-  Здравый смысл, опирающийся на предпочтения конечного пользователя

-  Расстановка приоритетов важности материалов

-  Визуальная иерархия материала

Основные факторы, влияющие на отношение и уровень доверия посетителя к сайту:

-  быстрое понимание тематики и целей сайта;

-  качество дизайна и его соответствие тематике сайта;

-  наличие в видимой области физического или юридического адреса компании;

-  наличие в видимой области телефона;

-  наличие в видимой области хорошо заметного перехода на страницу «О сайте», «Контакты» и т.п.;

-  наличие УТП (Уникального Торгового Предложения)

 -  качественное текстовое содержание. 

Одним из основополагающих моментов при общении с посетителем является умение донести до него практически мгновенно цель сайта. 

Для четкого обозначения цели и краткого описания содержания служит основная надпись посадочной страницы или ее сочетание со слоганом.  Большинству людей свойственна консервативность.

 

 

 

Юзабилити любого сайта, независимо от его направленности и объема, оценивается по пяти характеристикам:

 -  Эффективность. Показывает, какое количество времени необходимо новому пользователю сайта для того, чтобы сориентироваться на веб-ресурсе и найти ту информацию, за которой он к нему обратился.

-  Ориентация. На этот показатель влияет количество элементов, способных помешать пользователю найти то, что он хочет от просматриваемого сайта. Сюда входит дизайн, реклама, скрипты, расширения и т.д.

-  Запоминаемость. Чем легче посетителю будет сориентироваться на сайте после того, как с последнего посещения пройдет достаточно много времени, тем выше оценивается запоминаемость этого ресурса.

-  Защищенность. Эта характеристика отражает степень, в которой оцениваемый веб-сайт предостерегает пользователей от совершения грубых ошибок, мешающих получить требуемую от ресурса информацию.

-  Удовлетворенность. Субъективная характеристика, отражающая эмоциональное впечатление читателя от просмотренного сайта. Складывается из дизайна, полученной информации, навигации и иных факторов. Наряду с юзабилити большое значение имеет и такой параметр веб-сайта, как полезность. Эта характеристика  оценивает возможность пользователя понять, подходит ли веб-сайт для удовлетворения его потребностей на основании полученных при посещении впечатлений. Даже если ресурс будет иметь грамотную навигацию и приятный дизайн, отсутствие нужной для посетителя информации сведет его полезность к абсолютному нулю.

 7 основных правил юзабилити

 

Правило 1 -  у сайта должна быть четкая структура

Самое важное -  информация на веб-сайте обязательно должна иметь четкую структуру. Пользователь приходит на страницу не просто так, а с конкретной целью -  узнать информацию либо сделать заказ товара/услуги.

 Сегодня общепринято иерархическое деление структуры сайта, которое включает в себя следующие элементы:

 -  Раздел. Наиболее крупный элемент, в составе которого находятся материалы на конкретную тематику.

 -  Категория. Так как раздел -  это весьма крупный элемент структуры, он делится на небольшие категории.

-  Подкатегория. Необходимость в подкатегориях есть не всегда -  обычно у очень крупных веб-сайтов.

-  Материал. Это конечный элемент структуры сайта. В интернетмагазине материал -  это карточка товара.

В этом правиле есть еще одна важная рекомендация -  не стоит нагружать страницы ресурса той информацией, которая не соответствует основным тематикам сайта. Это только собьет пользователей с толку и заставит их уйти.

 

Правило 2 -  навигация должна помогать клиенту

Главная задача навигации сайта, с которой она должна справляться безупречно, заключается в простом удобном отражении информационной структуры веб-ресурса. Панель навигации должна располагаться на видном месте веб-страницы, чтобы пользователю не пришлось тратить время на ее поиск. Каждый пункт меню должен иметь уникальное название, в полной мере отражающее содержание того раздела, на который этот пункт ссылается.

Помимо того, что навигация должна быть простой и понятной, есть еще три рекомендации из этой же категории:

-  На каждой странице продвигаемого сайта должна быть заметная ссылка на главную страницу ресурса.

-  Пользуйтесь «хлебными крошками» -  это элементы навигации, ведущие от текущей страницы к главной.

-  На всех страницах продвигаемого вами сайта всегда должна использоваться единая система навигации.

Удобная карта сайта, представляет собой отдельную веб-страницу, содержащую в себе иерархическую модель структуры ресурса. Визуально карта сайта похожа на оглавление справочника. На карту сайта должны вести ссылки со всех страниц, в том числе с главной. Этот инструмент помогает посетителям быстро находить ту информацию, за которой они пришли. Следовательно, карта повышает уровень конверсии.

Правило 3 -  организуйте удобный поиск по сайту

На любом многостраничном сайте, и особенно в интернетмагазине, обязательно должны быть средства поиска нужной информации либо товаров. Если поисковые средства отсутствуют, пользователь будет вынужден тратить свои силы и время на то, чтобы прокручивать все страницы в поисках той информации, за которой он пришел. Но практика показывает, что подавляющее большинство посетителей не тратит время и просто уходит с веб-сайта.

Оптимальная локация для размещения окна поиска -  верхняя часть веб-страницы. Достаточно разместить одну поисковую строку с заметной кнопкой «Поиск» либо «Искать», чтобы значительно облегчить жизнь посетителей вашего ресурса. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы поисковые средства охватывали все материалы и товары на продвигаемом веб-сайте. В противном случае есть вероятность, что пользователь не найдет нужное и уйдет.

Правило 4 -  уменьшите скорость загрузки страниц

Первое место среди наиболее раздражающих факторов заслуженно принадлежит длительной загрузке страниц. Никто не любит долго ждать, особенно в Интернете. Чем больше времени уходит на загрузку страниц веб-сайта, тем выше риск того, что пользователь не будет ждать, а попросту уйдет к ближайшим вашим конкурентам. По этой причине хороший вебмастер просто обязан ускорить загрузку страниц.

Простые способы сделать это:

-  Откажитесь от большого количества графических элементов на сайте. Это касается изображений, GIF-анимаций, автоматически включаемых аудиозаписей и видеороликов. Если без изображений нельзя обойтись, надо уменьшить их «вес» путем конвертации в PNG и JPEG. Видео конвертируются в GIF.

-  Удалите анимированные заставки, выполненные по технологии Flash. Мало того, что обилие заставок отвлекает внимание пользователя и вызывает раздражающий эффект, так еще и Flash работает не у всех пользователей. У них при заходе на сайт будут появляться дополнительные уведомления в браузере.

-  Уменьшите количество рекламных баннеров на странице. Не надо говорить, насколько пользователей Интернета раздражает реклама. Помимо этого она еще и увеличивает время загрузки страницы. Если для вас важнее репутация и конверсия сайта, а не копеечный заработок с баннерной рекламы, уберите ее.

Правило 5 -  грамотно проработайте дизайн сайта

Это наиболее обширный и влиятельный аспект веб-сайта, требующий к себе особого отношения. Под дизайном сайта понимается сочетание используемых на страницах графических элементов, шрифтов, стилей, шаблонов, элементов баннерной рекламы. Работа над дизайном осложняется его субъективностью. То, что по мнению вебмастера выглядит привлекательно, может не понравиться определенному количеству посетителей.

В отношении дизайна веб-сайта есть масса правил, однако ниже мы разберем наиболее важные рекомендации:

-  Графические компоненты дизайна не должны отвлекать посетителя от информационного наполнения.

-  Если сайт принадлежит компании, ее логотип должен размещаться в шапке сайта на каждой странице.

-  Логотип организации можно превратить в навигационный элемент, заложив в него ссылку на «главную».

 -  Дизайн веб-сайта не должен пестрить многочисленными цветами, напрягающими глаза посетителей.

-  Не используйте текстурное оформление фона -  текст на нем читается очень сложно и напрягает зрение.

-  Цвета шрифта и фона должны быть высоконтрастными по отношению друг к другу -  так проще читать.

 -  Применяйте стандартные шрифты -  лучше всего отображаются Tahoma, Verdana, Arial, Times New Roman.

 

Правило 6 -  позаботьтесь о практичности контента

Контент -  это именно то, за чем пользователи приходят на сайт. Для информационных веб-сайтов контент -  это статьи, а для интернет магазинов -  описания разделов и карточки товаров. Независимо от того, для какой цели предназначен продвигаемый вами веб-ресурс, юзабилити его контента должно быть на высоте. В достижении хорошего результата по части контента вам поможет следование приведенным ниже простым рекомендациям:

-  Не используйте сложные термины и фразы, серьезно затрудняющие восприятие материала людьми.

-  Пишите привлекающие внимание заголовки, полностью отражающие содержание материала или товара.

 -  Информационные и рекламные тексты должны максимально раскрывать тему, но иметь малый объем.

 -  Перед публикацией проверяйте контент на наличие грамматических, орфографических и других ошибок.

-  Составляйте тексты по принципу перевернутой пирамиды - наиболее важная информация во вступлении.

 -  Иллюстрируйте публикуемый материал уместной графической информацией в умеренных количествах.

 Правило 7 -  исправьте технические ошибки сайта

Просмотр финальной версии веб-ресурса и  отображение в различных браузерах и с различных устройств. 

Проверка всех ссылок на сайте и удаление «битых». Такие ссылки ссылаются на несуществующие страницы, что вызывает у пользователей только негативные эмоции и плохие впечатления о сайте. К тому же битые ссылки не лучшим образом сказываются на поисковой оптимизации веб-ресурса, так что их однозначно надо убирать. Если ссылок на сайте много, используются для их проверки специальные плагины, чтобы сэкономить время и силы.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»