Тема 6. Имидж делового человека

 

 

Вопросы:

1. Понятие имиджа.

2. Структурные элементы имиджа.

 1.Понятие имиджа.

Имидж – это то, что человек выдает в окружающий мир, то, что каждый из нас хочет подчеркнуть в себе, продемонстрировать окружающим.

Современная индустрия красоты и моды большое внимание уделяет понятию имиджа, внешнего облика человека, а в сфере деловых отношений это становится жизненно необходимым, потому что имидж бизнесмена ставит задачу создать образ успешного, энергичного, современного, модного, уверенного в себе человека. Имидж — великая вещь. 

Часто человеку не хватает именно делового имиджа. Иногда человек, честно отдающийся своей работе, может выглядеть легкомысленным или недостаточно компетентным из-за досадных мелочей. Например, скромно умалчивать о своих заслугах. Или бесконечно говорить, перебивая клиента, желая, конечно, рассказать ему что-то важное. Или быть уж слишком «деловым» — ни улыбки, ни эмоций, ни взгляда в глаза, ни открытости. Монотонный голос и сухость вызывают недоверие. Короче, сегодня мы поговорим о том, как создавать верное впечатление о себе. Подобный образ позволяет деловому человеку заявлять о себе ярко и открыто и сказать о себе много важного.

Если вы хотите построить успешную карьеру, одного диплома о высшем образовании и профессиональных навыков будет недостаточно. Представьте, что ваши качества и навыки — это товар. Для того чтобы продать товар, нужна реклама. В данном случае лучшая реклама — это ваш имидж делового человека.

Термин «имидж» получил распространение во всем мире и привился практически во всех языковых культурах.

Имидж (англ. image) – образ, т.е. это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других. Дословный перевод с англ. image — образ, то есть имидж — это искусственно созданный образ фирмы, поэтому важно, чтобы он был положительным. Достичь этого можно, грамотно работая над репутацией. 

Исконно русское слово, несущее ту же смысловую нагрузку, что и имидж, - образ – существовало всегда. По В.И. Далю, «образ – это вид, внешность, фигура, портрет, писаное лицо… и он связан со временем».

Понятие «имидж» возникло на Западе в 50-х гг. и первоначально использовалось в рекламной практике. Далее, в 60-х гг. этот термин вновь возникает в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Американская исследовательница по имиджу Лилиан Браун (имиджмейкер пяти американских президентов от Кеннеди до Картера) считает, что «профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь, то есть необходимо создать нужный имидж. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд разговора.

В России понятие «имидж» появилось сравнительно недавно, при этом происходило слепое копирование западных алгоритмов решения данного вопроса. Одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в отечественную литературу был О. Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество», появившейся в 1974 г., он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. Одни авторы, имидж рассматривался как средство манипулирования массовым сознанием.

Позже в отечественной науке такое направление формируется как новая отрасль – имиджелогия. Таким образом, Имидж - это некий образ, который человек, его «Я» представляет миру, своего рода форма самопрезентации для других. С одной стороны, этот образ дает информацию окружающим о нас, а с другой - при этом человек преследует какие-то свои вполне определен­ные цели. И в зависимости от того, насколько развиты личностные структуры, индивид либо становится рабом имиджа, либо умело использует его в различных ситуациях. Если он спо­собен к анализу, оценке и контролю своей деятельности, то, зная, что такое имидж и для чего он нужен, человек не попадет в зависимость от него. 

Функциональный подход включает следующие варианты имиджа:

  • зеркальный – это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа более положительный, ибо психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Его минус – минимальный учет мнения со стороны;
  • текущий – характерен для взгляда со стороны. Необходимо помнить, недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют имидж не в меньшей степени, чем реальные поступки;
  • желаемый – отражает то, к чему мы стремимся.

При формировании любого имиджа (бизнесмена, политика и т.д.) учитывают различные компоненты:

1) природные качества:

- коммуникабельность;

- эмпатичность (способность к сопереживанию);

- рефлексивность (способность понять другого);

- красноречивость (способность воздействовать словом);

2) качества, привитые образованием и воспитанием:

- нравственные ценности;

- психологическое здоровье;

- набор технологий общения;

3) качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом.

Деловой имидж специально проектируется в интересах человека или фирмы с учетом особенности деятельности внутренних и внешних качеств. Исследователи имиджа определяют его как набор определенных качеств, которые ассоциируют с определенной индивидуальностью, и различают следующие его составляющие:

К персональным характеристикам относятся физические, психологические особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т. д. Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние. Лебон назвал это качество обаянием, Вебер – харизмой.

Социальные характеристики связаны с текущей ситуацией, которой, например, деловой человек должен соответствовать. Это достаточно подвижная часть имиджа, тесно связанная с требованиями реальности. Каждый раз эти характеристики конструируются заново на основе тщательного анализа сложившейся ситуации. К ним относятся статус, модели ролевого поведения и т.д.

Символические характеристики, напротив, являются устойчивым и неизменным компонентом. Они связаны с идеологией и культурой. Иначе говоря, существует определенный набор качеств, характеризующий идеальный тип.

Таким образом, внешний облик делового человека является наглядной многомерной информацией: об экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению к окружающим людям и т.д. Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу.

В наше время много организаций, работающих с клиентами, — это и продажи, и услуги. Самое главное— вызвать доверие у человека, чтобы обратились именно к ним, на фоне множества таких же специалистов.

2. Структурные элементы имиджа.

Структура имиджа организации включает 7 компонентов (или составляющих):

1.Образ руководства- Положительный имидж руководителя очень важен для налаживания эффективного взаимодействия как с партнерами, так и с клиентами.

2. Имидж персонала-В данную составляющую входит ряд элементов: уровень культуры, отличительные свойства, профессионализм и т.п.

3.Социальный образ-Создание имиджа компании по этому критерию формирует мнение общественности и различных социальных групп об организации.

4. Продуктовый (товарный) имидж-Сюда входят: цена, качество, функциональность, уникальность, и т.п. Достаточно часто имиджи продукции и предприятия существенно отличаются.

5. Корпоративная культура- Созданный климат внутри компании, позитивные отзывы персонала и т.п. дополняют имидж организации.

6. Фирменный стиль- Сюда относят: корпоративные цвета, дизайн, стиль, сайт, визуальный имидж компании. Помогает выделиться среди конкурентов.

7. Бизнес-составляющая имиджа организации- К этой составляющей относится репутация, стабильность, деловая активность, конкурентоспособность и т.п. Их создание очень важно при работе с компаниями — партнерами.

Имидж организации это целостное восприятие ее всеми социальными группами (коллектив, потребители, партнеры, жители города и т.д.), которые используют в процессе социального поведения.

В процессе деятельности компания активно формирует свой имидж и репутацию в восприятии целевых групп. Руководство компании заинтересовано в том, чтобы различные целевые группы получали предназначенную им информацию о компании, ее продуктах и услугах. Здесь стоит ответить на вопрос - действительно ли все целевые группы - …

• получают предназначенную им информацию?

• адекватно воспринимают предлагаемый имидж компании ее основных брэндов?

• запоминают предлагаемую им информацию?

Ведь на самом деле информация может быть незаметной или неправильной. Проблема кроется в расхождении между:

- «транслируемым» (формируемым) и

- «реальным» (видимым конечным целевым группам)

имиджами компании и ее основных брэндов.

Параметры, характеризующие состояние внутреннего имиджа:

§ Уровень лояльности руководства к персоналу;

§ Уровень информационной открытости;

§ Предоставление социальных гарантий и мотивация персонала

§ Фирменный стиль

§ Социально-психологический климат

§ Представление сотрудников о корпоративной философии

Если по оценке у сотрудников, имидж компании недостаточно близок к позитивному в силу слабой информационной открытости руководства, нечетких представлений персонала о миссии и решаемых фирмой задачах, неотлаженной системы морального и материального стимулирования персонала, неразвитой системы социальных гарантий.

меры –

· Внедрение в сознание сотрудников четких представлений о миссии путем отражения их содержания внутри офисных помещений, упоминания на различных собраниях и совещаниях

· Внедрение системы обучения персонала, направленной на повышение его профессионального и культурного уровня

· Внедрение системы социальных гарантий сотрудникам

Параметры, характеризующие состояние внешнего имиджа:

• Качество продукции

• Известность торговой марки

• Сервисные услуги

• Скидки

• Фирменный стиль

Меры - Проведение рекламной кампании в регионах с целью формирования позитивного имиджа (увеличения известности) торговой марки предприятия;

· Создание и развитие системы сервисного обслуживания

Бизнес - имидж:

• Лояльность предприятия к партнерам

• Уровень надежности, престижности

• Уровень информационной открытости

Меры- Обеспечение возможности ознакомления партнеров с миссией и стратегическими целями предприятия

Формирование высокой деловой репутации предприятия путем обеспечения строгого выполнения договорных обязательств

имидж для государственных структур:

• Значимость продукции для региона

• Участие в социальных проектах

• Законопослушность

• Количество рабочих мест

• Престижность предприятия

Меры - Формирование неформальных отношений с представителями власти через участие в политической жизни, поддержку политических и общественных движений, участие в решении региональных проблем экологии, занятости, здравоохранения

социальный имидж:

• Проводимые социальные акции

• Соблюдение экологических стандартов

• Количество рабочих мест

• Информационная открытость предприятия

МерыПроведение рекламной кампании в периодической региональной печати с публикацией информации о миссии и стратегических целях предприятия (с учетом интересов общественности), деловой репутации предприятия и его руководителя, участии предприятия в различных социальных программах

· Публикация интервью руководителя с целью формирования его позитивного имиджа в глазах общественности

По результатам оценки корпоративного имиджа предприятия разрабатывается план мероприятий, направленный на приближение параметров имиджа к значениям, соответствующим позитивному имиджу.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»