| ||||||||
|
| |||||||
Тема 4.Структура и динамика научного знания1.Особенности и структура научного знания 2.Модели роста научного знания 3.Проблема и проблемная ситуация в науке
1.Особенности и структура научного познания Наука – это форма познавательной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. Целью науки является постижение истины, открытие объективных законов. Научные знания – сложная развивающаяся система. В развитых формах наука – это дисциплинарно организованное знание. Научные дисциплины представляют собой самостоятельные системы, которые взаимодействуют между собой. Критерии научности: -универсальность – всеобщие законы, выражающие сущность предмета; -системность – целостная характеристика предмета в форме теории; -обоснованность (доказательность), строгость; -объективность – верное отражение действительности в сознании; -формальная непротиворечивость знания, открытость для критики Основные функции науки; -познавательная функция – познание мира, производство знаний; -мировоззренческая функция – разработка системы представлений о мире; -культурная функция – наука как базис образования личности; -социальная функция – разработка модели научного управления обществом Структура научного познания: 1.Материальная структура – профессиональные и моральные качества субъекта научной деятельности, цели и средства научной деятельности. 2.Динамическая структура – уровни и стадии научного познания 3.Предметно-дисциплинарная структура научного познания Дисциплинарное строение научного знания: науки о неживой природе, науки о живой природе, науки о человеке Внутри дисциплинарная структура научного знания: -фундаментальные или базовые дисциплинарные концепции; -частные дисциплинарные направления; -прикладные научные исследования; -специфические науки (математические науки и информатика). 4.Органическая структура научного познания: -философский базис, идеалы и нормы, научная картина мира; -эмпирический базис, система научных фактов и эмпирических обобщений; -теоретические концепции, основанные на эмпирическом базисе теории Основные уровни научного познания – эмпирический и теоретический Эмпирический уровень – непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемым объектом (живое созерцание, чувственное познание). Средства эмпирического исследования – приборы, приборные установки, реальные объекты представлены в образе идеальных объектов. Методы эмпирического исследования – эмпирическое описание, методы логического и исторического исследования, эксперимент, наблюдение, Научные наблюдения – систематические наблюдения, случайное наблюдение способно обнаружить необычные явления. Эмпирические факты – базис теории, фрагмент действительности, события, относящиеся к объективной реальности и к сфере сознания и познания. Факты – эмпирическая основа для выдвижения гипотез и построения теорий Тенденции в понимании природы факта в современной методологии науки Фактуализм – автономность фактов по отношению к различным теориям Теоретизм – зависимость фактов от теории Теоретический уровень – исследование объекта в мысленном эксперименте, отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектом. Язык теоретического исследования – теоретические термины. Основной метод – идеализация, построение идеализированного объекта Особые методы – индуктивный и гипотетико-дедуктивный методы. Основные принципы – соответствие данным опыта, верификация, логическая обоснованность, последовательность, непротиворечивость. Задача теоретического знания – достижение объективной истины Специфика теоретического познания – исследование процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата. На теоретической стадии преобладает рациональное познание, которое наиболее полно выражено в мышлении. Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности, раскрывает закономерные связи в системе абстракций (понятия, категории). Два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок оперирует абстракциями в пределах шаблона, последовательное рассуждение, классификация и систематизация фактов. Разум – высший уровень мышления, творческое оперирование абстракциями и выявление причин и движущих сил явлений. Компоненты теоретического познания – проблема, гипотеза, теория, закон Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Гипотеза – форма теоретического знания, которая содержит предположение, сформулирована на основе фактов, выдвижение нескольких гипотез. Теория – сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных связей определенной области действительности. Научная теория должна соответствовать следующим условиям (А.Эйнштейн) -не противоречить данным опыта, фактам, быть проверяемой на опыте; -отличаться «логической простотой» предпосылок, гармоничностью; -иметь широкую область применения, указывать путь создания новой, теории Закон есть объективная, существенная, необходимая, внутренняя, устойчивая связь между явлениями и процессами. Закон есть выражение некоторого постоянства процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях. 2.Модели роста научного знания Динамика науки – сложный процесс. Движение знания от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от преднауки к науке. Развитие от классической науки к неклассической науке и к постнеклассической науке. Проблема динамики научного знания включает в себя логические, социально-исторические, психологические и науковедческие аспекты, а также проблемы анализа сущности науки и причины динамики научного знания. Постпозитивисты К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд предлагали модели динамики научного знания, опираясь на историю науки. К.Поппер считает, процесс открытия научных законов – внешний фактор для истории науки (экстернализм). Факты – абсолютная ценность науки. Т.Кун отрицает преемственность в развитии науки, считает, что научные сообщества вытесняют друг друга, отказываются от предыдущей парадигмы Т.Кун, М.Полани, П.Фейерабенд включают психологические и социальные детерминанты во внутреннюю суть науки.
Модели роста научного знания: -линейная модель – абсолютизация экстенсивного аспекта развития науки; -кумулятивная модель – накопление знания на основе внутринаучных, логико-методологических, вненаучных, социокультурных факторов; -революционная модель – научная революция как смена научных парадигм, новый уровень знания, включает рациональные моменты старого уровня; -гипотетико-дедуктивная модель – опора на классическое естествознание Становление и развитие научной теории Первичная форма организации теоретических знаний – теоретическая модель и теоретический закон Теоретическая модель – отражение строения, свойств и поведения объектов (модель атома, модель Вселенной). Характеристики теоретической модели – это точность, согласованность и плодотворность результатов, структурная простота и стройность, полнота охвата объекта. Элементы теоретической модели – абстрактные объекты, теоретические конструкции или идеализированная действительность. Развертывание теории – вывод из теорий осуществляется за счет логических операций над высказываниями, за счет мысленных экспериментов с абстрактными объектами теоретических схем. Специальные теории могут входить в фундаментальную теорию как раздел Специальные теории лишь частично соотносятся с фундаментальной теорией Теоретический закон, конкретный закон никогда не проявляется в «чистом виде», во взаимосвязи с другими законами разных уровней и порядков. Теоретические законы применяются для описания реальных ситуаций опыта. Теоретический язык формируется в ходе исследования специфических идеальных объектов (абстрактные объекты), фиксируется посредством системы высказываний (теоретических законов и интерпретаций), в форме схем, чертежей и рисунков 3.Проблема и проблемная ситуация в науке. Закономерности развития науки. Проблема (от греческого преграда, трудность, задача) – комплекс вопросов, возникающий в ходе познания нового явления, неоформленное знание. Осмысление проблемы происходит на теоретическом или практическом уровне (постановка и решение). Успешное решение проблемы зависит от правильной постановки проблемы. В современной науке анализируются возможности решения проблем. Решение современных глобальных проблем требует интеграции усилий в различных науках. Проблемная ситуация – это ситуация, в которой нет соответствующего решения, она соединяет знание и незнание, цель и средство, возможность и действительность, случайность и необходимость познания. Проблемная ситуация включает в себя проблему и условия, при которых она возникает, противоречие между старым и новым знанием, указывает на ограниченность прежней стратегии научного поиска, требует рациональной организации теоретического знания. Выделяются проблемные ситуации различного уровня Расхождение теорий с некоторыми экспериментальными данными Рассогласование теорий, применяемых к одной предметной области Столкновение парадигм, исследовательских программ, стилей мышления Противоречие между теорией и методологией научного сообщества. Противоречие между теорией и мировоззрением Современная наука предлагает типичные схемы и проверенные способы актуализации проблемных ситуаций и решения научных проблем. Проблема и проблемная ситуация есть состояние научного знания. Выявление проблемной ситуации и постановка проблемы – начало научного поиска. Нельзя отождествлять любой вопрос с проблемой или с проблемной ситуацией. Постановка проблемы предполагает набор логических процедур, выражение неопределенности в форме вопроса, акцентирует внимание на практической и теоретической значимости проблемы. Квази-проблемы – парадоксы и головоломки в науке, имеющие, якобы проблемный характер, стимулируют поиск. Относительно мнимые квази-проблемы – физические проблемы, реальные в рамках классической физики теряют смысл в современных теориях. Абсолютно мнимые квази-проблемы (околонаучные, ненаучные, лженаучные) противоречат закономерностям природы (проблема вечного двигателя). Общие закономерности развития науки Эволюционно-историческая закономерность, преемственность Единство количественных и качественных изменений Дифференциация и интеграция наук Специфические закономерности развития науки Непрерывно-дискретный характер развития науки Усложнение структуры науки, рост дороговизны научных исследований Увеличение относительного веса науки в системе культуры | ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |