Кейс-задания

 

Кейс-задания

 

№кейс 1

Предмет философии науки – это общетеоретические, мировоззренческие, гносеологические и этические проблемы науки как особого способа интеллектуального постижения человеком самого себя и мира. Философия науки – это знания о сущности науки, законах ее функционирования, методах исследовательской деятельности. Основные проблемы философии науки – это идея единства научного знания, задача построения целостной научной картины мира, анализ соотношения закономерностей развития науки. Методология науки выступает как исследование основных проблем обоснования научного знания, проблемы обоснования объективности научного знания, проблемы адекватности и приемлемости научных теорий, критериев подтверждения и опровержения гипотез.

Установите соответствие между основаниями науки и их содержанием

1.Онтологические основания науки

2.Логико-методологические основания науки

3.Гносеологические основания науки

4.Методологические основания науки

-положения о характере процесса научного познания, соотношении чувственного и рационального, теории и опыта;

-общие взгляды о картине мира, о материальных системах, формах движения материи, законах функционирования материальных объектов;

-правила абстрагирования, образования понятий и утверждений, получение истинного знания через способы доказательства и обоснования теории;

-различные методы в разных науках, разные методы в рамках одной науки на разных стадиях ее развития

№кейс 2

Впервые проблемы научного метода изучаются в древнегреческой философии. Античная наука не знала опытного естествознания, речь шла только о теоретических методах исследования. Пример таких методов – это силлогистика Аристотеля как основание классической дедуктивной логики и аксиоматический метод. В эпоху Нового времени большой вклад в исследование научной методологии внесли исследователи конкретных наук (Г.Галилей, Р.Декарт, Г.В.Лейбниц). Становление экспериментального естествознания потребовало разработки методов и средств опытного изучения природы. Именно поэтому в центр философских систем Ф.Бэкона и Р.Декарта выдвигается проблема научного метода.

Р.Декарт выдвигает три правила метода:

-сохранять непрерывность цепи умозаключений

-начинать с простого и очевидного

-следовать логике научного исследования

-из него путем дедукции получать более сложные высказывания

кейс 3

В рамках феноменологической концепции философии науки утверждается, что без философской деятельности невозможно построение научных теорий. Рефлексия философа вписывается в ткань научной теории, придавая осмысленность предмету и методу научного исследования. Смысл всей философии, по мнению сторонников аналитической концепции, – изучение внутренних проблем научного языка. Герменевтика исследует проблемы чтения и истолкования научных текстов в единстве с их пониманием учеными, интерпретаторами и потребителями. Диалектико-материалистическая концепция философии науки рассматривает взаимодействие законов развития науки, природы, общества и мышления. Логико-эпистемологическая концепция утверждает, что наука есть процесс и логика роста научного знания.

Основоположник феноменологической концепции философии науки

-Д.Кэмпбелл

-К.Поппер

-Э.Гуссерль

-С.Тулмин

кейс 4

В рамках логико-эпистемологического подхода выделяются эволюционная эпистемология, генетическая и натурализованная эпистемология, историко-эволюционная эпистемология, антропологическая эпистемология.

Эволюционная эпистемология представляет собой теорию научного познания, рассматривает рост знания как продукт биологической эволюции. Генетическая эпистемология исследует психологические механизмы, обусловливающие структуру и развитие знания. Натурализованная эпистемология – это часть эмпирической психологии, изучает естественные явления как физические объекты, призывает перенести эпистемологические исследования из кабинетов философов на площадки научных лабораторий. Историко-эволюционная эпистемология рассматривает развитие науки как «смену парадигм». Антропологическая эпистемология утверждает, что в научной деятельности важными являются мотивы личного опыта, переживания, веры в ценность науки, заинтересованность и ответственность ученого.

Установите соответствие между видами эпистемологии и их авторами

1.Натурализованная эпистемология

2.Эволюционная эпистемология

3.Генетическая эпистемология

4.Историко-эволюционная эпистемология

-К.Поппер

-У.Куайн

-Т.Кун

-Ж.Пиаже

кейс 5

В ХХI веке ученые проявляют большой интерес к проблеме социокультурных детерминаций научного познания. Детерминация становится целенаправленным и управляемым процессом, обретает социальные и культурно-исторические признаки и характеристики. Социологическое и культурологическое знания соединяют когнитивные (мыслительные) и аксиологические (ценностные) начала, разделение которых разрушает целостное знание. Классическая наука оперирует внесоциальным субъектом, предполагает выделение субъективного как условие получения истинного знания. Постнеклассическая наука отстаивает активность социального субъекта, приветствует «присутствие человека» в традиционных формах и методах научного познания.

Развитие науки исследуется в рамках двух направлений

-субъективизма

-интернализма

-объективизма

-экстернализма

№кейс 6

Задачами современной науки являются обнаружение объективных законов действительности, исследование общих, существенных признаков предмета, их выражение в системе абстракций. Наука прогнозирует будущее с целью дальнейшего практического освоения действительности, производства и воспроизводства новых знаний. Важнейшей задачей современной науки является также выработка специализированного научного языка, его самообновление, постоянная методологическая рефлексия (анализ).

Приведите в соответствие основные функции науки и их содержание

1.Производственно-технологическая функция

2.Познавательная функция

3.Социальная функция

4.Мировоззренческая функция

-разработка знаний о природе технологий

-разработка модели управления обществом

-познание окружающего мира

-разработка представлений человека о мире

кейс 7

Классическая наука ориентировалась на познание естественных причин и законов природных явлений.

Неклассическая наука укрепила и расширила идеи единства природы, повысила роль целостного и субстанциального подходов, изменила способ, стиль, структуру мышления, вытеснила метафизику из науки.

Современная наука использует исторический подход к разуму и научному познанию, стремится создать историко-методологическую модель науки, признает плюрализм различных форм научного знания. В этот период появляются различные концепции науки: концепция научных революций, методология научно-исследовательских программ, методологический анархизм, концепция фальсификационизма, эволюционная модель.

Установите соответствие между концепциями и их авторами

1.Методологический анархизм

2.Методология научно-исследовательских программ

3.Концепция научных революций

4.Концепция фальсификационизма

-Т.Кун

-П.Фейерабенд

-И.Лакатос

-К.Поппер

№кейс 8

Т.Кун (1922-1996) – американский философ, сторонник постпозитивизма в работе «Структура научных революций» (1962)  утверждает, развитие науки – революционный процесс, сущность которого в смене парадигм. Важнейшее понятие концепции научных революций – понятие парадигмы. Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений. Парадигма – дисциплинарная матрица, характеризующая совокупность убеждений, ценностей, средств, которые объединяют специалистов в научное сообщество.

Парадигма выполняет две функции:

-теоретическая

-познавательная

-нормативная

-эмпирическая

№кейс 9

И.Лакатос (1922-1974) – британский философ венгерского происхождения отстаивал принципы критического рационализма, «рыцарь рациональности» полагал, большинство процессов в науке допускает рациональное объяснение, критиковал смену парадигм Т.Куна, противник теологического смысла научной парадигмы. Методология исследовательских программ И.Лакатоса отстаивает автономию теоретической науки, непрерывность в науке, упорство в борьбе за выживание теорий. Структура методологии научно-исследовательских программ «жёсткое ядро» и «защитный пояс»

Совокупность утверждений в методологии научно-исследовательских программ составляют

-«защитный пояс»

-«особый статус»

-«жёсткое ядро»

-«сущность науки»

№кейс 10

Основания науки – условия, предпосылки научного исследования. И.Кант ввел понятие «предпосылочное знание», исследовал методологическую роль нравственных регуляторов и предпосылок в познавательной деятельности. Предпосылочное знание определяет потенциальные возможности науки.

Различают онтологические, гносеологические, логико-методологические, ценностные и философские основания науки. Основания научного исследования современной философии науки – идеалы и нормы научного познания, научная картина мира и  философские принципы научного познания.

Общие взгляды о картине мира, о формах движения материи, законах функционирования материальных объектов – это

-гносеологические основания науки

-логико-методологические основания науки

-онтологические основания науки

-методологические основания науки

№кейс 11

Научные знания – это сложная система. В своих развитых формах наука – дисциплинарно организованное знание. Научные дисциплины – автономные подсистемы, взаимодействуют между собой. Динамика науки – сложный многогранный процесс. Движение знания от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от преднауки к науке, от классической науки к неклассической науке и к постнеклассической науке. Проблема динамики научного знания включает логические, социально-исторические, психологические и науковедческие аспекты

Приведите в соответствие модели роста научного знания  и их содержание

1.Кумуляционная модель

2.Революционная модель

3.Линейная модель

4.Гипотетико-дедуктивная модель

-абсолютизация экстенсивного аспекта развития науки

-научная революция как смена научных парадигм

-накопление знания на основе различных факторов

-накопление научного знания на основе методов естествознания

№кейс 12

В естествознании XX века сформировался «антропный принцип, который устанавливает связь существования человека с физическими параметрами Вселенной. Вселенная как самоорганизующаяся система, включенность в нее человека не может рассматриваться как некое проявление «научного экстремизма». Наличие наблюдателя не меняет картину наблюдения, а является необходимым условием для существования материальных основ этой картины. Определяющее значение в утверждении универсального эволюционизма как принципа построения современной научной картины мира сыграли три важнейших направления: теория нестационарной Вселенной, синергетика и теория биологической эволюции

Приведите в соответствие категории, которые используются в теории глобального эволюционизма, и их содержание

1.Биосфера

2.Ноосфера

3.Коэволюция

4.Глобальный эволюционизм

-система, обладающая высокой степенью самоорганизации

-сфера разума, эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии

-этап согласованного существования природы и человека

-взаимосвязь сложных систем и генезис новых структур

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»