Тема 6. Наука как социальный институт

 

1.Понятие и функции социального института науки

2.Становление науки как социального института

 

1.Понятие, структура и функции социального института науки

Термин «институт» (от латинского «institutum» установление, учреждение)

Социальные институты – формы организации совместной деятельности людей, обеспечивают устойчивость социальных связей в обществе.

Институционализация – упорядочение и формализация социальных связей и отношений.

Институционализация состоит из следующих этапов:

-возникновение определенной потребности, организованные действия;

-формирование общих целей, появление и принятие общих норм и правил;

-установление системы санкций, создание системы статусов и ролей

Признаки социальных институтов:

Особый тип регламентации взаимоотношений (обязательность, санкции)

Четкое разделение функций и прав участников взаимодействия

Разделение труда, учреждения, средства, ресурсы, культурные символы

Кодекс поведения (устный, письменный), идеология

Функции социальных институтов:

-воспроизводство и закрепление общественных отношений;

-регулирование взаимоотношений;

-сплочение, консолидация общества, передача социального опыта;

-распространение информации, произведенной в институте

Дисфункция в деятельности института выражается в неясности целей деятельности института, в неопределенности функций, в понижении социального авторитета, в недостатке материальных средств, специалистов.

Взаимосвязи между институтами  осуществляются в форме сотрудничества, конфликта, институциональной автономии

Управление институтами осуществляют бюрократы и интеллектуалы

Виды социальных институтов:

Экономические институты (бизнес, организация труда)

Политические институты  (государство, партии)

Культурно-воспитательные институты (школа, культурное учреждение)

Р.Мертон основоположник изучения науки как социального института, обосновал принципы научного этоса – нормы, правила науки:

1.Универсализм – неличный характер научного знания, истинность которого не зависит от того, кем они высказаны.

2.Коллективизм – научные открытия являются собственностью научного сообщества и общества в целом.

3.Бескорыстие служение объективной истине, а не личной выгоде.

4.Организованный скептицизм критическое принятие новых знаний создает ситуацию ответственности ученых за результаты научной деятельности.
Структура науки как социального института:

-совокупность знаний и их носителей, наличие специфических целей и задач;

-выполнение функций, наличие специфических средств познания;

-выработка форм контроля, экспертизы научных достижений;

-существование определенных санкций

Функции науки как социального института:

Генерирование нового знания, истолкование фактов и процессов

Верификация, распространение полученных знаний

Реализация знаний в технике, технологии, в культуре

 

Социальные функции науки 

Культурно-мировоззренческая функция

Функция непосредственной производительной силы

Функция социальной силы

2.Становление науки как социального института

Предпосылки процесса институционализации научной деятельности

Античность – научные знания растворялись в системах натурфилософов.

Средневековье – смешивались с религиозными, философскими воззрениями.

Важная предпосылка становления науки как института – наличие систематического образования (университетское образование – XII век).

Вторая половина XVIII века специализация научной деятельности  

Вторая половина XIX века начало XX века

Осознание научным сообществом и обществом эффективности научных исследований и профессионализация научной деятельности (производство продуктов органической химии, удобрений, взрывчатых веществ, лекарств).

Промышленные лаборатории – организации, где осуществляется синтез фундаментальных и прикладных моментов развития науки

XX век

Возникновение и развитие Большой науки, рост числа профессиональных исследователей.

Усиление специализации научной деятельности, создание различных типов научных сообществ (формальные и неформальные научные сообщества).

Середина XX века НИИ, на базе которых создаются научные центры

Организационная форма науки – научное сообщество опирается на традиции, на самоорганизацию, нет прямого принуждения и фиксированного членства. Понятие «научное сообщество» ввел в обиход М.Полани

Объединение ученых в единую социальную группу по определенному признаку – сообщество ученых, национальное научное сообщество,  научная школа.  Единство в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области, общие критерии и правила доказательности знания.

XVII век – начало XVIII века

Лондонское королевское общество, Парижская академия наук

Берлинская академия наук, Петербургская академия

Конец XVIII века – первая половина XIX века

«Французская консерватория технических искусств и ремесел» (1795)

«Собрание немецких естествоиспытателей» (1822)

«Британская ассоциация содействия прогрессу» (1831)

«Географическое королевское общество Великобритании»

Формальные причины возникновения научного сообщества – создание научных коллективов для проведения космических исследований.

Неформальные причины возникновения научных сообществ – научная проблема интегрирует ученых в группу единомышленников.

Исследовательская группа – научный коллектив, для которого характерна высокая степень солидарности для достижения определенной научной цели, практика коллективного авторства, совместных форм отдыха.

Научная традиция – совокупность навыков, мастерства, методологии, разделяемых  учеными и передаваемых  от поколения к поколению.

Научная школа – вид научного сообщества, который предполагает наличие ученого, обладающего качествами лидера, а также его учеников

Специфические признаки научного сообщества:

1.Единые стандарты профессионального поведения 

2.Общность образования

3.Наличие положений, которые используются группой без разногласия

(биологов объединяет мнение о мутациях как факторе эволюции жизни)

4.Общие ценности (ученых естественных и технических наук объединяет возможность экспериментальной проверки результатов)

Способы трансляции опыта и знания:

-синхронный способ – адресное общение, возможность согласования деятельности индивидов в процессе их совместного существования и взаимодействия;

-диахронный способ  передача информации от поколения к поколению

Язык – система знаков, которая служит средством управления человеческим поведением.

Письмо способ трансляции знаний, форма фиксации выражаемого в языке содержания.

Чтение выступает способом трансляционной практики воспроизведения знаний.

Технологии коммуникации – монолог, диалог, полилог 

Коммуникативные стратегии

Презентация (представление о значимости предмета, процесса, события)

Манипуляция (скрытые механизмы воздействия – внушение, зомбирование)

Конвенция (сотрудничество субъектов)

Роль науки в преодолении глобальных проблем современности

Проблема выживания в условиях развития оружия массового уничтожения

(«побочный эффект» научно-технического прогресса)

Нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах

(проблемы коэволюции человека и природы)

Проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях отчуждения

(выработка новых ценностей, мировоззренческих ориентиров, идеалов человеческой деятельности, понимания перспектив человека).

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»