| ||||||||
|
| |||||||
Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции1.Развитие науки в Древнем мире, в Средние века и в Новое время 2.Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука 3.Формирование науки как профессиональной деятельности
1.Развитие науки в Древнем мире, в Средние века и в Новое время Наука проходит в своем развитии три основных этапа Классический (XVII – ХIХ вв.) Получение объективных знаний о мире, господство объектного стиля мышления. Стремление познать предмет, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Парадигма механики – образ мироздания как часового механизма. Неклассический (первая половина XX века) Отрицание объективизма классической науки, связи между знаниями объекта и характером средств деятельности субъекта. Парадигмы относительности, дискретности, вероятности, дополнительности. Постнеклассический (современный) (вторая половина XX - начало XXI века) Зависимость характера знаний от средств деятельности и от ценностно-целевой структуры познающего субъекта. Системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия Парадигма самоорганизации, ориентация на «синергетическое движение» Философское познание мира в Древнем мире Понятия «философия», «знание», «наука» совпадают, выступают как единое целое. Философия объединяла знания о «первых причинах и всеобщих началах», о природе, о жизни людей и истории человечества, о процессе познания. Сформировалась определенная совокупность логических (Аристотель) и математических (Эвклид) знаний. Аристотель создает целостную систему формальной логики, «первую философию» и диалектический метод. Предпосылки развития науки – эмпирические знания о природе и обществе в виде «зачатков» астрономии, этики, логики, математики. Древнеегипетская цивилизация – религиозно-мистические формы знания. Жрецы накапливали знания в области математики, химии, медицины, фармакологии, психологии Древнегреческая цивилизация – развитие натурфилософии, философско-умозрительное истолкование природы. Особенность мышления – рациональность, теоретичность (созерцательное мышление). Средневековая наука стремится к всеобщему знанию, к универсальному знанию, которое отвергает неточное, относительное знание. Понятия отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Познавательная деятельность сводится к исследованию понятий, носит теологически-текстовый характер Развивается схоластическая наука (схоластика – от латинского школьный) Схоласты – все те, кто занимается преподавательской деятельностью. «Истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету Священного писания, должны быть забыты или отвергнуты» – Ансельм «Стремление к четкому разграничению между верой и знанием» – П.Абеляр Исследование религиозных истин, принцип: «понимать, чтобы верить». Главный метод научного исследования – наблюдение и опыт. Система образования в средневековье Монастырские и епископатские школы готовили священнослужителей, обучение осуществляли специально подготовленные учителя (magistri). (первая ступень – светское знание, вторая – теология) В Болонье открыт первый европейский университет, первый научный и преподавательский центр по изучению юриспруденции (конец XI века). В средневековый период в Европе появились университеты XII век – XIII век – Севилья, Париж, Тулуза, Неаполь, Кембридж, Оксфорд, Валенсия, Болонья XIV век - XV век – Копенгаген, Росток, Орлеан В средневековых университетах обучение осуществлялось на юридическом, медицинском, богословском факультетах. В учебной жизни университета большое место занимали диспуты. В VII веке на Ближнем Востоке строились обсерватории, создавались библиотеки. Аль-Фараби доработал наследие Аристотеля, написал комментарии ко всем книгам Аристотеля и свои работы по вопросам логики, получил почетный титул «Второго учителя» («Первым» считался сам Аристотель). Аль-Бируни исследовал проблемы математики, астрономии, физики, географии. Изучил проблемы общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и хронологии. Разработал методы определения географической долготы, определения длины окружности Земли, предположение об обращении Земли вокруг Солнца. Омар Хайям – ученый и философ написал «Комментарии» к «Началам» Евклида. Взамен лунного календаря, принесенного арабами, он возвратился к солнечному календарю, и усовершенствовал его. Абу Али ибн Сина (Авиценна) «Канон врачебной науки» – философ, математик, астроном, врач, создал своеобразную классификацию наук. Ибн-Рушд (Аверроэс) – философ, естествоиспытатель, автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля, сторонник единого интеллекта и космического детерминизма. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре Прогресс ремесленного производства, рост городов, торговые контакты с арабским Востоком, восстановлены труды Аристотеля, усиление интереса к естественнонаучным идеям и исследованиям, интерес к проблемам познания природы в Оксфордском и Парижском университетах. Роджер Бэкон (1214-1242) – английский философ – ученик Р.Гроссетеста Противопоставлял схоластике практическое знание, создал энциклопедию, выделял два основных способа познания – «с помощью доказательства и из опыта» Уильям Оккам (1300-1350) – английский философ «Свод всей логики» Создал учение о двух разновидностях знания: интуитивное (наглядное знание, ощущение, внутреннее переживание) и абстрагированное (общее знание, относится к множеству единичных вещей) Френсис Бэкон (1561-1626) – Лозунг «Знание – сила» «Новая Атлантида» – вымышленное совершенное общество, основано на достижениях науки. Наука применяется в производстве и военной технике. «Новый Органон» – методы новой опытной науки. Критика предрассудков нашей умственной и душевной организации, то есть идолов. Метод индукции как единственно верный метод научного познания. Рене Декарт (1596-1650) – Лозунг «Я мыслю, следовательно, существую» Главный источник наших знаний – разум, чувства играют вспомогательную роль. Наука должна «содействовать общему благу всех людей», два пути познания истины – интуиция и дедукция. Основные черты науки Нового времени: -наука основывалась на опыте и эксперименте; -связь науки и математики; -наука была ориентирована на практическую пользу; -наука становилась производительной силой общества; -наука стала движущей силой обновления военной техники 2.Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука Классический этап (XVII – ХIХ вв.) Этап механистического естествознания (до 30-х гг. XIX века) Развитие капитализма в Западной Европе, производительных сил, развитие техники, развитие частных наук, например, механики. Две ступени развития – доньютоновская и ньютоновская Доньютоновская ступень, первая научная революция (гелиоцентрическое учение Н.Коперника, отказ от геоцентрической системы) Ньютоновская ступень, вторая глобальная научная революция XVII века (Г.Галилей, И.Кеплер и И.Ньютон) Г.Галилей заложил основы механистического естествознания, исследовал движение (открытие принципа инерции, свободного падения тел). И.Кеплер открыл законы движения планет относительно Солнца, предложил теорию солнечных, лунных затмений, способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем, не объяснил причины движения планет И.Ньютон «Математические начала натуральной философии» Сформулировал понятия и законы классической механики – «гипотез не измышляю», предложил математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал законы И.Кеплера (создал небесную механику). Итоги классического этапа развития наук: -естественнонаучное понимание многих явлений природы; -освобождение науки от мифологических и религиозных толкований; -ориентация на понимание природы из нее самой; -ориентация на познание естественных законов природных явлений Неклассический этап (первая половина XX века) Конец XIX – начало XX века – формирование эволюционных идей В конце 18 века в естественных науках накапливались факты, которые не «вмещались» в механистическую картину мира. Английский ученый М.Фарадей ввел понятия электрического и магнитного полей, выдвинул идею о существовании электромагнитного поля. Английский ученый Д.Максвелл создал электродинамику, статистическую физику, теорию электромагнитного поля, идея об электромагнитной природе света, материя как электромагнитное поле. Английский геолог Ч.Лайель («Основы геологии» - 3т.) разработал учение о медленном и непрерывном изменении земной поверхности под влиянием постоянных геологических факторов Французский биолог Ж.Б.Ламарк создал целостную концепцию эволюции живой природы, утверждал, что принцип эволюции является всеобщим законом развития живой природы. Французский биолог Ж.Кювье отрицал изменяемость видов, утверждал, что каждый период в истории Земли завершается мировой катастрофой. Английский физик Дж.Томсон установил, что электроны являются составными частями атомов всех веществ. Э.Резерфорд обнаружил, в атомах существуют ядра, положительно заряженные частицы, предложил планетарную модель атома: вокруг тяжелого положительно заряженного ядра вращаются электроны, открыл альфа и бета лучи, предсказал существование нейтрона. Немецкий физик М.Планк ввел квант действия (постоянная Планка), установил, что испускание и поглощение электромагнитного излучения происходит дискретно, определенными конечными порциями (квантами). А.Эйнштейн создал специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности, которая показала связь между пространством и временем, между материальным движением и его пространственно-временными формами существования. Н.Бор предложил на базе идеи Э.Резерфорда и квантовой теории М.Планка свою модель атома, предполагал, электроны, вращающиеся вокруг ядра по нескольким стационарным орбитам, не излучают энергии. Открытия, которые способствовали свержению метафизического способа мышления в естествознании 1.Создание клеточной теории М.Шлейден и Т.Шванн доказали общность происхождения, строения и развития растений и животных. 2.Открытие закона сохранения и превращения энергии Ю.Майер, Д.Джоуль, Э.Ленц доказали, энергия как общая количественная мера разных форм движения материи не возникает из ничего и не исчезает, а переходит из одной формы в другую. 3.Разработка Ч.Дарвиным эволюционной теории. Основной механизм эволюции – естественный отбор Итоги неклассического этапа развития науки: -возрастание роли философии в развитии естествознания; -зависимость знания от применяемых методов и средств его получения; -укрепление и расширение идеи единства природы; -повышение роли целостного и субстанциального подходов; -внедрение в естествознание противоречия как принципа познания; -кардинальное изменение способа (стиля, структуры) мышления; -вытеснение диалектикой метафизики в науке Постнеклассический этап (вторая половина XX века – начало XXI века) характеризуется развитием исторического подхода к разуму и научному познанию, попыткой создания историко-методологической модели науки. Признание плюрализма исторически сменяющих друг друга форм научного знания.
3.Формирование науки как профессиональной деятельности. Наука как профессиональная деятельность формируется в странах Европы в период активного развития естествознания. Френсис Бэкон впервые обратил внимание на необходимость формирования науки как профессиональной деятельности, утверждал, что достижения науки ничтожны и что она нуждается в великом обновлении. «Новая Атлантида» представляет собой описание идеально организованного коллектива ученых («Дом Соломона»), в котором одни собирают сведения о различных опытах из книг, другие ставят опыты, третьи обрабатывают данные и составляют таблицы. В эпоху Возрождения в городах Италии возникали академии по типу платоновских (небольшие, недолговечные кружки любителей философии, теологии, литературы). 28 ноября 1660 год, Лондон, 12 ученых на своем собрании составили «Меморандум», в котором записали о желании создать «Коллегию» для развития физико-математического знания (позже – Лондонское королевское общество). 1966 год – Парижская академия наук 1700 год – Берлинская академия наук 1724 год – Петербургская академия XVII век Главная форма закрепления и трансляции знаний – это книга, особая форма закрепления и передачи знаний – переписка между учеными. Возникновение сообществ исследователей-специалистов, коммуникации между учеными на национальном языке, а не на латыни, появились научные журналы. Конец XVIII – первая половина XIX века – увеличение объема научной информации, возникновение обществ, объединяющих исследователей, работающих в различных областях знания (физика, биология). Специальная подготовка ученых в университетах, наука как профессия, которая требует специфического образования, имеет свою структуру и организацию. Конец XVIII – начало XIX века Дисциплинарно организованная наука включала четыре блока дисциплин (математика, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки). В этот период происходит формирование научного сообщества, появляется научная литература, создаются определенные формы коммуникации между учеными. Дисциплинарно организованное знание возникает тогда, когда накопленное знание рассматривается под углом зрения трансляции его последующим поколениям. Структура научной дисциплины включала исследования, проводимые представителями данной научной дисциплины, обзоры, рефераты, в которых подводятся обобщения проводимых исследований, монографии, учебники для трансляции знаний последующим поколениям. Социальное познание – это познание общества, социально-философское, экономическое, историческое, социологическое познание Гуманитарное познание – познание человека Социальное познание первоначально развивалось в рамках философии. Философия истории как система знаний формируется, начиная с 17 века. А.Сен-Симон определяет «науки о человеке» как социальную физиологию. Человеческое общество – закономерно развивающийся целостный организм. Г.Гегель впервые представил естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, пытался раскрыть законы этого развития. К.Маркс и Ф.Энгельс впервые показали, что люди сами творят свою историю. Классическая философия истории разработала ряд важных идей: -идея развития и прогресса; -идея целостности исторического процесса; -идея многообразия форм исторического процесса; -идея исторической закономерности и причинности; -идея свободы и необходимости Особенности социально-гуманитарных наук: -предмет науки – культура как совокупность общепризнанных ценностей; -объекты исследования – индивидуализированные явления культуры; -результат – описание события на основе источников, текстов, предметов; -опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через источники; -описание исторических фактов, а не построение общих понятий -объекты социального знания неповторимы, нередко уникальны; -социально-гуманитарное знание зависит от ценностей Процесс формирования социально-гуманитарных наук До конца XIX века в методологии социальных и гуманитарных наук господствовали натурализм, универсализация принципов и методов естественных наук. Конец XIX – начало XX века Распространение идеи, что «науки о культуре должны иметь собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от естествознания» Г.Риккерт в работе «Науки о природе и науки о культуре» различает два класса наук: исторические (науки о культуре) и естественные (науки о событиях и науки о законах). Исторические науки – это идеографические науки, описывают индивидуальные, неповторимее события, ситуации и процессы. Естественные науки – номотетические науки, фиксируют общие, свойства объектов, М.Вебер в работе «Наука как профессия» различает два класса наук: естественные и социальные. Предмет социального познания – «культурно значимая индивидуальная действительность».
Философские основания социально-гуманитарного исследования Основания науки – предпосылки научного исследования. Основания науки 1.Онтологические основания науки – общие взгляды о картине мира, о материальных системах, формах движения материи, законах функционирования материальных объектов. 2.Гносеологические основания науки – положения о характере процесса научного познания, соотношении чувственного и рационального, теории и опыта, о статусе теоретических понятий. 3.Логико-методологические основания науки – правила абстрагирования, образования понятий и утверждений, правила вывода. Получение истинного знания через способы доказательства и обоснования теории. 4.Методологические основания науки – различные методы в разных науках, разные методы в рамках одной науки на разных стадиях ее развития. 5.Ценностные основания науки – утверждения о значимости науки в системе духовной и материальной культуры, о гуманистических целях науки. 6.Философские основания науки Характер, способы и сила механизма влияния философии на науку зависит -от уровня научного познания (теоретическое или эмпирическое познание) -от этапа развития науки (нормальный этап или кризисный этап) -от степени зрелости науки (ранняя или развитая наука) Основания научного исследования современной философии науки 1.Идеалы и нормы научного познания 2.Научная картина мира 3.Философские принципы научного познания Идеалы и нормы научного познания – совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических установок. Понятие «научная картина мира» выражает эволюцию обыденных, научных и философских представлений о природе, обществе, человеке и его познании в зависимости от исторических форм познавательной деятельности Философские принципы научного познания Гносеологические принципы – принципы соответствия, и дополнительности, принцип зависимости результатов наблюдения от условий познания, принцип невозможности полной формализации научных теорий. Аксиологические принципы – универсализм, служение истине, научному прогрессу.
| ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |