Тема 4.Структура и динамика научного знания

 

1.Особенности и структура научного знания

2.Модели роста научного знания

3.Проблема и проблемная ситуация в науке

 

1.Особенности и структура научного познания

Наука – это форма познавательной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. Целью науки является постижение истины, открытие объективных законов. Научные знания сложная развивающаяся система. В развитых формах наука – это дисциплинарно организованное знание. Научные дисциплины представляют собой самостоятельные системы, которые взаимодействуют между собой.

Критерии научности:

ниверсальность – всеобщие законы, выражающие сущность  предмета;

-системность – целостная характеристика предмета в форме теории;

-обоснованность (доказательность), строгость;

-объективность – верное отражение действительности в сознании;

-формальная непротиворечивость знания, открытость для критики

Основные функции науки;

-познавательная функция – познание мира, производство знаний;

-мировоззренческая функция – разработка системы представлений о мире;

-культурная функция – наука как базис образования личности;

-социальная функция – разработка модели научного управления обществом

Структура научного познания:

1.Материальная структура – профессиональные и моральные качества субъекта научной деятельности, цели и средства научной деятельности.

2.Динамическая структура – уровни и стадии научного познания

3.Предметно-дисциплинарная структура научного познания

Дисциплинарное строение научного знания: науки о неживой природе, науки о живой природе, науки о человеке

Внутри дисциплинарная структура научного знания:

-фундаментальные или базовые дисциплинарные концепции;

-частные дисциплинарные направления;

-прикладные научные исследования;

-специфические науки  (математические науки и информатика).

4.Органическая структура научного познания:

-философский базис, идеалы и нормы, научная картина мира;

-эмпирический базис, система научных фактов и эмпирических обобщений;

-теоретические концепции, основанные на эмпирическом базисе теории

Основные уровни научного познания эмпирический и теоретический

Эмпирический уровень – непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемым объектом (живое созерцание, чув­ственное познание).

Средства эмпирического исследования приборы, приборные установки, реальные объекты представлены в образе идеальных объектов.

Методы эмпирического исследования эмпирическое описание, методы логического и исторического исследования, эксперимент, наблюдение,

Научные наблюдения систематические наблюдения, случайное наблюдение способно обнаружить необычные явления.

Эмпирические факты – базис теории, фрагмент действительности, события, относящиеся к объектив­ной реальности и к сфере созна­ния и познания.

Факты – эмпирическая основа для выдвижения гипотез и построения теорий

Тенденции в понимании природы факта в современной методологии на­уки

Фактуализм автономность фактов по отношению к различным теориям  

Теоре­тизм – зависимость фактов от теории

Теоретический уровень – исследование объекта в мысленном эксперименте, отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектом. Язык теоретического исследования – теоретические термины.

Основной метод идеализация, построение идеализированного объекта

Особые методы – индуктивный и гипотетико-дедуктивный методы.

Основные принципы – соответствие данным опыта, верификация, логическая обоснованность, последовательность, непротиворечивость. 

Задача теоретического знаниядостижение объективной истины

Специфика теоретического познания исследова­ние процесса познания, его форм, приемов, методов, по­нятийного аппарата.

На теоретической стадии преобладает рациональное познание, ко­торое наиболее полно выражено в мышлении.

Мыш­ление это обобщенное и опосредованное отражение действительности, раскрывает за­кономерные связи в системе абстракций (поня­тия, категории).

Два основных уровня мышления – рассудок и разум.

Рассудок оперирует абстракциями в пределах шаблона, последовательное рассуждение, классификация и систематизация фактов.  

Разум высший уровень мышления, твор­ческое оперирование абстракциями и выявление причин и движущих сил явле­ний.

Компоненты теоретического познанияпроблема, гипотеза, теория, закон

Проблемаформа теоретического знания, содержанием ко­торой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Гипотеза форма теоретического знания, которая содержит предположение, сформулирована на основе фактов, выдвижение нескольких гипотез.

Теория сложная и развитая форма научного зна­ния, дающая целостное отображение закономерных связей определенной области действительности.

Научная теория должна соответствовать следующим условиям (А.Эйнштейн)

-не противоречить данным опыта, фактам, быть проверяемой на опыте;

-отличаться «логической простотой» предпосылок, гармоничностью;

-иметь широкую область применения, указывать путь создания новой, те­ории

Закон есть объективная, существенная, необходимая, внутренняя, устойчивая связь между явлениями и процессами. Закон есть выражение некоторого по­стоянства процесса, регулярности его протека­ния, одинаковости его действия в сходных условиях.

2.Модели роста научного знания

Динамика науки – сложный процесс. Движение знания от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от преднауки к науке. Развитие от классической науки к неклассической науке и к постнеклассической науке.

Проблема динамики научного знания включает в себя логические, социально-исторические, психологические и науковедческие аспекты, а также проблемы анализа  сущности науки и причины динамики научного знания.

Постпозитивисты

К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд предлагали модели динамики научного знания, опираясь на историю науки.

К.Поппер считает, процесс открытия научных законов внешний фактор для  истории науки (экстернализм). Факты абсолютная ценность науки.

Т.Кун отрицает преемственность в развитии науки, считает, что научные сообщества вытесняют друг друга, отказываются от предыдущей парадигмы

Т.Кун, М.Полани, П.Фейерабенд включают психологические и социальные детерминанты во внутреннюю суть науки.

 

Модели роста научного знания: 

-линейная модель – абсолютизация экстенсивного аспекта развития науки;

-кумулятивная модель – накопление знания на основе внутринаучных, логико-методологических, вненаучных, социокультурных факторов;

-революционная модель – научная революция как смена научных парадигм, новый уровень знания, включает рациональные моменты старого уровня;

-гипотетико-дедуктивная модель – опора на классическое естествознание

Становление и развитие научной теории

Первичная форма организации теоретических знаний – теоретическая модель и теоретический закон

Теоретическая модель отражение строения, свойств и поведения объектов

(модель атома, модель Вселенной).

Характеристики теоретической модели это точность, согласованность и плодотворность результатов, структурная простота и стройность, полнота охвата объекта.

Элементы теоретической модели абстрактные объекты, теоретические конструкции или идеализированная действительность.

Развертывание теории – вывод из теорий осуществляется за счет логических операций над высказываниями, за счет мысленных экспериментов с абстрактными объектами теоретических схем.

Специальные теории могут входить в фундаментальную теорию как раздел

Специальные теории лишь частично соотносятся с фундаментальной теорией

Теоретический закон, конкретный закон никогда не проявляется в «чистом виде», во взаи­мосвязи с другими законами разных уровней и порядков.

Теоретические законы применяются для описания реальных ситуаций опыта.

Теоретический язык формируется в ходе исследования специфических идеальных объектов (абстрактные объекты), фиксируется посредством системы высказываний (теоретических законов и интерпретаций), в форме схем, чертежей и рисунков

3.Проблема и проблемная ситуация в науке. Закономерности развития науки.

Проблема (от греческого преграда, трудность, задача) – комплекс вопросов, возникающий в ходе познания нового явления, неоформленное знание.

Осмысление проблемы происходит на теоретическом или практическом уровне (постановка и решение). Успешное решение проблемы зависит от правильной постановки проблемы. В современной науке анализируются возможности решения проблем. Решение современных глобальных проблем требует интеграции усилий в различных науках.

Проблемная ситуация – это ситуация, в которой нет соответствующего решения, она соединяет знание и незнание, цель и средство, возможность и действительность, случайность и необходимость познания.

Проблемная ситуация включает в себя проблему и условия, при которых она возникает, противоречие между старым и новым знанием, указывает на ограниченность прежней стратегии научного поиска, требует рациональной организации теоретического знания.

Выделяются проблемные ситуации различного уровня

Расхождение теорий с некоторыми экспериментальными данными

Рассогласование теорий, применяемых к одной предметной области

Столкновение парадигм, исследовательских программ, стилей мышления

Противоречие между теорией и методологией научного сообщества.

Противоречие между теорией и мировоззрением

Современная наука предлагает типичные схемы и проверенные способы актуализации проблемных ситуаций и решения научных проблем.

Проблема и проблемная ситуация есть состояние научного знания. Выявление проблемной ситуации и постановка проблемы – начало научного  поиска. Нельзя отождествлять любой вопрос с проблемой или с проблемной ситуацией. Постановка проблемы предполагает набор логических процедур, выражение неопределенности в форме вопроса, акцентирует внимание на практической и теоретической значимости проблемы.

Квази-проблемы – парадоксы и головоломки в науке, имеющие, якобы проблемный характер, стимулируют поиск.

Относительно мнимые квази-проблемы – физические проблемы, реальные в рамках классической физики теряют смысл в современных теориях.

Абсолютно мнимые квази-проблемы (околонаучные, ненаучные, лженаучные)

противоречат закономерностям природы (проблема вечного двигателя).

Общие закономерности развития науки

Эволюционно-историческая закономерность, преемственность

Единство количественных и качественных изменений

Дифференциация и интеграция наук

Специфические закономерности развития науки

Непрерывно-дискретный характер развития науки

Усложнение структуры науки, рост дороговизны научных исследований

Увеличение относительного веса науки в системе культуры

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»