| ||||||||
|
| |||||||
Тема 6. Наука как социальный институт1.Понятие и функции социального института науки 2.Становление науки как социального института
1.Понятие, структура и функции социального института науки Термин «институт» (от латинского «institutum» – установление, учреждение) Социальные институты – формы организации совместной деятельности людей, обеспечивают устойчивость социальных связей в обществе. Институционализация – упорядочение и формализация социальных связей и отношений. Институционализация состоит из следующих этапов: -возникновение определенной потребности, организованные действия; -формирование общих целей, появление и принятие общих норм и правил; -установление системы санкций, создание системы статусов и ролей Признаки социальных институтов: Особый тип регламентации взаимоотношений (обязательность, санкции) Четкое разделение функций и прав участников взаимодействия Разделение труда, учреждения, средства, ресурсы, культурные символы Кодекс поведения (устный, письменный), идеология Функции социальных институтов: -воспроизводство и закрепление общественных отношений; -регулирование взаимоотношений; -сплочение, консолидация общества, передача социального опыта; -распространение информации, произведенной в институте Дисфункция в деятельности института выражается в неясности целей деятельности института, в неопределенности функций, в понижении социального авторитета, в недостатке материальных средств, специалистов. Взаимосвязи между институтами осуществляются в форме сотрудничества, конфликта, институциональной автономии Управление институтами осуществляют бюрократы и интеллектуалы Виды социальных институтов: Экономические институты (бизнес, организация труда) Политические институты (государство, партии) Культурно-воспитательные институты (школа, культурное учреждение) Р.Мертон – основоположник изучения науки как социального института, обосновал принципы научного этоса – нормы, правила науки: 1.Универсализм – неличный характер научного знания, истинность которого не зависит от того, кем они высказаны. 2.Коллективизм – научные открытия являются собственностью научного сообщества и общества в целом. 3.Бескорыстие – служение объективной истине, а не личной выгоде. 4.Организованный скептицизм – критическое принятие новых знаний создает ситуацию ответственности ученых за результаты научной деятельности. -совокупность знаний и их носителей, наличие специфических целей и задач; -выполнение функций, наличие специфических средств познания; -выработка форм контроля, экспертизы научных достижений; -существование определенных санкций Функции науки как социального института: Генерирование нового знания, истолкование фактов и процессов Верификация, распространение полученных знаний Реализация знаний в технике, технологии, в культуре
Социальные функции науки Культурно-мировоззренческая функция Функция непосредственной производительной силы Функция социальной силы 2.Становление науки как социального института Предпосылки процесса институционализации научной деятельности Античность – научные знания растворялись в системах натурфилософов. Средневековье – смешивались с религиозными, философскими воззрениями. Важная предпосылка становления науки как института – наличие систематического образования (университетское образование – XII век). Вторая половина XVIII века – специализация научной деятельности Вторая половина XIX века – начало XX века Осознание научным сообществом и обществом эффективности научных исследований и профессионализация научной деятельности (производство продуктов органической химии, удобрений, взрывчатых веществ, лекарств). Промышленные лаборатории – организации, где осуществляется синтез фундаментальных и прикладных моментов развития науки XX век Возникновение и развитие Большой науки, рост числа профессиональных исследователей. Усиление специализации научной деятельности, создание различных типов научных сообществ (формальные и неформальные научные сообщества). Середина XX века – НИИ, на базе которых создаются научные центры Организационная форма науки – научное сообщество опирается на традиции, на самоорганизацию, нет прямого принуждения и фиксированного членства. Понятие «научное сообщество» ввел в обиход М.Полани Объединение ученых в единую социальную группу по определенному признаку – сообщество ученых, национальное научное сообщество, научная школа. Единство в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области, общие критерии и правила доказательности знания. XVII век – начало XVIII века Лондонское королевское общество, Парижская академия наук Берлинская академия наук, Петербургская академия Конец XVIII века – первая половина XIX века «Французская консерватория технических искусств и ремесел» (1795) «Собрание немецких естествоиспытателей» (1822) «Британская ассоциация содействия прогрессу» (1831) «Географическое королевское общество Великобритании» Формальные причины возникновения научного сообщества – создание научных коллективов для проведения космических исследований. Неформальные причины возникновения научных сообществ – научная проблема интегрирует ученых в группу единомышленников. Исследовательская группа – научный коллектив, для которого характерна высокая степень солидарности для достижения определенной научной цели, практика коллективного авторства, совместных форм отдыха. Научная традиция – совокупность навыков, мастерства, методологии, разделяемых учеными и передаваемых от поколения к поколению. Научная школа – вид научного сообщества, который предполагает наличие ученого, обладающего качествами лидера, а также его учеников Специфические признаки научного сообщества: 1.Единые стандарты профессионального поведения 2.Общность образования 3.Наличие положений, которые используются группой без разногласия (биологов объединяет мнение о мутациях как факторе эволюции жизни) 4.Общие ценности (ученых естественных и технических наук объединяет возможность экспериментальной проверки результатов) Способы трансляции опыта и знания: -синхронный способ – адресное общение, возможность согласования деятельности индивидов в процессе их совместного существования и взаимодействия; -диахронный способ – передача информации от поколения к поколению Язык – система знаков, которая служит средством управления человеческим поведением. Письмо – способ трансляции знаний, форма фиксации выражаемого в языке содержания. Чтение выступает способом трансляционной практики воспроизведения знаний. Технологии коммуникации – монолог, диалог, полилог Коммуникативные стратегии Презентация (представление о значимости предмета, процесса, события) Манипуляция (скрытые механизмы воздействия – внушение, зомбирование) Конвенция (сотрудничество субъектов) Роль науки в преодолении глобальных проблем современности Проблема выживания в условиях развития оружия массового уничтожения («побочный эффект» научно-технического прогресса) Нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах (проблемы коэволюции человека и природы) Проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях отчуждения (выработка новых ценностей, мировоззренческих ориентиров, идеалов человеческой деятельности, понимания перспектив человека). | ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |