Фонд оценочных знаний

 

1. Деонтология социальной работы – это

• совокупность внешних форм поведения и общения специалиста

• учение о должном поведении специалиста

• совокупность требований к личностным качествам специалиста

2. Совесть – это

• функция этики социальной работы

• правило этикета в социальной работе

• профессионально-значимое качество личности специалиста

3. Основными этическими ценностями социальной работы являются

• человек, общество, справедливость, свобода, равенство и др.

• социальная служба, клиент, социальная работа и др.

• общество, клиент, социальная группа, социальный институт и др.

4. Конфиденциальность в этике социальной работы – это

• результат творческого подхода к деятельности

• принцип

• критерий моральности

5. Формулировка принципа “не навреди!” предположительно принадлежит

• Абу Али ибн Сине

• Гиппократу

• Эскулапу

6. Термин “деонтология” введен в научный обиход

• Диогеном Синопским

• И. Бентамом

• Б. Спинозой

7. Нравственно-гуманистические функции этики социальной работы направлены на

• соблюдение прав клиента

• формирование профессионально значимых черт личности специалиста

• обеспечение приоритета интересов клиента относительно интересов общества

8. Профессиональная мораль в социальной работе – это

• совокупность личностных черт и качеств социального работника

• качественная характеристика отношений социального работника и его клиента

• форма общественного сознания совокупной профессиональной группы

9. Социальную работу и этику объединяет:

• человек как предмет изучения

• методы исследования

• овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях

• стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им

• ориентация на достижение финансового благосостояния человека

10. Моральное регулирование социальной работы как профессиональной деятельности от

правового отличает:

• свобода выбора действия

• произвольность мотива деятельности

• уголовная безнаказанность

• социальное одобрение

• наличие денежной заинтересованности

11. Долг – это то, что исполняется в силу:

• профессиональных обязанностей

• веления времени

• требования совести и следования моральным идеалам

• идеологического обоснования общественного прогресса

• приказа начальника

• обоюдной выгоды

• требования близких людей

12. Понятие «милосердие» включает в себя все нижеперечисленное, кроме:

• чувства сострадания способности к нему

• готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается

• снисходительности

• готовности выполнить любую просьбу человека

13. Профессиональная этика социального работника относится к одному из следующих типов

этических теорий:

• антропоцентристскому (натуралистически-прагматическому)

• онтоцентристскому )идеалистическо-деонтологическому_

• занимает промежуточное положение

14. Согласно этическому антропоцентризму поведение и поступки человека определяются:

• интересами социальной группы

• врожденными биологическими и материальными потребностями человека

• моральным долгом

• профессиональными обязательствами

• национальными интересами

• волей Всевышнего

15. Согласно этическому онтоцентризму поведение и поступки человека определяются:

а) интересами социальной группы, б) материальными потребностями человека, в)

врожденными биологическими потребностями, г) моральным долгом, д)

профессиональными обязанностями, е) национальными интересами, ж) волей Всевышнего

1) г, д, ж

2) а, д

3) б, в

4) е

16. Профессионально-этический кодекс социальной работы – это

• критерий моральности

• совокупность правил и норм поведения, требований к личности специалиста

• ценностный ориентир

17. Соотношение общих этических учений и профессиональной биомедицинской этики имеет

характер:

• регулятивный

• определяющий

• информативный

• между ними нет связи

18. Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется:

• возрастом

• психической и физической полноценностью

• расовой и национальной принадлежностью

• финансовой состоятельностью

• уникальностью и неповторимостью личностью

19. Понятие «честь» человека включает в себя все нижеперечисленное, кроме:

• физиологические и психические особенности человека

• следование данному слову

• разумность

• чувство ответственности за совершенный поступок

• социальное происхождение (аристократическое, дворянское)

• внутреннее благородство

• непричастность греху

• верность выбранным принципам

20. Понятие «достоинство» человека включает в себя все нижеперечисленные смыслы, кроме:

а) чистота помыслов и намерений, мотивов поступка, б) образ и подобие Божье, в)

здоровье, г) физиологические характеристики человеческого организма, д) свобода, е)

экономический и финансовый успех, ж) общественное признание, популярность, з)

критическая самооценка, вера в себя, и) наличие способностей и талантов человека, к)

осознание особого предназначения человека в жизни

1) б, д, ж, и

2) в, г, е

3) б, е, и

4) а, б

21. Консервативную этическую традицию в биомедицинской этике формируют два основных

учения:

а) гедонизм, б) традиционное христианское мировоззрение, в) прагматизм, г) этика Канта,

д) фрейдизм

1) а

2) б, г

3) в

4) а, д

5) д

22. Либеральная позиция в биомедицинской этике опирается на:

а) ветхозаветную мораль, б) учение Ницше, в) прагматизм, г) стоицизм, д) платонизм

1) а

2) г

3) б, в

4) а, д

5) д

23. К историческим и логическим моделям биомедицинской этики нельзя отнести одну из

нижеперечисленных форм профессионального этического сознания:

• модель Гиппократа

• модель Парацельса

• деонтологическая модель

• биоэтика

• фашистская медицина

24. В гиппократовской модели биомедицинской этики основным принципом является:

• не навреди

• не убий

• приоритет интересов науки

• принцип автономности личности

25. Для врачебной этики Парацельса основным принципом является:

• делай добро

• не лжесвидетельствуй

• не укради

• «знание – сила»

• принцип автономии личности

26. Для современной профессиональной морали – биоэтики, основным принципом является

принцип:

• «соблюдения долга»

• «не навреди»

• приоритета науки

• приоритета прав и уважения достоинства пациента (клиента)

• невмешательства

27. К общецивилизационным основаниям биоэтического знания относятся все

нижеперечисленные факторы, кроме:

• возникновения и применения в практическом здравоохранении новых биомедицинских

технологий

• демократизации общественных отношений

• ценностно-мировоззренческого плюрализма

• международной деятельности Совета Европы

• экспериментального характера современного медицинского знания

28. К особенностям «христианской биоэтики» католицизма относятся все нижеперечисленные

черты, кроме:

• всесторонности рассмотрения биоэтических проблем

• приоритета социальных реалий в теологических построениях и рекомендациях

• аргументированной критики «эволюционистской антропологии»

• выбора в качестве оснований «христианской биоэтики» принципов понимания «человека

как субъекта и объекта одновременно», «богоподобия» личности, тела как храма Божьего,

спасительной роли страданий и смерти как этапа бытия

29. К особенностям биоэтики в странах с протестантской культурой относятся все

нижеперечисленные черты, кроме:

• принципа моральной автономии личности

• утверждения права и ценности духовной свободы человека

• ценности «здоровья нации»

• идеи ответственности

30. К особенностям отношения к биоэтике в православной российской антропологии

относятся все нижеперечисленные черты, кроме:

• коммерческих интересов научно-интеллектуальной элиты

• понимание Всевышнего как источника человеческих стремлений к совершенству

• принципа синергии (возможности соработничества человека и Всевышнего в

преобразовании жизни)

• понимания признания человека как «причастника божественного естества»

31. Для исламской морально-религиозной традиции характерно:

• опора на Коран и Сунну как основные источники знаний о должном поведении человека

• приоритет свободной воли человека

• доминанта социально-политических интересов государства

32. Основой мусульманского законодательства, регулирующего деятельность в области

охраны и сохранения здоровья человека, является:

• общенациональные интересы

• свод канонических законов Ислама

• суждение по аналогии

• способность и право интерпретации специалиста

• интересы науки

33. Понятие о человеческой личности в Исламе определяется:

• исходя из положений Корана о вхождении души в зародыш на сроке беременности в три

месяца и одну неделю, т. е. на сотый день беременности

• праведностью родителей

• жизненной активностью человека

• жизненной активностью человека

• собственным мнением профессионала

34. Для буддийского этического сознания принципиальным значением обладают все

перечисленные принципы, кроме:

• просветления и личной ответственности

• воли Всевышнего

• внутренней свободы

• стремления к освобождению от страданий

• преодоления неведения и познания природы духа

35. Буддийская этика основывается на понимании человека как:

• природного существа

• существа, созданного Всевышним

• результата слияния родительских половых клеток и «континуума сознания»

36. «Конвенция о правах человека и биомедицине» (1997 г.) при использовании достижений

биологии и медицины обязуется защищать и гарантировать все нижеперечисленное,

кроме:

• уважения достоинства человек

• защиты индивидуальности каждого человеческого существа

• уважения целостности и неприкосновенности личности

• соблюдения прав человека и основных свобод

• обеспечения экономической выгоды и материального интереса

37. «Конвенция о правах человека и биомедицине» (1997 г.) при использовании достижений

биологии и медицины объявляет приоритетными:

• интересы и благо человеческого существа

• интересы общества

• интересы науки и научного прогресса

• интересы трудоспособного населения

• другие интересы

38. При проведении любого вмешательства в сферу здоровья, включая вмешательство с

исследовательскими целями, должно соблюдаться все нижеперечисленное, кроме:

• законов РФ

• международного законодательства

• профессиональных биомедицинских этических стандартов

• моральных представлений клиента

• религиозных норм

• общечеловеческих ценностей

• корпоративных профессиональных интересов

• экономических интересов исследователя

39. Вмешательство в сферу здоровья человека может осуществляться на основании:

• свободного, осознанного и информированного согласия клиента

• медицинских показаний

• редкости картины заболевания и его познавательной ценности

• требования родственников

• извлечения финансовой выгоды

40. Понятие «информированное согласие» включает в себя все нижеперечисленное, кроме

информации о:

• цели предполагаемого вмешательства

• характере предполагаемого вмешательства

• возможных негативных последствиях предполагаемого вмешательства

• связанном с вмешательством риске

• несомненном приоритете пользы вмешательства по сравнению с возможным риском

41. К лицам, не способным дать информированное согласие, относятся все

нижеперечисленные группы лиц, кроме двух:

а) несовершеннолетних, б) лиц с умственной неполноценностью, в) лиц с тяжелыми

формами заболеваний, блокирующими сознание, г) лиц женского пола, д) иностранных

подданных

1) а, б

2) б, в

3) а, г

4) в, д

5) г, д

42. Юридической санкцией для врача, производящего искусственное прерывание

беременности по желанию женщины, является:

• желание женщины

• статья 36 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»

• Этическая Декларация о медицинских абортах ВМА (1983 г.)

• личные этические убеждения врача

• медицинские показания

• моральное право на отказ от производства аборта

43. Критериями, определяющими начало человеческой жизни, являются:

а) формирование нервной ткани плода, б) формирование дыхательной системы плода, в)

первое сердцебиение, г) моральный статус человеческого эмбриона, включенного в

систему нравственных взаимоотношений между людьми, д) слияние женской и мужской

половых клеток

1) а

2) б

3) в

4) г, д

5) ни одно из вышеперечисленного

44. Ценность человеческой жизни в традиционной христианской нравственной антропологии

определяется:

• возрастом

• социальным положением

• физической и психической полноценностью

• расовой и национальной принадлежностью

• финансовой состоятельностью

• уникальностью и неповторимостью личности

45. Негативное отношение к аборту в традиционной христианской нравственной

антропологии определяется всем нижеперечисленным, кроме:

• нарушением заповеди «не убий»

• неисполнения заповеди любви

• учения о переселении душ (метемпсихоз)

• несводимости личности к свойствам психофизической природы человека

46. Основанием допустимости аборта в либеральной идеологии является:

• отрицание личностного статуса плода

• права ребенка

• неприкосновенность частной жизни

• существование медицинской операции по искусственному прерыванию беременности

• ничего из вышеперечисленного

47. В христианской этике аборт как вынужденная мера, допустим, поскольку:

• эмбрион является частью тела матери

• зародыш не может говорить

• уничтожение жизни становится убийством только после рождения ребенка

• человек «начинается» с первого вдоха

• в случае внематочной беременности эмбрион однозначно обречен на гибель

• вместо того, чтобы «плодить нищету», лучше лишить ее жизни

• врач не несет ответственности за исполнение решения матери

• отказные дети иногда становятся преступниками

• Новый Завет прославляет Ирода за гуманное обращение с младенцами

48. Суррогатное материнство в Исламе признается:

• допустимым

• недопустимым

49. Использование пренатальной диагностики в евгенических целях исламская этика:

• признает

• осуждает

• относится нейтрально, полагаясь на собственное мнение человека

50. Вспомогательные репродуктивные технологии запрещается использовать:

а) в целях выбора пола будущего ребенка, б) для предотвращения наследования тяжелого

заболевания, сцепленного с полом, в) в целях продолжения рода лиц с нетрадиционной

сексуальной ориентацией

1) а

2) б

3) в

4) а, в

51. Массовое внедрение контрацепции не имеет своей целью:

а) утверждение права человека планировать численность своей семьи, б) противостояние

религиозным моральным ценностям, в) выполнение различных государственных заказов и

международных проектов по поддержанию определенной численности населения в

различных регионах мира, г) утверждение библейской заповеди «плодитесь и

размножайтесь», д) сохранение традиционных взглядов на брак и семью

1) а

2) б, в

3) а, в

4) б

5) г, д

52. Консервативное отрицательное отношение к контрацепции определяется всеми

перечисленными факторами, кроме:

• разрушения традиционных представлений о предназначении семьи

• подавления функции продолжения рода

• связанного с ней культивирования «освобожденной сексуальности»

• ориентация на мало- и бездетные семьи

• права государства или международных организаций по социально-политическому

контролю над рождаемостью в стране

• привлекательности образа Дон Жуана в мировой литературе

53. Этическая неприемлемость «аномальной техники деторождения» связана с:

• нарушением права ребенка быть рожденным в традиционном браке естественным путем

• признанием и осуждением неполноценности супруга (супруги) и попыткой найти ему (ей)

замену (в случае использования донорских половых клеток)

• легализацией неполных и нетрадиционных семей

• уничтожением «лишних» человеческих эмбрионов

• обесцениванием ценности и значения материнства и материнской любви в случаях

легализации «суррогатного материнства»

• всеми вышеперечисленными факторами

54. Возникновение современной медицинской технологии связано с:

• морально-мировоззренческими процессами – распространением этического нигилизма,

вульгарного фрейдизма, внедрением идеологии прав человека

• развитием фармацевтической промышленности (эра контрацептивов и антибиотиков)

• научно-технической революцией

• развитием порно- и сексбизнеса

• со всеми вышеперечисленными факторами

55. Недопустимость эвтаназии с позиций нравственной антропологии христианства связана с:

• нарушением заповеди «не убий»

• спасительностью страданий

• возможностью приобщения человека у опыту воскресения

• возможностью постижения смысла жизни

• все вышеперечисленное

56. Необоснованность эвтаназии с медицинской точки зрения определяется:

• шансом на выздоровление и возможностью изменения решения пациента

• нарушением предназначения врача спасать и сохранять человеческую жизнь

• нарушением моральной заповеди «не убий»

• блокированием морального стимула развития и совершенствования медицинского знания

и медицинских средств борьбы с болезнью

• всеми вышеперечисленными факторами

57. Активная эвтаназия отличается от пассивной:

• отсутствием согласия или просьбы пациента о лишении жизни

• приоритетностью решения врача перед решением пациента о прекращении жизни

последнего

• активным, деятельным вмешательством врача в процесс прекращения жизни по просьбе

пациента

• умышленным или преднамеренным лишением жизни человека

58. Решение о допущении пассивной эвтаназии либо о начале интенсивной терапии зависит

от:

• определения мотивов деятельности и поступков врача

• характера объяснения принятого решения врача

• объективной картины заболевания

• универсального права человека на жизнь

• техническими медицинскими средствами и ситуационными возможностями

59. Использование реанимационного оборудования для пациента, находящегося в

критическом состоянии, является:

• злоупотребление терапевтическими средствами

• реализацией принципа «борьбы за человеческую жизнь до конца»

• признаком низкой квалификации специалиста

• отсутствием у врача нравственного чувства и этической культуры

• обязательным при наличии у пациента страхового полиса

60. Право больного человека отказаться от лечения основывается на:

а) осознании ограниченности финансовых возможностей, б) признании ограниченности

медицинских средств, в) праве на спокойную естественную смерть, г) принятии воли

Всевышнего

1) а

2) б

3) а, б

4) б

5) в, г

61. Определяющим регулятором решения социальным работником сложных этических

проблем в профессиональной деятельности является все, кроме:

• международного права

• светской этики

• принципов профессиональной этики

• национального законодательства

• традиционной религиозной морали

• личной выгоды

62. Этическая оправданность гомологической трансплантации определяется:

• видовой идентичностью

• солидарностью в принадлежности к научно-технической интеллигенции

• правом донора на физический и психологический риск

• свободным информированным согласием донора

• финансовой состоятельностью реципиента

• денежным возмещением ущерба донору и материальным обеспечением его

существования

• желанием спасти человеческую жизнь

63. Этичность изъятия органов от мертвого донора предполагает:

• отсутствие моральных и законодательных ограничений

• условие высказанного при жизни и юридически оформленного согласия донора

• условие отсутствия высказанных донором при жизни возражений против забора органов у

его трупа

• условие согласия родственников

• беспрепятственность в интересах науки и общества

64. Изъятие органов и тканей от мертвого донора осуществляется в Российской Федерации:

• беспрепятственно, в интересах науки и общества

• согласно принципу «презумпции несогласия»

• согласно принципу «презумпции согласия»

• в соответствии с морально-религиозными ценностями

• не регламентировано законодательством

65. Трансплантация представляет собой этически некорректное действие с точки зрения

христианского религиозного сознания на основании:

• нарушения соматической целостности человека

• христианского учения о судьбе человеческого тела в Вечности

• нарушения уникальных свойств индивидуальности человеческой личности

• нарушения воли и желания умершего человека

• произвольного, испрошенного действия врача без ведома и согласия донора

66. С этической проблемой репродуктивной идентичности человека максимально связана

пересадка:

• почек

• печени

• сердца

• головного мозга

• половых желез

• роговицы

67. Донорство есть вид деятельности, которая с позиций христианской нравственности

мотивирована:

• финансовой выгодой

• признанием любви и состраданием, волей к самопожертвованию

• солидарностью на взаимовыгодных условиях

• желанием счастья и здоровья человека

68. Гетерологичные пересадки (ксенотрансплантация) недопустимы для религиозного

сознания тоталитарной секты «свидетелей Иеговы» вследствие:

• видового различия человека и животного

• возможности кризиса идентичности у человека

• сущностного Богоподобия человека

• сосредоточения души живого существа в его крови

69. Формирование современных медицинских критериев смерти человека обусловлено:

• морально-мировоззренческим пониманием сущности человека

• развитием медицинской техники

• потребностью трансплантационной медицины

• уважением чести и достоинства человека

70. В Российской Федерации пересадка органов регулируется:

• концепцией «испрошенного согласия»

• презумпцией согласия (концепцией «неиспрошенного согласия»)

• ничем не регулируется

• запрещена

71. В России трансплантация может проводиться без согласия донора, если тот:

• особо опасный преступник, осужденный на пожизненное заключение

• гражданин иностранного государства

• гражданин страны, находящейся в состоянии войны с Россией

• психически неполноценный

• донор – умерший человек, причем ни он, ни его родственники не протестовали против

использования его органов

72. Морально-этические проблемы медицинской генетики (диагностика, лечение,

профилактика, прогнозирование) не имеют отношение к:

• исключительно пациенту

• интересам семьи и родственников пациента

• благополучию потомства и здоровью грядущих поколений

• качеству жизни общества

• предшествующим поколениям

73. При выявлении наследственного заболевания у развивающегося плода судьбу этого плода

(продолжение беременности или аборт) вправе решать:

• только врачи профессионалы

• только родители

• только мать

• религиозные объединения

• государственные органы здравоохранения

• органы социальной защиты населения

74. Недирективный характер медико-генетической помощи включает в себя все, кроме:

• объективной подачи информации

• информирования о вероятностном характере данных генетического консультирования

• «компетентного влияния» на решение и выбор пациентов

75. Генная терапия должна осуществляться:

• только в лечебных целях

• для медицинской и моральной подготовки и повышенной заботы о будущем ребенке

• для построения здорового общества или общества здоровых граждан

• в целях изменения генома наследников пациента, т.е. проведения генотерапии половых

клеток

76. Генетическая паспортизация не может быть использована с дискриминационными целями

в ситуации:

• заключения трудовых договоров

• страхования жизни

• страхования здоровья

• политической деятельности

• разнообразных ситуаций семейной и интимной жизни

• религиозной личной жизни человека

77. Генетическое прогностическое тестирование обнаруживает:

• генетическую предрасположенность или восприимчивость к какой-либо болезни

• социальную опасность человека

• творческую или деловую несостоятельность личности

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»