Вопросы:
1.Понятие этикет
2.Профессиональная этика
1.Понятие этикета.
Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.
“Чем более цивилизованны люди, тем больше они актеры”, — говорил И. Кант. Строго регламентируя формы внешнего поведения, этикет не оставляет человеку свободы выбора. Выполнение норм этикета касается только внешнего поведения и не затрагивает сферы морального сознания.
В основе этикета лежит уважение к людям. Он возник как придворный церемониал во времена французского короля Людовика XIV (1638 - 1715 гг.). Именно Людовику XIV мы обязаны названием «Этикет». На дворцовых приемах у Людовика XIV гостям раздавались карточки с написанными правилами поведения. От названия «карточка» - этикетка произошло слово «Этикет». Зародившись в XVII в. в среде Версаля, оно стало распространяться по всему миру, проникая во все языки без перевода и особых комментариев.
Первое печатное пособие по этикету в России появилось в 1717 году при Петре I и называлось «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». По его же указанию была издана книга Эразма Ротердамского «О правилах хорошего тона» в количестве ста экземпляров на русском и голландском языках.
Этикет - это установленный порядок поведения где-либо. Это нормы взаимоотношений людей различного правового, социального и интеллектуального статуса. Это часть нравственной культуры, ассоциирующейся с категорией прекрасного. Этикет как бы соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением.
Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет.
Он связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности. Таким образом, в основе этикета лежит уважение к людям. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль придается этикету.
Функции этикета:
· регламентирующая (поведение в ситуации);
· символическая (отношение к ситуации и партнеру);
· коммуникативная (форма общения).
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
– придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
– дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
– воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
– общегражданский этикет – совокупность правил и традиций, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
- Деловой этикет- правила делового этикета являются общепринятыми в международном деловом общении, хотя имеют и некоторые национальные и корпоративные особенности.
- Этноэтикет - правила и нормы коммуникации, принятые в регионе (Европа, Азия, Африка) или в отдельной стране (Германия, Англия, Япония). Универсальные правила существуют, они составляют так называемый международный этикет, но их немного.
Известный культуролог Л. С. Лихачев выделяет четыре принципа этикета.
1)Принцип гуманизма. Принцип гуманизма требует уважения к человеку, признания достоинства его личности; доброжелательного к нему отношения. Принцип воплощается в таких требованиях как вежливость, тактичность, скромность, чуткость, внимательность и точность.
2) Принцип целесообразности действий. Основные правила его содержат в той или иной форме требования не доставлять своими действиями хлопот окружающим и самому себе. При этом этикет не догматичен, поскольку жизнь сложнее любого свода правил или кодекса, и описать правилами все возможные ситуации нельзя. Поэтому современный этикет требует не заучивания правил, а творческого использования их применительно к конкретным ситуациям.
3) Принцип эстетической привлекательности поведения (красоты поведения). Этикет нашего времени требует, чтобы форма, т. е. поведение и внешний вид человека, соответствовала его содержанию, т. е. душевным качествам личности, поэтому поведение и внешний вид специалиста должны быть эстетичными, привлекательными. Нельзя появляться в учреждении и тем более перед клиентом небрежно и неопрятно одетым, в грязной нечищеной обуви, с непричесанной головой, поскольку это неэстетично.
4) Принцип учета народных обычаев и традиций. Этот принцип важно соблюдать потому, что каждый народ имеет собственную невербальную знаковую систему, собственные обычаи и традиции, многие из которых свято чтутся нашими современниками. При всей их похожести в основах - в традиции большинства народов уважение к старшим, оказание помощи слабым и их защита, умение держаться с достоинством - проявление их может быть различным.
2.Профессиональная этика
Сегодня мы поговорим о профессиональной этике. Каков моральный облик представителей различных профессий. Зачем давать клятву перед профессиональной деятельностью. По каким законам живут люди разных профессий.
Сегодня проблемы профессиональной этики актуальны как никогда. «Встречают по одежке, а провожают по уму». Этикет – это та «одежка», по которой встречают и по которой составляют первое впечатление о конкретном человеке. Знание правил этикета не гарантирует ошибок в общении. Избежать ошибок в общении помогает выработка в себе профессионального такта, предполагающего проявление по отношению к другим людям предусмотрительности, сдержанности, приличия в процессе общения. Проявление бестактности равно показатель грубости, невоспитанности, а также низкой духовной, низкой профессиональной культуры.
Известный дореволюционный юрист Кони считал, что нравственное воспитание должно идти впереди профессионального. Человек должен пройти 4 ступени воспитания 1) обрести дисциплину; 2)получить навыки; 3)научиться вести себя 4) стать морально устойчивым.
Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своей профессии и профессиональному долгу.
Профессиональная этика – раздел этической науки, исследующий специфику морали в условиях профессиональной деятельности. Слово «профессия» латинского происхождения, образовано от рrofiteor – «объявляю своим делом». Ряд исследователей такие как Бакштановский В. И., Согомонов Ю. И., Карноухов Н. Н. и др. рассматривают проблемы профессиональной этики как в России, так и за рубежом. Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. В каждой профессии возникают определенные противоречия, конфликты, вырабатываются своеобразные способы их решения. К профессиональной деятельности человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, способом мышления, моральных оценок.
Существуют отдельные виды человеческой деятельности, где предъявляются чрезвычайно высокие моральные требования к людям, которые профессионально ею занимаются. Следовательно, речь идет о медицинской, юридической, педагогической, военной, дипломатической, журналистской этике. Именно в этих сферах деятельности особенно велика зависимость одного человека от другого, и результаты профессиональной деятельности одного могут иметь судьбоносное значение для другой. К представителям названных профессий общество предъявляет повышенные моральные требования не из-за их массовость, а потому, что их деятельность связана непосредственно с людьми, их интересами.
Однако профессий, где «объектом труда» выступают живые люди, многие, и по содержанию деятельности эти профессии разные. В связи с этим есть необходимость их распределить, во-первых, на профессии обслуживающего труда (парикмахеры, продавцы, официанты, почтальоны и др.). Где много профессиональных предписаний, требований, имеющие обязательный характер, но они не собственно моральными, во-вторых — профессии, где укоренились традиции, сформировались элементы морально-психологического характера, где моральные принципы представляют не только условие успешного осуществления профессиональной деятельности, а является внутренним ее компонентом (врачи, учителя, юристы, журналисты, дипломаты и др.).
Главным признаком этих профессий выступает возможность «вторжения» в духовный мир человека, в его судьбу, что и порождает особые моральные коллизии, которые влекут за собой изменение субординации моральных требований. Для регуляции этих коллизий кроме общечеловеческих нравственных ценностей, нужны еще дополнительные побуждения в виде повышенных моральных требований, что и вызывает к жизни необходимость новых видов профессиональной этики.
В трудовой деятельности юриста, врача, дипломата, педагога, руководителя любого уровня, более чем в какой-то другой, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков, но и моральные качества работника, под которыми понимают устойчивые проявления нравственного сознания в поведении и поступках. Здесь нравственное «лицо» занимает особое место, иногда оно играет важную роль в решении профессиональных задач.
Совокупность норм, правил и образа жизни, обусловленных профессией, и создает, наряду с профессиональной этикой, сообщество профессионалов, которое объединяет людей, принадлежащих к разным культурам, народам, конфессиям, но объединенных общим профессиональным этосом.
Профессиональная (или прикладная) этика представляет собой совокупность моральных требований, принципов и норм деятельности специалистов, которая является ответственной, обязательной, добровольной, т. е. свободной деятельностью свободных людей, которые подчиняются правилам, сообразуются с законом, но выполняют долг.
Одной из причин формирования профессиональной этики является коллективное противостояние безответственности — непрофессиональной деятельности, промыслу неквалифицированных одиночек
Профессиональная этика в некоторых случаях именуется профессиональной деонтологией или учением о долге. Термин «деонтология» был обозначен И. Бентамом в 1834 г. и первоначально отождествлялся с учением о нравственности, затем стал пониматься как одна из концепций морали и как один из разделов этики. Сегодня под деонтологией часто понимают моральные обязательства специалиста, то, что может быть сопряжено с опасностью, риском, физическим напряжением, перегрузками психики и пр.
В тех профессиях, где пренебрежение долгом, халатность, безразличие к человеку могут немедленно обернуться катастрофическими последствиями для конкретных людей и общества в целом, значение профессиональной деонтологии трудно переоценить. В этой связи профессиональная этика понимается как деонтология в первую очередь в медицине, в судопроизводстве, в службах жизнеобеспечения, на транспорте, в педагогике. Но и в любой работе, и за пределами названных областей пренебрежение долгом, ошибки, халатность создают трудности, проблемы, ведущие к потерям, авариям, сбоям.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает:
· отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
· нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга
· нравственные качества свойственные для данной профессии;
· особенности профессионального воспитания.
Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности.
Сфера влияния профессиональной этики ограничена трудовыми отношениями, а требования локальны». Профессиональная этика существует в обществе со сложившейся моралью и отражает отличия моральных требований к специалистам от общечеловеческих или общепринятых в обществе норм и традиций поведения.
Профессиональная этика изучает: - отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; - нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; - особенности профессионального воспитания.
Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.
Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, к деградации самой личности.