Тема 4.   ЭТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТАМИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ И ИХ СЕМЬЯМИ. ЭТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

1.    Этика индивидуальной работы с клиентами социальных служб и их семьями.

2.    Этика семейных отношений

 

Этика индивидуальной работы с клиентами социальных служб и их семьями.

Сегодня для социальной работы все большее значение при­обретает вопрос о необходимости определения этических кри­териев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания едино­го подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы цен­ностей и идеалов. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред­ство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятель­ности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой соци­альный работник, приступая к действиям, в общем виде мо­жет быть выражена формулой: «способствовать решению про­блем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональ­ной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов.

Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достиже­ния является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели. Несмотря на то, что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несо­ответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к кли­енту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информи­ровал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им дей­ствий и разъяснял их сущность.

Конечный результат. Результат — это естественный ожи­даемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что имен­но он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от ре­зультата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель — это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколь­ко отличается реальное от идеального — зависит и от объектив­ных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т.е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он так­же должен хорошо знать о возможных объективных препят­ствиях на пути к достижению цели.

И, наконец, важнейший долг социального работника перед самим собой – поддержание своей чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника – это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких качеств и ценности как специалиста и личности, социальное одобрение его деятельности, его поведения, а также высокая объективная оценка самим специалистом своих профессиональных и личностных качеств.

Под легитимизацией понимается то пра­вовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как пра­вило, законы РФ, касающиеся социаль­ной работы, должностная инструкция для отдельного работ­ника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе — вся нормативно-правовая база, рег­ламентирующая деятельность учреждения, органов социаль­ной защиты и их работников.
В широком смысле социальная работа определяется как особый вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Г. Бернлер и Л. Юнссон выделяют следующие виды социальной работы:

1.                  Индивидуальная и семейная социальная работа (индивидуальная психотерапия).

2.                  Групповая социальная работа.

3.                  Общественная работа (работа с сообществом, на макроуровне).

4.                  Социальное администрирование и планирование.

 

Индивидуальная работа - старейший метод социальной работы. Все концепции индивидуальной работы исходят из того, что самая успешная стратегия решения проблем человека заключается в укреплении и поддержке самого индивидуума.

Метод индивидуальной социальной работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.

Ситуация «один на один» предполагает определенные отношения между социальным работником и клиентом. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействий, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального работника, необходимым знаниям о клиенте, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один».

В процессе индивидуальной работы социальный работник должен исходить из того, что клиент имеет не только свои нужды, но и права. Основываясь на профессиональной этике социальной работы, в процессе взаимодействия с клиентом профессионалы руководствуются следующими принципами: ·клиент индивидуален; ·клиент имеет право на выражение своих чувств; ·социальный работник должен проявлять контролируемое эмоциональное участие; ·клиент не должен чувствовать со стороны социального работника отторжения, он должен быть «принят»; ·он не должен чувствовать со стороны социального работника, что его «оценивают»; ·клиент имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения; ·клиент имеет право на конфиденциальность.

Надо сказать, что, помимо перечисленных принципов, в практике индивидуальной работы формируются дополнительные принципы, запрещающие социальному работнику в определенных случаях следовать за клиентом, поскольку это будет ограничивать степень самостоятельности самого социального работника. Среди этих принципов можно выделить следующие:

·никогда не следует помогать «третьему лицу» - тому, кого вы не видели и с кем не обсуждали его ситуацию; ·никогда не верьте, что человек совершенно беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания); ·не принимайте решения за другого человека и не пытайтесь его убедить сделать, с вашей точки зрения, правильный выбор.

Индивидуальная социальная работа предполагает личностный подход к человеку, «один на один», что позволяет эффективней взаимодействовать клиенту и социальному работнику на всех стадиях их совместной деятельности.

Социальная работа направлена, прежде всего, на активизацию потенциала собственных жизненных сил и возможностей человека, оказывающегося в трудной жизненной ситуации. Поэтому наиболее актуальна индивидуальная социальная работа, которая определяется как "использование всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и содействуют тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную программу".

 

Ценности индивидуальной социальной работы

 

Конфиденциальность – средство защиты клиента. Информация, полученная социальным работником в процессе взаимодействия с клиентом, не может быть предметом обсуждения с другими лицами, так как это может привести к изменению жизненных стратегий клиента, к ухудшению его жизненного сценария. Конфиденциальность в профессиональной деятельности включает: информирование клиента о целях получения информации, границах информации, согласование с клиентом вопросов обсуждения его проблем с третьими лицами по мере необходимости, возможности использования информации клиента в научных целях.

В процессе оказания социальных услуг он должен отделять свои ценностные ориентации, эмоции, чувства от профессиональных связей и отношений с клиентом. Нормативные требования профессии связаны с контролированием отношений. Принцип взаимозависимости, «ты – мне, а я – тебе», недопустим в субъект-субъектном взаимодействии социального работника и клиента, поскольку не потребительские, а ценностные ориентиры, взаимоуважение, альтруизм – основа профессионального взаимодействия. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для извлечения личной выгоды.

Социальный работник должен критически проверять свои профессиональные знания и учитывать новые научные рекомендации, вносить посильный вклад в развитие профессии.

Социальный работник выступает против любых форм дискриминации на основании расовой принадлежности, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения, семейного, имущественного или сословного положения, политических убеждений, умственных и физических недостатков. Предпочтения, личные качества, состояния или статус не могут быть в обыденном смысле «хороши» или «плохи» по отношению к субъективным ценностным ориентациям социального работника. Для него важен сам клиент, неповторимость его жизненного сценария. Ориентация и предпочтения клиента становятся «хорошими» или «плохими» только в том случае, когда они мешают ему нормально функционировать в обществе, в межгрупповых и межличностных взаимодействиях. Объективная отстраненность от личностных ценностных концептов позволяет социальному работнику достойно и с уважением относиться к клиенту.

Один из важнейших ценностных ориентиров в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента связан с развитием самоопределения со стороны клиента. Социальный работник должен приложить максимальные усилия к тому, чтобы не быть постоянным субъектом поддержки клиента. Основная задача поддержки заключается в том, чтобы научить клиента самостоятельно восстанавливать утраченные связи и отношения с миром, группой, индивидуумом и самим собой. Социальный работник не должен предоставлять возможность клиенту использовать его как «костыль», на который тот постоянно будет опираться в трудной жизненной ситуации.

Социальный работник, действуя от имени своего подопечного, обязан защищать его интересы и права в любых государственных и негосударственных институтах. Зашита прав и интересов клиента должна осуществляться на основе этичного, компетентного и профессионального исполнения своих обязанностей, даже в тех случаях, когда субъективные ощущения социального работника связаны с подавленностью, неуверенностью в своих силах, отсутствием должного внимания со стороны заинтересованных сторон.

Социальный работник должен принимать необходимые меры для доступа всем членам общества к ресурсам, услугам, возможностям в целях укрепления социальной справедливости. Профессиональная деятельность направлена на улучшение жизни нуждающихся. Нищета, голод, недоедание, бездомность, отсутствие средств к существованию — важнейшие проблемные области социальной работы, где реформаторская деятельность профессионалов закладывает основу для повышения благосостояния общества.

Поведение социального работника в личной жизни является частным делом каждого в той ее степени, в какой оно не вступает в противоречие с исполнением служебных обязанностей. Социальный работник отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, он ответствен за престиж профессии и должен способствовать ее развитию.

В РФ в 1994 г. на конференции членов Межрегиональной ассоциации работников социальных служб был утвержден Кодекс социального работника, в основе которого лежат следующие принципы: компетентность; моральная ответственность перед клиентом; моральная ответственность перед обществом; моральная ответственность перед профессией и коллегами (ознакомиться с Кодексом подробнее самостоятельно).

 

2.    Этика семейных отношений

 

Традиционной составляющей культуры межличностных отношений в семье есть этика семейных отношений ее нормативная база зависит от исторической эпохи, особенностей национальной культуры, религиозных доктрин.

Семья - социальное объединение людей, члены которого связаны кровным или брачным связью, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

В большинстве морально-этических концепций прошлого и современности этика семейных отношений сводится к патриархальной морали - системы морально-этических норм, сущность которых заключается в безоговорочном признании права мужчины на власть в семье и подчиненного положения женщины. Особое распространение патриархальная мораль приобрела в Арабских Эмиратах, Китае, России, Японии и др. странах. Идея мужского доминирования и женской субординации зародилась в период формирования классового общества, когда групповые браки заменили полигамия (греч. polys - многочисленный, gamos - брак) - тип брачных ношений, основанный на праве мужа владеть несколькими женщинами, и моногамия (греч monos - один) - брак одного мужчины с одной женщиной (парный брак).

Брак - форма существования семьи, традиционный способ государственного (церковного) контроля за отношениями между партнерами, который устанавливает их взаимные права и обязанности

Вопрос равноправного распределения власти и обязанностей между членами семьи является главным критерием, характеризующим уровень культуры семейных отношений в либерально-демократическом обществе, основой которого является признание человека как высшей ценности. В этой мировоззренческой, морально-этической плоскости сформировалась эгалитарная модель семейных отношений, которая отвергает патриархальную мораль, провозглашает равноценные права и соответствующее распределение семейной власти.

Эгалитарная (франц egalite - равенство, мера, мерило, образец) модель семейных отношений - совокупность морально-этических ценностей семьи, которые формируются на принципах равенства, взаимоуважения, взаимопомощи и эмоциональной близости между членами семьи.

Принцип равенства в семье предусматривает распределение домашних обязанностей на началах справедливости, отношение к партнеру как к личности, уважение его духовных, профессиональных, деловых интересов и приоритетов. Согласно ему супруги биархатной семьи ориентируются на совместное приумножение благосостояния и общие ценности, высокий уровень свободы в личностной самореализации.

Биархатная (лат \"bи\" - два, \"arche\" - превосходство, председательство) семья - семья, в которой супружеские отношения основываются на справедливом распределении власти и обязанностей, установлении психологической солидарности между партнерами.

Противники биархатной семьи утверждают, что эгалитарные взаимоотношения приводят к непомерной несдержанности и самоуверенности, небрежного отношения партнеров друг к другу. На их взгляд, следствием равноправного положения женщины в семье являются многочисленные распри, недостаточное усвоение детьми ценностей, норм и морали общества. Все это порождает такие социальные последствия, как одиночество, невозможность человека создать или сохранить семью и т.п.

Итак, межличностные отношения в семье, основанные на четком осознании семейного долга, на взаимном доверии и уважении, исключают физическое и психическое насилие, унижение человеческого достоинства, манипуляцию. Поэтому, несмотря на существующие сегодня патриархальные стереотипы, эгалитарная модель семейных отношений является лучшей для личностной самореализации человека.

Одно из нравственно – эстетических чувств, которое выражается в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче – это чувство любви.  Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя любовь к людям, к Родине, к искусству, к природе, родительскую любовь, любовь детей к родителям. 

Любовь — величайшая ценность, свойство и право свободного человека, чувство целенаправленной привязанности к объекту, требующее постоянных и тесных контактов с ними. Любовь объединяет одного человека с другим, помогая ему преодолеть чувство изоляции и одиночества. Любовь возвышает и облагораживает человека, наполняет его жизнь особым смыслом. Потребность любить и быть любимым — одна из самых основных потребностей человека. Именно любовь дает ему веру в значимость, неповторимость, уникальность своей личности.

Семья начинается с любви двоих,  любви, целью которой является не эгоистическое удовлетворение, а радость, основанная на радости другого человека, когда любящий испытывает счастье, доставляя удовольствие любимому. Такая способность любить зависит от способности к сопереживанию, от умения думать в первую очередь не о себе, а о любимом человеке, умения заботиться о нем. В совместной жизни многое зависит не только от взаимности любви, но и от нравственной, психологической, сексуальной и даже бытовой культуры партнеров. 
Нравственная культура в семейных отношениях проявляется через нравственные качества супругов, свидетельствующие об их любви: доброту, заботу о близком человеке, ответственность за него, тактичность, терпимость. Эти качества так необходимы в браке, где встречаются совершенно разные люди – из разных семей, с разными взглядами, привычками и интересами. 
Психологическая культура способствует формированию и совершенствованию гармоничных отношений между супругами в процессе их общения, требует не «ломая» и не «перевоспитывая» друг друга, уважать индивидуальность другого и приспосабливаться друг к другу в различных
семейных ситуациях. 
Сексуальная культура супругов предполагает наличие чувственного влечения, уважение и понимание желаний партнера умение и готовность удовлетворить их.
Бытовая культура семейных отношений базируется на проблемах семейных конфликтов и заключается не в том, чтобы их не должно быть, а  в том, чтобы правильно, с этической точки зрения, воспринимать их и достойно выходить  из этих конфликтов. А для этого необходимы знания о причинах их возникновения, правилах поведения и путях выхода из конфликтов.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»