Тема 2. НОРМАТИВНАЯ И МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. МОРАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

 

1. Виды регуляции жизни общества. Моральные качества, необходимые специалисту по социальной работе.

 

 В жизни человека, в его поведении и деятельности практически нет таких сфер, которые не регулировались бы социально и прежде всего с помощью разнообразных и различных по значимости и важности социальных норм. Именно социальные нормы (наряду с другими факторами) регламентируют, предписывают и определяют репертуар поведенческих действий для личности. Социальные нормы как некоторые правила, стандарты поведения вырабатываются самим обществом или социальными группами и определяются типом общества и деятельностью групп. При этом они выполняют множество социальных функций, важнейшими из которых являются:

                     обеспечение существования общества (например, упорядочение, уравновешивание, стабилизация отношений в социуме, в частности через включение в систему социального контроля);

                     обеспечение деятельности социальных институтов;

                     осуществление передачи и сохранения социального опыта; оформление условий жизнедеятельности и взаимодействия людей [БобневаМ. И., 1978].

 

Нормативная регуляция, являясь компонентом жизни любого общества, включает определенные формы сознания – писанные или неписанные законы, правила, предписания и запреты, принципы и соответствующие им оценки и их критерии. Степень развития и формы фиксации этого нормативного сознания могут быть самыми различными. Предписания и оценки могут быть записаны в виде официально санкционированных законов, а могут существовать в основном лишь в общественном мнении; могут быть отчетливо выраженными в целостных системах (скажем, в кодексах норм или общих принципах) или, напротив, никем не формулироваться в виде общей нормы, а переживаться лишь эмоционально в конкретных ситуациях.

Все стороны нормативной регуляции в своем взаимодействии и образуют механизм ее действия. Общественная или групповое понуждение не просто воздействует на индивида своей волей, а апеллирует к вербальному или писаному правилу и реализуется, таким образом, в требуемом поведении. Получаемое в результате согласованное поведение, в свою очередь, оказывается фактором нормативной регуляции (как пример для подражания или свидетельства действенности нормы) и становится предметом отражения нормативного сознания. Указанные стороны общественной регуляции мы находим и в морали.

  Отражение реальных должных отношений осуществляется особой формой сознания – деонтическим сознанием. В общественном сознании сфера деонтического представлена прежде всего этикой.

За представлениями о «должном» следует признать особую автономность. Эти представления вырабатываются в связи с системами ценностных представлений сообществ и индивидов.

Социальные нормы, которые охватывают весь спектр возможных поведенческих реакций, действий и активностей личности, вводят в мир человека особый аспект, особый план, особую модальность долженствования, модальность ценности и оценки, измерение допустимого, приемлемого, желательного, ожидаемого, необходимого.

Причем социальные нормы, рассчитанные на должное и возможное поведение, исходят из признания ценностей и критериев оценки поступков людей. Либо они усваиваются и переводятся в цели и мотивы поведения человека, либо соблюдается лишь внешняя оболочка нормативных требований, либо нормы реально нарушаются.

Одной из традиционных ошибок является противопоставление ценностного и нормативного аспектов регуляции социального поведения. При этом забывается, что вне своего ценностного содержания социальные нормы никакого значения не имеют.  

 

Основными формами нормативной регуляции жизни общества являются мораль, право и религия. Каждая из них имеет свою специфику, в то же время находясь в тесном взаимодействии с другими.

 Они различаются механизмами регулятивного воздействия на сознание и поведение индивидов, соотношением рационального и эмоционального, сознательного и бессознательного, традиционного и новационного. Они по-разному институциализированы, а потому различаются формами дескрипции, санкциями, занимают различное место в системе общественной жизнедеятельности.

Что же касается объектов нормативной регуляции, в этом обозначенные формы регуляции в значительной степени совпадают, что отражается в содержании продуцируемых ими норм. Действительно, трудно бывает определить, особенно на обыденном уровне, где кончается религиозное и начинается моральное, где моральное переходит в правовое и наоборот – само существование таких поистине всеохватывающих регулятивных систем как адат, шариат, да и в целом систем обычного права является тому ярким свидетельством.

Проблема нормативной регуляции в отечественной науке наиболее глубоко разработана в рамках комплекса юридических наук, на Западе – преимущественно в рамках аналитической философии, сводящей многообразные аспекты нормативности главным образом к проблематике лингвистического анализа. Очень скромны результаты этико-теоретических исследований (и у нас, и за рубежом). Отсутствие междисциплинарных связей в решении столь важной для наук о человеке проблемы нормативности, утрата целостности видения проблемы, привычное для науки «растаскивание» различных форм регуляции по разным этажам социального целого нередко служит причиной устойчивых заблуждений относительно сути рассматриваемого феномена.

 

Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. В.С. Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления зла». В основе права лежит мораль. Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль.

По юридической силе все правовые нормы подразделяются на:

§ Законы

§ Подзаконные акты

Есть акты общего действия, распространяющиеся на всех, акты ограниченного действия, акты исключительного действия.

Законы принимаются высшим представительным органом государства или самим народом в результате референдума.

Закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Подзаконные акты — это правотворческие акты компетентных органов.

Норма права отличается от индивидуальных юридических актов, порождающих правовые последствия для конкретных лиц (приказ о зачислении на работу, распоряжение об удержании из заработной платы и др.)

Нормы бывают:

§ императивные (от правил которых отступить нельзя, например, о форме определенной сделки)

§ диспозитивные (которые могут быть изменены или дополнены по усмотрению сторон, например договор аренды)

По своему содержанию норма права состоит из:

§ диспозиции — самого правила поведения

§ гипотезы — указания на условия применения нормы

§ санкции — установления угрозы наступления неблагоприятных юридических последствий или нарушения правовой нормы.

Действие правовых норм

Действие правовых норм ограничивается определенными пределами. Действие правовых норм во времени означает, что следует определить момент, с которого норма начинает действовать, указать, распространяется ли ее действие на правоотношения, возникшие до вступления ее в действие. Как правило, нормы вступают в силу с момента их принятия или опубликования. В самом акте может быть указан срок вступления его в силу.

Действие норм в пространстве ограничивается определенной территорией. Нормативно-правовые акты субъектов федерации действуют на их территории.

Действие нормы по кругу лиц означает, что некоторые нормативные акты адресованы определенным лицам.

Мораль  

Мораль (от латинского moralis– нравственный; mores– нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Это важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания.  

Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724–1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Под нравственностью можно понимать направленность отношений личности к людям, к материальным и духовным ценностям, к окружающей природе и ко всему живому миру.

Нравственность отражает меру ответственности личности перед обществом за свое поведение, за исполнение своих обязанностей и реализацию прав.

 

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Выделяют следующие функции морали:

                     регулятивную,

                     воспитательную,

                     познавательную,

                     оценочно-императивную,

                     ориентирующую,

                     мотивационную,

                     коммуникативную,

                     прогностическую

и некоторые другие.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность.

Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения".

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем. по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали.

Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

 «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более новым удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Так писал в заключении своего труда «Критика практического разума» известный немецкий философ Эммануил Кант, выразив стремление человека познать мир, найти свое место в нем, разгадать смысл своей  жизни.

 Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений.

Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни.

Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами.

Мораль и право – составные части духовной культуры человечества.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: 

·        единство,

·        различие,

·        взаимодействие  

·        противоречия. 

Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления.

Единство права и морали состоит в том, что:

во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и, в силу этого, обладают некоторыми общими чертами; у них единая нормативная основа;

во-вторых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные, прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права – «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил». Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право – возведенная в закон нравственность.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»