| ||||||||
|
| |||||||
Календарный обряд и поэзияНеобходимо установить типичный репертуар данного села (села, из которого родом исполнитель). Для этого собиратель должен так строит свою беседу, чтобы в памяти информанта воссоздавался годовой и семейный циклы устойчивых ситуаций, при которых исполнялись народные песни: календарные праздники и обряды, свадебный, родильно-крестильный, похоронный обряды, государственные праздники, семейно-родовые праздники. Параллельно этому нужно устанавливать песенный репертуар по возрастным группам (т.е. процесс овладения типичным народно-песенным репертуаром: самые первые песни, которые слышал в раннем детстве; какие песни стал исполнять первыми; песни отрочества; песни девичества и юношества; пути пополнения репертуара в зрелом возрасте; песни старости). Выяснить местные названия праздников. 1. Какие из песен живут и в наши дни, кем и как исполняются. Какие забыты и почему? Дать словесную характеристику мелодии. По возможности записать ее звучание. Записать обрядовую сторону: убранство комнаты, ритуальная еда на столе, развлечения. По возможности сделать видеозапись. 2. При записи обрядовых песен обязательно устанавливать конкретный момент обряда, к которому приурочивается исполнение каждой песни. 3. В связи с тем, что традиционная народная песня - это песня по преимуществу хоровая, необходимо устанавливать тот круг людей (семейно-родственный, соседский и др.), с которыми обычно пел вместе информант, и по возможности собрать максимально большее количество исполнителей для проведения записи песен. 4. Все записи песен осуществлять только с голоса и только на магнитофон, ведя параллельную запись в рабочей тетради. 5. Все пропуски в записи песен, непонятные слова, выражения восстанавливать, уточнять только после завершения исполнения, ни в коем случае не перебивая певца (певцов). 6. Наиболее яркие диалектные особенности необходимо фиксировать уже в черновой записи, выделяя звуки, ударения. 7. Во время пения в черновых тетрадях нужно записывать своеобразие исполнения песен певцами – мимику, жестикуляцию. Если песня сопровождалась движением (танцем, переплясом, хороводом, игрой) необходимо просить исполнителя (исполнителей) воспроизвести эти движения и подробно зарисовать, или сфотографировать, или сделать видеозапись их. 8. Столь же тщательно фиксируются все замечания исполнителей о песнях, их отношение к ним, оценки традиционной и современной манеры исполнения народных песен. 9. Песни, которые исполнитель (исполнители) не смогли спеть полностью (вспомнили только отдельные строки), необходимо отмечать в стенограммах и отчетах. Праздники встречи зимы 1. Сохранились ли праздники встречи зимы («Кьяцрайх букан»/«Ходить по козлам») 2. В какой день и в какое время дня было принято ходить по козлам? 3. Когда начинался праздник? Как он проходил? 4. Кто ходил с козлом: девушки, парни, дети? Ходили ли ряженые? Как одевались и почему? 5. Были ли какие-либо особенности прохода по селу? Как относились к ним жители?6. Где пели песни – в доме, под окнами?7. Спрашивали ли гости разрешения у хозяев дома спеть песни? 8. Была ли какая-то особенность в пении? Была ли какая-либо последовательность при исполнении песен? Записать песни. 9. Что служило наградой за пение? Кто вознаграждал и как? Было ли особое отношение «козла» к щедрому или скупому одариванию ? Как вел себя «козел»? 10. Как делилось вознаграждение между участниками? 11. Какие блюда традиционно подавались гостям? Была ли какая-нибудь особая (ритуальная) пища? Если была, то, как она готовилась? 12. Зажигались ли в этот праздник костер? Если да, то чем его смысл? Праздники встречи весны 1. В какое время было принято отмечать праздник? Сколько дней проходило празднование? 2. Как шла подготовка к празднику? Кто занимался этим? 3. Как готовили дом к празднику? Были ли какие-либо особые действия хозяйки? Был ли обычай выпекать особый хлеб? Как его называют? Из какой муки и как пекли хлеб? Были ли особые приметы, связанные с его выпечкой? В какие дни его пекли? Почему нужно было, чтобы хлеб получился вкусным и красивым? Узнать рецепты приготовления лепешки и записать их. 4. Когда происходил праздник? Как выбирали место для праздника? 5. Кто участвует в празднике? Где они собирались? 6. Как себя ведут на празднике мужчины, женщины, дети? 7. Какие слова произносили вначале праздника? 8. В какой момент исполнялись песни? 9. Была ли какая-нибудь последовательность песен? Какая песня исполнялась первой? Записать песни. 10. Какие действия сопровождал праздник? Какие слова при этом произносили? 11. Был ли обычай посещать родственников? 12. Как одевались на праздник люди? Был ли обычай одеваться как то особенно, если был, то, как наряжались? 13. Существовал ли обычай обхода дворов ряжеными? 14. Был ли обычай сжигать в костре что-нибудь? Если – да, то, что сжигали и почему? 15. Был ли обычай гадать? Каким способом гадали? 16. Были ли обычай закликать, призывать весну? В какие дни это происходило? Откуда закликалась весна (с крыш, с возвышенностей)? Какие песни исполнялись? 17. Был ли обычай играть в какие-либо игры на празднике?
Праздники первой борозды 1. Отмечалась ли в селе первая пахота? 2. В какой день отмечался праздник? 3. Кто проводил первую борозду? Как его выбирали? 4. Был ли он одет по-особенному, если да то как? 5. Как вели себя во время обряда мужчины, женщины, дети. 6. Какие слова произносились в начале обряда? 7. Были ли обычаи организовывать игры, соревнования на «Празднике первой борозды»? Какие игры проводились? 8. Как награждались победители? 9. Какие песни заклинания исполнялись во время обряда? Была ли какая то последовательность? Какая песня исполнялась первой? Праздник вызывания дождя 1. Существовал ли обычай «вызывания солнца», «вызывания дождя»? Кто участвует в обряде? 2. Какие действия совершались? Существовал ли обычай обхода дворов ряжеными? Как назывался главный персонаж обряда «вызывания дождя»? 3. Как действия совершаются по отношению к главному персонажу? Чем одаривают ряженного? 4. Какие магические предметы использовались во время обряда? 5. Имело ли значение кто читает заклинание? 6. Помнят ли информаторы о том, какие магические слава произносились, какие песни исполнялись? 7. Готовилась ли особая ритуальная пища? Запишите рецепты 8. Празднуют ли в данной местности «Встречу лета»? 9. Собирали ли в этот день травы и какие? 10. Какие травы, когда и как надо было собирать? Каковы условия хранения этих трав? От каких недугов помогают эти травы? Как готовить лекарственные отвары и настойки? 11. Зажигали ли костры.
Праздник сборки урожая 1. Когда проводилась прополка урожая? Сколько дней уходило на это? 2. Произносились ли какие-то слова? Заклинания? 3. Какие песни пели? В какой последовательности? 4. Исполнялись ли какие-нибудь песни перед жатвой, во время жатвы, в конце жатвы? 5. Произносились ли заклинания, связанные с уборкой урожая? 6. Выделялся ли как то особо первый и последний сноп? Какое действие с ним связано? Какие песни или слова связаны сними? 7. Готовились ли особые ритуальные угощения? Запишите рецепты 8. Какие заклинания связаны с обмолотом зерна? 3. Отмечается ли и праздник урожая в настоящее время?
Скотоводческие обряды 1. Какими обрядами и песнями сопровождался первый выгон скота в поле? Роль пастуха в обряде ? 2. Обходил ли пастух все стадо? Какие предметы при этом он держал в руках? Какие слова (заговоры) произносил? Какие действия совершал? Как вели себя при этом животные? 3. Обходил ли хозяин в этот день свой скот, держа в руках при этом какие-либо ритуальные предметы? 4. Произносил ли он какие-либо слова при этом? 5. Отмечается ли возвращение чабанов с зимних пастбищ? 6. Кто встречает чабанов? 7. Какие действия совершаются? Участвуют ли в обряде ряженные? Какие маски одеваются? 8. Какие слова, заклинания произносятся? 9. Какие песни исполняются? 10. Устраиваются ли игры, соревнования. Записывая календарные обряды и фольклорные тексты, сопровождающие их, надо расспрашивать информаторов и о народных приметах, связанных с прогнозом на погоду, урожай, здоровье человека и подробно записывать эту информацию. Кроме того, надо записывать рецепты традиционной народной кухни и особых блюд, которые подавались на стол во время праздничной трапезы. | ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |