Тема 5. Научные традиции и научные революции

 

1.Традиции и революции в науке

2.Глобальные научные революции

3.Особенности современного этапа развития науки

 

1.Традиции и революции в науке

Традиции как фактор и условие развития науки впервые рассмотрел Т.Кун

Т.Кун выделил два периода существования науки –

нормальный (парадигмальный) и экстраординарный (революционный)

По способу существования можно выделить:

-вербализованные традиции существуют в виде монографий и учебников, относятся к типу явного знания; 

-невербализованные традиции не имеют текстовой формы, относятся к типу неявного знания

Существует два типа образцов в науке:

Образцы действия – технология производства предмета

Образцы-продукты – аксиомы, классификации

Специально-научные традиции могут одновременно выступать и в функции общенаучной традиции в случае, когда методы одной науки, например эволюционные теории, заимствованные из биологии, применяются для построения теорий других естественных или  общественных наук.

Задача философии науки – выяснить механизмы соотношения традиций и новаций в науке.

М.А.Розов (1930-2011) – философ, гносеолог и методолог

«Научная абстракция и её виды» (1965)

«Методологические особенности гуманитарного познания (1986)

«Научное знание и механизмы социальной памяти» (1990)

М.А.Розов сформулировал концепцию социальных эстафет, «программ», которые передаются от одного поколения ученых к другому поколению. Новация, по мнению М.А.Розова, – новое знание, которое включает в себя незнание и неведение. Незнание – момент познания, когда ученый знает, чего он не знает. Неведение – это «незнание о том, чего не знаешь», неведение исключает целенаправленный, организованный поиск. Незнание и неведение преодолеваются только в рамках научных традиций.

М.А.Розов предлагает пути преодоления незнания и неведения (концепции)

Путь пришельца, который работает в традиции, но применяет ее к другой области. Путь побочных результатов, когда ученые наталкиваются на результаты, которые ими не планировались. Путь «движение с пересадками», побочные результаты, полученные в рамках одной традиции, являются для нее бесполезными, но могут быть важными для традиции другой области знаний.

Научные революции сопровождаются перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки.

Рост научного знания как революция, связанная с трансформацией науч­ной картины мира без изменений идеалов и норм исследования.

Рост научного знания как революция, связанная с трансформацией научной картины мира, идеалов и норм науки, философских оснований науки.

Научные революции сопровождаются перестройкой оснований науки

Научные революции как результат внутридисциплинарного развития, в ходе которого возникают проблемы, неразрешимые в рамках данной научной дисциплины.

Научные революции как следствие междисциплинарных взаимодействий, переноса идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую дисциплину («при­вивка» парадигмальных установок)

Главное условие появления идеи научных революций – признание историчности научного знания и соответствующего ему типа рациональности.

Философия XVII века – I пол. XVIII века

Принципы и нормы рационализма, с помощью которых добывается истинное знание, признавались постоянными для любого исторического времени.

Философы видели свою задачу в том, чтобы «очистить» разум от заблуждений («идолов» – Ф. Бэкон), искажающих чистоту истинного знания.

Философия XIX века

Концепция историчности разума (А.Сен-Симон, О.Конт), дальнейшее развитие в марксизме, неогегельянстве, неокантианстве, философии жизни.

Концепция историчности разума является причиной появления «социологии познания». В естествознании и философии естествознания тезис об историчности разума,  относительности истинного знания не признавался вплоть до начала XX века.

2.Глобальные научные революции

Рационализм – способность разума познать окружающий мир и чело­века

Рациональность, сциентизация и методологизация философии в Новое время.

Первая глобальная научная революция (XVI -XVII вв.)

Классическая рациональность

Создание идеалов и норм классического естествознания, которое базируется на экспериментальной методологии.

Появление гелиоцентрического учения, создание классической механики.

Возникновение классической науки Нового времени, отказ от метафизики.

Формирование научной рациональности, изменение содержания понятий «разум», «рациональность», изменение миропонимания.

Механическая картина мира как универсальная научная онтология.

Вторая глобальная научная революция (2 половина XVIII века – XIX век)

Новое состояние естествозна­ния – дисциплинарно организованная наука.

Переход  от метафизической концепции мира к диалектической концепции

Вытеснение из естествознания прежних натурфилософских представлений, их замена новыми естественнонаучными представлениями.

Создание новой диалектико-материалистической карти­ны мира.

Поис­ки «правильной» методологии научного исследования

Критическая рефлексия, точный расчет, идеологическая не­предвзятость как принци­пы рационального научного исследования

Конец XIX века

Возникновение новой науки, классической физики, новых направлений науки (химия, биология).

Изменение содержания категорий «вещь», «состоя­ние», «процесс», «целое», «причинность», «пространство», «вре­мя».

Механистическая картина мира теряет статус общенаучной картины мира

Третья глобальная революция (конец XIX века – середина XX века)

Неклассическая рациональность

Квантово-релятивистские представления о физиче­ской реальности, процессы математизации науки, в особенности, физики.

Мышление изучает объект во взаимодействии с прибором. Сомнение в возможностях субъекта реализовать идеальные модели сконструированные разумом. Признается относительность истины и картины природы.

Объяснения и опи­сания содержат ссылки на средства и операции позна­вательной деятельности.

Четвертая глобальная научная революция (конец XX века – сегодня)

Земля как система геологических, биологических, техногенных процессов. Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мега-мира.

Исследователь является активным субъектом изучаемых им объектов

Дос­тижения в области молекулярной биологии

(расшифровка генома человека и ус­пехи в решении проблем клонирования)

Клонирование и его нрав­ственные, правовые и религиозные проблемы.

Возникнове­ние синергетики направления, которое изучает универсальные механизмы самоорганизации, механизмы самопроизвольного возникновения и существования макроскопических упорядоченных структур.

Ориентация на исследование сложных сис­тем (природа и  человек)

Изучение объектов биотехнологии, генетической инженерии

Новый уровень интеграции научных исследований

Проблема этических кодексов ученого

 

3.Особенности современного этапа развития науки

Специфика современной постнеклассической науки

Междисциплинарные, эволюционистские и синергетические исследования.

Исследование различных видов виртуальной реальности, исследование случайности, хаоса, неопределенности как форм реальности.

Использование новых онтологических принципов – самоорганизация, нелинейность, необратимость времени.

Включение человека как субъекта в систему знаний, наличие ценностного измерения в науке

Интеграция науки – тенденция объединения научного знания, стирание границ между различными дисциплинами, процессы взаимодействия научных областей.

Комплексная проблема, общая методологическая база, унификация понятийного аппарата, развитие интегративных наук (кибернетика, семиотика, теория информации, синергетика).

Дифференциация науки – специализация, появление узких областей науки с собственной терминологией и проблематикой

Достоинство – концентрация, повышение эффективности научного поиска.

Недостаток – утрата стратегии научного поиска, потери информации, пересечение одних и тех же результатов в разных направлениях

Математизация науки – проникновение математических методов в другие области научного познания. Математизация гуманитарных наук (история, социология, лингвистика), точное  изучение качественных аспектов.

Информатизация науки – использование информационных технологий, их постоянное совершенствование во всех областях человеческой деятельности (наука, управление, образование).

В естествознании XX века сформировался «антропный принцип», который устанавливает связь существования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной.

На утверждение универсального эволюционизма как принципа построения современной научной картины мира оказали влияние:

1.Теория нестационарной Вселенной, модель расширяющейся Вселенной, теория Большого взрыва, идея космической эволюции.

2.Синергетика – непрерывное сотрудничество, совместное использование

Современная синергетика утверждает, мир живого действует по принципу «порядок из порядка».

3.Теория биологической эволюции (концепция биосферы и ноосферы)

«Биосфера» (В.И. Вернадский) – пленка жизни, возникшая на поверхности земли. Ноосфера – сфера разума, тип материальной системы.

Переход науки к постнеклассической стадии создал возможности для построения картины мира на основе принципов универсального эволюци­онизма.

Этические проблемы науки XXI века

Про­блемы этики ученого (проблема ав­торства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсифи­кации научных открытий).

Проблема одержимости ученого, превращение в подобие робота.

Проблема преувеличения личного вклада конкретного ученого по сравнению с деятельностью своих коллег,  проблема  нарушения научной корректности.

Проблемы бытия ученых (необходимость адекватных взаимообменов).

Физика угроза атомного уничтожения. Генетика этические проблемы, которые порождены идеями о влиянии половых различий на умственную деятельность, идеями о генетических и интеллектуальных различиях между расами и народностями. Биоэтика (биология и медицина) – этические проблемы отношения к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. Проблемы, исходящие из появления медицин­ских технологий и препаратов

Этические проблемы субъекта ответственно­сти – стрессовые нагрузки, засорение окружающей среды разрушают здоровье человека, ухудшают генофонд. Генная инженерия (вмешательство в генетический код человека), манипуляции над психикой человека, проблема  клонирования

Сциентизм и антисциентизм

Сциентизм  распространяет критерии научности на все виды деятельности человека. Антисциентизм характеризуется пессимистическим отношением к возможностям науки

Сциентизм и антисциентизм носят универ­сальный характер,  пронизывают сферу обыденного со­знания, сферу морального, эстетического сознания, пра­ва и политики, воспитания и образования.

Наука и псевдонаука

Причины, обостряющие проблему соотношения науки и псевдонауки

Причины, связанные с поиском новых ценностей и с изменени­ями статуса науки в условиях постиндустриального раз­вития.

Причины, связанные с проблемой интеграции научного знания

Мировоззренческие ориентации современной науки:

-объективность, эффективность в решении практических проблем;

-инструментальная пригодность и полезность знания;

-идеи необратимости, нелинейности, альтернативности развития;

-новые гуманитарные смыслы и ответы на вызовы исторического развития;

-сочетание достижений цивилизации и традиционных типов общества.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»