Тема 4. Деловое общение.

 

 

Вопросы:

1.Особенности делового общения.

2.Основные принципы делового этикета и виды поведения.

 1.Особенности делового общения.

Деловое общение представляет собой способ коммуникации между людьми в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности или выполнении трудовых обязанностей. То есть это такой тип общения, который связан с процессом производства какого-либо продукта или оказанием какой-либо услуги и не связан с личными или социальными отношениями между людьми.

Цивилизованные деловые коммуникации строятся на соблюдении ее участниками определенных неписанных правил и норм, которые способствуют достижению поставленных сторонами целей и поддержанию между ними хороших деловых отношений, необходимых для дальнейшего взаимовыгодного взаимодействия.

Главным отличием деловых отношений от каких-либо других является их регламентированность. Под этим подразумевается наличие определенных границ в отношениях, определяемых традициями культуры, общечеловеческими моральными принципами и требованиями профессиональной этики.

Этика делового общения – это один из компонентов общей этики, обладающий всеми характеристиками последней. В общем смысле это понятие можно рассматривать как некий портфель представлений о нравственности, ее норм и правил, которыми руководствуются люди в отношениях друг с другом в процессе производственной деятельности.

Основные принципы деловой этики это:

  • получение выгоды максимальным числом участников деловых отношений;
  • обеспечение одинакового для всех участников отношений доступа к предмету деловых отношений.

В деловом общении всегда очень остро проявляется противоречие между этическими нормами и самой сутью предпринимательской деятельности, которое деловые люди решают по-разному. В любом случае это решение сводится к одной из основных позиций:

 

Суть прагматической позиции или принципа утилитаризма состоит в том, что этика и бизнес – понятия несовместимые. Главное – достичь максимальных показателей прибыли любыми способами. Разговоров о морали, социальных обязанностях и этических нормах предприниматели, придерживающиеся данной точки зрения, стараются избегать.

Цивилизованная позиция или принцип нравственного императива основывается на том, что именно этика может помочь максимизировать прибыль, расширить или укрепить деловые контакты, внедрить и укрепить этические правила поведения в обществе в целом, что не может не способствовать дальнейшему процветанию бизнеса.

Деловая этика сегодня использует знания из различных областей (этики, психологии, научной организации труда).

Выделяют несколько основных принципов:

  • Межличностность. Любое общение, включая деловое, происходит между людьми с их личностными особенностями. И несмотря на то что общение между ними имеет профессиональную направленность, межличностное отношение все равно будет оказывать влияние на процесс взаимодействия.
  • Непрерывность. Суть этого принципа заключается в инициировании постоянного контакта участниками коммуникации, если они оказываются в поле зрения друг друга. Исходя из того, что люди общаются как вербальными, так и невербальными средствами, они постоянно делятся друг с другом определенной информацией, которой каждый участник коммуникации придает свой смысл и делает свои собственные выводы.
  • Целенаправленность. Любое взаимодействие имеет конкретную цель или несколько целей. При этом они могут быть явными и неявными. Выступая перед аудиторией, докладчик имеет явную цель донести до слушателей определенный материал, и неявную – например, продемонстрировать аудитории свой недюжинный интеллект и красноречие.
  • Многомерность. Этот принцип предполагает, что в деловых отношениях происходит не только обмен информацией, но и регулирование взаимоотношений между сторонами. То есть в профессиональном взаимодействии его участники транслируют друг другу свое эмоциональное отношение, которое и выступает регулятором их деловых связей.

Главный постулат культуры и этики профессионального общения сводится к общеизвестному нравственному принципу: не делай другим того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе. Это касается любых типов деловых отношений как внутри организации (по вертикали и горизонтали), так и при ведении переговоров с представителями других компаний или общении с клиентами. Исходя из вышеназванных задач и принципов этики деловых отношений, можно сформулировать профессиональные этические правила, которые одинаково необходимы для соблюдения как рядовыми сотрудниками в коллективе, так руководителем или собственником предприятия.

Именно они являются одним из ключевых инструментов успеха в профессии или ведении бизнеса:

  • Точность и пунктуальность. Будучи участником профессиональных или коммерческих взаимоотношений, следует стараться никогда не опаздывать на работу, на совещание или на деловую встречу. Ведь степень уважения и доверия к человеку, который все время заставляет себя ждать и при этом тратит время других людей, быстро уменьшается. Такое качество со стороны других говорит о неумении приспособиться к современному ритму жизни, ненадежности. Важно также ценить время окружающих и не отнимать его на ненужные разговоры без их разрешения.
  • Эффективная организация рабочего пространства. Рабочее место может красноречиво рассказать о его владельце. Понятно, что если оно содержится в порядке, то же самое можно сказать и о мыслях человека. К тому же это существенно экономит рабочее время. Ведь на то, чтобы найти на загроможденном бумагами рабочем столе нужный документ, может понадобиться немало времени.
  • Вежливое общение и уважение к окружающим. В деловых отношениях важно уважать и стремиться понять собеседника, суметь поставить себя на его место и посмотреть на ситуацию его глазами. Оскорбления и унижения в профессиональной сфере недопустимы, равно как и крик, «крепкие» выражения и хамство. Нужно уметь действовать не только в своих интересах. При этом не стоит проявлять и излишний альтруизм. Такой тип поведения может говорить об излишней мягкотелости.
  • Именно они являются одним из ключевых инструментов успеха в профессии или ведении бизнеса:
  • Точность и пунктуальность. Будучи участником профессиональных или коммерческих взаимоотношений, следует стараться никогда не опаздывать на работу, на совещание или на деловую встречу. Ведь степень уважения и доверия к человеку, который все время заставляет себя ждать и при этом тратит время других людей, быстро уменьшается. Такое качество со стороны других говорит о неумении приспособиться к современному ритму жизни, ненадежности. Важно также ценить время окружающих и не отнимать его на ненужные разговоры без их разрешения.
  • Эффективная организация рабочего пространства. Рабочее место может красноречиво рассказать о его владельце. Понятно, что если оно содержится в порядке, то же самое можно сказать и о мыслях человека. К тому же это существенно экономит рабочее время. Ведь на то, чтобы найти на загроможденном бумагами рабочем столе нужный документ, может понадобиться немало времени.
  • Вежливое общение и уважение к окружающим. В деловых отношениях важно уважать и стремиться понять собеседника, суметь поставить себя на его место и посмотреть на ситуацию его глазами. Оскорбления и унижения в профессиональной сфере недопустимы, равно как и крик, «крепкие» выражения и хамство. Нужно уметь действовать не только в своих интересах. При этом не стоит проявлять и излишний альтруизм. Такой тип поведения может говорить об излишней мягкотелости.
  • Именно они являются одним из ключевых инструментов успеха в профессии или ведении бизнеса:
  • Точность и пунктуальность. Будучи участником профессиональных или коммерческих взаимоотношений, следует стараться никогда не опаздывать на работу, на совещание или на деловую встречу. Ведь степень уважения и доверия к человеку, который все время заставляет себя ждать и при этом тратит время других людей, быстро уменьшается. Такое качество со стороны других говорит о неумении приспособиться к современному ритму жизни, ненадежности. Важно также ценить время окружающих и не отнимать его на ненужные разговоры без их разрешения.
  • Эффективная организация рабочего пространства. Рабочее место может красноречиво рассказать о его владельце. Понятно, что если оно содержится в порядке, то же самое можно сказать и о мыслях человека. К тому же это существенно экономит рабочее время. Ведь на то, чтобы найти на загроможденном бумагами рабочем столе нужный документ, может понадобиться немало времени.
  • Вежливое общение и уважение к окружающим. В деловых отношениях важно уважать и стремиться понять собеседника, суметь поставить себя на его место и посмотреть на ситуацию его глазами. Оскорбления и унижения в профессиональной сфере недопустимы, равно как и крик, «крепкие» выражения и хамство. Нужно уметь действовать не только в своих интересах. При этом не стоит проявлять и излишний альтруизм. Такой тип поведения может говорить об излишней мягкотелости.
  • Именно они являются одним из ключевых инструментов успеха в профессии или ведении бизнеса:
  • Точность и пунктуальность. Будучи участником профессиональных или коммерческих взаимоотношений, следует стараться никогда не опаздывать на работу, на совещание или на деловую встречу. Ведь степень уважения и доверия к человеку, который все время заставляет себя ждать и при этом тратит время других людей, быстро уменьшается. Такое качество со стороны других говорит о неумении приспособиться к современному ритму жизни, ненадежности. Важно также ценить время окружающих и не отнимать его на ненужные разговоры без их разрешения.
  • Эффективная организация рабочего пространства. Рабочее место может красноречиво рассказать о его владельце. Понятно, что если оно содержится в порядке, то же самое можно сказать и о мыслях человека. К тому же это существенно экономит рабочее время. Ведь на то, чтобы найти на загроможденном бумагами рабочем столе нужный документ, может понадобиться немало времени.
  • Вежливое общение и уважение к окружающим. В деловых отношениях важно уважать и стремиться понять собеседника, суметь поставить себя на его место и посмотреть на ситуацию его глазами. Оскорбления и унижения в профессиональной сфере недопустимы, равно как и крик, «крепкие» выражения и хамство. Нужно уметь действовать не только в своих интересах. При этом не стоит проявлять и излишний альтруизм. Такой тип поведения может говорить об излишней мягкотелости.

2..Основные принципы делового этикета и  виды поведения

В традиционном обществе по отношению к ценностям и нормам делового этикета в организации выделяют несколько типов поведения людей:

  • «Дисциплинированный» – преданный организации сотрудник, который всецело приемлет принятые в ней нормы поведения и ведет себя так, чтобы не создавать конфликта интересов (своих и компании).
  • «Приспосабливающийся» – сотрудник, который ведет себя в соответствии с общепринятыми в компании нормами, но при этом не принимает ее ценностей. Несмотря на то что такой сотрудник соблюдает правила, преданным и лояльным к компании его назвать нельзя. В экстремальных для него условиях он вполне может совершить поступок, идущий вразрез с ценностями фирмы.
  • «Оригинал» – тип сотрудника, который разделяет ценности компании, но нормы поведения, установленные в ней, для него неприемлемы. В связи с этим у такого человека могут возникать конфликты с руководством и коллегами. Успешное приспособление такого сотрудника возможно лишь в том случае, если компания в порядке исключения разрешит ему не следовать общим нормам.
  • «Бунтарь» – сотрудник, для которого чужды и ценности, и установленные в организации правила. Невзирая на предупреждения, он нарушает барьеры и постоянно конфликтует с другими на всех уровнях иерархии. Необходимость придерживаться определенных паттернов воспринимается им негативно. Причиной этого может быть и нежелание понять значимость фирменных норм и ценностей, и отсутствие необходимых для этого навыков.

Тонкости общения

Особенности общения, обусловленного профессиональными обязанностями или деловой необходимостью, зависят от того, на каком уровне или между какими уровнями управленческой иерархии оно происходит. Рассмотрим каждый тип взаимодействия отдельно.

Сотрудник – начальник

Основное содержание этических правил в общении между подчиненным и руководителем сводится к некоторым основным моментам:

  • Подчиненный своим поведением должен способствовать поддержанию комфортной психологической атмосферы в коллективе и помогать в этом своему начальнику.
  • Попытка подчиненного руководить начальником будет считаться проявлением несоблюдения иерархического принципа и неуважения. Подчиненный имеет право высказать свое мнение руководителю, но в корректной форме и с учетом своей должности.
  • Категорический тон при общении с руководством не допускается.
  • Обращение к руководителю руководителя считается недопустимым.

Руководитель должен:

·         стремиться к созданию сплоченного коллектива, стремящегося к достижению общих целей;

·         выяснять причины возникающих в процессе профессиональной деятельности трудностей;

·         обращать внимание подчиненных на невыполненные ими распоряжения руководства;

·         оценивать по достоинству заслуги своих подчиненных;

·         доверять своим подчиненным;

·         признавать свои ошибки;

·         одинаково относиться ко всем сотрудникам.

 

Руководителю нельзя:

  • критиковать личность сотрудника;
  • делать замечания при остальных подчиненных;
  • показывать сотрудникам, что руководитель не владеет ситуацией.

Сотрудник – сотрудник

·         называть коллег по имени, ведь путь к налаживанию дружеских отношений лежит через имя человека;

·         улыбаться и проявлять дружелюбное отношение к коллегам;

·         стараться слушать коллег, а не только себя;

·         рассматривать каждого сотрудника как личность;

·         относиться к коллегам по возможности непредвзято;

·         стараться разделить обязанности при выполнении общих заданий;

·         не давать невыполнимых обещаний.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»