Тема 3.План и техника маркетингового исследования  определение и классификация

 

1.     План маркетинговых исследований

По существу, цель маркетингового исследования состоит в том, чтобы получить ответы на пять основных вопросов: кто? что? когда? где? и как? Связанный с ними вопрос: почему? — расширяет исследование до соприкосновения с областью социальной психологии и иногда выделяется в самостоятельную сферу, известную как мотивационный анализ (motivation research).

Исследования проводятся на систематической основе и могут быть классифицированы следующим образом:

1. 1 Исследование рынка (Market Research):

*    определение размера и характера рынка (характеристика потребителей по возрасту, полу, доходу, профессии и социальному положению);

*    определение географического размещения потенциальных потребителей;

*    определение удельного веса товаров основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке.

*    Исследование структуры, состава и организации работы сбытовой сети, обслуживающей данный рынок;

*    анализ общеэкономических и других внешних тенденций, влияющих на структуру рынка.

2. Исследование сбыта (Sales Research):

*    определение различий в объеме сбыта по отдельным районам;

*    установление и пересмотр границ сбытовых районов.

*    Планирование посещений клиентов коммивояжерами.

*    Изменение эффективности работы сбытовиков;

*    оценка методов торговли и стимулирования сбыта

*    Анализ эффективности распределительной сети в размере "расходы — прибыль".

*     Инвентаризация товарных запасов розничной сети.

3. Исследование потребительских свойств товаров (Product Research):

*    анализ сильных и слабых сторон конкурирующих товаров

*    (т. е. товаров не только своей фирмы, но и ее конкурентов);

*    поиски новых способов применения выпускаемых изделий.

*    Анализ замыслов новых изделий.

*    Испытание новых изделий с привлечением потребителей.

*    Исследование в области упаковки.

*    Изучение возможностей упрощения ассортимента.

4. Исследование рекламы (Advertising Research):

*    анализ эффективности рекламных объявлений;

*    анализ эффективности средств распространения рекламы;

*    анализ эффективности рекламной работы.

5. Экономический анализ (Business Economics):

*    анализ "затраты — выпуск";

*    краткосрочное и долгосрочное прогнозирование, основанное на анализе тенденций;

*    анализ "цена — прибыль".

6. Мотивационный анализ (Motivation Research).

*    Выявление побудительных мотивов приобретения товара

*    Оценка побудительных мотивов приобретения товара

*    Мониторинг побудительных мотивов приобретения товара

7. Исследование внешнеторгового маркетинга (Export Marketing Research).

*    Анализ мирового рынка

*    Оценка перспектив

*    Прогнозирование результата

2. Техника маркетинговых исследований

 Существует много техник маркетинговых исследований, включая:

Фаза инициации:

*    Сегментирования (segmentation research) — определяет демографические, психологические и поведенческие характеристики потенциальных покупателей.

*    Оценка спроса (demand estimation) — определяет приблизительный уровень спроса на данный продукт.

*    Прогнозирование продаж (sales forecasting) — определяет ожидаемый уровень продаж при данном уровне спроса.

*    Исследование процесса принятия решения потребителями (consumer decision process research) — определяет мотивацию людей при покупке и процесс принятия решения, используемые покупателями

*    Исследование позиционирования продукта (positioning research) — как целевой рынок видит марку по отношению к конкурентам? Что марка значит для потребителя?

Фаза разработки:

*    Исследование ценовой эластичности (price elasticity testing) — определяет, насколько потребители чувствительны к изменению цен.

*    Тестирование концепций (concept testing) — для оценки того, как потребители воспринимают конкретную концепцию.

*    Тестирование названия марки (brand name testing) — что потребители чувствуют по отношению к названию марки.

*    Исследование имиджа марки (brand equity testing) — насколько благоприятно потребители видят марку.

Фаза опытного производства и тестирования:

*    Пробный маркетинг (Test marketing) — небольшой, ограниченный запуск продукта, используемый для определения возможного принятия продукта при запуске на более широкий рынок.

*    Тестирование практичности (usability testing) — определяет, смогут ли пользователи интуитивно использовать и ориентироваться на сайте или в программном обеспечении.

*    Тестирование рекламы и продвижения товара (advertising and promotion research) — насколько эффективна реклама и влияет ли она на поведение потребителя при покупке.

Фаза промышленного производства и распространения:

*    Таинственный покупатель, тайный покупатель (mystery shopping) — представитель исследовательской компании совершает визит, звонок или другое обращение в центр обслуживания под видом обычного клиента. По итогам процедуры он фиксирует свои впечатления (оценка внутреннего состояния помещения, соблюдение определённых стандартов обслуживания персоналом торговой точки, затраты времени и т. п.) в специальном проверочном листе (анкете).

*    Аудит магазина (store audit) — определяет, предоставляют ли розничные магазины адекватный сервис.

*    Исследование удовлетворённости заказчика (customer satisfaction study) — интервью или опросы, которые определяют уровень удовлетворённости заказчика качеством товара/услуги.

*    Аудит каналов распределения товара (distribution channel audit) — оценивает отношение дистрибутора и розничного продавца к продукту, марке или компании.

*    Выявление портретов покупателей по истории продаж

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»