Тема 1. ДЕОНТОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ЭТИКИ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

 

 

1. История, предмет, цели, задачи и методы деонтологии. Междисциплинарный характер деонтологии социальной работы

 

ДЕОНТОЛОГИЯ (от греч. deontos должное и logos – учение) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Термин введен англ, философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом («Деонтология, или Наука о морали» – «Deontology or the science of morality», vol. 1-2, 1834). Позже деонтологию стали отличать от аксиологии – учения о моральных ценностях.

Деонтология изучает формы выражения долженствования, путем которого нравственность выражает требования социальных законов, принимает различные формы в частном поведении, общих нормах и требованиях (философский энциклопедический словарь)

Деонтология как отдельная отрасль, разрабатываемая с древних времен, до настоящего времени была больше связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.

Деонтология — составная часть медицинской этики, и если этика валеологическое, то деонтология — методическое понятие

Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — система норм нравственности поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу, Родине на основе общечеловеческих представлений о добре, а также — философское учение о морали, нравственности, как одной из форм идеологии, о ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни

Если термин "мораль" латинского происхождения, то "этика" происходит от древнегреческого слова "этос" – местопребывание, совместное жилище. ВIVвеке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным "этический" класс человеческих добродетелей – добродетелей характера в отличие от добродетелей разума – дианоэтических. Аристотель образовал новое существительноеethica(этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков.

В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему. 

 Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг -обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла(как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);

регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;

контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;

интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;

воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Если медицинская этика не несет в себе специфики отдельной врачебной специальности, то медицинская деонтология имеет прикладной характер, обусловленный той или иной медицинской профессией, то есть различают деонтологию акушера-гинеколога, педиатра, терапевта, эндокринолога, андролога, хирурга, судебного медика, онколога, рентгенолога, венеролога и т. д.

Врачебная этика и медицинская деонтология — это выражение высокого долга, общечеловеческой гуманности в специфических условиях профессиональной деятельности.

Этика отражает не только отношения людей друг к другу, но и к фактам, событиям, явлениям в жизни человека, в том числе к науке, применения ее достижений на практике. Этический компонент возникает тогда, когда ставится вопрос о целях того или иного действия, об интересах человека или группы лиц.

Медицинская этика и деонтология, как органически связанные понятия, имеют дело с моральными и нравственными нормами и, основанными на них принципами и правилами поведения медицинских работников выполняющих свой гражданский и профессиональный долг.

Деонтологические принципы работы врача выработались веками. Эти принципы касаются взаимоотношений: врач и больной, врач и родственники больного, врач и коллеги, врач и медицинские сестры, врач и общество, врачебной тайны, деонтологии медицинской документации, деонтологии научных исследований и применения новейших научных сведений, деонтологии анализа медицинских ошибок, деонтологии работы медицинских учреждений.

Несомненно, что медицинская этика, имея свою специфику, в то же время базируется на принципах общечеловеческой этики как методологии «защиты человека от человека» и осознании человеком целей его жизни. Деонтологические принципы работы врача выработались веками. Эти принципы касаются взаимоотношений: врач и больной, врач и родственники больного, врач и коллеги, врач и медицинская сестра, врач и общество, врачебная тайна, деонтология медицинской документации, деонтология научных исследований и применения новейших научных сведений, деонтология анализа медицинских ошибок, деонтология работы медицинских учреждений

Медицинская, профессиональная этика, принципы поведения медицинского персонала, направлены на максимальное повышение полезности лечения. Согласно Д., в отношении к больному медицинский работник должен проявлять максимум внимания и приложить все свои знания, чтобы восстановить здоровье или принести облегчение больному в его страданиях; сообщать больному лишь те сведения о его здоровье, которые могут пойти на пользу, создать контакт между ним и врачом. Избегать в присутствии больного разговоров и рассуждений с коллегами, персоналом и самим больным по поводу его заболевания, вызывающих иногда развитие ятрогенных заболеваний.

Основы деонтологии были заложены еще в медицине древнего мира.

И проблемы отношения врача к больному рассматривались в плане их сотрудничества и взаимопонимания.

Так, врач и писатель Абу-ль-Фарадж, живший в XIII веке., сформулировал следующее обращение к заболевшему: «Нас трое — ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем».

Большое значение наравне с требованиями к личности врача, к его человеческим качествам (порядочности, честности, доброте), придавалось необходимости постоянного самоусовершенствования, ибо малоквалифицированный врач может нанести больному вред, что является грубым нарушением моральных норм врачевания

Неоценимую роль в развитии принципов деонтологии сыграл Гиппократ. Ему принадлежат максимы: «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству», «Не вредить». «Клятва Гиппократа» пережила века.

В 1949 г. в Женеве Международным врачебным обществом был утверждён Международный кодекс деонтологии. В основу Женевской декларации положена «Клятва Гиппократа», но в ней нашли отражение и наиболее острые социальные проблемы XX века. Так, в декларацию внесены фразы: «Я не позволю, чтобы религия, национализм, расизм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга... Даже под угрозой я не использую мои знания в области медицины в противовес законам человечности». Последняя фраза, отражая опыт второй мировой войны, закрепляет положения «Десяти Нюрнбергских правил» (Нюрнбергский кодекс, 1947), в которых подчеркивается недопустимость преступных опытов на людях

Примечательно, что II Международный деонтологический конгресс (Париж, 1967 г.), счел возможным рекомендовать дополнить клятву единственной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь!». III Международный конгресс «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1983 г.) внес предложение дополнить национальные и международные кодексы о профессиональном моральном долге врача, в основе которых лежит «Клятва Гиппократа», пунктом, обязывающим медиков бороться против ядерной катастрофы.

А.Ф. Билибин в своих трудах подчеркивал, что деонтология — это наука о принципах поведения медицинского персонала, направленная на максимальную эффективность лечения. Хорошо известна крылатая фраза Билибина: «..деонтология — душа медицины и мудрость врачевания». Он писал, что все врачи дети Гиппократа, несмотря на то, что нас разделяют десятки веков.

Меняются эпохи, поколения людей, но остаются недуги, а следовательно, и необходимость облегчать страдания заболевших. Успех в осуществлении медицинскими работниками этой гуманной миссии зависит не только от своевременной диагностики и лечения, но и от характера взаимоотношений врача и пациента, коллег по специальности, персонала медицинских учреждений, соблюдения принципов медицинской деонтологии. Важнейшей предпосылкой к этому является изучение и понимание медико-биологических, социальных сторон личности больных, а также их внутреннего мира, отношения к своему недугу. Подобный целостный подход к пациентам с их неповторимой личностной индивидуальностью особенно необходим на современном этапе, когда наблюдается прогрессирующий процесс все более узкой специализации, дифференциации и технизации медицины, реально грозящий ее «дегуманизации» [Либих С.С., 1974].

Развивается научно-технический прогресс, изменяется законодательная база. Бурное развитие техники и ее столь же стремительное внедрение в медицину, наряду с безусловно положительными моментами, раздвинувшими возможности направленного воздействия на здоровье человека, особенно диагностику и лечение, создали проблему посредника между врачом и пациентом. Таким посредником оказались сотни технических средств, приборов, лабораторных и других анализов, все более и более растущее число обследований с применением новейших технических средств. Все это делает современную лечебную помощь все более дорогостоящей. Возникают нравственные и этические проблемы, связанные с возможностью получить эту помощь. Но эта же ситуация связана с явлением, которое называют отчуждением. Это явное проявление дегуманизации в медицине. Ее объясняют тем, что все более ослабляется и сокращается из-за растущей «агрессии» посредника непосредственный контакт между врачом и пациентом. Особенно ослабевает психологический контакт, возможность внимательного персонального наблюдения за больным, установления его индивидуальных особенностей. Нарушается один из главных принципов медицины — индивидуальный подход к больному. Больной уходит из поля зрения и от внимания врача, как неповторимое, психосоматическое целое, как индивидуальность.  

Медицинские учреждения получили легальное право на платные услуги. Более того, они — финансовая основа добровольного медицинского страхования. В результате такой ситуации ушли в небытие постулаты о свободе врача от коммерческих отношений с пациентами, об отсутствии почвы для бизнеса в медицине, о свободных, не связанных коммерческими интересами этических, моральных отношениях с пациентами.

Сегодня существуют проблемы этики и деонтологии мирового сообщества. В этих условиях роль изучения врачебной этики и медицинской деонтологии как науки о моральном и нравственном поведении медработника неизмеримо возрастает.  

 В последнее время принципы деонтологии нашли отражение в различных профессиональных Кодексах представителей других профессий, в том числе, социальных работников.

 Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является существенной компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы.

Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов, обуславливают требования к его личностным качествам и тем самым детерминируют содержание данного курса. Вместе с тем, признание человека высшей ценностью современной цивилизации социальную работу делает необходимой как в общем смысле, так и в частности, с людьми находящейся в трудной жизненной ситуации. С этой точки зрения ценность человека и общества и необходимость реализации этих ценностей является смыслообразующей компонентой социальной работы.

Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из "групп риска", лицам с девиантным поведением). Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.

Профессиональное становление специалиста — сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Осведомленность о своей будущей специальности способствует развитию активности студента, формированию личностной модели самодвижения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб.

В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т. д.

Деонтология СР в современных условиях служит учением о принципах поведения персонала служб соцзащиты для максимального повышения полезности их работы и устранения вредных последствий неполноценной работы. Уровнем деонтологии характеризуется качество обслуживания в соц. работе. 

Обязательное требование деонтологии СР заключается в доверии больного к соц. работнику.

 

Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешителем.

Слишком суровые, властные, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь старые люди со своим жизненным опытом очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабоченный своими собственными проблемами.
Социальному работнику нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения со старыми клиентами. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между старыми людьми и социальными работниками. Особенно недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам. При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать желание как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей. Старый человек должен стать для социального работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к социальному работнику, его авторитету как специалиста. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности. Все это позволит ознакомиться с социальным анамнезом старого человека, местом и условиями проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость для старого человека, разобраться в межличностных отношениях между молодыми членами семьи и стариком, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды. Роль реабилитации пожилых и старых людей в этом случае следует оценивать как с социальной, так и моральной точки зрения. Она также дает значительный экономический эффект, поскольку восстановление способности к самообслуживанию освобождает от ухода за больными стариками большое количество медицинского персонала, в случае помещения их в больницу, а также родственников, избавляя их от необходимости оставить профессиональную деятельность.

В этой связи нельзя обойти вниманием и такой феномен, как “синдром эмоционального сгорания”. Этот термин впервые был использован З. Фрейдом для определения усталости, которую испытывали социальные работники США. “Сгорание” является своего рода ответом на хроническое, эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми, в особенности, если эти люди находятся в состоянии беспокойства или страдают от эмоциональных проблем.

Вначале количество профессий, подверженных риску сгорания было небольшим: сотрудники медицинских учреждений, общественных, благотворительных организаций. Позднее, специальные исследования позволили расширить группу риска и включить в нее профессии, связанные с интенсивным общением и контролем, которые являются инструментом работы (психологи, учителя, юристы, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней). Наиболее подвержены “синдрому сгорания” представители социальной сферы. 

При “синдроме сгорания” наблюдается расстройство не личности, а рабочей роли. Это индивидуальный ответ на рабочую ситуацию, в которой индивидуум не располагает ресурсами, поведенческими и когнитивными стратегиями, обеспечивающими противостояние стрессу.

Общий перечень симптомов “синдрома сгорания” включает: усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к самой работе, негативное отношение к клиентам, скудность репертуара рабочих действий, злоупотребление транквилизаторами, отсутствие аппетита или переедание, негативная “Я-концепция”, агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность, гнев), депрессия, (переживание чувства безнадежности и бессмысленности, пессимизма, апатии, вины. Все приведенные симптомы можно объединить в три группы:

·        эмоциональное истощение,

·        деперсонализация (ухудшение отношений с клиентами),

·        и, как следствие, сокращенная профессиональная реализация.

Эмоциональное истощение. Работник социальной сферы слишком сильно вовлекается в деятельность, перегружая себя и, в конце концов, становится не в состоянии удовлетворять все эмоциональные требования, предъявляемые клиентами. Бывает, что ему негде пополнить запас собственной адаптационной энергии. И он начинает чувствовать себя не способным работать с другими (“Я потерял способность…..”, “У меня больше нет сил работать с другими…..”). Часто работник социальной сферы пытается не вовлекаться во взаимодействие с клиентами или вовлечься в эмоциональные отношения настолько, насколько это требуется, чтобы выполнить работу. Соблюдение дистанции помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечься от излишних напряжений. Но незаметно такая “броня” становится настолько толстой, что ни одно чувство не проникает сквозь нее. Наступает безразличие к потребностям других людей, презрение к их чувствам, что указывает на развитие второго симптома – деперсонализации.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»