ИСТОРИЯ РУССКОЙ КРИТИКИ

(курс лекций)

 

Тема 2.

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА 20-30-х гг. XIX в.

После поражения восстания декабристов произошли существенные перемены в литературе и литературной жизни. Поражение декабристов побудило обратиться к познанию объективных законов развития общества. Последующая литература проходит под лозунгом познания действительности. Литературная критика перестраивается вслед за литературой. Картина литературно-критической борьбы более сложная, чем в предшествующий период. Складываются противоборствующие тенденции, возникает несколько течений. Можно выделить три течения:

1)     позднеромантическая критика этого периода (Бестужев-Марлинский, Полевой);

2)     философская критика и эстетика (Иван Киреевский, Надеждин, поэты-любомудры);

3)     реалистические тенденции в критике и литературной действительности Пушкина и Гоголя.

Все эти течения связаны, подготавливали литературно-критические взгляды Белинского.

Продолжал литературно-критическую деятельность П.А.Вяземский, статья о поэме Пушкина «Цыгане» и ряд парижских писем (борьба с классицизмом).

Другой критик – А.А.Бестужев-Марлинский переживал расцвет творчества. Как прозаик затмевал даже Пушкина. Программной работой была его статья о романе Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833г.)

Это обычный обзор русской литературы, в которой предлагает свой взгляд на развитие всей мировой литературы. Объясняя популярность исторического романа, Бестужев говорит, что эта эпоха романтическая и историческая одновременно.

Крупнейшим представителем романтической критики был Н.А.Полевой. Это одарённый писатель, литературный критик, историк, редактор. Был разночинцем (сын купца), самостоятельно достиг знаний. С 1825 по 1834 годы Полевой издавал журнал «Московский телеграф». В отличие от романтиков 10-х годов, Полевой ориентировался на французский романтизм. Программной работой в 30-е годы была статья о романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери», который для Полевого – идеал романтического искусства. И этот идеал он прилагает к русской литературе, следовательно, осуждает «Ревизор» и «Мертвые души». Судьба Полевого драматична. За написание критической статьи на пьесу Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла» журнал «Московский телеграф» был закрыт, чем был лишен средств к существованию. Десять лет он боролся, потом пошёл на милость к своим литературным врагам, но это не спасло его от разорения. В 1846г. он умер.

Н. И. Надеждин (1804-1856) – наиболее яркий выразитель философской тенденции в критике. До него своё слово в этом сказали и Веневитинов, и И.Киреевский. Надеждин, как и Полевой, был разночинцем, из семьи священников. Образование получил в духовной семинарии. В московском университете защитил диссертацию на тему «Проблемы романтизма». С 1831 по 36 годы он издает журнал «Телескоп». В приложении выходила газета «Молва», в которой дебютировал Белинский. В 1836 г. журнал был закрыт, так как в нем было помещено философское письмо П.Чаадаева. Надеждин был сослан в ссылку, после чего занялся исключительно ученой деятельностью (биологией).

Профессор Московского университета, Надеждин развивал в своих работах идеи немецкой классической эстетики. Он считал:

1) необходимо разработать философский подход к искусству, который включает исторический взгляд на развитие искусства;

2) подход к искусству, к произведению как к единому целому, которое принимает различные формы. Им были разработаны понятия «содержание», «форма», «стиль» и т.д.;

3) художник должен поднимать значительные темы и идеи. Литературное произведение должно нести важную мысль, иметь соответствующих героев.

Тезисы Надеждина (их 14): 1) где жизнь, там поэзия; 2) поэзия сама по себе едина, но принимает различные формы; 3) формы поэзии определяются духом того времени, к которому она относится; 4) дух романтической поэзии вытекает непосредственно из духа средневековья; 5) мир, в котором мы живем, коренным образом отличается от средних веков и т.д.

Русская литература в 30-е гг. переходит к реализму, и там искать философское содержание было несколько неправомерно. В.Г.Белинский был учеником Надеждина. После того, как Белинский был исключен за «неуспеваемость» из университета, он начал работать в «Молве». Белинский выступил как наследник философской критики и с плюсом, и с минусом. Например, Белинский пренебрежительно оценил прозу А.С.Пушкина, так как он искал нечто высокое, значительное, философское (это критический просчет Белинского).

Важнейшей частью литературной критики 20-х-30-х годов были выступления писателей в качестве литературных критиков. Русские писатели вплотную занимались проблемами эстетики. Первым выступил А.С. Грибоедов – отзыв по поводу перевода баллады Бюргера «Ленора». После Жуковского, который три раза обращался к этой балладе, к ней обратился и Катенин, назвав перевод свой «Ольга». С учетом требований романтизма против Катенина и в защиту Жуковского выступил Гнедич. А против Гнедича выступил уже Грибоедов.

У А.С. Пушкина литературно-критические отзывы рассыпаны в самих литературных произведениях (осознанно), из которых вырисовывается стройная система реализма, к которому он сознательно шел.

Замечательным литературным критиком был Н.В. Гоголь. Ряд статей о литературе того времени (А.С. Пушкин, В.А.Жуковский). Статья «Несколько слов об А.С. Пушкине» – очень глубокая. Всего несколько страниц, в которых точно и глубоко оценен А. С. Пушкин.

Он обращается к этому жанру не только в 20-30-е гг. Это так же «Выбранные места из переписки с друзьями». Эта книга включает десять литературно-критических работ.

В своей совокупности выступления Грибоедова, Пушкина, Гоголя закладывают основы реалистической эстетики. Подвел итоги первых опытов В. Г. Белинский.


Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»