Тема 6. ЧАСТНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ БИОЭТИКИ: ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕННЫХ И РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ, С УХОДОМ ИЗ ЖИЗНИ

  

1.   Проблемы современной генетики.

2. Этические проблемы, связанные с использованием современных репродуктивных технологий.

 

 

 

1. Этические проблемы современной генетики.

 

 В XX веке к традиционным методам и средствам медицинского вмешательства добавились новые, в том числе, генетические.

В настоящее время известно, что носителем генетической информации, передающейся от родителей к детям, служит ДНК хромосом клеточных ядер, составляющая его геном.

Одна из основных функций ДНК — кодирование генетических текстов (генов), определяющих время, место и интенсивность синтеза каждого белка в организме. В строении генов и хромосом изредка возникают нарушения. Их масштаб варьирует от перемещений, замены, добавления или утраты единичных нуклеотидов до заметных под микроскопом аномалий отдельных хромосом и даже всего хромосомного набора. Нарушения в строении ДНК и хромосом часто приводят к патологии, вызывая генные и хромосомные болезни или способствуя развитию разнообразных хронических заболеваний и пороков развития человека,

Обилие новых данных о тонком строении генома человека, полученных в рамках одноименной международной программы, породило целый ряд прикладных разработок, ориентированных на решение основных задач медицины — диагностику, лечение и профилактику заболеваний человека. В современную медицину входят такие методики, как ДНК-диагностика, генная терапия и консультирование. Переживают эпоху стремительного развития биотехнологии генной терапии и генная инженерия.

В области современных генетических технологий доминирует тенденция к разработке технологий, позволяющих конструировать, видоизменять биологическую природу человека, в частности, технологий генетического модифицирования организмов и животных, генная терапия, клонирование животных. 

В ходе научных разработок и применения генных технологий выявился ряд серьезных этических проблем, связанных с вмешательством в механизмы сохранения разнообразных форм жизни на Земле, прежде всего – жизни человека. 

Медико-генетическое консультирование – это вид медицинской помощи населению, направленной на профилактику наследственных болезней, который оказывается в медико-генетических консультациях и специализированных научно-исследовательских медицинских институтах. Оно представляет собой обмен информацией между врачом и будущими родителями, а также людьми, поражёнными болезнью, или их родственниками по вопросу о возможности проявления или повторения в семье наследственного заболевания. Главная его цель заключается в предупреждении рождения больного ребёнка.

Основными задачами медико-генетического консультирования являются определение прогноза в отношении будущего потомства в семьях, где имеется больной с наследственной патологией или предполагается рождение ребенка с такой патологией; уточнение диагноза наследственного заболевания с помощью специальных генетических методов исследования; объяснение обратившимся за консультацией в доступной форме смысла медико-генетического заключения и помощь в принятии правильного решения относительно дальнейшего планирования семьи; пропаганда медико-генетических знаний.

Генетическая диагностика осуществляется на различных стадиях жизни организма человека в форме предымплантационной и пренатальной диагностики, а также ДНК-диагностики человека (с рождения до конца жизни). В каждом случае возникают свои этические проблемы.

Предымплантационная диагностика  проводится в процессе использования технологии экстракорпорального оплодотворения и позволяет осуществить отбор «генетически здоровых» эмбрионов до их в процедуре переноса эмбриона в полость матки. 

Метод предымплантационной генетической диагностики, разработанный в Институте репродуктивной генетики в Чикаго группой ученых под руководством доктора Ю. Верлинского, предполагает проведение генетического анализа ДНК одной из клеток зародыша, полученного методом искусственного оплодотворения in vitro, достигшего в развитии стадии 8 клеток и еще не имплантированного в полость матки.

При отсутствии патологического гена зародыш переносится в полость матки и продолжает свое развитие. При ее наличии эмбрион уничтожается и это вызывает ряд этических возражений, обусловленных неопределенностью статуса эмбриона.

Пренатальная диагностика – это генетическая диагностика на этапе внутриутробного развития человека с целью выявления имеющейся генетической патологии или генетической предрасположенности к возникновению в будущем заболеваний, значительно изменяющих качество жизни человека. Она неизбежно влечет за собой обсуждение вопроса о целесообразности продолжения беременности. 

В данном случае этической проблемой становится право лишения жизни потенциального человека, имеющего несоответствующий норме «уровень здоровья». Аборт здесь становится средством избавления родителей от забот о жизни и здоровье изначально больного ребенка. Но эта проблема имеет и более широкий смысл, связанный с осмыслением отношения общества к людям с ограниченными возможностями (инвалидам) и неизлечимо больным. Утилитаристские идеи резко противоречат гуманистическим: «неизлечимо больные и инвалиды – это балласт общества, на который напрасно расходуются материальные средства» - «каждый человек имеет право на жизнь, уважение его личности». Еще одна моральная сторона роли инвалидов и неизлечимо больных людей в обществе состоит в том, что их жизнь является основанием для проявления альтруизма, милосердия, человеколюбия – человечности в широком смысле слова. 

Расширение применения методов пренатальной генетической диагностики с целью заботы о здоровье человека ведет к изменению содержания понятия здоровье, которое становится тождественным понятию «генетическая норма». Следствием этого становится приемлемость идей евгеники о целесообразности «селекции» наиболее ценных для общества индивидов.

ДНК – диагностика человека на различных этапах его жизни применяется с целью выявления генетической обусловленности имеющегося заболевания, а также при анализе органов и тканей, предназначенных для трансплантации.

Использование ДНК-диагностики позволяет выявить наличие заболеваний, вызванных генетической патологией, и предрасположенность к ряду соматических и психических заболеваний. Выявление предрасположенности к развитию того или иного заболевания позволяет принять соответствующие профилактические меры. Она затрагивает область жизненных ценностей и стратегий поведения только одного человека, который принимает решение о том, как использовать полученную им информацию о собственном здоровье.

При генетической диагностике ДНК взрослого человека на первый план выходит проблема сохранения тайны медицинской информации и проблемы использования полученной генетической информации.

Возможности современных генетических технологий, позволяющих получать информацию об имеющихся у человека аномалиях генетического аппарата и связанной с этим вероятности развития того или иного заболевания, ставят вопрос о необходимости и желательности для пациента этой информации.

Этот вопрос является частью более широкого этико-философского вопроса о желательности для человека знания своего будущего, особенно неприятного. Хочет ли человек знать, что он неизбежно заболеет и какой именно болезнью? Хочет ли человек знать время своей смерти? Эти вопросы имеют большое значение для понимания потребностей людей в тех или иных биомедицинских технологиях и организации их применения на практике. В реальной жизни человек в подавляющем большинстве случаев подвергается медико-генетическому обследованию в соответствии со своим добровольным, осознанным решением, т.е. желая получить эту информацию о себе. 

Распознавание, предупреждение и лечение наследственных, хромосомных заболеваний, а также болезней с наследственным предрасположением ставит множество проблем деонтологического характера. Важнейшим элементом в диагностике наследственных заболеваний служит анализ родословной больного, требующий соблюдения осторожности и такта, ибо само подозрение на наследственный характер болезни нередко вызывает чувство настороженности родителей и родственников, доходящее до недоверия, отрицания и даже необоснованных подозрений.

Очень трудно, например, сообщать родителям о поражении ЦНС и риске глубокой умственной отсталости у ребенка, однако сделать это необходимо как можно раньше. Если диагноз установлен при рождении, родители должны знать об этом на первой неделе жизни младенца, так как в последующем все труднее информировать окружающих о том, что ребенок отстает в психическом развитии. По возможности заключение о болезни должно быть доведено до сведения обоих родителей одновременно.

Медико-генетическое консультирование и диагностика проводятся в соответствии с принципами добровольного информированного согласия, с обязательным соблюдением правила конфиденциальности.

Массовое обследование (скрининг) населения. С появлением пренатальной диагностики стал возможен скрининг популяций, характеризующихся высокими частотами тех или иных наследственных заболеваний. Скрининг позволяет выявить супружеские пары с высокой степенью риска и контролировать каждое их зачатие, исследуя развивающийся плод. Это имеет большое значение для охраны здоровья граждан государства.

Генная терапия. Генетические технологии нацелены, прежде всего, на то, чтобы оказывать терапевтическое воздействие на организм человека при генетических заболеваниях, особенно тяжело протекающих, инвалидизирующих его. Она основана на замене гена, ответственного за заболевание, «здоровым» геном. Несмотря на то, что первые исследования в этой области начались в 1990 г., генотерапия остается сугубо экспериментальной процедурой, далекой от широкого внедрения в медицинскую практику.

Генная терапия осуществляется в двух формах: соматическая генная терапия и зародышевая генная терапия.

Соматическая генная терапия представляет собой такое вмешательство в генетический аппарат человека, в результате которого приобретенные свойства проявляются на клеточном уровне и не передаются по наследству. Этот вид терапии разрешен во всех странах мира, владеющих данной технологией.

Зародышевая генная терапия предполагает вмешательство в генетический аппарат эмбриона на различных стадиях его развития. Этот вид генной терапии находится в настоящее время на стадии научных исследований и разработок. По мнению многих исследователей, он представляет опасность неизвестных, непрогнозируемых при помощи средств современной науки последствий не только для развития самого человека, но и отдаленных последствий для его потомства.

Многие специалисты отмечают, что граница между генной терапией и позитивной евгеникой трудно определима. Д. Нейсбит считает, что по мере того, как пренатальная генная терапия станет усложняться и совершенствоваться, родители почувствуют искушение не допускать никакого отставания своих детей от нормы. Активное использование генной терапии может привести к изменению социокультурных и медико-биологических норм – норм анатомо-физиологических, психологических, эстетических, моральных и др.

Генная инженерия является направлением современной науки, в котором разрабатываются технологии кардинального изменения и конструирования генетического аппарата человека и других живых организмов.

В 2001 году были опубликованы сообщения о первых «генетически модифицированных» детях, появившихся в результате использования генных технологий для лечения бесплодия женщин, вызванного наследственными факторами. 

В настоящее время уже имеется первый опыт получения детей с заранее заданными генетическими параметрами. В институте репродуктивной генетики в Чикаго по просьбе родителей и с использованием методов предымплантационной генетической диагностики были «произведены» дети. Особенности будущих детей были заданы в соответствии с очень благородными, гуманными целями – спасение жизни ранее рожденных, но страдающих смертельно опасными заболеваниями детей. Один ребенок должен был стать наиболее подходящим донором костного мозга для своей старшей сестры, страдающей смертельной формой анемии, другие дети своими клетками могли бы помочь при лечении лейкемии и талассемии [6].

Специалисты по биоэтике, ученые и представители религии обращают внимание на опасность распространения «конструирования» детей родителями в соответствии с желательными для них признаками, причем речь идет о выборе не только анатомо-физиологических параметров, но и задатках определенных способностей, типе темперамента и т.д. 

Возможности генетического «модифицирования» человека неизбежно приводят к вопросу об ответственности за подобные манипуляции. Большинство специалистов в области этических проблем генных технологий сходятся во мнении, что «уникальность жизни каждого отдельного человека и ценности каждого человеческого существа должны исключать генетические улучшения».

Проблема доступа различных слоев населения к возможности использования генных технологий является частным случаем проблемы социальной справедливости в области современной биомедицины. Известно, чем более наукоемким, технологически сложным и соответственно дорогим по материальным затратам является лечебно-диагностический метод, тем меньшему количеству людей он доступен.

В настоящее время медико-генетическое консультирование стало доступно практически всем желающим и нуждающимся в нем. Методы генной терапии продолжают оставаться на стадии научных исследований и разработок и применяются очень избирательно. 

Проблема использования генетической информации становится все более актуальной по мере расширения использования генетической диагностики и консультирования. Кому должна предоставляться информация генетического обследования человека? Только ему самому или его родственники тоже имеет право на ее получение? Имеет ли право работодатель, страховщик или иные представители общества знать информацию об особенностях генома человека? Как человек может использовать эту информацию? Правомочно ли создание «банков генетической информации» и введение «генетической паспортизации»? Несмотря на этическую спорность многих из этих вопросов и их правовую неопределенность, многое уже имеет место в жизни современного общества.

В нашей стране вопросы использования генетической информации решаются в соответствии со статьями 30 (п.6) («Права пациента»), 31 («Право граждан на информацию о состоянии здоровья») и 61 («Врачебная тайна») [Основы Законодательства РФ  «Об охране здоровья граждан» (Утверждены Постановлением Верховного Совета РФ 22 июля 1993 года) ]. Врачебную тайну составляет не только информация, полученная в процессе генетической диагностики и консультирования, но и факт обращения в медицинское учреждение, предоставляющее услуги по генетической диагностике и консультированию. Пациент имеет право получить информацию о результатах ДНК-диагностики, наличии заболевания, прогнозе и методах лечения в доступной для него форме, также как и в других случаях обращения за медицинской помощью. Необходимым предварительным условием любого вмешательства в геном человека, как и других медицинских вмешательств, является информированное добровольное согласие гражданина. Данное условие оказывается трудно выполнимым в случаях, когда речь идет о пренатальной и предымплантационной диагностике, причем согласие от родителей, родственников или доверенных лиц не может считаться в полной мере правомочным, поскольку окончательно не определен ни моральный, ни правовой статус человеческого эмбриона.

В США дискриминация, основанная на генетической информации, уже существует сегодня в страховом деле и на рынке труда. Активными сторонниками идентификации ДНК являются правоохранительные организации В тридцати двух штатах США ФБР уже создало новую национальную базу данных по генетической информации, получившую название Национальный ДНК-идентификационный индекс, в котором содержатся  ДНК-профили осужденных преступников. В настоящее время во многих американских корпорациях вошло в практику получение генетической информации о своих потенциальных и работающих сотрудниках. 

Проблема использования генетической информации в развитых странах приводит к противоречию в области предоставления медицинских услуг населения. В то время как ученые генетики учатся идентифицировать и лечить определенные наследственные заболевания, страховые компании используют ту же самую информацию для того, чтобы отказать в медицинском страховании этих заболеваний.

«Неприемлемый генетический профиль», «человек с высоким генетическим риском», «фактор ранней заболеваемости» - это речевые обороты, в которых отражается тенденция разделения людей по признаку качества его генетической информации, тенденция к дискриминации людей по генетическим признакам.   

Проблема коммерциализации области применения генных технологий и использования генетической информации.

Генетическая информация стала в современном обществе товаром. Наиболее явно это проявилось при проведении исследований в рамках программы «Геном человека», которая с одной стороны потребовала значительных материальных вложений, с другой стороны поставила вопрос о правомерности патентования полученной информации.

«Одна из фармацевтических фирм, принимавшая участие в проекте «Геном человека», попыталась запатентовать наиболее нестабильные гены человека с тем, чтобы в дальнейшем иметь эксклюзивное право на их "ремонт". После отказа фирма обратилась с иском в высшую судебную инстанцию США, откуда последовал мудрый ответ: "Человек не может патентовать то, что создано Богом и Природой".

Например, американский Университет Дьюка имеет патент за получение гена болезни Альцгеймера, фирма «Герон» получила исключительную лицензию на ген клеточного бессмертия, компания «Миллениум фармасьютикалс» имеет патент на ген ожирения. За патентованием, как правило, следует выдача фирме, разрабатывающей соответствующее терапевтическое средство, лицензии на свои патенты с правом на процент прибыли от продаж разработанного средства. Получение информации в процессе медико-генетического консультирования также определяет статус информации как товара, за которую платит клиент организации, которая осуществляет консультирование. 

Проблема сохранения тайны генетической информации является актуальной этико-правовой проблемой. Ведь генетическая информация затрагивает все области жизнедеятельности человека – от физического здоровья до реализации его прав и свобод в обществе. Образцы ДНК являются более значимыми сведениями о человеке, чем отпечатки пальцев или традиционные медицинские данные. Они позволяют идентифицировать 4000 генетических маркеров, определяющих предрасположенность к некоторым психическим, эндокринологическим, онкологическим заболеваниям, склонность к алкоголизму и т.д.

При создании банков генетической информации о представителях тех или иных групп населения возникает опасность ее неправомерного использования, что может привести к различным видам дискриминации этих групп населения.

 

2.     Этические проблемы, связанные с использованием современных репродуктивных технологий.

 

К числу наиболее обсуждаемых тем современной биоэтики относится применение новых репродуктивных технологий. Этическая корректность медицинских вмешательств в репродукцию человека влияет не только на жизнь отдельной личности, но имеет отношение и к жизни общества. Политические решения, связанные с управлением рождаемостью, могут привести к социальным и демографическим сдвигам.

Если население России сократится на несколько десятков миллионов человек, трудоспособного населения не хватит для обеспечения работы транспорта, оборонной и добывающей промышленности, здравоохранительных и правоохра­нительных учреждений и армии.

Снижение рождаемости сегодня обусловлено не столько экономическими причинами, сколько духовными, психологическими, культурными, религиозными, этнографическими.

Граждане репродуктивного возраста чаще больны, чем здоровы; подвержены алкого­лизму и наркомании, принявшим размеры национального бедствия.

Число молодых людей призывного возраста сокращается, и среди них в свою очередь уменьшается доля годных к строевой службе. А около 20 % женщин бесплодны.

Если связь между уровнем доходов и рождаемостью и существует, то, как правило, об ратная: в семьях с меньшим доходом имеют больше детей.

•  В богатых странах рождается меньше детей, чем в бедных. Богатые семьи в России в основном имеют одного, редко двух детей.

•  На протяжении всей дореволюционной истории в России никогда не выплачивались пособия на детей; уровень душевого дохода в стране никогда не был столь высок, как в XX веке — но при этом никогда, даже во времена татаро-монгольского нашествия, у нас не было такой низкой рождаемости, как сейчас. В годы Великой Отечественной войны уровень рождаемости в России был выше, а уровень жизни несравнимо ниже, чем в наше время.

•  Семьи верующих всегда более многодетны, независимо от уровня их дохода.

•  Регионы России с традиционными национальными, религиозными, семейными ус­тоями (Дагестан.) при тех же или более низких экономических показателях имеют гораздо более высокую рождаемость, чем районы с русским населением, потерявшим традиционные устои жизни.

•  Опыт благотворительных организаций убедительно свидетельствует, что предложенная материальная помощь весьма редко влияет на решение женщины сделать аборт, не­ смотря на то, что в качестве причины аборта приводятся материальные трудности.

•  Сильнее всего бьют по рождаемости разводы, частота которых никак не связана с уровнем доходов населения.

•  В "бедную" Россию стремятся миллионы иммигрантов из соседних стран, так как уровень жизни и возможность заработка в ней намного выше, чем, например, в Китае, Тур­ции, Афганистане и др. странах. Так, только в Москве живет несколько сотен тысяч азербайджанцев, которые находят работу и отсылают домой заработки, составляющие значительную долю национального дохода их страны.

Эти положения приводят нас к очень важному выводу:

Факторы, влияющие на снижение рождаемости.

К числу факторов, влияющих на снижение рождаемости, можно отнести:

•  Утрату традиционных устоев крепкой семьи, отторжение женщины от семьи, поте­ря мужчиной роли главы семьи и кормильца.

•  Весь комплекс взаимосвязанных разрушительных явлений так называемой "сексу­альной революции", в первую очередь распространение либеральных взглядов на вопросы пола и обусловленных этим разводов, распространение проституции, венерических заболеваний, добрачных половых связей; растление детей и молодежи программами "сексуального просве­щения ".

•  Отторжение народа от религии и морали.

•  Насаждение "массовой культуры", дающей простор пропаганде ничем не ограничиваемого секса, насилия, разврата, что противоположно интересам семьи, общества, государства.

К факторам, влияющим на снижение рождаемости можно также отнести:

·        Наркоманию, алкоголизм.

·        Раннюю смертность в результате несчастных случаев, убийств и самоубийств.

·        Перегруженность отрицательной информацией, создающей гнетущую и тревожную атмосферу в обществе, вызывающую постоянный стресс.

·        Госфинансирование и государственную поддержку мероприятий по контролю над рождаемостью (внедрение программы "планирования семьи"; финансирование стерилизаций, абортов и их рекламы; налоговые льготы для тех, к то осуществляет эту деятельность; пропаганда малодетности).

·        Оказание давления на женщину в медицинских учреждениях с целью принудить е е к отказу от рождения детей.

·        Бесплодие женщин в результате абортов.

·        Жилищную проблему.

·        Отъезд за границу граждан репродуктивного возраста.

процессы, вызывающие перемещение больших масс беженцев; круп­ные экологические катастрофы.

 

Среди новых репродуктивных технологий выделяют:

 ·        искусственную инсеминацию спермой донора или мужа;

·        экстракорпоральное  оплодотворение (оплодотворение вне организма, in vitro) с последующей инплантацией эмбриона в матку женщины;

·        «суррогатное материнство».

Метод искусственной инсеминации известен около 200 лет – в конце 18 века итальянский аббат Спаланцини провел искусственное оплодотворение собаки, а в 1799 г. англичанин У. Хантер применил искусственное оплодотворение у человека. В 1885 г. медицинскому факультету Парижского университета была представлена диссертация Ж. Жерара, обобщившего 600 случаев внутрисемейного искусственного оплодотворения. Факультет отверг эту диссертацию, приказав ее сжечь.

Начиная с 60-х годов 20 века, этот метод постепенно становится одним из клинических методов лечения бесплодия.

Следует отметить, что при успешной инсеминации спермой мужа, биологические и социальные родители совпадают, поэтому такой метод сравнительно редко вызывает этические возражения, и не противоречит устоявшимся правовым нормам семейно-брачных взаимоотношений. Рождение же ребенка с помощью искусственной инсеминацией донора (ИОД) сопряжено со многими противоречиями морального порядка.

Прежде всего, это проблемы связанные с донорством половых клеток (яйцеклетки, сперматозоиды), что является одной из форм донации генетического материала. Если нравственный характер безвозмездного донорства крови ни у кого не вызывает сомнений то относительно донорства гамет имеются противоречивые оценки. Позитивные: как любое донорство в медицине, это – проявление альтруизма, оно оправдывается счастьем семьи. Негативные: 1. в практике ИОД значимым оказывается принцип не навреди – в частности в заявлении донора говорится «обязуюсь не скрывать перенесенных мною известных мне заболеваний, а также правдиво сообщить о моей наследственности..» Как видим соблюдения принципа не навреди зависит не от врачей, а от честности, порядочности донора. Особенен риск, когда имеет место недостаточное обследование донора. 2. В инструкции МЗ РФ регулирующей ИОД (1993 г.) говорится, что следует учитывать пожелания супружеской пары в отношении национальности донора и основных черт его внешности (антропометрические данные). В тоже время супруги заявители должны понимать, что рождение ребенка зависит от так называемой генетической лотереи. Поэтому в заявлении указывается «мы обязуемся не предъявлять претензии к врачу в случае рождения ребенка с аномалиями развития или с ярко выраженными отличиями от нашей национальности». Иными словами, принцип не навреди, в данной ситуации, ставится под сомнение, особенно если родится ребенок с аномалиями или внешними данными отличными от той национальности, которой принадлежат заявители. По этой причине супруги-заявители могут отказаться от ребенка, то моральное зло никак не может быть снято. 3. Более сложным является вопрос о вознаграждении доноров. Сама по себе сумма может быть интерпретирована как компенсация за потраченное время и вызванное неудобство. Однако в заявлении донора записано: «я предупрежден, что оплата за образцы спермы не будет производиться, если показатели спермограммы не будут соответствовать норме». Т.е. оплата, получаемая донором, оказывается ни чем иным как ценой за качественную сперму человека. Что это, как не купля продажа донорского материала? И еще один момент донор обязуется сообщать правдивые сведения о наследственности, перенесенных заболеваниях, выше сказанные обстоятельства подвергают сомнению правдивость донора, т.к. донор заинтересован в вознаграждении за качественную сперму. 4. ИОД некоторыми консерваторами иной раз рассматривается как одно из проявлений «селекции» человека, ведь супруги заявители могут выбирать донора по расовым и антропометрическим и иным признакам. 5. Некоторые авторы усматривают косвенную поддержку гомосексуальных браков, особенно в тех странах, где эти браки разрешены законом. Т.е. при определенных условиях эта «супружеская пара» может иметь ребенка, где один из заявителей будет генетическим «родителем». 6. Одна из острых проблем в настоящее время связана с созданием надежной методики консервации спермы. Сохраняющаяся в замороженном состоянии сперма может быть использована в ИОМ и после преждевременной смерти мужа. Или в нашей стране впервые зарегистрирован случай, когда был рожден ребенок после смерти биологического отца. В качестве генетической матери выступал донор яйцеклетки, в качестве родительницы – «суррогатная мать». После рождения такого ребенка у бабушки (матери умершего мужчины донора) возникли проблемы правового характера. Бабушка ребенка, по нашему законодательству,  может стать только опекуном, а не бабушкой, с вытекающими отсюда определенными проблемами связанными, например, с наследованием имущества и т.д.

 

Проблемы экстракорпорального оплодотворения и «суррогатного материнства»

 Много споров ведется относительно будущего оставшихся, так называемых «избыточных» оплодотворенных яйцеклеток. Если беременность не наступает сразу, то они могут быть использованы в последующих циклах. Если же беременность наступает, то эти яйцеклетки буквально становятся лишними. Будущее этих «лишних» эмбрионов может сложиться трояко: 1.Они могут быть разморожены и погибнуть. 2. Они могут стать предметом донорства. 3. Они могут быть предметом научных исследований. Вопрос о судьбе таких эмбрионов в программе ЭКО неоднократно находил свое отображение в международных, национальных этических и правовых документах. Специальные Резолюции Европейского Парламента (1988 г.) предписывают, чтобы при оплодотворении in vitro количество оплодотворенных яйцеклеток не превышало возможности матки и в тех случаях сохранять  жизнеспособные эмбрионы, когда в силу определенных обстоятельствах невозможно ввести в матку эмбрион немедленно. В нашем законодательстве данный вопрос никак не отображен. И поэтому судьба эмбрионов может сложиться, так как было сказано выше, при этом не следует забывать, как это иногда делается, что оплодотворенная яйцеклетка – это уже начавшаяся развиваться человеческая жизнь.

По некоторым сведениям зарубежных авторов ЭКО по сравнению с естественным зачатием, обнаружило высокий риск – количество выкидышей возросло в 2-3 раза, внематочных беременностей 2-5 раз, многоплодной беременности – 20-27 раз. Велика напряженность, в случае врожденного бесплодия женщины, в отношении возникновения проявления данной патологии у потомства.

Особая проблема возникает в случае реальной возможности выбора пола будущего ребенка. Положение ВМА рекомендует воздерживаться от вмешательства с целью выбора пола, за исключением случаев, «чтобы избежать передачи серьезных заболеваний, сцепленных с полом». Однако, в ряде восточных стран, где престиж семьи зависит от рождения мальчиков, имеет место. Не приведет ли это к тому, что люди с генетическими нарушениями не смогут иметь своих детей, а только на детей от «полноценных» доноров генетического материала, т.е. евгенические идеи. В частности с 1982 г. в Сингапуре действует особая программа, стимулирующая плодовитость образованных женщин и ограничивающая ее среди необразованных. К таким мероприятиям относятся компьютерный подбор пар, круизы в «лодках любви», которые для образованных и одиноких женщин оплачиваются из казны, разнообразные финансовые льготы и привилегии для поступления таких детей в престижные школы и университеты. Для женщин с невысоким уровнем образования предоставляют безвозмездную ссуду для приобретения дешевой квартиры и т.д., в случае соблюдения условий: невысокий уровень образования и согласие на стерилизацию. Особое явление, имеющее место в настоящее время получило название «беспорочного зачатия», когда женщина, не страдающая от бесплодия, не желая создавать семью или сходиться с мужчинами, желает иметь детей и обращается за услугами ИОД и ЭКО.

 Особая тема «суррогатное материнство». У ребенка родившегося таким образом могут быть пять родителей: 3 биологических (мужчина-донор, женщина донор, женщина-суррогат) и 2 социальных – те, кто выступает в роли заказчиков. Очень велика опасность возникновения проблем, в случае если ребенок узнает, как он появился на свет.

Особая проблема связана с последующей судьбой самой «суррогатной матери» – немало случаев когда «суррогатная мать» отказывается отдавать ребенка заказчикам. Одно время в некоторых странах возникали проблемы с социальным статусом, таким образом, рожденных детей, их попросту называли незаконнорожденными.

Еще одна проблема заключается в следующем - данная манипуляция оформляется договором, согласно которому «суррогатная мать» получает после рождения ребенка материальные блага, то здесь мы опять сталкиваемся с проблемой купли-продажи – ребенок превращается в товар. В таком духе выступают противники такого материнства, считая, что женщина превращается в живой инкубатор, биопрепарат, новая форма торговли своим телом и т.д.

Таким образом, как очень часто указывают священники, таинство брака, деторождения, превратилось нечто обыденное, иной раз превращающееся в обычную торговлю, что в свою очередь подрывает традиционное представление о семейно-брачных отношениях и обесценивает святость человеческой жизни.

Поэтому современное законодательство в отношении новых репродуктивных технологий нуждается в более детальной проработке с учетом мнений этических комитетов, общественности, медиков.

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»