тема 5. ЧАСТНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ БИОЭТИКИ: ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕННЫХ И РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ, С УХОДОМ ИЗ ЖИЗНИ.

 

1. Этические проблемы современной трансплантологии.

2. Этические проблемы, связанные с уходом человека из жизни.

 

Этические проблемы трансплантологии. Современная медицина достигла значительных успехов в развитии трансплантологии, т.е. пересадки различных органов и тканей, что позволило помогать тем больным, которые прежде считались обреченными. В то же время, это породило целый спектр этических проблем. Здесь можно выделить три сферы:
  1) пересадка органов от живых доноров;
  2) пересадка органов от трупа;
  3) пересадка органов от животных.
  При пересадке органов от живого донора последнему наносится определенный, и, как правило, достаточно значительный вред. Таким образом, здесь требуется отступление от основополагающего принципа медицинское этики - «не навреди». В некоторых случаях моральной коллизии не возникает, например, когда отец становится донором костного мозга для своего ребенка. Но вполне реальна и та ситуация, при которой требуется пересадка непарного органа, например сердца. Допустимо ли донорство со стороны родителей в этом случае? Очевидно, что пересадка органов от живых доноров должна отвечать целому ряду требований: полная информированность о возможных последствиях операции, как донора, так и реципиента, обеспеченная во всех отношениях добровольность донорства, а также конфиденциальность донора и реципиента. Сложнейшие моральные проблемы возникают в связи с возможностью купли-продажи органов для пересадки. Имеющиеся в этом отношении правовые запреты, очевидно, могут быть преодолены (и это во многом уже стало реальностью) силой социальных и экономических факторов в форме возникновения «черного рынка» донорских органов.

Пересадка органов от трупа также связана с рядом непростых этических проблем. Специфика подобного рода операций требует чрезвычайно высокой оперативности в изъятии органов непосредственно вслед за наступлением смерти. Здесь имеется серьезное затруднение собственно медицинского плана - указанное выше отсутствие четких критериев для констатации смерти. Проблемы этического и правового плана определяются тем, в какой степени допустимо использование в медицинских целях тела умершего человека и в какой степени требуется наличие его согласия, данного при жизни, а также согласия его родственников. Важно, что религиозная традиция, имеющая здесь большой вес, требует соблюдения бережного и почтительного отношения к телу умершего человека. Большое значение здесь также имеют проблемы распределения между потенциальными реципиентами дефицитных ресурсов (органов и тканей), а также проблемы этической оценки торговли человеческими органами и тканями в трансплантологической практике.

 

В последнее десятилетие трансплантация органов и тканей все шире проводится у детей раннего возраста (новорожденные, грудные дети с пороками развития и заболеваниями). Наиболее оправданной с деонтологических позиций следует считать трансплантацию костного мозга и парных органов (почки), когда имеется согласие доноров. С этических позиций сомнительно использование для трансплантации органов детей-анэнцефалов, хотя это широко практикуется за рубежом.

 

Особый аспект проблемы - пересадка фетальных тканей, т.е. тканей, полученных от эмбрионов. Терапия фетальными тканями представляет собой введение в лечебных целях тканей, взятых от плода, извлеченного в результате операции прерывания беременности на поздних сроках (аборты по социальным и медицинским показаниям).

Здесь к этическим трудностям собственно трансплантологии присоединяются трудности, связанные с искусственным абортом и использованием человеческих эмбрионов.

Пересадка органов от животных (ксенотрансплантация) сопряжена с несколько меньшей, чем в других отраслях трансплантологии, остротой этических проблем. В то же время, здесь значительно больше технологических трудностей, связанных с преодолением несовместимости тканей человека и животных. Основные возражения противников ксенотрансплантологии сводятся к тому, что в качестве доноров используются живые существа, способные испытывать боль. При этом ставится фундаментальный вопрос о принципиальной допустимости нанесения вреда живому вообще во имя человека.
 

Этические проблемы, связанные с уходом человека из жизни.

 

Эвтаназия как этическая проблема. Термин «эвтаназия» (греч. eu - благой, хороший, thanatos - смерть) впервые был использован Ф. Бэконом, который вкладывал в него значение легкой, безболезненной смерти. Сегодня под эвтаназией понимается преимущественно ускорение смерти неизлечимых больных, переживающих тяжелые страдания. Проблема эвтаназии затрагивается уже в «Клятве» Гиппократа, где идея умерщвления тяжело больных отвергается. Взгляд средневекового христианства на эту проблему также был строго однозначным: в вопросах жизни и смерти дано распоряжаться лишь Богу.

В ХХ веке проблема эвтаназии приобрела новое звучание в связи с тем, что развитие медицины позволило существенно расширить возможности поддержания жизни у людей, находящихся в критически тяжелом состоянии. При этом понадобилось различение активной эвтаназии, когда для ускорения смерти принимаются определенные меры (например, инъекция средства, вызывающего летальный эффект) и пассивной эвтаназии, которая состоит в отказе от жизнеподдерживающего лечения.

Аргументы сторонников эвтаназии таковы:
  - человеку должно быть предоставлено право самоопределения, в том числе, право выбирать, продолжать ли ему жизнь или оборвать ее;
  - человек имеет право освободить своих близких и всех, кто находится у его постели от тех забот, которые он им доставляет;
  - лечение и содержание обреченных больных отвлекает значительные средства, которые, среди прочего, могли бы быть использованы в пользу тех, кому еще можно помочь.

Аргументы противников эвтаназии:
  - эвтаназия, как со стороны больного, так и со стороны врача есть вмешательство в запретную для человека сферу (распоряжения жизнью и смертью), где их действия могут рассматриваться как убийство, либо самоубийство и пособничество ему;
  - возможность диагностической и прогностической ошибки врача;
  - возможность появление новых медикаментов и способов лечения;
  - риск злоупотреблений со стороны медицинского персонала.
  Существует еще целый ряд проблем медицинской этики, которые связаны с процессом смерти и умирания. Это, в частности, проблема отношения медицины к тем больным, лечение которых не дает никакой надежды на спасение их жизни. В этой связи следует отметить возникновение в середине ХХ века так называемой паллиативной медицины, которая ищет и реализует пути медицинской и психологической поддержки умирающим. Сюда же относится организация хосписов. Очевидно, что эта область сама по себе не представляет больших этических затруднений, так как в основу ее изначально положены высшие образцы человеческой морали.
  Наконец, в качестве серьезной проблемы следует назвать отсутствие в настоящее время общепринятого критерия наступления смерти. Сегодня основные подходы концентрируются вокруг двух возможных критериев - 1) необратимое прекращение функций кровообращения и дыхания, 2) необратимое прекращение всех функций мозга. За этими критериями стоят не только сугубо научные, но и общемировоззренческие основания: какой орган считать «средоточием» жизни личности? как вообще соотносятся, в какой находятся взаимосвязи в человеке его душа и тело?

Эвтаназия

Термин «Эвтаназия» происходит от греческих слов eu- «хорошо», и thanatos – «смерть», означая буквально «добрая», «хорошая» смерть. В современном понимании, данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, приводящие к скорой и безболезненной (не всегда) смерти безнадежно больного человека, с целью прекращения некупируемой боли и страданий.

На практике применяется достаточно четкая классификация эвтаназии.

1) Medical decision concerning end of life (MDEL), или «медицинское решение о конце жизни». MDEL можно разделить на две большие категории:

a) Собственно эвтаназия - случаи активного участия врача в смерти пациента. Это, собственно, производимое врачом убийство больного с информированного согласия (см. выше) последнего;

b) Ассистируемый врачом суицид (Phisician assisted sucide - PAS), когда врач приготовляет смертельное лекарство, которое больной вводит себе сам.

2) Случаи, когда роль врача сводится к согласованному с пациентом отказу от назначений, позволяющих продлить жизнь больного, или же к осуществлению мер и/или увеличению доз облегчающего страдания лекарства (например, обезболивающего или снотворного), в результате чего жизнь больного сокращается. В основном - это прием опиоидных анальгетиков. Также, к данной группе следует отнести сознательное информирование безнадежно больного о смертельной дозе принимаемого им препарата.

В настоящее время в обществе имеется две противоположных подхода к проблеме эвтаназии: либеральный и консервативный. Сторонники каждого подхода приводят свои аргументы в пользу эвтаназии.

Сторонники эвтаназии, хотя бы в форме прекращения лечения, считают ее допустимой по нескольким соображениям:

· Медицинским - смерть, как последнее средство прекратить страдания больного.

· Заботы больного о близких - «не хочу их обременять собой».

· Эгоистическим мотивам больного - «хочу умереть достойно».

· Биологическим – необходимость уничтожение неполноценных людей из-за угрозы вырождения человека, как биологического вида, вследствие накопление патологических генов в популяции.

· Принцип целесообразности – прекращение длительных и безрезультатных мероприятий по поддержанию жизни безнадежных больных, чтобы использовать аппаратуру для реанимации вновь поступивших с меньшим объемом поражений.

· Экономические – лечение и поддержание жизни ряда неизлечимых больных требует применения дорогостоящих приборов и лекарств.

Последние три принципа уже широко использовались в фашистской Германии: государственная политика уничтожения «неполноценных», умерщвление тяжелораненых вследствие дефицита медикаментов и госпитальных ресурсов в конце войны.

Противники эвтаназии в любой форме приводят другие аргументы:

· Прежде всего, религиозные моральные установки - «не убий» и «любовь к ближнему ради Бога» (самоочищение и путь к Спасению через заботу о тяжело больных людях).

· Медицине известны редкие случаи самопроизвольного излечения рака, само развитие медицины суть борьба со смертью и страданием (изыскание новых средств и методов лечения).

· При активной социальной позиции общества возможна практически полная реабилитация инвалидов с любой степенью ограничения возможностей, позволяющая вернуть человека к жизни как личность.

В целом, наиболее активными и последовательными противниками эвтаназии являются представители духовенства. Так, они рассматривают любой вид эвтаназии как убийство пациента врачом (в случае активной эвтаназии), или как попустительство самоубийству пациента (пассивная эвтаназия), что и в том, и в другом случае есть преступление законов, положенных Богом.

Ниже приводятся два примера из реальной жизни: скандал вокруг деятельности доктора Джека Кеворкяна (США) и исследование действительных причин смерти мужчин-гомосексуалистов, больных СПИДом, в Голландии.

Трагическая история, произошедшая в США и получившая огромный общественный резонанс: за период с 1990 по 1997 гг. в результате суицида, ассистированного доктором Джеком Кеворкяном наступила смерть нескольких десятков пациентов, больных различными формами рака, болезнью Альцгеймера, синдромом хронической усталости и др. неизлечимыми на сегодняшний день заболеваниями. Джек Кеворкян разработал специальное приспособление для введения яда в организм пациента, оно приводилось в действие, когда пациент сам нажимал особую кнопку, приводящую механизм в действие. И это только те случаи, которые расследованию удалось связать с личностью Джека Кеворкяна.

Установлено, что в Нидерландах 2,1% всех смертей предшествовало так называемое медицинское решение о конце жизни. Эвтаназия и PAS разрешены там, в ограниченных законом случаях, однако, правомерность их применения все еще обсуждается.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»