Тема 1. Предмет философии и методологии науки

 

  1.Предмет, структура и функции философии и методологии науки

2.Проблемы становления и развития философии и методологии науки

Философии науки изучает теоретические, мировоззренческие, гносеологические и этические проблемы науки. Философия науки – это знания о сущности науки, законах ее функционирования, методах исследовательской деятельности.

Основные проблемы философии науки – проблема единства научного знания, построения целостной научной картины мира, соотношения динамических и статистических закономерностей. Философия науки исследует структуру научной

деятельности, критерии научности, проблемы эмпирического обоснования науки

Три основных уровня философии науки:

-общая философия науки как целого;

-философия отдельных областей и видов научного знания (философия математики, философия гуманитарных наук);

-философия отдельных наук (философия механики, философия истории)

Основные разделы философии науки: онтология науки, гносеология науки, логика и методология науки, аксиология науки, общая социология науки

В структуру философии науки входят философские вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, философские проблемы научно-технической политики и управления наукой

Функции философии науки:

ыработка онтологических оснований науки, формирование гносеологической базы научной деятельности, разработка логических и методологических основ науки;

-выработка и создание модели научной рациональности, использование системного подхода и синергетики, анализ языка науки и разработка стратегии науки;

-классификации наук, выяснение связи науки и общества, освещение проблемы эффективности науки, проблемы научного творчества;

-выяснение взаимоотношений науки и политики, освещение связи науки и религии, этические проблемы науки.

Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, особенности поведения ученых в различных системах.

Науковедение изучает закономерности развития и функционирования науки, разрабатывает теоретические основы государствен­ного регулирования науки, формулирует рекомендации по повыше­нию эффективности научной деятельности, принципов организа­ции, планирования и управления научным исследованием.

Наукометрия исследует динамику потоков научной информации, использует методы математи­ческой статистики к анализу потока научных публикаций, ссы­лочного аппарата, роста научных кадров, финансы.

Методология науки – составная часть философии науки, формулирует принципы, методы и способы научного познания.

Методология науки выступает как исследование основных проблем обоснования научного знания, в том числе, проблемы обоснования объективности научного знания, проблемы адекватности и приемлемости научных теорий, критериев подтверждения и опровержения гипотез.

Связь методологии науки с другими науками

Методология науки тесно связана с историей науки. Как методология науки опирается на исследования историков науки, так и история науки обращается к мировоззренческим и методологическим принципам философии науки.

И.Лакатос считает, что «история науки без философии слепа, а философия без истории науки пуста»

Методология науки связана с логикой науки, которая исследует структуру научного знания, методы его формализации, способы логического вывода. Однако логика науки ограничивается лишь анализом существующего знания и не затрагивает вопрос о происхождении и получении нового знания. Логика науки применяет дедуктивные методы математики, определяет, как образуются понятия с помощью исходных терминов, как одни высказывания выводятся из других высказываний.

Методология науки тесно связана с психологией, которая обогащает представления о научном творчестве и дает возможность строить модели научных открытий. Многие аспекты эвристической деятельности иррациональны, потому изучаются психологией творчества.

 

2.Проблемы становления и развития философии и методологии науки

Основные направления исследования философии науки

Проце­дуры анализа, обобщения научных знаний с целью построения единой картины мира исследует онтологически ориентированная философия науки (А.Уайтхед)

Процедуры научного исследования: обоснование, идеализация, фальсификация, содержательные предпосылки знания – предмет методологически ориентированной философии науки (К.Поппер)

Сциентистская версия философии науки проводит демаркацию науки и метафизики, редукцию различных теорети­ческих структур к единому эмпирическому основанию.

Антисциентистская версия философии науки трt,etn рав­ноправия науки и вненаучных способов видения мира, критика науки за подавление других форм общественного со­знания.

Развитие философии науки в XX веке

В начале XX века философия науки создает целостную научную картину мира, исследует соотношение детерминизма, причинности и динамические, статистические закономерности.

В середине ХХ века философия науки анализирует проблемы эмпирическо­го обоснования науки, изучает парадигмы научного знания, научно-исследовательской программы, проблемы тематического анализа науки.

В конце XX века философия науки изучает проблемы универсальности методов, применяемых в рамках философии науки, актуализирует проблемы гуманизации, гуманитаризации, нейтральности науки.

 

Становление и развитие методологии науки

Древнегреческое слово «метод» означает путь к достижению какой-либо цели.

Впервые проблемы научного метода изучаются в древнегреческой философии.

Античная наука не знала опытного естествознания, речь шла только о теоретических методах исследования. Пример – силлогистика Аристотеля как основание классической дедуктивной логики и аксиоматический метод.

В эпоху Нового времени большой вклад в исследование научной методологии внесли исследователи конкретных наук (Г.Галилей, Р.Декарт, Г.В.Лейбниц).

Становление экспериментального естествознания в 17 веке потребовало разработки методов и средств опытного изучения природы. Именно поэтому в центр философских систем Ф.Бэкона и Р.Декарта выдвигается проблема научного метода.

Ф.Бэкон «Новый Органон» 

Ф.Бэкон сравнивает метод со светильником, который освещает путнику дорогу в темноте. Ученый стремился создать такой метод, который мог бы быть «органоном» (орудием) познания, обеспечить человеку господство над природой. В «Новом Органоне» в качестве такого метода представлена индукция (в противоположность «Органону» Аристотеля, в котором раскрывалась суть дедуктивного метода). Аристотелевскую дедукцию Ф.Бэкон считал непригодной для развития наук о природе. В свою очередь, индукция требует от науки основываться на опытном базисе, исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента.

Р.Декарт «Рассуждение о методе»

Р.Декарт считал, что лучше совсем не помышлять об отыскании истины, чем делать это без всякого метода. По Р.Декарту, темные мудрствования ослепляют ум.

Метод – это точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное и, без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает познания всего, что ему доступно».

В связи с этим Р.Декарт выдвигает 3 правила метода:

-начинать с простого и очевидного;

-из него путем дедукции получать более сложные высказывания;

-сохранять непрерывность цепи умозаключений

Для реализации этих правил необходимы две способности ума;

-интуиция, с помощью которой усматриваются простейшие и очевидные начала;

-дедукция, с помощью которой из этих начал выводятся все другие истины

Дж.С.Милль «Система логики силлогической и индуктивной. Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования» (1843)

Дж.С.Милль утверждает, что задача логики – получать новые знания, причем знания столь же надежные, что и положения математического естествознания.

Дж.С.Милль разработал метод индукции как логики научного исследования и основы всеобщей методологии науки, разработал методологический инструментарий в виде методов сходства, различия, сопутствующих изменений и остатков. С эмпирико-психологической точки зрения главной частью логики является теория индуктивных умозаключений. Значимость связи логики и языка, с логической точки зрения изучаются описания и предложения, противопоставление конкретных и абстрактных терминов, общих и единичных имен (описаний).

В целом, каждый из методов познания ограничен в познавательных возможностях.

Со второй половины 19 века целостное знание о науке дифференцируется, появляется методология науки.

Формирование методологии науки совпадает с возникновением систематического научного познания. Цель методологии науки – изучение методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке.

В методологии науки выделяются 2 аспекта исследования

Динамический аспект (анализ развития научного знания и методов познания).

Статический аспект (исследование результатов полученного знания).

Этапы формирования методологии научного знания

1.Генезис и конституирование, оформление в особую отрасль знания.

2.Распространение принципов, методов естествознания на другие науки.

О.Конт и «социальная физика» (название социологии).

Неопозитивисты 20 века считали, что социально-гуманитарные науки не достигли такого уровня, когда к ним можно применять методы научного естествознания.

До конца 19 века особой методологии социально-гуманитарного познания не было.

3.Возникновение специальной методологии социально-гуманитарного познания

В.Виндельбанд (1848-1915), Г.Риккерт (1863-1936), В.Дильтей (1833-1911)

В.Виндельбанд различает науки не по их предмету, а по методу исследования:

Номотетические науки (от греческого законодательное искусство) изучают законы природы. Идиографические науки (от греческого особенный, своеобразный) описывают индивидуальные события и явления истории и культуры. В.Виндельбанд считает, что к наукам об общественной жизни и культуре никакие законы неприменимы, поэтому такие науки могут исследовать лишь единичные события и явления. Исследовать эти явления надо во всей их полноте и специфике.

Г.Риккерт различает два типа наук – науки о природе и науки о культуре

Науки о природе изучают безразличные к ценностям явления. Методы наук о природе дают возможность образовывать общие понятия.

Науки о культуре используют индивидуализирующий метод, или исторический метод, так как этот метод ориентирован на познание неповторимых, единичных, уникальных явлений, культурных благ, которые уникальны как носители ценностей.

В.Дильтей для анализа наук о духе предложил использовать герменевтический метод. Он противопоставил герменевтический метод методу объяснения.

М.Вебер критиковал идеи о существовании объективных законов развития общества. Метод идеальных типов основан на понимании («понимающая социология»).

 

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»