Тема 3. Деловая этика

 

 

Вопросы:

1.Деловая этика как наука.

2.Основные документы деловой этики.

3.Деловая этика в России.

1.Деловая этика как наука.

ЛЮДИ, ПРОДУКТ, ПРИБЫЛЬ. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной компании, то из остальных факторов мало что получится…

Если менеджер не умеет строить отношения с себе подобными, то какой от него прок компании? Его единственное назначение в качестве руководителя – это побуждать к деятельности людей. Если он не умеет этого делать, он, следовательно, не на своем месте»

    Современную  ЭКОНОМИКУ принято представлять в виде формулы

1. УМЕНИЕ ВЫСТРАИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ УПРАВЛЕНЦЕМ

2. СОВРЕМЕННЫЙ УПРАВЛЕНЕЦ, МЕНЕДЖЕР – это не просто специалист широкого профиля, но и знаток в области человеческих отношений, психологии, конфликтологии, культуры управления. Поэтому подготовка специалистов-управленцев в области экономики и менеджмента направлена в первую очередь на обеспечение прочных знаний в психологии, умение разбираться в собственном внутреннем мире, в особенностях психологии других людей, умение регулировать морально-психологический климат в  рабочей группе, организации. НА ПЛОХОЙ МОРАЛИ ХОРОШУЮ ЭКОНОМИКУ НЕ ПОСТРОИШЬ – таков тезис современных авторов в области этики деловых отношений, и везде, где вы планируете долгое деловое сотрудничество, именно НОРМАТИВНОСТЬ –  поможет создать прочную базу деловых отношений. Золотое правило нравственности ПОСТУПАЙ С ДРУГИМ ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ С ТОБОЙ, - является основой  этики современных деловых отношениях.

Итак, Деловая этика – одна из самых молодых и стремительно развивающихся отраслей науки. Курсы по этой дисциплине читаются на Западе, в США не только в школах бизнеса, но и в солидных университетах, став неотъемлемой частью подготовки экономистов, менеджеров, специалистов в области управления общественными организациями и государственной службы. Постепенно интерес к деловой этике возникает и в России.

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета и т.п.

Основой деловой этики служит понимание труда как нравственной ценности. А труд становится моральной ценностью, если воспринимается не только как источник средств существования, но и как способ формирования человеческого достоинства.

В целом, совокупность этических правил и норм поведения, разделяемых участниками того или иного корпоративного социума (акционерами, директорами, менеджерами, работниками) оформляется посредством документов деловой этики, благодаря которым создаются определенные модели поведения и совместной деятельности, а также внутрикорпоративные механизмы, обеспечивающие их применение участниками корпоративного социума в отношениях между собой и с внешней средой (государством, деловыми партнерами и т. д.).

Поскольку документы деловой этики утверждаются советом директоров или общим собранием акционеров, они становятся внутренними (локальными) документами компании и приобретают определенное юридическое звучание. Их несоблюдение может повлечь для нарушителей применение санкций, предусмотренных уставом и внутренними документами компании.

Документы деловой этики выполняют широкий спектр задач, которые могут быть сведены к реализации двух основных функций: репутационной и управленческой.

Репутационная функция заключается в повышении доверия к компании со стороны потенциальных инвесторов (акционеров, банков, инвестиционных компаний) и деловых партнеров (клиентов, поставщиков, подрядчиков и т. д.). Наличие у компании документа деловой этики уже становится своеобразным брендом, признаком ее успешности и необходимым условием высокой деловой репутации. В результате принятия и внедрения документа деловой этики в деятельность компании растет ее инвестиционная привлекательность, имидж компании выходит на качественно более высокий уровень.

Управленческая функция документов деловой этики состоит в регламентации и упорядочивании корпоративного поведения с точки зрения соблюдения принципов этики, честности и добросовестности. Управленческая функция обеспечивается:

1) формированием этических аспектов корпоративной культуры между заинтересованными лицами внутри корпорации (акционерами, директорами, менеджерами и работниками). Документ деловой этики, внедряя корпоративные ценности внутри компании, выкристаллизовывает корпоративную идентичность данной компании и в результате повышает качество стратегического и оперативного управления в ней;

2) регламентацией приоритетов в отношениях с внешними заинтересованными лицами (поставщиками, потребителями, кредиторами и т. д.);

3) определением порядка и процедуры разработки и принятия решений в сложных этических ситуациях;

4) перечислением и конкретизацией форм поведения, недопустимых с позиции этики.

2.Основные документы деловой этики.

Наиболее распространенными типами документами деловой этики являются декларации и кодексы, которые являются своеобразными сводами законов внутрикорпоративного пользования – одной из эффективных форм регулирования и контроля деятельности предприятия или организации.

 Современные этические принципы делового поведения сформулированы в работе американского социолога Л. Хосмера, опирающиеся на взглядах мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Записываем следующие 5 принципов, предложенные Хосмером:

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т. п.).

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем).

     Одним из важнейших шагов в направлении повышения этичности поведения корпораций можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском г. Ко (Саuх) Декларацию Ко – «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.

Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба».

В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

- ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;

- экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;

- этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;

- уважение правовых норм;

- поддержка многосторонних торговых отношений;

- забота об окружающей среде;

- отказ от противозаконных действий.

Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества – организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономик переходного периода, в которых происходит трансформация основных экономических институтов. Несоблюдение этических принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезной трате усилий на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.

В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне, т.е. организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.

Во взаимоотношениях организации с покупателями ключевыми должны стать следующие принципы:

- обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;

- обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;

- принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;

- гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целостность культуры клиентов.

3.Деловая этика в России.

Национальный фонд «Российская деловая культура» в 1997 году разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению принципов деловых отношений.  Четыре  принципа деловых отношений в России

1. Принципы личности

А) Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.

Б) Уважай участников общего дела – это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.

В) Воздерживайся от насилия и угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

2. Принципы профессионала

А) Оправдывай доверие, в нем – основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.

Б) Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер – тот, который тоже выигрывает от сделки.

3. Принципы гражданина России

А) Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.

Б) Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.

В). Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.

4. Принципы гражданина Земли

А)  При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.

Б)  Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они – просто другие.

Итак, этика деловых отношений охватывает весьма широкую сферу делового партнерства, включая межфирменные и внутрифирменные сотрудничества, межличностные отношения в коллективе, деловое общение между руководителем и подчиненными, деловые контакты с отечественными и зарубежными предпринимателями, фирмами и прочими государственными учреждениями.

Этику деловых отношений можно определить как совокупность нравственных норм и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Этические принципы деловых отношений включают несколько принципов:

Первый принцип -  честность и надежность. Эти моральные требования предъявляются к коллегам и партнерам не просто из-за стремления иметь со всеми хорошие отношения. Честность и надежность гарантируют стабильность и поддержание с партнером долгосрочных отношений.

Принцип второй – обязательность. В первую очередь ценятся деловые отношения и партнеры, которые показали обязательность. Деловая репутация создается годами, а утратить ее можно за считанные минуты.

Принцип третий – придерживаться норм служебной субординации, основанной на обязательном подчинение младших старшим, правилах трудовой дисциплины и разграничение профессиональных полномочий.

Принцип четвертый - это преданность сотрудников своему учреждению, а также наличие деловых ценностей. Это очень важное условие эффективных деловых отношениях. Особенно преданность фирме проявляется в период экономического кризиса, а также в такой период, когда фирма может потерпеть банкротство.

  Таким образом, в деловой сфере очень  ценятся чувство собственного достоинства, собранность, деловитость, способность контролировать собственные эмоции. В целом по тому, как поддерживают взаимоотношения, как ведут себя сотрудники, как одеты можно судить о профессиональных и интеллектуальных способностях, о статусе учреждения и т.д. В деталях, которые бросаются в глаза посетителям и клиентам, проявляется определенный деловой стиль. Любые учреждения, фирмы или банки, руководство которой уделяет внимание принципам нематериального характера, как правило, бывает преуспевающей, поскольку о культуре начинают заботится в первую очередь люди состоятельные и уверенные в себе.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»