Малые афористические жанры

 

Пословицы и поговорки

1.Чтобы записать пословицы и поговорки, следует внимательно прислушиваться к речи исполнителей. Зачастую пословицы и поговорки можно услышать в рассказах о каких-то событиях из жизни рассказчика. Пословицы и поговорки необходимо записывать от руки в контексте речи исполнителя. Чтобы понять значение пословиц и поговорок по окончании разговора надо обязательно поинтересоваться, что означает та или иная пословица или поговорка. Ответ зафиксировать. Собрать группу людей и завести беседу о пословицах и поговорках.

2. Какие пословицы и поговорки используются в общении с детьми? Зачем нужны пословицы сегодня? Есть ли от них польза? Какая именно? Имеют ли пословицы прошлого значение для нашего времен? Какие именно? Есть ли пословицы или поговорки, которые часто употребляются именно в этом селе? Нет ли пословиц и поговорок, связанных с каким либо событием или жителем села, его привычками? Есть ли новые пословицы и поговорки или переиначенные старые?

Загадки

Запись загадок требует, чтобы собиратель сам знал их достаточное количество и мог привести их в качестве примера к любому из приведенных ниже вопросов. 

1.  Использовались ли участниками обряда загадки, в какой ситуации, кто их использовал указать возраст загадывающего, семейное положение и роль в обряде?

2.  Загадывались ли загадки одному или одновременно нескольким участникам обряда?

3.  С какими предметами обряда связаны загадки (утварь, посуда, пища, дом и его элементы, домашние животные, одежда, украшения, люди, участники обряда)?

4.  Кому загадывали загадки (указать возраст, семейное положение, роль в обряде)?

5.  Где загадывали загадки (точно указать место), в какой последовательности?

6.  Как обходились с человеком, который не смог отгадать загадки?

7.  Загадывались ли загадки во время каких-либо хозяйственных работ (постройка дома, заготовка продуктов,  сбор ягод, трав и т.д.)?

8.  Какие раньше бытовали загадки о мулах, ханах?

9.  Какие загадки о предметах современного мира вам известны?

10. Знают ли вы рифмованные загадки?

 

Приметы

Записывать народные приметы на различные дни года, а также присловья, поверья, бытовавшие когда-то или бытующие в настоящее время.

1.  Какие приметы существуют на лето, зиму (то есть на различные времена года), на дождь, засуху и так далее?

2.  Существуют ли пословицы, связанные с местными событиями, бытом, природой?

3.  Существуют ли местные названия пословиц и поговорок?

4.  Существуют ли какие-либо бытовые приметы (например, увидеть неожиданный свет в своем доме, услышать плач на чердаке или в подвале и тому подобное)?

5.  Какие приметы связаны с новорожденным? С вступающими в брак? Какие имена дают теперь? Какие были раньше?

6.  Верят ли в сглаз, порчу, в приметы? Есть ли в селе люди, которые снимают сглаз, порчу? Часто ли к ним обращаются? Есть ли в селе знахари? Сделать запись рассказов о врачевании и исцелении.

 

 

Фольклор речевых ситуаций

1.                Записать праздничный фольклор: тосты, благопожелания, поздравления

2.                 Записать повседневный фольклор речевых ситуаций: фразы и выражения, остроты, прозвища, обыгрывания имен, шутливые диалоги, слова из детской речи, приветствия и прощания, благопожелания, дуа.

 

Детский фольклор

Записывать детский фольклор нужно и от взрослых – они могут вспомнить то, что исполняли для своих детей, внуков, то, что произносили или пели в своем детстве, и от детей. Записывать фольклор от детей и в индивидуальной беседе, и в организуемой с ними игре (прятки, жмурки, догонялки, «вороны» и т.д.), предварительно выяснив, какие игры сопровождаются исполнением песен, какие драматическим  действием.

 

1. Запишите правила подвижных игр:

 – игр, основанных на диалоге;

– игр с выполнением заданий;

– сфотографируйте или сделайте видеозапись процесса игры.

2. Запишите игровые термины и объяснение их значений; специальные игровые тексты, укажите ситуации, в которых они произносятся.

3. Запишите тексты, произносимые во время игр.

4. Запишите рассказы о забавах и играх с использованием подручных средств; строительство моделей жилищ; вопросы-загадки.

5. Запишите рассказы или сделайте видеозапись ролевых игр с элементами правил. 

6. Запишите известные считалки.

7. Запишите правила жеребьевок.

8. Запишите шуточные песни, кумулятивные песни.

9. Запишите небылицы, обманки и другие тексты, предназначенные не для пения, а для декламации.

10. Запишите переделки популярных песен и стихотворений.

11. Запишите дразнилки, относящиеся к именам и личным качествам людей. 

12. Запишите страшные истории: о персонажах, характерных только для этого жанра  о предметах-убийцах, о людях-убийцах,  о джинах, о мертвецах и т.п.

13. Запишите приметы, обычаи, ритуалы, связанные со школой: чтобы не спросили на уроке, чтобы успешно сдать экзамен и т.п.

14. Если имеется возможность, соберите девичьи альбомы, либо перепишите из них тексты, соблюдая тот же порядок расположения, скопируйте рисунки.

15. Запишите детские анекдоты.

 

Подведение итогов

Каждый практикант пишет индивидуальный отчет о проделанной работе (см. Приложение№4), дает материал для сообщения по итогам работы докладчикам. В целом работа каждой группы практикантов оценивается на итоговой конференции. Докладчик от каждой группы представляет аудио и видеоматериалы, исполнение студентами фольклорных произведений.

Результатом работы фольклорной экспедиции может также стать сборник фольклорных полевых материалов (Фольклор Гунибского района, «Легенды и предания даргинцев», «Колыбельные песни лакцев»). Студенты должны принимать активное участие, как в сборе фольклорных произведений, так и в оформлении книги.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»