Тема 2. Основные концепции философии науки

 

1.Феноменологическая, аналитическая и герменевтическая концепции

2.Диалектико-материалистическая и эпистемологическая концепции

3.Позитивистская традиция в философии науки XIX- XX вв.

 

1.Феноменологическая, аналитическая и герменевтическая концепции

Феноменологическая концепция (Э.Гуссерль)

Э.Гуссерль (1859-1938) – немецкий философ, основатель феноменологии 

«Философия как строгая наука» (1911) «Философия и основания наук»

Новые открытия в области естествознания – поверхностный эффект событий. Самое важное основание – оценка жизненной значимости науки. Современная наука утратила свое жизненное значение. Без философской деятельности невозможно построение научных теорий. Рефлексия философа придает

Феноменологическая психология должна быть интенционалъной феноменологией. Э.Гуссерль считает, что в научном познании мы обретаем истину потому, что внутреннее созерцание способно созерцать сущности вещей. Поиск существа науки означает поиск ее смысла, который можно обнаружить, только погружая науку в «жизненный мир» – подлинную среду ее существования.

Философия должна изучать феномены сознания. Сознание самостоятельно в своем бытии и функционировании. Сознание субъективно, ориентировано на предмет, на объекты мира. «Жизненный мир» это не реальный мир, а мир человеческого сознания, существующего в различных формах и типах переживаний и вос­приятий.

Аналитическая концепция философии науки (Б.Рассел)

Аналитическая философия получила широкое распространение в середине XX века. Идеалы ясности, точности и логической строгости мышления отстаивают представители данного направления философии (Аристотель называл логику аналитикой). Аналитическая философия, как и позитивизм в целом, отрицательно относилась к метафизике. Аналитическая философия объясняет науку через анализ языковых и понятийных форм научного познания, утверждает, что смысл всей философии изучение внутренних проблем научного языка.

Бертран Рассел (1872-1970) – британский философ, математик

«Проблемы философии» (1912) и «История западной философии» (1945)

Бертран Рассел считает, что философия занимает «ничейную» область между наукой и теологией, пытаясь дать соответствующие требованиям научности ответы на вопросы, в которых бессильна теология. Хотя философия не является наукой, она представляет определённую духовную силу, оказывает значительное влияние на жизнь общества и его историю. Б.Рассел признает взаимную связь философии с политическими и социальными условиями развития общества.

Герменевтическая концепция философии науки (Х.Гадамер)

Герменевтика – от древнегреческого искусство толкования. Герменевтика как направление в философии 20 века возникло на основе теории интерпретации литературных текстов. Герменевтика – философский метод анализа текста.

1-ая работа по герменевтике – А.Августин (354—430) «Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия».

Философы, внёсшие значительный вклад в герменевтику

Ханс-Георг Гадамер (1900-2002) (1-е «а») – немецкий философ

«Истина и метод. Основы философской герменевтики» 

Ханс-Георг Гадамер исследует задачи исторической науки, считает, что у историка, который обращается к историческому тексту, всегда есть некоторое «предварительное понимание» текста, заданное ему традицией. Историк не может полностью освободиться от предпосылок своего мышления. Беспредпосылочного мышления не существует, поскольку бытие – время, а человеческий опыт конечен.

Фридрих Шлейермахер (1768-1834) – немецкий философ, теолог «Диалектика»

Диалектика – искусство философского обоснования. Возможность философского познания обусловливается полным соответствием мышления и бытия. Логической связи понятий соответствует причинная связь внешней действительности. Познание возникает из взаимодействия чувственной и интеллектуальной функций. Чувственная функция дает материал, интеллектуальная – форму.

Поль Рикёр (1913-2005) – французский философ

«Герменевтика. Этика. Политика», «Герменевтика и психоанализ»

Разработал взвешенный вариант герменевтической философии. По его мнению, тенденция западной философии к достижению прозрачности «Я», должна быть дополнена изучением сущности самого понимания.

Вильгельм Дильтей (1833-1911) – философ, историк

«Введение в науки о духе» (1880),

«Построение исторического метода в науках о духе» (1910)

Описательная психология – главный метод «понимания» или «толкования» жизни. Вильгельм Дильтей – сторонник методики изучения природы путём внешнего наблюдения, путем «вчувствования», призывал к необходимости реконструировать исторические события путём самонаблюдения, понимания событий методом их личностного «сопереживания».

В целом, герменевтика исследует проблемы чтения и истолкования научных текстов, проблемы специфических методов гуманитарно-научного познания и проблемы научного обобщения и диалога, проблемы понимания учеными друг друга.

Новорационалистическая концепции философии науки  (Г.Башляр)

Новорационалистическая концепция отстаивает идею единства рационализма и реализма.

Гастон Башляр (1884-1962) – французский философ и искусствовед

«Очерк о приблизительном познании» (1928) «Новый научный дух» (1934)

«Прикладной рационализм» (1949) «Рациональный материализм» (1953)

Гастон Башляр изучал проблемы научного творчества и основные понятия современной науки «Вода и грёзы» (1942) «Воздух и сновидения» (1943),

исследовал психоаналитическое значение образов «материальных стихий» «Поэтика пространства» (1958)  «Пламя свечи» (1961)

Исследование различных аспектов философии и психологии искусства и художественного творчества, постижения человеком пространства.

2.Диалектико-материалистическая и эпистемологическая концепции

Диалектико-материалистическая концепция (К.Маркс Ф.Энгельс)

К.Маркс, Ф.Энгельс разработали диалектико-материалистический подход к объяснению развития природы. Впервые диалектика органически сочетается с научным материализмом. Диалектический материализм рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообразных проявлениях.

В новой философии материалистическая диалектика применена не только к развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки.

Диалектический материализм доказывает, что определяющими факторами в развитии общества являются не сознание людей, не духовная деятельность, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и экономические отношения. Диалектико-материалистическая философия выступает научной методологией частных наук, утверждает, что практика носит исторический характер. Наука рассматривается как специфическая форма общественного сознания, особая область духовного производ­ства, как общественное явление и социальный институт.

Логико-эпистемологический подход (К.Поппер, Р.Рорти)

Карл Поппер (1902-1994) – австрийский и британский философ и социолог

«Логика и рост научного знания» (1935)

«Открытое общество и его враги» (1945), «Нищета историцизма» (1957)

К.Поппер отстаивал принципы демократии и социального критицизма для того, чтобы сделать возможным процветание открытого общества.

К.Поппер является основоположником концепции критического реализма, описал свою позицию следующим образом: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине».

Эпистемологияepistemоlоgia – теория познания

К.Поппер рассматривал эпистемологию как логику научного исследования  Наука – процесс и логика роста научного знания.

Ричард Рорти (1931-2007) – американский философ

Статья «Философия в Америке сегодня» (1981)

Ричард Рорти выступал против сциентизма аналитической философии, признания за философией статуса фундаментальной дисциплины, якобы обладающей «привилегированным доступом к реальности». Философия не может претендовать на ведущую роль в современной культуре, её «инструментарий» не более совершенен для образовательных целей, чем аппарат других «жанров» культуры, таких как поэзия или литературная критика.

Виды эпистемологии XX века

Эволюционная эпистемология – раздел эпистемологии, рассматривает рост знания как продукт биологической эволюции.

Дональд Томас Кэмпбелл (1916-1996) – американский психолог и философ

Автор термина «эволюционная эпистемология», работ по методологии науки. Эволюционная эпистемология основывается на положении, что эволюция человеческого знания, подобно естественной эволюции в животном и растительном мире, есть результат постепенного движения по направлению к лучшим теориям.

Стивен Тулмин (1922-2009) «Человеческое понимание» (1972)

Стивен Тулмин  считает, что развитие науки есть эволюционный процесс, процесс инновации и отбора. С.Тулмин  предлагает анализ морального основания, практической аргументации, анализ риторической аргументации. Модель аргументации С.Тулмина считается одной из его наиболее значимых работ, особенно в области риторики и коммуникации.

«Способы использования аргументации» (1958)

Конрад Лоренц (1903-1989) – австрийский зоолог и зоопсихолог, основоположник этологии – науки о поведении животных.

Статья «Кантовская концепция априори в свете современной биологии» (1941) «Эволюционная теория знания», заочный диалог с И.Кантом.

Априорные формы мышления и интуиции следует понимать как адаптацию, поскольку априори базируется на аппарате центральной нервной системы, который приобрёл свою целесообразную форму благодаря взаимодействию с реальностью в ходе генеалогической эволюции, длившейся множество эпох.

В книге «Оборотная сторона зеркала» К.Лоренц изложил взгляды на проблемы познания, рассматривает жизнь как процесс познания, сочетает обзор поведения животных и человека с общей картиной современной биологии. К.Лоренц исследует понятие «спонтанность агрессии», считает, что агрессия не является лишь реакцией на внешние раздражители. Если убрать эти раздражители, то агрессивность будет накапливаться.

Переадресация агрессии особям, находящимся ниже или неодушевлённым предметам.

Генетическая эпистемология (Ж.Пиаже)

Происходит от гречgenesis – происхождение, исследует психологические механизмы развития знания. Онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, когда познающий субъект не может осмыслить собственную позицию. Далее это развитие осуществляется и за счет большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной познавательной активности.

Генетическая эпистемология – вариант биогенетической концепции.

Жан Пиаже (1896-1980) – швейцарский психолог и философ

«Речь и мышление ребенка» (1923), «Психология интеллекта» (1946)

Отличительная характеристика познавательной деятельности ребенка – эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей.

Ж.Пиаже разработал особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Система внешних действий формирует логико-математический строй человеческого познания. Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции.

Натурализованная эпистемология (У.Куайн)

Натурализованная эпистемологиячасть эмпирической психологии, изучает естественные явления как физические объекты.

Уиллард Куайн (1908-2000) – американский философ, автор термина

Статья «Натурализованная эпистемология» (1969)

Уиллард Куайн считает, что эпистемология должна стать новой наукой, разделом психологии. Натурализованная эпистемология должна описывать свой объект, а не предписывать, каким должен быть конкретный объект. Современная эпистемология становится более натурализованной, она отказалась от нормативности и от философского обоснования знания. стала дескриптивной дисциплиной, обращается к данным конкретных наук, которые исследуют познавательные способности человека.

Историко-эволюционная эпистемология (Т.Кун)

Томас Кун (1922-1996) – американский историк и философ науки

«Структура научных революций» (1962)  

Томас Кун утверждает, что научные революции – «смена парадигм», наука делается научным сообществом, которое имеет свои специфические черты, признает одну общую парадигму – модель исторического развития науки.

Парадигма – система убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научных традиций.

Развитие науки включает 4 этапа:

опарадигмальный этап – увеличение аномалий в науке, появление альтернативных теорий;

ормирование парадигмы – появление теорий, которые пользуются всеобщим признанием научного сообщества

-нормальная наука – наличие программы деятельности, предсказание новых видов явлений, не вписывающихся в данную парадигму, работа в рамках традиции;

кстраординарная наука – кризис старой парадигмы, научная революция, распад парадигмы и появление новой парадигмы, поиск и оформление новой парадигмы

Антропологическая эпистемология (М.Полани)

Майкл Полани (1891-1976) «Личностное знание. На пути к посткритической философии»

Майкл Полани считал, что постижение подлинного знания требует особого искусства. Науку делают люди, обладающие мастерством. Искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно передается лишь в непосредственном общении с мастером. В научной деятельности важными являются мотивы личного опыта, переживания, веры в ценность науки, заинтересованность и ответственность ученого.

3.Позитивистская традиция в философии науки XIX- XX вв.

Общие требования позитивизма:

-господство естественнонаучного метода во всех сферах познания;

-абсолютизация каузальности и детерминизма в природе и в обществе;

-исторический прогресс – результат человеческой изобретательности

Эмпиризм, феноменальность и индуктивизм как методы позитивизма.

Огюст Конт (1798-1857) основатель французского позитивизма

«Курс позитивной философии» – 6т.

Основные идеи позитивизма О.Конта:

1.Идея научности применительно ко всем проявлениям природы и общества.

2.Наука есть высшее достижение интеллектуальной эволюции.

3.Научная стадия содействует рациональной организации жизни общества.

4.Философия как строгая система обобщает результаты научного познания. 5.Позитивная философия обнаруживает законы интеллектуального развития.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) – основатель английского позитивизма

«О свободе» (1859), «Утилитаризм», «Система логики» (1943)

«Огюст Конт и позитивизм»

Основное направление мысли Джона Стюарта Милля – это стремление к созданию научной социальной философии, которая предполагает специальные научные методы и содержит анализ социальных явлений  и обоснование необходимости общественных реформ (этика, психология, логика, политическая экономия). Борьба с «отрицательной метафизикой», которая мешает научному исследованию, «позитивному направлению».

«Все знания из опыта», законы – повторяющиеся последовательности

Позитивизм как вариант феноменологии. Индуктивизм как общая методология науки.

Герберт Спенсер (1820-1903)английский философ и социолог

«Синтетическая философия» (1862-1896) – 10т.

Г.Спенсер – родоначальник эволюционизма, основатель органической школы в социологии. Автор идеи плавного, эволюционного прогресса, «идеи о ритме эволюции», идеи невмешательства (государственное вмешательство должно быть минимальным), концепции философии как обобщения других наук.

Позитивизм XX века 

Карл Поппер (1902-1994) – австрийский и британский философ и социолог

Карл Поппер – сторонник идеи логического позитивизма. Развитие знания рассматривает как процесс модификации прежнего зна­ния. Анализ проблемы демаркации, определения границ между наукой и не наукой, отстаивает идею   

фальсифицируемости, опровержимости, проверяемости теории.

Имре Лакатос (1922-1974) – английский философ

«Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»

Имре Лакатос – автор теории и методологии исследовательских программ

Исследовательская программа это теория, способная защищать себя в ситуациях столкновения с противоречащими ей эмпирическими данными.

«Жесткое ядро» исследовательской программы основные принципы или законы, которые не могут быть опровергнуты внутри программы.

«Защитные пояса», вспомогательные гипотезы, видоизменяются и приспосабливаются к изменениям.

«Верность» учёного избранной программе даже во время кризиса признаётся И.Лакатосом «рациональной». Теория никогда не фальсифицируется, а замещается другой, лучшей теорией, утверждает Имре Лакатос.

Томас Кун (1922-1996) – американский историк и философ науки

«Структура научных революций» (1962)  

Научные революции есть смена парадигм. Учение о научных традициях, наука как традиция. Существует противоречие между работой ученого в рамках нормальной науки и изменением парадигмы.

Понятие дисциплинарной матрицы, четыре элемента:

1.Символические обобщения типа второго закона Ньютона, закона Ома

2.Концептуальные модели, общие утверждения типа

«Все воспринимаемые нами явления существуют благодаря взаимодействию в пустоте качественно однородных атомов»

3.Ценностные установки, принятые в научном сообществе и проявляющие себя при выборе направлений исследования, при оценке полученных результатов и состояния науки в целом

4.Образцы решений конкретных задач и проблем, с которыми неизбежно сталкивается студент в процессе обучения

Пол Фейерабенд (1924-1994) – философ, методолог науки

 «Против метода» (1975) и «Наука в свободном обществе» (1978) 

Пол Фейерабендпротивник единого, основанного на традиции, научного метода, любой метод ставит некоторые пределы в деятельности ученого, тем самым ограничивает прогресс. Наука догматический  институт.

Пол Фейерабенд считает, наука анархическое предприятие: «теоре­тический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его аль­тернативы, опирающиеся на закон и порядок». Сторонник освобождения науки от методологических установок, которые ограни­чивают поиск. Отвергает «ясность», «точ­ность», «объективность», «истинность» как критерии научного знания. Утверждает, существует лишь один принцип, который можно защищать при всех обсто­ятельствах и на всех этапах человеческого развития:  «Допустимо все!».

Майкл Полани (1891-1976) британский ученый

Предпосылки, на которые ученый опирается в своей работе, невозможно полностью вербализовать, то есть выразить в языке. В науке существуют области практического знания, которые через формулировки передать невозможно, это неявные знания (ценностные ориентации). Традиции могут быть как вербализованными, существующими в виде текстов, так и невербализованными, существующими в форме неявного знания.

Признание неявного знания усложняет и обогащает картину традиционности науки (чтение лекции или участие в научной дискуссии, демонстрация образцов, которые, как невидимый вирус, «заражают» окружающих).

Социологический и культурологический подходы

ХХ век

Социологический подход акцентирует внимание на гуманитаризации знаний,

культурологический  подход – на аксиологизации знаний.

Критика абсолютизации «предметно-вещного», объективистского подхода, требующего полного отвлечения от культуры и истории. Поворот к новой философии науки, исследование неявных предпочтений, ценностных предпосылок и принципов, связанных с приоритетами субъективизма

ХХI век

Проблема социокультурных детерминаций научного познания.

Детерминация становится целенаправленным и управляемым процессом, обретает социальные и культурно-исторические признаки и характеристики.

Элементы социологического и культурологического знания в познавательной деятельности соединяют когнитивные (мыслительные) и аксиологические (ценностные) начала, разделение которых разрушает целостное знание.

Постнеклассическая наука называет активность социального субъекта как  необходимое условие получения истинного знания, отстаивает «присутствие человека» в традиционных формах и методах научного познания.

Постнеклассическая наука обращает внимание на конкретный социально-исторический характер знания, на влияние культурологических принципов в выдвижении, выборе, обосновании теорий, на поиск ценностных факторов и значений в становлении и функционировании научных методов

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»