Лекция 10_Индия во II-I тыс. до н.э.

План

1.       Индская цивилизация в XXIII-XVIII вв. до н.э.

2.       «Ведийский период». Первые государства в долине Ганга (конец II - 1-я половина I тыс. до н.э. (XIII-VI вв. до н.э.)).

3.       «Буддийский период». Возникновение и распад общеиндийской державы (2-я половина I тыс. до н.э.(V-III вв. до н.э.)).

4.       «Классическая эпоха». Южная Азия в последний период древности (1-я половина I тыс. до н.э. (II в. до н.э. – V в. н.э.)).

Источники и литература:

1. Авдиев В.И. История древнего Востока. М., 1969.

2. Атхарваведа. Избранное / Пер. Т.Я. Елизаренковой. М., 1976, 1996.

3. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история. М., 1983.

4. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

5. Всемирная история. М., 1955. Т. I-II.

6. Дъяконов И.М. О прародине носителей индоевропейских языков // Вестник древней истории. М., 1982. №3-4.

7. Законы Ману / Пер. С.Д. Эльмановича, пров. и испр. Г.Ф. Ильиным. М., 1960.

8. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., 1996.

9. История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1988, 2001.

10. История древнего Востока в 6 т. Т. I. Восток в древности. М., 2002.

11. История древнего мира (ранняя древность). М., 1982. Т.I.

12. История и культура древней Индии: Тексты / Пер. А.А. Вигасина и др. М., 1990.

13. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? М., 1994.

14. Лелюхин Д.И. Государство, администрация и политика в «Артхашастре» Каутильи // Вестник древней истории. М., 1993. №2.

15. Осипов А.М. Краткий очерк истории Индии до Х в. М., 1948.

16. Ригведа: Избранные гимны / Пер. Т.Я. Елизаренковой. М., 1977.

17. Ригведа: Мандалы I-IV / Пер. Т.Я. Елизаренковой. М., 1989.

18. Ригведа: Мандалы V-VIII / Пер. Т.Я. Елизаренковой. М., 1994.

19. Самозванцев А.М. Правовой текст дхармашастры. М., 1991.

20. Самозванцев А.М. Книга мудреца Яджнавалкьи. М., 1994.

21. Струве В.В. История древнего Востока. М.-Л., 1941.

22. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Три великие сказания Древней Индии (Махабхарата, Рамаяна, Бхагавата-пурана). Литературное изложение. М., 1978.

23. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. М., 1982.

24. Тураев Б.А. История древнего Востока. Л., 1935.

25. Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. И.С. Кацнельсона, И.А. Коростовцева, В.И. Кузищина. М., 1980. Т. I-II.

26. Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. В.В. Струве, Д.Г. Редера. М., 1963.

27. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.В. Струве. М., 1956.

28. Шохин В.К. Брахманистская философия: Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994.

29. Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980.

I

Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, так как она возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно ХХIII-XVIII вв. до н.э. и таким образом может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Как и первые две – в Месопотамии и Египте, – расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Открытие культуры долины Инда произошло сравнительно недавно (в 20-ге годы прошлого века), и по разным причинам известна она значительно хуже, чем существовавшие одновременно Египетское и Шумеро-Аккадское государства. Однако можно утверждать, что для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т. е. классового общества и государства.

Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра — Мохенджо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда хараппской). Затем были открыты менее значительные—Чанху-Даро, Калибанган. В последние годы раскопки ведутся преимущественно в периферийных районах. Особенно большой интерес представляет Лотхал—важный форпост южной зоны цивилизации, бывший, возможно, морским портом. В настоящее время известно уже несколько сот поселений Индской цивилизации на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на восток. Она сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки.

Собственно городское поселение занимает в Мохенджо-Даро площадь около двух квадратных километров—здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Прямые улицы, до десяти метров шириною, использовались для проезда колесных повозок и, возможно, для религиозных процессий. Пересекаясь под прямыми углами, они делят город на большие кварталы. Внутри этих кварталов четкой планировки нет, и дома разделены лишь узкими, часто извилистыми переулками. Большая часть городских построек возведена из обожженного кирпича стандартных размеров. Дома были нередко высотою в два этажа и состояли из десятков помещений. В жаркое время жители, видимо, спали на плоских крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища. Более всего поражает исследователей уровень городского благоустройства. Во многих домах находят специальные комнаты для омовения. Грязная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других странах древнего мира.

Доказательством развития внутренней торговли считают обычно находки каменных гирь, а одно из помещений рассматривают как крытый рынок. Можно предполагать и систему раздач продуктов с общественных складов. Трудно сказать, в какой мере ремесленное производство было ориентировано на рынок.

Работа по дешифровке письменности еще не завершена. Она затрудняется полным отсутствием двуязычных надписей-билингв, краткостью и однотипностью текстов (почти исключительно на печатях). Судя по общему количеству знаков (около 400), письмо должно иметь морфемно-слоговой характер. Статистический анализ сочетаний знаков, проведенный советскими учеными, позволяет сделать заключения о структуре языка. Язык протоиндийских надписей (т.е. Индской цивилизации) считают близким дравидийским, точнее, предполагаемому языку-предку дравидийских языков. Дешифровка письменности помогает решать проблему этнического состава населения городов Индской цивилизации.

Примерно к концу XVIII в. до н.э. хараппская культура перестала существовать. Можно утверждать с достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы. Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение столетий приходили в упадок некогда цветущие города. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры. В периферийных областях на севере и на полуострове Сураштра, позднее других колонизованных жителями долины Инда, дольше сохранялись характерные черты хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и послехараппскими.

II

Основными источниками по истории Северной Индии конца II – начала I тысячелетий до н.э. являются древнейшие памятники индийской религиозной литературы – веды. Они представляют собою сборники гимнов, напевов, жертвенных формул и заклинаний, а также обширные сочинения, посвященные истолкованию священного ритуала. Веды были созданы на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье (и слово «веда» родственно, например, русскому «ведать»). Сам факт их составления свидетельствует о появлении в Индии индоевропейских племен. По языку, религии и мифологии веды обнаруживают особое сходство с иранской «Авестой». Предки древних индийцев (создателей вед) и иранцев, очевидно, длительное время представляли собою группу близкородственных племен, живших на общей территории. Тех и других в науке принято именовать ариями (слово арья – «благородный» – было самоназванием господствующих родов в древнеиндийских и древнеиранских племенных союзах). Арийские племена, расселившиеся во второй половине II тысячелетия до н.э. в Северной Индии, рассматривают как индоарийские, отличая их, таким образом, от иранских собратьев.

С областями верховьев Ганга и междуречья Ганга и Ямуны (Джамны) связан и сюжет эпической поэмы «Махабхарата». Основой ее повествования служит рассказ о династических распрях правителей из рода Куру. На стороне обеих соперничающих групп, согласно преданиям, выступали обширные коалиции племен, но все основные события происходили в пределах «Срединной страны». Анализ эпоса позволяет сделать важный вывод о том, что «ведийский период» не сводится к истории только индоариев. Многие прославленные эпические герои стояли во главе племен явно неарийского происхождения.

Социальное и политическое развитие Северной Индии конца II – начала I тысячелетия до н.э. привело к образованию четырех основных слоев общества: жречество; племенная военная аристократия; полноправный народ – общинники; низшие, неполноправные категории населения, включая рабов. Каждый из этих слоев превращался в замкнутое сословие – варну (касту). Наследственный статус представителей каждой касты: определял их занятия и религиозный долг: обязанности жрецов и учителей лежали на касте брахманов, кшатрии должны были воевать и править, вайшьи – трудиться, а шудры – смиренно служить трем высшим кастам. Эта схема общественного строя прилагалась ко всем областям, где распространялась индийская культура, несмотря на многообразие социальной действительности того или иного региона. Сословная идеология каст, развивавшаяся в поздне-ведийский период, стала отличительным признаком Индии и намного пережила ту эпоху, когда она в основном правильно отражала реальную структуру общества.

Итогом «ведийского периода» явилось распространение пахотного земледелия на Индо-Гангской равнине, развитие социального расслоения и возникновение специфической сословно-классовой структуры (варнового строя), становление ранних государств. В результате при активном взаимодействии арийских и местных культурных традиций к середине I тысячелетия до н.э. здесь сложились основы древнеиндийской цивилизации.

III

Середина I тыс. до н.э. ознаменовалась крупными переменами в экономике и социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии. Об этих переменах дают возможность судить как археологические источники, так и письменные, в частности произведения буддийского канона. Традиция относит жизнь Сиддхартхи Гаутамы, позднее прозванного Буддой, и его ближайших учеников к данному периоду, и наиболее ранние буддийские памятники действительно восходят к V-IV вв. до н.э. Священные книги буддизма связаны с другими областями Индии, нежели ведийская литература. Сам Будда был родом из небольшого олигархического объединения шакьев, расположенного на территории современного Непала, а легенды о его странствиях и проповедях упоминают преимущественно Северо-Восточную Индиго. В предшествующую эпоху составители ведийских текстов отзывались о населении этого района с пренебрежением, рассматривая его образ жизни как чуждый и варварский. Но постепенно именно северо-восток становится наиболее передовой частью страны и в экономическом, и в политическом отношении.

Развитие земледелия в центральной части долины Ганга и далее на восток – вплоть до низовьев реки – было сопряжено со значительными трудностями. Климат здесь жаркий и отличается повышенной влажностью, в древности долину Ганга покрывали густые заросли тропического леса. На большей части Индо-Гангской равнины осадки выпадают в достаточном количестве (порою даже с избытком), однако только создание искусственных ирригационных сооружений – прудов, колодцев, каналов и дамб – позволяло добиваться устойчивых урожаев, не зависевших от капризов погоды. В условиях поливного земледелия на северо-востоке Индии основной зерновой культурой стал рис, и само слово «пища» уже в древнеиндийских языках имело конкретное значение – «отварной рис». Развитие сельскохозяйственного производства во всей Северной Индии способствовало бурному росту населения. Недаром в античной литературе еще со времен Геродота (V в. до н.э.) установилось мнение о том, что индийцы – самый многочисленный народ на земле.

Площадь наиболее крупных поселений подвергавшихся раскопкам, – таких, как Уджаин и Каушамби, – составляет около 1,5-2,5 кв. км, что соответствует размерам знаменитых городов Древней Греции той же эпохи. Грек Мегасфен, прибывший в качестве посла ко двору Чандрагупты Маурья.

Многие государства середины I тысячелетия до н.э. занимали обширную территорию (часто далеко за пределами области расселения первоначально основного племени). В большей части из них правили царские династии, но существовали и олигархические государства. Власть в последних принадлежала обычно более или менее узкому кругу знати, из среды которой выбирали главу государства. Каждый представитель этого правящего слоя аристократии носил царский титул «раджа», и все государство составляло как бы федерацию отдельных княжеств. Бюрократический аппарат в таких государствах складывается медленнее, чем в монархиях. Сама форма политического строя, очевидно, зависела от уровня и характера социальных отношений, складывавшихся в различных частях страны. Олигархические государства располагались главным образом на периферии: на крайнем северо-западе – в Пенджабе, и на крайнем северо-востоке – в районе, прилегающем к Гималаям.

Крупных государств в это время насчитывалось около двух десятков, но в отдельных регионах еще господствовала раздробленность. Особой пестротой отличался район Пенджаба. В конце VI в. до н.э. многочисленные племена и небольшие государственные образования в бассейне Инда подчинились Дарию I, и персидские цари приобрели, таким образом, две новые сатрапии, названные Гандхара и Хинду. Это позволило установить более тесные связи между Индией и странами ближневосточного и греческого мира. Но наиболее значительные индийские государства располагались намного восточнее границ державы Ахеменидов. Это были Магадха и Кошала по среднему и нижнему течению Ганга, Ватса со столицей Каушамби в междуречье Ганга и Ямуны, а также Аванти со столицей в Уджаине в верховьях Ямуны. Борьба за гегемонию между этими четырьмя крупнейшими центрами и составляет главное содержание политической истории VI—V вв. до н.э.

К IV в. до н.э. наибольшее влияние приобрела Магадха, правителям которой и было суждено спустя столетие создать первую общеиндийскую державу. О магадхской династии Нандов, которой подчинялась большая часть Северной Индии, сохранились лишь смутные исторические предания. Несколько лучше известны события конца IV в. до н.э., когда на территории Пенджаба появились войска Александра Македонского, уже сокрушившего власть Ахеменидов. Некоторые местные племена и государства покорились греко-македонцам добровольно (например, Таксила) или были сокрушены силою. Античные источники восток и низвергнуть с престола царя сообщают о знатном индийце Сандрокотте из династии Нандов. Однако дальнейшие завоевания вызвали столь ожесточенное сопротивление населения, что от реки Беас греко-македонским войскам пришлось пуститься в обратный путь. Тогда тот же Сандрокотт стал во главе антимакедонского движения и после изгнания оставленных Александром гарнизонов повел успешную борьбу с царем Магадхи. Упоминаемое греческими писателями имя Сандрокотта полностью соответствует известному из индийской литературы имени Чандрагупты, который, победив Нандов, основал династию Маурьев (317-180 гг. до н.э.) – наиболее важную в древнеиндийской истории.

Северная Индия от Пенджаба до «Бенгалии была подчинена уже Чандрагуптой, а его преемники распространили свою власть и на территорию полуострова Декана. Расцвета держава Маурьев достигла в середине III в. до н.э., при внуке Чандрагупты Ашоке. Важнейшим источником для этого времени являются многочисленные надписи Ашоки (так называемые эдикты), высеченные на камне по приказу царя. Эдикты Ашоки посвящены изложению благочестия государя и содержат наставления ко всем подданным подражать в этом отношении своему владыке.

Уже самые места находок надписей Ашоки позволяют очертить примерные границы его державы от устья Инда до устья Ганга и от Кабула до южной оконечности Декана (в нее не входили лишь области крайнего юга Индостана). Правитель общеиндийской державы скромно называет себя царем Магадхи и явно отделяет свои исконные владения от провинций огромной периферии.

Другой отличительной чертою политики Нандов и Маурьев (и многих других царей крупных древнеиндийских государств) было покровительство нетрадиционным религиям, главным образом буддизму. Значительно успешной была миссионерская деятельность в областях, тесно связанных с Индией, прежде всего на Ланке. Шри-Ланка (Цейлон) уже раньше испытывала значительное влияние более развитой индийской цивилизации. Наиболее распространенный ныне на Шри-Ланке индоевропейский – сингальский – язык несомненно принесен пришельцами с Севера. Археологические расколки также свидетельствуют о том, что в середине I тысячелетия до н.э. на острове внезапно появилась культура железного века, сходная с североиндийской.

Можно сказать, что в IV—III вв. до н.э. постепенно сложилась первая общеиндийская держава, которая имела огромное значение для более быстрого становления цивилизации во всех районах Южной Азии. Непрочное политическое объединение распалось уже в начале II в. до н.э., но память о нем осталась. Недаром львы с капители Ашоки являются национальной эмблемой Индийской республики – возникшее в этот период культурное единство сохранилось навеки. С этого времени Индия оказывает все возрастающее влияние и на другие районы Азии.

IV

В начале II в. до н.э. последний представитель династии Маурьев был убит собственным военачальником. С этого времени начался длительный период политической неустойчивости и постепенного распада державы. В I в. до н.э. власть правителей Магадхи уже не распространялась за ее пределами. Между тем Северо-Западная Индия испытывала мощный напор извне – вторжение иноземцев. Первыми появились греко-бактрийцы, прочно обосновавшиеся в Гандхаре, походы которых достигали бывшей маурийской столицы Паталипутры.

Вслед за греко-бактрийцами в I в. до н.э. в Индию проникли восточноиранские племена — саки (шаки). На северо-западе образовалось несколько мелких индо-сакских государств. В более крупных государственных образованиях вводилась система наместничеств – сатрапий. На рубеже новой эры некоторые области Северо-Западной Индии покорились парфянам. Первые века новой эры характеризуются политическим преобладанием в Центральной Азии Кушанской державы. Власть кушанских правителей в Западной Индии была в значительной мере номинальной.

Наконец, в IV-V вв. новый подъем переживала Магадха под властью династии Гуптов (все правители этой династии носили имена, оканчивающиеся на -гупта – очевидно, обозначение всего рода). Основателем крупной державы был Самудрагупта, правивший в середине IV в. О его военных подвигах в высеченном на камне панегирике утверждается, что Самудрагупта «искоренил» в Северной Индии власть девяти правителей, а в Декане – пятнадцати. В своем южном походе царь достиг тамильского города Какчи, на севере зависимость от него признавали пограничные области Непала и Ассама. Расцвет Гуптской державы относится ко времени правления Чандрагупты II (380-415 гг.), но уже вскоре после смерти этого царя усилилась тенденция к ее распаду. Ослабленное внутренними усобицами государство не могло противостоять внешней опасности. В конце V – начале VI вв. страшное разорение было вызвано нашествием так называемых гуннов-эфталитов, пришедших из Центральной Азии. Северная Индия затем распалась на множество мелких государств, в которых правили местные династии (одной из таких династий оставались и Гупты).

Конец эпохи древности в Индии характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни — путем пожалований или покупки — переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации — феодальной.

Послемаурийский период характеризовался расцветом экономики и довольно широким развитием рабовладельческих отношений. Классовые общества и самостоятельные государства складывались в отсталых прежде областях Декана, а также на крайнем юге Индостана. Оформившаяся к концу древности общинно-кастовая структура деревни послужила основой социального развития Индии в средние века.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»