| ||||||||
|
| |||||||
Малые афористические жанрыПословицы и поговорки 1.Чтобы записать пословицы и поговорки, следует внимательно прислушиваться к речи исполнителей. Зачастую пословицы и поговорки можно услышать в рассказах о каких-то событиях из жизни рассказчика. Пословицы и поговорки необходимо записывать от руки в контексте речи исполнителя. Чтобы понять значение пословиц и поговорок по окончании разговора надо обязательно поинтересоваться, что означает та или иная пословица или поговорка. Ответ зафиксировать. Собрать группу людей и завести беседу о пословицах и поговорках. 2. Какие пословицы и поговорки используются в общении с детьми? Зачем нужны пословицы сегодня? Есть ли от них польза? Какая именно? Имеют ли пословицы прошлого значение для нашего времен? Какие именно? Есть ли пословицы или поговорки, которые часто употребляются именно в этом селе? Нет ли пословиц и поговорок, связанных с каким либо событием или жителем села, его привычками? Есть ли новые пословицы и поговорки или переиначенные старые? Загадки Запись загадок требует, чтобы собиратель сам знал их достаточное количество и мог привести их в качестве примера к любому из приведенных ниже вопросов. 1. Использовались ли участниками обряда загадки, в какой ситуации, кто их использовал указать возраст загадывающего, семейное положение и роль в обряде? 2. Загадывались ли загадки одному или одновременно нескольким участникам обряда? 3. С какими предметами обряда связаны загадки (утварь, посуда, пища, дом и его элементы, домашние животные, одежда, украшения, люди, участники обряда)? 4. Кому загадывали загадки (указать возраст, семейное положение, роль в обряде)? 5. Где загадывали загадки (точно указать место), в какой последовательности? 6. Как обходились с человеком, который не смог отгадать загадки? 7. Загадывались ли загадки во время каких-либо хозяйственных работ (постройка дома, заготовка продуктов, сбор ягод, трав и т.д.)? 8. Какие раньше бытовали загадки о мулах, ханах? 9. Какие загадки о предметах современного мира вам известны? 10. Знают ли вы рифмованные загадки?
Приметы Записывать народные приметы на различные дни года, а также присловья, поверья, бытовавшие когда-то или бытующие в настоящее время. 1. Какие приметы существуют на лето, зиму (то есть на различные времена года), на дождь, засуху и так далее? 2. Существуют ли пословицы, связанные с местными событиями, бытом, природой? 3. Существуют ли местные названия пословиц и поговорок? 4. Существуют ли какие-либо бытовые приметы (например, увидеть неожиданный свет в своем доме, услышать плач на чердаке или в подвале и тому подобное)? 5. Какие приметы связаны с новорожденным? С вступающими в брак? Какие имена дают теперь? Какие были раньше? 6. Верят ли в сглаз, порчу, в приметы? Есть ли в селе люди, которые снимают сглаз, порчу? Часто ли к ним обращаются? Есть ли в селе знахари? Сделать запись рассказов о врачевании и исцелении.
Фольклор речевых ситуаций 1. Записать праздничный фольклор: тосты, благопожелания, поздравления 2. Записать повседневный фольклор речевых ситуаций: фразы и выражения, остроты, прозвища, обыгрывания имен, шутливые диалоги, слова из детской речи, приветствия и прощания, благопожелания, дуа.
Детский фольклор Записывать детский фольклор нужно и от взрослых – они могут вспомнить то, что исполняли для своих детей, внуков, то, что произносили или пели в своем детстве, и от детей. Записывать фольклор от детей и в индивидуальной беседе, и в организуемой с ними игре (прятки, жмурки, догонялки, «вороны» и т.д.), предварительно выяснив, какие игры сопровождаются исполнением песен, какие драматическим действием.
1. Запишите правила подвижных игр: – игр, основанных на диалоге; – игр с выполнением заданий; – сфотографируйте или сделайте видеозапись процесса игры. 2. Запишите игровые термины и объяснение их значений; специальные игровые тексты, укажите ситуации, в которых они произносятся. 3. Запишите тексты, произносимые во время игр. 4. Запишите рассказы о забавах и играх с использованием подручных средств; строительство моделей жилищ; вопросы-загадки. 5. Запишите рассказы или сделайте видеозапись ролевых игр с элементами правил. 6. Запишите известные считалки. 7. Запишите правила жеребьевок. 8. Запишите шуточные песни, кумулятивные песни. 9. Запишите небылицы, обманки и другие тексты, предназначенные не для пения, а для декламации. 10. Запишите переделки популярных песен и стихотворений. 11. Запишите дразнилки, относящиеся к именам и личным качествам людей. 12. Запишите страшные истории: о персонажах, характерных только для этого жанра о предметах-убийцах, о людях-убийцах, о джинах, о мертвецах и т.п. 13. Запишите приметы, обычаи, ритуалы, связанные со школой: чтобы не спросили на уроке, чтобы успешно сдать экзамен и т.п. 14. Если имеется возможность, соберите девичьи альбомы, либо перепишите из них тексты, соблюдая тот же порядок расположения, скопируйте рисунки. 15. Запишите детские анекдоты.
Подведение итогов Каждый практикант пишет индивидуальный отчет о проделанной работе (см. Приложение№4), дает материал для сообщения по итогам работы докладчикам. В целом работа каждой группы практикантов оценивается на итоговой конференции. Докладчик от каждой группы представляет аудио и видеоматериалы, исполнение студентами фольклорных произведений. Результатом работы фольклорной экспедиции может также стать сборник фольклорных полевых материалов (Фольклор Гунибского района, «Легенды и предания даргинцев», «Колыбельные песни лакцев»). Студенты должны принимать активное участие, как в сборе фольклорных произведений, так и в оформлении книги. | ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |