Тема 1.Этика как наука о морали.

 

 

Вопросы:

1. Введение в этику

2.Функции этики

3.Структура этики

Этика, менеджмент и экономика являются фундаментальными характеристиками жизни общества. Экономика создает материальные основы жизнедеятельности человечества. Менеджмент обеспечивает эффективное функционирование микро- и макроэкономики. А этика, при этом формирует общечеловеческие цивилизованные правила поведения людей, ведения ими хозяйства и осуществления управления.

Этика - одна из наиболее древних форм духовной деятельности. Потребность в осмыслении отношения человека к человеку появилась очень давно, на самой заре цивилизации.

В качестве системы взаимосвязанных проблем и соответствующих понятий этика возникла в I тыс. до н. э. В первой половине тысячелетия греки начинают употреблять слово «этос», которое сначала обозначало «привычное место обитания», «жилище», «звериное логово», а уже потом - «привычки», «нрав», «характер», «темперамент». Впоследствии от слова «этос» был образован термин «этика».

 Термин «этика» исторически происходит от греческого `ethos, что означает – нрав, характер, обычай, образ жизни, закон. Возникновение этики как термина и особой систематизированной дисциплины связано с именем Аристотеля. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами, к примеру, умеренность, мужество, щедрость — эти свойства характера.

      Этику часто называют «практической философией». Словом «этика» стали обозначать область философских знаний, изучающую человеческие добродетели, или учение о нравственности, исследующее жизненную мудрость, в рамках которого люди пытались понять, что такое счастье и как его достигнуть.

        Интересно, что понятие «мораль» является копия понятия «этика». Латинское слово «mos» - смысловой аналог греческого слова «этос». Во множественном числе («mores») оно было использовано римским оратором Цицероном (I в. до н. э.) при переводе аристотелевских текстов. Слово «мораль» можно перевести: во-первых, как «нрав», «обычай», «характер»; во-вторых, как «закон», «правило», «предписание».

       Русское слово «нравственность», происходящее от корня «нрав» попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синонимы.

       Первоначально понятия «этика», «мораль», «нравственность» были тождественны и обозначали сферу нравов, обычаев, общепризнанных правил поведения. Позже они получили собственное содержание: этика - это теория, наука; а мораль и нравственность - реальные явления в жизни человека и общества.

  В обыденном сознании понятия морали и нравственности употребляются как синонимы. С теоретической же точки зрения  значение этих двух понятий принято различать:

  • нравственность с этой позиции происходит от слова «нравы» и подразумевает поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственность предполагает, что индивид должен соблюдать принятые правила поведения, подчиняться традиционному образу жизни, который выступает критерием добродетели;

  • мораль - вся сфера морального сознания, включающая заповеди, нормы, кодексы и индивидуальные моральные убеждения. Это более обобщенное и сложное понятие, чем нравственность.

        Итак, мораль имеет отношение к сфере сознания, а нравственность - к действию. Вот почему необходимо придерживаться следующего определения этики: «Этика - наука о морали и нравственности».

        Предметом изучения этики является мораль.  Мораль возникла на заре человечества в первобытном обществе. Жизнь первобытного человека была жестко регламентирована многочисленными ритуалами в форме запретов (табу), обычаев, обрядов, которые требовали от людей однотипных поступков в условиях повторяющихся и сходных ситуаций. Зачатки нравственности просматривались в появлении таких правил, как приветствование кого-то при встрече, извинение за беспокойство, предложение гостю лучшего куска и т.д.

В данный период формируются простейшие моральные требования к человеку как члену рода - выносливость, смелость, почитание старших, способность безропотно переносить лишения, чувство равенства в делении добычи и т.д.  Главным отличием традиционных форм нравственности от современных является их нерефлексивность. Иными словами, они воспроизводятся силой массовой привычки, властью общественного мнения или каким-либо авторитетом, а не в результате разумного выбора.  И поэтому нравственное поведение появилось раньше морального сознания.

Таким образом, мораль мы можем определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Эти нормы выражают отношения людей друг другу и обществу в целом. При этом важность морального отношения составляет оценка человеческого поведения с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости и т.д. Мораль – явление, присущее только человеку, потому что дает возможность осознавать и оценивать мотивы взаимоотношений.

       В истории этики условно выделяют 3 основных направления, отличающихся по вопросу о происхождении и природе морали:

1.Религиозная этика считает, что нравственные ценности- нормы, принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т.д. даны человеку Богом. Именно поэтому они имеют абсолютный, вечный, неизменный, общезначимый для всех характер. Без помощи Всевышнего люди не в состоянии выработать единого и правильного понимания добра, принципов истинной человечности и т.д. И если бы не было бы Бога, жизнь человеческая давно стала бы невозможной.

2.В противоположность религиозной выступает Натуралистическая  этика, которая  стремится вывести нравственные ценности и требования из природы вообще и природы человека. Нравственность рассматривается как то, что является биологически ценным и целесообразным для жизни человека.

3. Социально-историческая этика исходит из решающей роли труда и общественного производства. В трудовой деятельности мы накапливаем и передаем опыт, нормы, ценности  и т.д. Трудовая деятельность призвана регулировать отношения и поведение людей.

2.Функции этики.

1.Исходной считают оценочную функцию морали. Оценочная функция морали характеризуется через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, долг, совесть и т.д. Моральные оценки распространяются фактически на все действия человека (Этого нельзя сказать о праве).

2.Мировозренческая функция. Мир рассматривается добрым, злым и т.д. От характера представления Мира зависит решение вопроса о смысле жизни, счастье человека и т.д.

3. Воспитательная функция - одна из важнейших. Без процесса воспитания - непрерывного, целенаправленного, интенсивного невозможно становление как отдельного, так и всего общества. И здесь следует подчеркнуть, что в центре воспитания – стоит воспитание нравственное.

4. Регулятивная функция. Мораль предъявляет к человеку какие-либо требования, регулятивная функция осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убеждения человека.

3.Структура этики

       Структура этики включает в себя круг главных проблем, исследуемых этикой:

  - этические взгляды, идеал (т.е. этическое знание);

  - разработка и раскрытие нравственных категорий этики;

  - выявление взаимосвязи, отношений этического сознания к объективной реальности, влияния их друг на друга.

       В самом общем плане этика делится на теоретическую и прикладную.

  Теоретическая этика направлена на исследование системы нравственности вообще. Она включает в себя учение о сущности, специфике и функциях морали, о ее связи с другими сторонами человеческого бытия, об отдельных элементах нравственного сознания и поведения (справедливости, долге, ответственности, достоинстве и т.п.), о происхождении и историческом развитии морали и т.д. Самостоятельными составными частями теоретической этики являются:

  • история нравственности;

  • история этических учений.

  Прикладная этика изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни. Современными ее разновидностями являются:

  • биомедицинская этика;

  • предпринимательская этика;

  • этика науки;

  • педагогическая этика;

  • политическая этика и т. п.

  Появление прикладной этики обусловлено тем, что в некоторых сферах общества нравственная жизнь приобретает особую интенсивность. Это происходит по разным причинам.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми как в общественной, так и в семейной жизни. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль придается этикету.

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»