| ||||||
|
| |||||
Тема 2.2. Правовые аспекты электронного бизнесаПравовые аспекты электронного бизнеса
5.1. Правовые аспекты электронного бизнеса в России
Сейчас в России наблюдается активное развитие коммерческой деятельности предпринимательских структур на основе информационных технологий и сети Интернет. Этот процесс ставит формирование нормативно-правового обеспечения системы электронного бизнеса в ряд приоритетных задач. До недавнего времени такой вид деятельности, как электронный бизнес, практически не регулировался специальным законодательством и другими нормативно-правовыми актами. На практике применялись общие традиционные положения законодательства, такие как Конституция РФ, Уголовный, Гражданский, Таможенный, Арбитражный и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей», Кодекс РФ «Об административных правонарушениях». Для результативной деятельности электронного бизнеса понадобилось дальнейшее развитие нормативной и законодательной базы, регулирующей ее деятельность. В России к 2007 г. сформировалась правовая, технологическая и финансовая инфраструктура для результативного ведения электронного бизнеса. Российские организации, занимающиеся правовым обеспечением и организационными вопросами в области электронного бизнеса, создали и приняли законы и правовые нормы, которые позволяют нормально функционировать электронному бизнесу. Электронная коммерция охватывает собой вопросы, возникающие в связи со всеми отношениями коммерческого характера, которые содержат в основном следующие сделки: - куплю-продажу; - поставку; - проектирование; - соглашение о распределении продукции; - страхование; - консалтинг; - соглашения об эксплуатации и о концессии; - инжиниринг; - банковские услуги; - лизинг; - совместную деятельность и другие формы промышленного и делового сотрудничества; - перевозку грузов или пассажиров воздушным, морским, железнодорожным транспортом. Сегодня всю совокупность нормативно-правового обеспечения электронного бизнеса можно разделить на четыре группы. Первую группу составляют законы и нормативные акты, обеспечивающие безопасность электронного бизнеса, предпринимательскую деятельность, лицензирование, финансирование и инвестиции. Правовую основу безопасности электронного бизнеса образуют следующие законы и правовые акты: - Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» № 3532-1; - Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1. Регламентирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями и продавцами при продаже товаров и предоставлении услуг; - Федеральный закон «О коммерческой тайне» № 19-ФЗ. Представлены основные понятия, относящиеся к коммерческой тайне, определены права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну; - Закон «Об авторском праве и о смежных правах» от 09.07.1993 г. № 5351-1. Регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания; - Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ; - Доктрина информационной безопасности РФ от 09.09.2000 г. № Пр-1895; - Уголовный кодекс РФ (глава «Преступления в сфере компьютерной информации»); - Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ. Рассмотрены принципы правового регулирования отношений в сфере информации и информационных технологий, вопросы государственного регулирования информационных систем и сетей, изложены основные положения, связанные с безопасностью и защитой информации; - Гражданский кодекс РФ, ч. 1, ст. 128, 139. Сферу предпринимательской деятельности регулируют законы и нормативные акты, включающие в себя регламентацию форм электронной сделки, способа размещения публичной оферты, определение договора купли-продажи, условия договора о продаже, а также нормативные акты, связанные с оформлением и ликвидацией торгового предприятия, в том числе сертификация товаров или услуг. Эта группа документов представлена Гражданским кодексом РФ, законами РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», «О малом предпринимательстве», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров». В сфере конкуренции, монополии, инвестиций и лицензирования основными законами являются законы «О естественных монополиях», «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ, «О техническом регулировании» № 1874-ФЗ, «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений», «О защите конкуренции», Конституция РФ. Ко второй группе относят законы и правовые нормы, регламентирующие ведение электронной коммерции, электронного документооборота и применение электронной цифровой подписи. Среди них: - «Рекомендации по организации деятельности лиц в сфере интернет-коммерции в Российской Федерации». Содержат общие положения по ведению электронной коммерции; - Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Определены понятия электронного сообщения, документированной информации, утверждается равнозначность электронного сообщения, подписанного электронной цифровой подписью и собственноручной подписью; - Закон РФ «Об электронной цифровой подписи». Основной задачей является обеспечение системы идентификации участников рынка информационных технологий, в том числе участников электронной торговли. Третья группа образуется из законов и правовых актов, связанных с правовым обеспечением деятельности электронных платежных систем, банковской деятельности и бухгалтерского учета. К ним относятся: - Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»; - Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)». Перечислены цели деятельности Центрального банка РФ, рассмотрены его функции; - Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с использованием платежных карт»; - Указание «О порядке информирования кредитными организациями ЦБ РФ об использовании в своей деятельности интернет-технологий»; - Положение «Об эмиссии банковских карт и операциях, совершаемых с использованием платежных карт»; - Письмо ФНС от 20.09.2006 № 06-9-10/332 «О применении торговых и других автоматов по приему денежных средств»; - Письмо ЦБ РФ от 05.04.2007 № 44-т «О проверке осуществления кредитными организациями идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг)». Описана технология проверки кредитной организации, использующей технологии дистанционного банковского обслуживания. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» определены понятия бухгалтерского учета, его объекты и основные задачи. Понятие кредитных организаций, банка и банковской деятельности дано в Федеральном законе № 395 «О банках и банковской деятельности». Четвертую группу нормативно-правового обеспечения электронной коммерции составляют правовые акты и законы, связанные с регулированием строительства, ведением конкретных видов бизнес-процессов, а также эксплуатацией беспроводных линий связи. Следует отметить нормативно-правовые документы, определяющие последующее развитие электронной коммерции в России. Ими являются Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе “Электронная России” (2002 – 2010)», Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг до 2010 г., Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов власти до 2010 г. Таким образом, в России система правового регулирования электронного бизнеса пока полностью не сложилась, но она будет формироваться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на международных и национальных уровнях. При этом необходимо идти по пути заключения многосторонних договоров, фиксирующих цели и принципы функционирования глобальных компьютерных сетей, финансирование и технические параметры их развития на базе существующих средств коммуникаций.
5.2. Европейское право
Европейское право – понятие многозначное. Во-первых, это отдельная отрасль права, имеющая свой предмет и свои методы регулирования. Во-вторых, европейское право выступает как наука, изучающая основы европейского права, его историю, внутренние закономерности функционирования, взаимосвязи с другими отраслями права, структуру европейского права и согласование его компонентов между собой, пути повышения эффективности, тенденции развития и многое другое. Европейское право стало вполне реальной отраслью права, к тому же расширяющей как территориальную сферу своего влияния, так и область регулируемых отношений. Сегодня европейским правом пользуются миллионы людей, вовлеченных в отношения с участием европейских сообществ и Европейского союза, а также многих других международных организаций, прежде всего – Совета Европы с его системой защиты прав и основных свобод человека. Сейчас европейское право – значительный и разветвленный комплекс, который включает в себя нормы, относящиеся к различным отраслям права. Здесь сходятся нормы публичного и частного права, традиционных и новых отраслей права.
5.3. Директива Европейского союза
Директива Европейского союза о правовых основах Европейского сообщества для использования электронных подписей была принята 13 декабря 1999 г. Это важный шаг в формировании европейского права электронной коммерции. В электронных контрактах в Европейском союзе она определяет общую основу для применения электронных подписей. Данный документ представляет интерес в двух отношениях: применительно к ведущейся в России законодательной работе в этом направлении и с точки зрения будущего состояния права в области электронной коммерции в европейских странах. Основные понятия, сформулированные в директиве. Электронная подпись – данные в электронной форме, которые присоединены или логически ассоциированы с другими электронными данными и которые используются в качестве метода аутентификации. Расширенная электронная подпись – это не процесс, использующий определенную технологию, а процесс создания, имеющий юридическую силу электронной подписи в случае, если подпись: - однозначно связана с подписывающим; - связана с данными, к которым она относится таким образом, что можно определить всякое последующее изменение данных; - создана с использованием средств, которые подписывающий может сохранить под своим единоличным контролем; - может служить для идентификации подписывающего. Проверенный сертификат – процесс, который должен, в частности, включать в себя определенные данные: - имя подписывающего; - идентификацию поставщика услуг сертификации; - указание на то, что сертификат выдан как проверенный; - при необходимости – предоставление определенного атрибута подписывающего в зависимости от цели, для которой предназначен сертификат; - идентификационный код сертификата; - указание начала и окончания периода действительности сертификата; - данные для верификации подписи, соответствующие данным о создании подписи под контролем подписывающего; - расширенную электронную подпись поставщика услуг, выдавшего сертификат. Директива Европейского союза об электронной коммерции. Для России особую важность имеет европейский опыт правового регулирования, так как Россия, как и большинство европейских стран, принадлежит к одной правовой семье. 8 июня 2000 г. вступила в силу Директива Европейского союза № 2000/31/EC о правовых аспектах услуг информационного общества, в том числе электронной коммерции, на внутреннем рынке. Можно сказать, что в Европейском союзе произведены все необходимые шаги к формированию правил для развития электронной коммерции. Эффективность применения директивы определяет решение общих вопросов правового регулирования, например, к этим вопросам относится установление рамок регулирования. Рамки определяются исходя из характера правоотношений и их субъектного состава. Для наиболее точного определения характера правоотношений используются два понятия: - координируемая область регулирования – установление в национальном законодательстве тех требований, которые должны выполняться сервис-провайдером. Эти требования касаются квалификации сервис-провайдера, порядка начала деятельности и ее дальнейшего осуществления. Данное понятие не включает в себя требований в отношении товаров, их доставки и услуг, предоставляемых без использования электронных средств; - услуги информационного общества – любые услуги, в основном предоставляемые дистанционно, за вознаграждение, по индивидуальному запросу получателя услуг, с использованием электронных средств обработки и хранения данных. Статья 1 директивы содержит ряд исключений из общего правила: - директива не устанавливает правил в области международного частного права; - директива действует дополнительно к законодательным системам ЕС и страны-участника, устанавливающим уровень защиты системы здравоохранения и прав потребителей; - директива не применяется к отношениям в таких областях, как налогообложение, обработка персональных данных, соглашения и практика, регулируемые антимонопольным законодательством, деятельность нотариусов и лиц аналогичных профессий, защита интересов клиента в суде, игорный бизнес.
5.4. Принципы использования электронной подписии сертификации
Принципы использования электронной подписи. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» понятию «электронная подпись» можно дать следующее определение: электронная подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме или иным образом связана с такой информацией, использующаяся для определения лица, подписывающего информацию. Принципами использования электронной подписи являются: - возможность использования участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любых технических средств и информационной технологии, позволяющих реализовать требования настоящего федерального закона, которые применяются к использованию конкретных видов электронных подписей; право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или соглашением между участниками электронного взаимодействия либо принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами; - недопустимость признания электронной подписи и подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и автоматической проверки электронных подписей в информационной системе. Принципы сертификации. Важность сертификации велика. Как для производителей, так и для потребителей услуг и товаров сертификация – значительная и важная ячейка в сфере экономического и социального взаимодействия. Сертификация основана на таких принципах, установленных законодательством РФ, и обязательных для исполнения, как: - принцип государственности сертификации, смотрящий за соблюдением государственных интересов при оценке безопасности продукции; - принцип добровольности сертификации. Предполагает сертификацию продукции изготовителем в целях рекламы; - принцип объективности сертификации. Отмечает независимость продукции и услуг от изготовителя и потребителя; - принцип достоверности сертификации. Рассказывает об использовании специализированной испытательной базы при сертифицировании; - принцип сертификации, который исключает разделение услуг и продукции на зарубежные и отечественные; - принцип демократичности сертификации. Предоставляет возможность изготовителю выбрать орган сертификации; - принцип, который устанавливает ответственность всех участников процесса сертификации продукции и услуг; - принцип сертификации, который выражается в открытости полученной информации; - принцип разнообразия форм и методов проведения сертификации продукции; - принцип многофункциональности использования результатов сертификации продукции.
5.5. Заключение договоров с применением электронных средств
Директива Европейского союза об электронной коммерции обязывает государств-участников обеспечить в своих правовых системах возможность заключения договоров с использованием электронных средств. Также государствам-участникам предоставлено право сделать исключение в некоторых категориях договоров, таких как: - договоры, в соответствии с которыми передаются/создаются права на недвижимое имущество; - договоры, в которых необходимо вовлечение суда, лиц, облеченных государственной властью, органов государственной власти; - договоры о залоге ценных бумаг или поручительстве, исполняемые лицами, которые действуют в целях, не имеющих отношения к сфере торговли, предпринимательства или профессии этих лиц; - договоры, регулируемые наследственным или семейным правом. Важно, чтобы получатели услуг понимали юридические последствия всех реализуемых ими действий при заключении договоров в рамках систем электронной коммерции, поэтому директива налагает специальные требования к информации, которая должна предоставляться сервис-провайдером при заключении договора с получателем услуг и отправке заказа получателем услуг. Прежде чем получатель услуг отправит свой заказ, ему должно быть сообщено следующее: - технические действия, выполняемые для заключения договора; - кодексы поведения, которыми руководствуется сервиспровайдер, и как к ним можно получить электронный доступ; - языки, которые предлагаются в тексте договора; технические средства, используемые для исправления и поиска ошибок ввода до того, как заказ будет отправлен получателю услуг; - хранит ли сервис-провайдер заключенный договор и будет ли договор доступен. Обязанности сервис-провайдеров заключаются в обеспечении возможности хранения и воспроизведения условий договора, сразу после получения заказа высылать подтверждение, а также предоставлять доступ к техническим средствам, позволяющим устанавливать и исправлять ошибки ввода до отправления заказа.
5.6. Разрешение споров в области электронной коммерции
Директива Европейского союза об электронной коммерции отдает предпочтение внесудебным устройствам разрешения конфликтов в сфере электронной коммерции, рассчитывая на то, что именно они наиболее подходят для услуг информационного общества. Директива устанавливает следующие требования: - не должно быть помех к использованию внесудебных процедур для разрешения споров между получателем услуг и провайдером; - органы внесудебного урегулирования должны обеспечивать процессуальные гарантии для сторон-участников, особенно при рассмотрении споров с участием потребителей. Установлен ряд обязанностей и для самих государствучастников в этой области: - поощрять работу внесудебных органов по предоставлению информации для Комиссии ЕС о принимаемых решениях, касающихся услуг информационного общества, а также распространению данных о практике, традициях и об обычаях в области электронной коммерции; - создавать «контактные пункты», доступные с использованием электронных средств получателям услуг и провайдерам, в которых они могут узнать сведения о договорных обязанностях и правах, механизмах обжалования в случае споров, включая практические вопросы использования таких механизмов; данные об органах, ассоциациях и организациях, предоставляющих практическую помощь и дополнительные материалы. Если спор передается в официальные судебные органы, должно обеспечиваться эффективное разбирательство, включая предварительные меры, направленные на пресечение любого нарушения и предотвращение дальнейшего ущемления интересов вовлеченных сторон.
5.7. Федеральный закон «Об электронной торговле»
Целью Федерального закона «Об электронной торговле» является обеспечение правовых условий для электронной торговли, таких как закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю, определение правил совершения сделок с использованием электронных документов, подписанных аналогами собственноручной подписи, а также признание электронных документов в качестве судебных доказательств (ст. 1). В настоящем законе дано определение электронной торговли. Электронная торговля – заключение сделок путем обмена электронными документами, предусмотренных ГК РФ, таких как поставка, перевозка, оказание услуг, купля-продажа, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский счет, банковский вклад, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, коммерческая концессия, доверительное управление имуществом, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности (ст. 3). Участниками регулируемых настоящим федеральным законом отношений могут являться физические и юридические лица, находящиеся на территории Российской Федерации. В отношениях, регулируемых настоящим федеральным законом, может участвовать также РФ, субъекты РФ и муниципальные образования (ст. 4). Правовое регулирование электронной торговли базируется на принципах равенства участников регулируемых законом отношений, свободы договора, беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ, а также гарантиях судебной защиты прав участников электронной торговли.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |