| ||||||
|
| |||||
Лекция 3_Великая египетская держава Нового царства и Поздний Египет в I тыс. до н.э.План 1. Борьба египтян с гиксосами и изгнание их из страны. Начало периода Нового царства. 2. Религиозная реформа Аменхотепа IV и конец XVIII династии. 3. Египет при правлении XIX и ХХ династий и конец Нового царства. 4. Египет в эпоху Позднего царства и его завоевание ливийцами. 5. Эфиопы (кушиты) и ассирийцы у власти в Египте. 6. Возвышение Саиса и новое объединение страны под властью XXVI Саисской династии. Завоевание Египта персами. Источники и историография: 1. Авдиев В.И. История древнего Востока. М., 1969. 2. Богословский Е.С. Статуэтка дворцового служителя времени Тутанхамона // Вестник древней истории. 1990. №2. 3. Васильев Л.С. История Востока. М., 1993. Т. I. 4. Всемирная история. М., 1955. Т. I. 5. История дипломатии / Под ред. В.А. Зорина. М., 1959. 6. История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1988, 2001. 7. История древнего Востока в 6 т. Т. I. Восток в древности. М., 2002. 8. Тураев Б.А. История древнего Востока. Л., 1935. 9. Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. И.С. Кацнельсона, И.А. Коростовцева, В.И. Кузищина. М., 1980. 10. Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. В.В. Струве, Д.Г. Редера. М., 1963. 11. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.В. Струве. М., 1956. I Возникшим тяжелым внутренним положением в стране воспользовалось объединение гиксосов, которым в конце XVIII в. до н.э. удалось оккупировать всю Дельту, а затем распространить свою власть и в Верхнем Египте. Эпоха Среднего царства в Египте закончилась, начался период господства иноземцев-гиксосов, правители которых образовали (условно) XV-XVI египетские династии (ок. 1710 – ок. 1580 гг. до н.э.). Египет стал частью обширного гиксосского государства, объединившего кроме собственно Египта Синайский полуостров, Палестину и Сирийскую степь. Административным центром его стал новый город Аварис в восточной части Дельты, превращенный гиксосами в мощную крепость. Согласно традиции, гиксосы находились в Египте около 130 лет, но фактически их господство было номинальным, особенно в Верхнем Египте. Реальная власть была сосредоточена в руках номархов, а Верхний Египет представлял собой совокупность полусамостоятельных номов, зависимость которых от завоевателей ограничивалась лишь формальным подчинением да определенной данью. А на юге Египта влияние гиксосов практически не ощущалось, здесь гоподствующее положение занимал правитель Фиванского нома. Значительного могущества гиксосская империя достигла при царе Хиане (XVII в. до н.э.). Судя по памятникам с его именем, найденным в разных частях Нижнего и Верхнего Египта, ему удалось на короткое время подчинить себе весь Египет. Однако после смерти Хиана гиксосское государство стало слабеть, а самостоятельность египетских номов, особенно Фив,— возрастать. Именно в Фивах, объединивших вокруг себя южные номы, началось движение за освобождение Египта от иноземных захватчиков-гиксосов. Борьбу с гиксосами возглавили правители прежней столицы Египта – города Фивы, где находился центр общеегипетского культа бога Амона. Здесь, на удаленном юге, власть гиксосских царей была настолько слабой, что фиванские правители сочли возможным провозгласить себя фараонами и основали XVII династию, которая правила одновременно с гиксосскими царями. Один из фараонов южной династии Камесу возглавил борьбу за изгнание захватчиков из Египта. Борьба с иноземцами была продолжена и завершена братом Камесу фараоном Яхмосом. Египетские войска захватили сильно укрепленный город-к реп ость Аварис и не только изгнали гиксосов из Египта, но и преследовали их вплоть до южной границы Палестины. Здесь находилась стратегически важная крепость Шару-хен, которую Яхмос захватил после длительной трехлетней осады. Под ударами развалилось, распался, и тъестрътаский конгломерат, известный под собирательным именем гиксосов. Название гиксосов более не встречается Б истории. После изгнания гиксосов и восстановления египетской государственности начался самый блестящий период древнеегипетской истории — период Нового царства, который продолжался около пяти столетий и охватывал правление XVIII-XX династий (ок. 1580— ок. 1085 гг. до н.э.). Именно в этот период была создана наиболее крупная по территории египетская держава, а древнеегипетская цивилизация достигла наибольших высот в своем развитии. Опираясь на мощь армии, XVIII династия проводила активную внешнюю политику и захватила обширные территории. Особенно впечатляющими были завоевания на побережье Восточного Средиземноморья. Успехам египтян способствовала политическая раздробленность этого региона, отсутствие сильных государственных образований, которые могли бы противостоять на равных Египту. Хеттское царство, Ассирия, Вавилония переживали не лучшие времена и не могли активно вмешаться в дела Сирии и Палестины. Опасным соперником египетских фараонов было лишь государство Митанни, усилившее свое могущество в конце XVI— первой половине XV в. до н.э. При царице Хатшепсут была направлена большая военно-торговая флотилия е страну Пунт, которая вернулась в Египет нагруженная многочисленными подарками как знаками покорности тамошних правителей. Активность завоевательной политики резко возросла, когда на троне оказался пасынок Хатшепсут Тутмос III (1504 — 1450 гг. до н.э.), талантливый полководец, дальновидный государственный деятель. Он сосредоточил основное внимание на восточносредиземноморском регионе. Успешной была военная политика Тутмоса III и на юге. Успешные завоевания Тутмоса III потребовали напряжения всех сил государства, и преемники воинственного фараона более думали о закреплении захваченных стран, организации там своего управления, нежели о новых завоеваниях. Египетская держава стояла на вершине могущества и пользовалась огромным авторитетом в Передней Азии. Энергичная внешняя политика XVIII династии, создание огромной военной державы потребовали мобилизации всех материальных и людских ресурсов, но вместе с тем сами завоевания и ограбление завоеванных стран оказывали стимулирующее влияние на развитие египетской экономики и культуры. II Особым влиянием при XVIII династии пользовался культ фиванского бога Амона, покровителя царствующего фараона, главного божества египетского государства. Под знаменами Амона фиванские фараоны изгнали гиксосов, провели успешные завоевания многих стран, создали огромную империю. Богатства и религиозный авторитет Амона-Ра (Амон стал отождествляться с богом Ра) вели к росту политического влияния жречества на царский двор. Усиление политического влияния фиванского жречества вызывало недовольство других слоев господствующего класса и прежде всего служилой знати. К тому же возвышение фиванского жречества противоречило политике централизации власти, которая отразилась в структуре государственного аппарата. Это не могло не вызвать напряженности в отношениях между служилой и военной знатью, возглавляемыми фараоном, высшим жречеством Амона и поддерживающей его родовитой номовой аристократией. Эта напряженность вылилась в острый конфликт при фараоне Аменхотепе IV, который предпринял попытку провести крутую религиозно-политическую реформу, целями которой были, с одной стороны, изменения в египетской религии, с другой — уничтожение политического влияния высшего жречества, и прежде всего фиванского. Аменхотеп IV (1372-1354 гг. до н.э.) с самого начала своего правления стал выдвигать на первое место в египетском пантеоне бога солнечного диска – Атона, ранее второстепенное божество, противопоставляя его могущественному царю богов Амону-Ра, что, естественно, встретило ожесточенное сопротивление фиванского жречества. В борьбе с оппозицией фараон на шестом году правления своим повелением провозглашает верховным и единственным богом всего Египта Атона, в то время как все другие традиционные боги, в том числе и великий Амон-Ра, теряют свою силу и если не отменяются совсем, то превращаются во второстепенных прислужников верховного бога Атона. Сам фараон, объявленный единственным сыном Атона, меняет свое тронное имя Аменхотеп («Амон доволен») на имя Эхнатон («угодный Атону»). По его приказу меняют имена члены его семьи и придворные. Фараон покидает ненавистные ему Фивы, резиденцию своих предков, местопребывание Амона-Ра, и поселяется в новой столице Ахетатоне (т. е. «Горизонт Атона»), где господствует новое божество Египта и всего мира — великий Атон. "Здесь, в Ахетатоне (Телль-эль-Амарна), был построен новый город с роскошным дворцом фараона, государственными учреждениями, ремесленными мастерскими, домами вельмож, великолепным храмом Атона. Бог Атон понимался как единое божество всего мира, создатель Египта и других стран, он изображался не в каком-либо человеческом или животном образе, его символом был солнечный диск с исходящими на землю лучами-руками, дарующими людям свет, тепло и благополучие. Как единое божество он не имеет ни божественной супруги, ни божественного потомства. Культ Атона олицетворял могущество животворящего солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики. Столь существенное переосмысление образа главного божества, конечно, должно было привести к кардинальным изменениям в структуре самого культа, положении жречества, изменении его функций, его взаимоотношений с государственной властью, и прежде всего с властью фараона. Вместе с тем все это привело к изменению взглядов на художественное видение мира богов, людей и природы и повлияло самым радикальным образом на содержание и стиль египетского искусства. Амарнский период — один из интереснейших в его развитии. В проведении своей радикальной реформы Эхнатон опирался на поддержку влиятельного слоя новой служилой знати, средних прослоек египетского общества. Однако оппозиционные реформе социальные группы были сильнее. Непримиримым противником новых порядков было не только организованное вокруг бесчисленных храмов жречество и тесно связанная с ним номовая знать. Фараон-реформатор не нашел поддержки и среди основной массы египетских тружеников, прочными узами связанных с традиционными богами, которым слепо поклонялись их далекие предки. Неудивительно, что после скорой смерти Эхнатона – а он умер через 10 лет после переселения в Ахетатон – его преемники, в том числе и Тутанхатон, гробница которого была найдена неразграбленной, не смогли противостоять всеобщей оппозиции новому культу Атона, и он был отменен. Уже Тутанхатон оставил новую столицу и переселился в Мемфис. Свое тронное имя он изменил и стал Тутанхамоном. Почитание Амона-Ра было восстановлено в полном объеме, а культ Атона, память и имя его фанатичного приверженца Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению. Однако краткий эпизод правления фараона-еретика оставил весьма заметный след в истории Египетского государства, культуры и религии. В области религии Эхнатон культом Атона как бы аккумулировал и усилил формирующиеся элементы монотеизма, которые получают развитие в последующие эпохи. В области художественной культуры амарнский период стал одним из интересных и новых явлений в тысячелетней истории египетского искусства. В области политической, несмотря на крушение реформы, новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, его бюрократией и жречеством были заимствованы следующими египетскими династиями. Вместе с тем слои служилой знати, выдвинувшиеся при Эхнатоне, сохранили завоеванные позиции, и новые правители Египта должны были считаться с этим. Приход к власти XIX династии стал компромиссом между выдвинувшейся при Эхнатоне знатью и новыми руководящими кругами Египта. III Внутреннее и внешнее положение Египта при последних фараонах XVIII династии заметно ухудшилось. Религиозно-политическая реформа Эхнатона и ее крах вызвали обострение социальной напряженности в египетском обществе. Великая держава, созданная первыми фараонами XVIII династии, развалилась. Перед правителями XIX династии встали сложные задачи внутренней консолидации египетского общества и восстановления внешнего могущества Египетской державы. Начало военно-политического возрождения было связано с энергичной деятельностью Хоремхеба (1345 — 1317 гг. до ы. э.), который, постепенно продвигаясь по служебной лестнице, при Тутанхамоне и его слабых преемниках занимал высшие посты, в том числе пост командующего египетской армией. При Хоремхебе были созданы условия для восстановления внутреннего и внешнего могущества Египетской державы. Восстановление Египетской империи и утверждение ее огромной роли в судьбах Ближнего Востока в XIII в. до н.э. произошло в правление Рамсеса II (1301—1235 гг. до н.э.). Если прочное утверждение Египта в обширной области Эфиопии происходило при Рамсесе II относительно спокойно, то закрепление его власти в Восточном Средиземноморье потребовало предельного напряжения сил в течение двух десятилетий. К этому времени в Малой Азии сложилось сильное Хеттское государство, которое претендовало на богатые области Финикии, Сирии и Палестины и не могло смириться с ростом египетского влияния в этих районах. Длительное военно-дипломатическое противоборство двух великих держав Ближнего Востока, во время которого противники поняли, что не смогут уничтожить друг друга военной силой, завершилось заключением мирного договора между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III в 1280 г. до н.э. Текст этого договора обнаружен на стенах двух египетских храмов в Фивах и в архиве хеттских царей в их столице Хаттусе (совр. Богазкёй). Решение спорных вопросов по договору 1280 г. между Египтом и хеттами оказалось настолько удачным, что он на целое столетие определил мирные отношения этих держав между собой и стал крупным фактором международных отношений XIII в. до н.э. Изучение сохранившегося текста договора 1280 г. до н.э. показывает довольно разработанную дипломатическую технику решения сложнейших международных проблем того времени. Неудивительно, что договор 1280 г. до н.э. занял заметное место в истории мировой дипломатии. В 1963 г. министр иностранных дел Турции передал в Организацию Объединенных Наций для хранения копию этого интереснейшего документа, написанную клинописью на серебряной пластине. Стабилизация внешнего положения развязала Рамсесу II руки для проведения активной внутренней политики. Интенсивная эксплуатация захваченных земель в Нубии и Восточном Средиземноморье позволила этому фараону проводить строительство ирригационных сооружений, дворцов, храмов по всему Египту и в Нубии. Особое значение имело хозяйственное освоение Дельты. Создание целой системы каналов, водохранилищ, дамб и плотин позволило ввести в сельскохозяйственный оборот обширные пространства плодородной земли. Длительное правление Рамсеса II – время расцвета огромного египетского государства и культуры, однако уже при его преемнике положение стало меняться. За неполные двадцать лет один за другим меняются на троне четыре последних представителя XIX династии, что вело к кризису центральной власти, росту внутренних беспорядков и ослаблению внешнего могущества династии. Стабилизировать внутреннюю и внешнюю обстановку удалость знатному вельможе Сетнахту, который утвердился на троне и стал основателем новой XX династии (ок. 1200 г. до н.э.). Сын и преемник Сетнахта, видимо, не случайно получил тронное имя Рамсеса. Этим самым новый фараон заявлял о своем стремлении подражать удачливому предшественнику и продолжать его победоносную политику. И Рамсесу III (1198 — 1166 гг. до н.э.) в какой-то степени это удалось. Он восстановил боеспособность армии и увеличил ее численность. Рамсес III успешно воевал в Палестине и Сирии, на короткое время восстановив былое влияние Египта в этих областях. Вторая половина его 32-летнего царствования была относительно спокойной. Был наведен порядок внутри страны. После его смерти все последующие правители династии носили громкое имя Рамсеса, но они не обладали удачливостью своих великих предшественников. В начале XI в. до н. з. после смерти Рамсеса XI (ок. 1085 г. до н.э.) XX династия прекратилась. Власть на юге в Фивах перешла в руки верховного жреца бога Амона Херихора, а на севере, в Танисе, – руки некоего Смендеса, основавшего XXI династию, правившую лишь в Нижнем Египте. Этими событиями закончилась самая блестящая эпоха египетской истории – эпоха Нового царства. IV Время от 1085 г. до н.э. (конец Нового царства) до середины X в. до н.э. получило наименование III Переходного периода (XXI династия). Политический распад государства, тяжело повлиявшие на Египет нападения внешних врагов — «народов моря», ливийцев — в конце Нового царства заставили его в начале I тысячелетия до н.э. не только отказаться от осуществления имперских планов в Азии и Африке, но более того — превратили его самого в объект завоевания со стороны усилившихся соседей — ливийцев, эфиопов, а затем могущественных азиатских держав: Ассирийской и Персидской. Египет под властью ливийцев. Возросший напор ливийцев на Египет удалось еще при Рамессеидах приостановить и направить отчасти в своих интересах: фараоны стали брать в свое войско в качестве наемников ливийских воинов, славившихся своими боевыми качествами и храбростью. В начале X в. до н.э. ливийцы, получавшие за службу в армии, полиции и личной гвардии фараона земельные участки, натуральные и денежные вознаграждения, буквально наводнили Дельту. Стремясь укорениться в Египте, знатные ливийские роды воспринимали египетскую культуру и религиозные верования египтян, устанавливали родственные связи с египетскими вельможами и даже царским домом. Результатом этой политики было восшествие на престол ок. 950 г. до н.э. представителя одного из знатных ливийских родов Шешонка I, основавшего XXII Ливийскую династию (ок. 950—-730 г. до н.э.). Он добивается легитимизации своей власти женитьбой своего сына на дочери последнего фараона XXI династии, а другого своего сына посылает первосвященником Амона в Фивы. Основатель новой династии избрал и новую столицу — город Бубастис в Дельте, в связи с чем эту династию называют также династией Бубастидов. Объединение страны позволило Шешонку I активизировать ее внешнюю политику, прежде всего в азиатском направлении. Вмешавшись в палестинские дела, в конфликт между израильским и иудейским царскими родами, Шешонк I ок. 930 г. до н.э. вторгся в Иудею, взял Иерусалим, большое количество городов и населенных пунктов Иудеи и захватил богатые трофеи. Успехи в Азии подтолкнули египетского царя и на возобновление захватнической политики в южном направлении: в его надписях упоминается дань из Нубии. Постепенно государство Бубастидов ослабевало. Внутри страны росла децентрализация, и сама династия распалась на ветви, обосновавшиеся в различных городах: Бубастисе, Мемфисе, Гераклеополе. В 730 г. до н.э. раздробленный Египет стал легкой добычей новых завоевателей, пришедших из Нубии. V Завоевание Египта кушитами. На территории Куша (Нубии) к VIII в. до н.э. образовалось самостоятельное государство со столицей в городе Напата, который был расположен в районе IV порога, на торговых путях, вблизи мест золотодобычи. В середине VIII в. до н.э. напатский правитель Кашта воспользовался нестабильной ситуацией, сложившейся в Египте, и совершил успешный поход на его территорию. Кушитский царь одержал перевес в сражениях близ Фив и Гераклеополя, осадил и взял Гермополь и победил в решающей битве за Мемфис. Ему выразили покорность не только номархи побежденных им номов, но и представитель XXIII династии и сам мятежный Тефнахт. Всего 6 лет правил фараон-реформатор, чья власть, видимо, простиралась на Дельту и часть Среднего Египта. Египет был окончательно покорен кушитскими фараонами, правившими им с 715 до 664 г. до н.э. (XXV Эфиопская династия. Древние греки называли кушитов эфиопами). Египет и Куш были .объединены, в одно государство. Ассирийцы в Египте. Превращение Ассирии в могущественную переднеазиатскую державу продвигало ее все ближе к границам еще не покоренного Египта и делало столкновение между ними неминуемым. Подавив восстания на восточносредиземноморском побережье и заставив арабские племена обеспечить его войско верблюдами для перехода через знойную пустыню, ассирийский царь Асархаддон после двух походов в 674 и 671 гг. до н.э. покорил Египет. Боровшийся с ассрийцами кушитско-египетский царь Тахарка бежал на родину. Египет был разделен между 20 местными правителями — номархами, которых ассирийцы называли царями. Они были поставлены под контроль ассирийской военной и гражданской администрации. Асархаддон именовался «царем царей» Верхнего и Нижнего Египта и даже Куша. Господство ассирийцев над Египтом продолжалось 15 лет (671—655 гг. дон. э.). Дважды за это время покоренная страна восставала. Оба раза в восстаниях активно участвовал Тахарка, пытавшийся вернуть Египет кушитской короне. В 663 г. до н.э. ассирийцам пришлось вести войну с преемником Тахарки – кушитским царем Танутамоном, также пытавшимся отвоевать у них Египет. Одержав победу над кушитами, ассирийцы положили конец правлению, XXV Эфиопской династии в Египте. Свою опору ассирийские цари видели в тех царьках и князьях, которые правили отдельными номами и были обязаны ассирийцам освобождением от власти кушитских фараонов. Некоторые правители (например, Саиса) пользовались у ассирийцев авторитетом и привилегиями, хотя порой бывали замешаны в антиассирийских выступлениях. VI Город Саис, игравший важную роль в экономической жизни Северного Египта, (он вел активную торговлю в средиземноморском бассейне), при XXIV династии пытавшийся объединить Египет и оздоровить общество реформами своих правителей Тефнахта и Бокхориса, выступил организатором борьбы с ассирийцами и нового объединения страны. Опираясь на наемное войско, набранное из числа греков-ионийцев и карийцев – выходцев из Малой Азии, Псамметих I разбил непокорных номархов-соперников. Номовая раздробленность была постепенно преодолена. Крупнейшие центры Египта Мемфис, Гераклеополь, Фивы стали поддерживать энергичного царя. Около 655 г. до н.э. объединение страны было завершено. Опираясь на силу объединенного Египта, а также на союз с Лидией и, возможно, с Вавилоном, Псамметих I вытеснил из страны ассирийцев. На троне фараонов утвердилась XXVI Саисская династия (664—525 гг. до н.э.). Характерной чертой политики, проводимой Псамметихом I, была устойчивая ориентация Египта на греческий мир. Со времени его правления в стране прочно обосновались греческие и карийские наемники, получившие земли для поселения в Северном Египте (например, Навкратис). В Египет, особенно в район Дельты, стали проникать греческие торговцы из Милета, с островов Эгейского моря, из материковой Греции. Возможно, Египту удалось даже заключить союзы с некоторыми греческими государствами (Афины, Коринф и др.). Предпочтение, оказывавшееся фараоном иностранным наемникам, вызвало оппозицию ливийского воинского сословия, лишившегося многих своих привилегий. Это привело к мятежу ливийских воинов при Псамметихе I, вследствие чего большой их контингент покинул Египет и ушел в Эфиопию. Фараон Нехо II (610--595 гг. до н.э.) укрепил позиции Египта в Африке, а также успешно развивал средиземноморскую торговлю. В связи с этим при нем было предпринято грандиозное строительство канала протяженностью 84 км, который через Нил должен был соединить Средиземное море с Красным. На тяжелых работах по его сооружению погибло, как гласит предание, 120 000 египтян. На Средиземном и Красном морях были выстроены корабельные верфи, где по греческим образцам сооружались корабли для дальних морских плаваний. Около 600 г. до н.э. по приказу Нехо II финикийскими мореходами было впервые совершено плавание вокруг Африки, которое продолжалось 3 года. При преемниках Нехо II внешняя политика Египта получила довольно успешное развитие. Совершались победоносные походы в Куш, в Палестину, Финикию. Предпринимались и военные походы: в Аравию, Нубию, на остров Кипр, который был обложен данью. Во времена Амасиса Египет вышел из состояния разрухи, порожденной политической раздробленностью и иноземными вторжениями. Процветали торговля, ремесла, городская жизнь. Возобновилось строительство храмов, дворцов, усыпальниц, особенно в Саисе и Мемфисе. Сам фараон снискал репутацию мудрого судьи и реформатора. При нем был снижен поземельный налог, уменьшены сборы в пользу храмов, введен контроль за доходами египтян, что должно было пресечь получение их незаконным путем. Египет был завоеван персами в 525 г. до н.э. уже при сыне Амасиса, последнем фараоне Саисской династии Псамметихе III, который правил страной всего полгода. Персидский царь Камбиз принял египетское тронное имя и титулатуру фараонов и стал основателем XXVII, Персидской династии. При его преемнике Дарий I Египет вошел в состав Персидской державы как одна из ее сатрапий (провинций), при этом вместе с Ливией, Баркой и Киреной он платил подать в 700 талантов серебра (более 20 т), а также взносы в виде хлеба и доходов с рыбных промыслов на Меридовом озере. Персидское господство над Египтом не отличалось прочностью: то стремились к независимости и автономии персидские сатрапы, поставленные над страной, то восставали египтяне, пытавшиеся возродить свою прежнюю государственность и былую мощь. Вожди этих восстаний считаются основателями XXVIII—XXX общеегипетских династий. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |