Электронное учебное пособие по дисциплине  "Электронный бизнес"

 

Тема 1

 

Информационные компьютерные технологии  и их роль в информационном обществе

 

1.1. Информационные технологии в обществе

 

В связи с переходом России к рыночной организации экономики принципиально изменились внешние условия деятельности каждого торгового предприятия. Для того чтобы стать полноправным субъектом рыночной системы, предприятиям торговли необходимо научиться самостоятельно осуществлять поиск источников финансирования, выбор эффективных технологий, способных обеспечить конкурентоспособность предлагаемой продукции, анализ рынков сбыта, установление связей с новыми поставщиками и многое другое. Решение этих задач станет возможным только в том случае, если предприятие торговли сможет адаптироваться к новым условиям хозяйствования, а для этого необходимо изменить его внутреннюю структуру, подобрать инновационные формы и методы управления как текущими процессами, так и процессами воспроизводственного характера, непосредственно связанными с внедрением информационных технологий.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций, когда кардинальные изменения в сфере обработки информации привели к преобразованиям общественных отношений, приобретению человеческим обществом нового качества. Усилились и научные исследования по осмыслению роли и значения информации для перспектив развития общества.

Изобретение термина «информационное общество» приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института, который возглавил исследовательскую группу, созданную японским правительством для разработки перспектив развития экономики страны. В представленном отчете информационное общество определялось как общество, в котором процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство – его продукт станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

Сегодня под информационным обществом понимается то, в котором информация является ключевым компонентом экономической и социальной жизни, а большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно ее высшей формы – знаний. Производство информационного продукта, а не материального, служит движущей силой развития общества. Информация приобрела статус товара и сравнялась по значимости для общества с другими материальными ресурсами.

Для информационного общества и экономики характерно следующее:

-     увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

-     возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в ВВП;

-     нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

-     создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

-     развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

1.2. ИКТ – основа электронного бизнеса

 

Появление глобальных сетей связи (в первую очередь – Интернета) привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса – принципиально изменились уже существующие.

В последние годы эти тенденции становятся все более явными. В 2014 г. число пользователей Всемирной сети достигло 2,3 млрд человек. Россия занимает 11-е место по количеству активных пользователей. Оборот электронной коммерции во всем мире исчисляется триллионами долларов. Подобные исследования красноречиво свидетельствуют о том, что компания, недоучитывающая потенциал электронного бизнеса и электронной коммерции, может утратить свои коммерческие позиции под натиском более способных к адаптации в условиях новых реалий рынка конкурентов.

Взаимодействие информационных технологий и бизнеса проявляется в следующем:

-     ИТ-технологии повышают эффективность и конкурентоспособность практически любого бизнеса;

-     в настоящее время весь бизнес перемещается в Интернет, поэтому любой компании надо иметь стратегию для новой реальности;

-     если у компании нет подобной стратегии – у нее нет будущего.

Информационные технологии как инструмент повышения эффективности основного бизнеса необходимо использовать продуманно и взвешенно. Положительный эффект достигается лишь в том случае, если у руководства компании существует ясное представление о целях будущих действий, т.е. если появляется инструмент, способный приносить пользу бизнесу. Необходимо предвидеть на несколько шагов вперед, как будет развиваться сам бизнес и как необходимо развивать применение ИТ-технологий для поддержания успешной реализации бизнесстратегии. Иначе этот весьма мощный инструмент (к тому же дорогой и сложный в использовании) пользы бизнесу, к сожалению, не принесет, а средства на ИТ будут потрачены зря.

Электронный бизнес затрагивает не только коммерческие структуры, но и государственные. Примером этого является развитие электронного правительства, охватывающего собой все сферы госуслуг.

 

1.3. Электронное правительство

 

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер, как социальная (ФСС, Пенсионный фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т.д.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства – имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

Электронное правительство – это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Потребность в создании электронного правительства возникла в связи с запросом российского общества на практическое использование всех возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, прежде всего – в интересах рядовых граждан, а также малого и среднего бизнеса.

Электронное правительство переводит взаимодействие общества и государства на новый уровень, поскольку заменяет собой посещение государственных организаций, звонки по телефону и отправку бумажных почтовых сообщений. Оно позволяет раскрыть процедуры и процессы принятия решений органов власти, а также ответственность конкретных лиц, что является элементом общественного контроля.

Виды взаимодействия:

1)               между государством и гражданами (G2C, Government-to-

Citizen);

2)               между государством и бизнесом (G2B, Government-to-

Business);

3)               между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);

4)               между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).

Экскурс в историю.

Первым в СССР поставил вопрос и разработал технологию электронного документооборота кибернетик мирового уровня Виктор Михайлович Глушков. Прототип электронного правительства в масштабах СССР был его проектом и идеей. Глушков был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана теория систем управления распределенными базами данных (СУРБД).

В современной России концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 г. Правительством Российской Федерации. Согласно этой концепции электронное правительство создавалось в два этапа, такие как:

-                      2008 г. – разработка и утверждение необходимых документов;

-                      2009 – 2010 гг. – практическое внедрение.

Согласно положениям программы «Электронная Россия» инфраструктура электронного правительства построена на унифицированной единой технологической платформе путем объединения единой телекоммуникационной инфраструктуры ее функциональных элементов: информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа – центров доступа в общественных приемных, библиотек и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций, в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социальноэкономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач, т.е. затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.

Основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р, в соответствии с которой был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства.

В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, в том числе:

1)                      единый портал государственных и муниципальных услуг;

2)                      единая система межведомственного электронного взаимодействия;

3)                      национальная платформа распределенной обработки данных;

4)                      единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

5)                      информационная система головного удостоверяющего центра.

Единый портал Госуслуг. В настоящее время на Едином портале госуслуг (http://gosuslugi.ru) размещена и доступна для пользователей информация о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых гражданам и организациям органами исполнительной власти, местного самоуправления области и подведомственными им учреждениями. Для каждой из услуг размещена информация об услуге, включающая в себя исчерпывающую информацию о тех ответственных лицах, в чьи обязанности входит ее исполнение, перечень необходимых документов, адреса, телефоны и график работы организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, электронные формы бланков заявлений для ее получения. Для части услуг добавлены возможности загрузки данных, сервисы личного кабинета и получения услуги в электронном виде.

Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), помимо информирования о порядке получения государственных и муниципальных услуг и функций, обеспечивает возможность для заявителей подавать заявления в электронной форме на получение государственных услуг, получать в электронной форме информацию о ходе рассмотрения заявлений, а также юридически значимый результат рассмотрения заявления. Кроме того, пользователь может в электронной форме оставить отзыв о качестве предоставленных ему услуг. В настоящее время при регистрации на портале пользователь может самостоятельно выбирать способ получения кода активации личного кабинета: либо через почтовое отделение по месту жительства, либо в ближайшем центре обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком». Чтобы упростить процедуру регистрации и активации личного кабинета на портале, Минкомсвязь России совместно с ОАО «Ростелеком» открыло более 80 центров обслуживания клиентов. Любой гражданин Российской Федерации может пройти регистрацию и получить код активации, предъявив свой паспорт и пенсионное свидетельство (СНИЛС), при этом персональные данные всех пользователей, идентификационные данные и сведения о паролях защищены единой системой идентификации и аутентификации. Дальнейшее развитие указанного порядка предполагает выдачу кодов активации государственными и муниципальными органами власти. Ресурс адаптирован и для пользователей с ограниченными возможностями. В 2011 г. разработаны версии портала на трех иностранных языках – немецком, английском и французском. Переведены и опубликованы интерактивные формы заявлений по госуслугам, которые предоставляются зарегистрированным на территории Российской Федерации гражданам зарубежных государств. На иностранных языках доступна и некоторая другая актуальная информация. По состоянию на начало мая 2012 г. на Едином портале размещена информация более чем о 900 федеральных, 12 тыс. региональных и более чем 23 тыс. муниципальных услуг. Доступна подача заявлений в электронном виде по 154 федеральным и 1360 региональным и муниципальным услугам. По состоянию на декабрь 2012 г. на портале зарегистрировались более 3,3 млн пользователей, которые подали более 6 млн заявлений на оказание федеральных, региональных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие. С 1 июля 2012 г. вступило в силу положение Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым региональные органы власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении других ведомств.

Часть документов, которые раньше гражданин должен был принести в орган власти для получения услуги, теперь приносить не нужно – орган власти сам запросит и получит эти документы. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Однако существует список исключений – часть документов граждане по-прежнему должны представлять в государственные и муниципальные органы самостоятельно (в бумажной или электронной форме).

С целью обеспечения единой технологической и коммуникационной инфраструктуры информационного взаимодействия существующих и создаваемых государственных и муниципальных информационных систем, а также иных информационных систем, участвующих в процессах оказания государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства и организациям, а также обеспечения функционирования государственных информационно-аналитических систем Минкомсвязью России создана единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Система взаимодействия предназначена для решения таких задач, как обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме; обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и портала; обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций. Приказом Минкомсвязи России от 27 декабря 2010 г. № 190 утверждены технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 451 обязало использовать СМЭВ госорганы и другие организации, участвующие в предоставлении государственных услуг.

СМЭВ является комплексом программно-технических средств и информационных баз данных, выполняющих функцию регламентированной гарантированной передачи сообщений между подключенными к ней информационными системами госорганов. Используемая при этом технология электронных сервисов позволяет объединить в единую сеть практические любые информационные системы независимо от времени их создания, программной платформы и структуры баз данных.

Необходимо подчеркнуть, что СМЭВ – это полностью защищенная среда, обеспечивающая безопасность передаваемой информации от точки подключения отправителя сообщения до точки подключения его получателя. Система базируется на основе защищенной криптографическими средствами сети передачи данных. К СМЭВ с использованием защищенных каналов связи подключены все федеральные органы исполнительной власти, государственный внебюджетный фонд и иные органы, участвующие в межведомственном взаимодействии, а также все субъекты Российской Федерации. Через СМЭВ проходит более 2 млн транзакций в сутки.

Национальная платформа распределенной обработки данных. Еще одним важным элементом создаваемой инфраструктуры электронного правительства является Национальная платформа распределенной обработки данных (НПРОД). Это комплекс информационных систем, которые реализуют «облачные» вычисления (технологию предоставления компьютерных мощностей и программного обеспечения пользователю как услуги с помощью сети Интернет). Такая задача реализуется через автоматизацию процессов выделения компьютерных мощностей, развертывания и разработки приложений с учетом потребляемых услуг. Целью создания НПРОД было оптимизировать расходы на

IT-обеспечение органов государственной власти и повысить уровень информатизации органов местного самоуправления. Благодаря НПРОД органы региональной исполнительной власти получат стандартизированные решения в области IT-обеспечения, которые раньше были им недоступны из-за недостатка финансирования, отсутствия квалифицированных кадров или несовместимости программно-технических решений с системами других органов государственной власти. Выделяемые оператором НПРОД мощности регулируются в зависимости от потребностей конкретного органа исполнительной власти и позволяют организации существенно сократить расходы на программноаппаратные средства. Также уменьшается время внедрения информационных систем в деятельность органов исполнительной власти: необходимые сервисы выделяются единым провайдером в едином информационном пространстве. Важно, что НПРОД может предоставить свои услуги как частным организациям, так и физическим лицам. Услуги платформы поддерживают развитие бизнеса в области создания IT-инфраструктуры благодаря доступу к стандартизированным сервисам и технологическим решениям. Как следствие, расходы по данной статье сокращаются. Предполагается, что НПРОД будет реализовать три сервиса облачных вычислений: программное обеспечение как услугу (Saas), платформу как услугу (Paas) и инфраструктуру как услугу (Iaas). Разработаны принципы и подходы по обеспечению информационной безопасности «облачной» платформы и сервисов, размещенных в ней.

Единая система идентификации и аутентификации. Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей информационно-технологический доступ уполномоченных должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций, органов и организаций и их информационных систем, физических и юридических лиц при формировании базовых государственных информационных ресурсов и межведомственном информационном взаимодействии с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключенных к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

ЕСИА является инструментом, подтверждающим права граждан на санкционированный доступ к государственным и муниципальным услугам и права уполномоченных должностных лиц на санкционированный доступ к необходимым сведениям при предоставлении данных услуг, а также осуществление юридически значимых действий при предоставлении указанных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Информационная система головного удостоверяющего центра. Основной целью формирования единого пространства доверия электронной подписи является повышение эффективности государственного управления и качества оказания государственных услуг за счет формирования единого пространства доверия электронной подписи при предоставлении государственных услуг и межведомственного взаимодействия на основе применения сертификатов и ключей электронных подписей, созданных на базе единых критериев и правил формирования с использованием удостоверяющих центров, включенных в единое пространство доверия электронной подписи. В рамках построения единого пространства доверия достигнуты следующие результаты: в единое пространство доверия электронной подписи включено более 150 удостоверяющих центра различной формы собственности. Удостоверяющими центрами, входящими в единое пространство доверия, выдано не менее 10 тыс. сертификатов ключей электронных подписей физическим лицам; проведена модернизация федерального удостоверяющего центра в целях реализации функций головного удостоверяющего центра во исполнение Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63 «Об электронной подписи»; разработан, введен в эксплуатацию, в постоянном режиме обеспечивает электронное взаимодействие при предоставлении государственных услуг и межведомственном взаимодействии сервис проверки сертификатов и ключей электронной подписи с использованием средств информационной системы головного удостоверяющего центра, который входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационнотехнологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме; обеспечена возможность для заявителей в целях получения государственных услуг представлять документы в электронном виде, подписанные электронной подписью.

Задачами электронного правительства являются:

-     оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

-     поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

-     рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

-     повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

-     снижение воздействия фактора географического местоположения.

Электронное правительство обеспечивает:

-     эффективное и менее затратное администрирование;

-     кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;

-     совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

Цель электронного правительства. Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования ИКТ в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

Концепция электронного правительства определяет основные приоритеты, направления и этапы формирования в Российской Федерации электронного правительства:

-     повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

-     повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

-     повышение качества административно-управленческих процессов;

-     совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля над результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного права.

Таким образом, создание электронного правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

По итогам 2011 г. Россия заняла 27-е место в мире в рейтинге электронного правительства ООН («E-Government Survey 2012: E-Government for the People»), улучшив свои позиции на 32 пункта: в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте.

В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»