Электронное учебное пособие по дисциплине "Электронный бизнес"
На сегодняшний день Интернет стал весьма удобным и распространенным средством для ведения бизнеса. Правильно используя возможности Интернета, мы можем значительно увеличить динамику взаимоотношений бизнес-партнеров. В связи с переводом бизнес-процессов реально существующего предприятия в сеть Интернет возникает проблема управления смысловым содержанием веб-сайта.
Любой веб-сайт представляет собой набор страниц, которые организованы в соответствии с определенными требованиями и задачами к ресурсу. Можно выделить два абсолютно разных подхода к организации сайта – статический и динамический.
Для организации статического сайта необходимо создавать каждую страницу сайта отдельно. Она должна включать в себя смысловое наполнение и элементы оформления самой страницы и сайта в целом. В результате каждая страница содержит не только содержательную информацию, но и обязательное оформление, такое как меню, шапка сайта, служебные ссылки для удобной навигации и пр.
Статические сайты имеют следующие недостатки:
- усложняется процесс опубликования новых документов, а также редактирование уже существующих документов на интернет-ресурсе. Документы должны быть оформлены с учетом дизайна сайта с включением общего оформления сайта;
- при создании нового документа приходится изменять некоторые страницы – добавить ссылки на страницы новостей и т.д.
Изменение дизайна или структуры требует изменения абсолютно всех опубликованных страниц на сайте. В результате такой организации сайта остается проблема создания и поддержки пользователей сайта. При такой организации сайта остается нерешенной проблема поддержки сообщества зарегистрированных пользователей. Необходимо реализовывать возможность коммуникации между пользователями путем поддержки форумов, гостевых книг, чатов и подписок на новости посредством электронной почты.
Для поддержки большинства бизнес-процессов контент должен поступать извне. Информация о курсах валют или акций на биржах, статистические данные, новости – все это представляет собой распределенный контент – информацию, которая содержится на сайтах бизнес-партнеров и отображается на сайте в изначальном виде или в виде ссылок на интернет-ресурсы. Информация также может поступать от независимых авторов, соответственно, будет представлена в различных форматах и по-разному оформлена.
Поддержка данных функций достаточно сложна, и для организации работы статистических сайтов этого недостаточно. В процессе публикации информации она должна пройти определенные стадии обработки, которую выполняют разные специалисты. Например, в электронном магазине посетитель, приходящий на страничку магазина, прежде всего просматривает его ассортимент. Такая возможность предоставляется в форме поиска в базах данных или просмотра каталогов продукции. Затем посетитель размещает свой заказ на сайте. Менеджер по работе с клиентами проверяет этот заказ и либо отклоняет его, либо передает на исполнение.
Заказчик может снять свой заказ, пока он еще не отправлен. Когда выполненный заказ отправляется покупателю, информация об этом соответствующим образом фиксируется. После доставки и оплаты заказ снимается с контроля и попадает в архив, причем как менеджер, так и покупатель должны иметь возможность в любой момент проконтролировать состояние заказа.
Из данного примера можно сделать вывод о том, что поддержку таких бизнес-процессов достаточно трудно реализовывать на базе статических сайтов, следовательно, современные профессиональные сайты, предоставляющие услуги электронной коммерции, должны быть динамическими.
В основе организации динамического сайта каждая страница сайта содержит шаблон, который определяет отображение страницы в окне браузера. Информация на страницах размещается при помощи стандартных средств, которые не требуют знания языка HTML и достаточно сложны для неквалифицированного специалиста процедур опубликования веб-страниц.
Если сайт состоит из множества страниц или должен часто обновляться, преимущество организации динамических сайтов становится очевидным. При редактировании информационного наполнения страницы или дизайна разработчикам сайта не требуется переписывать всю страницу, так как страницы не хранятся целиком на сайте, а формируются автоматически при обращении к ним.
Существует два способа создания динамических сайтов.
Первый – написание собственных программ, которые будут отвечать за наполнение страницы, ее содержание в соответствии с созданным шаблоном, а также поддержку необходимой информации.
Для разработки динамических сайтов чаще всего используются следующие системы и языки программирования – ASP, PHP, Perl, С++. Контент динамических сайтов хранится в базе данных, а на указанных языках пишутся программы, автоматически создающие из содержимого таких баз HTML-странички, которые и видит пользователь на экране монитора или портативного устройства.
Второй путь – воспользоваться системами управления вебконтентом. Применение таких готовых систем уменьшает затраты времени и сил. Однако эти системы могут оказаться недостаточно гибкими, а набор их возможностей – ограниченным или избыточным.
Система веб-паблишинга или управления контентом (CMS) – это набор сценариев, которые помогают отделить содержимое от его представления. Главная характеристика таких систем – это простота создания и редактирования информационного наполнения динамических веб-страниц. Системы управления содержимым могут включать в себя службы рассылки новостей, форумы и интернет-магазины. В последнее время появляется все больше сайтов, работающих под управлением CMS.
Веб-страницы объединяют в себе два аспекта: информационное наполнение и его представление.
За последние 10 лет были пройдены такие этапы в развитии взаимодействия этих двух аспектов, как:
- статические веб-страницы – информационное наполнение и средства его представления располагаются в одном файле;
- каскадные таблицы стилей для веб-страниц – содержимое и средства его представления размещаются отдельно;
- динамические веб-страницы – содержимое и средства его представления размещаются отдельно от самой страницы, динамические страницы создаются самой системой управления содержимым.
CMS для содержимого – это то же самое, что CSS для представления. Каскадные таблицы стилей позволили отделить представление от содержимого, a CMS дают возможность отделить содержимое от страницы. На первый взгляд может показаться, что от самой страницы ничего не осталось, но на самом деле этот остаток является своего рода «шаблоном».
CMS делает страницы динамическими: они не существуют в действительности, пока посетитель не перейдет по ссылке, чтобы увидеть их. Это означает, что страницы могут обновляться или изменяться пользователем в процессе его взаимодействия с ними. Например, если в интернет-магазине вы положили единицу товара в тележку, этот товар теперь можно увидеть на странице тележки. Информация о товаре была сохранена в базе данных и теперь помещается в «шаблон страницы тележки».
Все системы управления контентом являются программным обеспечением для создания и обслуживания динамических вебсайтов. Они предполагают отделение контента от дизайна, работу с сообществами, поддержку бизнес-процессов и минимизацию программистских усилий при разработке сайтов. Контент хранится в базах данных, управление контентом и дизайном сайта происходит через веб-интерфейс. Многие аналогичные системы способны функционировать в режиме хостинга, т.е. сервиспровайдер может размещать систему управления контентом на своем сервере, предоставляя клиентам возможность создавать там свои личные сайты за небольшие деньги.
Рассмотрим подробнее полноценный цикл контента.
Его составные части состоят из трех периодов, таких как создание, управление деловыми процессами (включая контроль версий) и распространение.
Этап 1. Создание контента.
На данном этапе вся ответственность лежит на авторах, которые занимаются разработкой графической, текстовой информации, шаблонов HTML и кода back-end. Для выполнения этих задач авторы имеют право использовать такие инструменты, как редакторы HTML, текстовые процессоры, визуальные редакторы и другие инструменты создания объектов.
Этап 2. Управление автоматизированными деловыми процессами.
Наиболее важным этапом жизненного цикла контента является управление деловыми процессами. На этом этапе сотрудникам назначают права доступа к контенту, кроме того, определяются стандартные процессы создания и публикации нового информационного наполнения.
Управление деловыми процессами начинается с того момента, когда автор контента, закончив переданное ему задание, отправляет его в хранилище (репозиторий). Передача содержимого оформляется протоколом, продолжающий работу в деловом процессе исполнитель автоматически извещается. При этом ведется аудит событий, сохраняются версии документов. Если возникнет необходимость, пользователи имеют возможность обратиться к прошлым версиям. Платформа веб-разработки достаточно сильно снижает риск утраты, дубликации контента или возникновения его вновь из-за невозможности отыскать. Средства контроля версий заверяют, что содержимое веб-порталов никогда не будет переписано или случайно утеряно. Редакторы достаточно легко смогут найти необходимые им версии сайта.
При создании деловых процессов абсолютно точно распределяются функции и задачи, в процессах не допускаются задержки и беспорядок. Для ролей задаются группы пользователей. Построение деловых процессов на основе ролей и групп означает их абсолютность и независимость от задержек выполнения некоторыми лицами. Разрабатываются многообразные деловые процессы для разного контента. К примеру, роли и процессы обработки изображений и правовых документов обычно абсолютно различаются.
Этап 3. Распространение контента.
Для интенсивного распространения информации система управления контентом должна обеспечивать компоновку ее компонентов на базе прямой и косвенной информации о пользователях. Первая из них создается из личных карточек, другая – на основе поведения пользователя и др.
Существует три формы динамического распространения контента – персонализация, локализация и глобализация. Контент может быть статически или динамически скомпилирован и предоставлен пользователям напрямую без применения какойлибо поведенческой логики.
Персонализация в какой-либо мере используется на данный момент на интернет-ресурсах. Посетителям данных сайтов отправляются личные приветствия, объявления рекламы и особым образом скомпонованные куски контента. Все это призвано обеспечивать привлечение пользователей на сервер.
Выделяют два метода персонализации.
Персонализация на базе правил – это процесс обеспечения контентом определенных пользователей, а также их групп с использованием условной бизнес-логики. Например, может быть написано определенное правило. По этому правилу все те, кто интересуется детскими книгами, поступают в группу, в которую периодически направляется реклама детской одежды. Необходимо отметить, что правила обычно разрабатываются на основе тех данных, которые вводит пользователь в регистрационную карточку.
По данному способу сконструирован, сайт VitaminShoppe.com.
Из-за сервера персонализации Dynamo ATG компании Art Technology Group пользователь уже после своего первого посещения сайта получает настроенные новости по здравоохранению и информацию об интересующих его продуктах. Какой именно контент ему отправлять, определяется по той информации, которая имеется в заполненной им личной карточке.
Используя способ персонализации с помощью фильтров, употребляют довольно сложные алгоритмы категоризации и предоставления контента на основе анализа употребления сайта пользователем, а именно того – к какой информации он чаще всего обращается, какие сайты посещает и т.д.
Метод персонализации используется, например, сайтом компании Vignette, посетители которого снабжаются рекомендациями согласно своим интересам. Надо отметить, что для реализации этого метода можно воспользоваться таким ПО, как LikeMinds (Macromedia), Core Personalization Technology (Net Perceptions) и др.
Глобализация и локализация – требование современного рынка; в частности, для успешных маркетинговых исследований необходима обширная статистическая база.
В рамках глобализации и локализации сайта рассматриваются стратегия контента, иерархия информации и навигационная структура. Для проведения глобализации и локализации сайта необходимо ответить на следующие вопросы: создают ли контент авторы, говорящие на разных языках; хранится ли глобальный/локальный контент в различных базах данных; используются ли службы автоматического перевода информации; каким образом отслеживаются изменения контента, происходит его утверждение.
Системы управления контентом позволяют:
- осуществлять контроль прав изнутри системы. Это означает, что можно назначить пользователей, которым доступны те или иные опубликованные документы;
- переносить готовый контент в новое решение;
- поддерживать документы различного типа; хранить и сортировать любые документы, включая графику, аудио- и видео-, в центральном репозитории;
- обладать подробной качественной документацией и контекстно-чувствительной справкой;
- включать рейтинговую систему оценки статей сайта;
- редактировать шаблоны, при этом общие изменения форматирования информации одной части сайта отображаются на весь сайт;
- настраивать деловые процессы, создавать свои автоматизированные деловые процессы для конкретного контента (изображений, статей и др.);
- добавлять новые категории и маркеры к документам до и после их размещения в репозитарии;
- создавать новые версии, просматривать и возвращаться к предыдущим версиям документов;
- легко управлять контентом, не прибегая к программированию. Обычно это реализуется с помощью HTML-форм.