Лекция 12_Империя Хань в III в. до н.э. - III в. н.э.

План

1.   Основание Лю Баном империи Хань.

2.   Внутренняя и внешняя политика Ханьской империи во III вв. до н.э.

3.   Обострение социальных противоречий и народные восстания в I в. н.э.

4.   Процесс феодализации в древнем Китае. Политические и социальные движения во II в. н.э.

Источники и литература:

1. Авдиев В.И. История древнего Востока. М., 1969.

2. Быков А.А. Монеты Китая. М., 1953.

3. Варга Д. Древний Восток / Пер. Л. Шаргина. Будапешт, 1979.

4. Васильев Л.С. Аграрные отношения и община в древнем Китае. М., 1961.

5. Васильев Л.С. Проблемы генезиса Китайского государства. М., 1983.

6. Думан Л.И. К вопросу о социально-экономическом строе Китая в III в. до н.э. // Вестник древней истории. М., 1957. №2.

7. Думан Л.И. Очерки древней истории Китая. Л., 1938.

8. Древнекитайская философия: Эпоха Хань. М., 1990.  

9. История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1988, 2001.

10. История древнего Востока в 6 т. Т. I. Восток в древности. М., 2002.

11. История древнего мира (ранняя древность). М., 1982. Т.I.

12. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.

13. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII в. Л., 1961.

14. Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.

15. Кучера С.Л. Древнейшая и древняя истории Китая. М., 1996.

16. Материалы по истории сюнну / Предисл., пер. и примеч. В.С. Таскина. Вып. 1-2. М., 1968-1973.

17. Петров А.А. Ван Чун. Древнекитайский материалист и просветитель. М., 1954.

18. Практикум по истории древнего мира / Сост. Н.Л. Просина и И.С. Свенцицкая. М., 1965. 

19. Синицын Е.П. Бань Гу – историк древнего Китая. М., 1975.

20. Струве В.В. История древнего Востока. М.-Л., 1941.

21. Тураев Б.А. История древнего Востока. Л., 1935. 

22. Фицджералд Ч.П. История Китая / Пер. с англ. Л.А. Калашникова. М., 2005.

23. Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. И.С. Кацнельсона, И.А. Коростовцева, В.И. Кузищина. М., 1980. Т. I-II.

24. Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. В.В. Струве, Д.Г. Редера. М., 1963.

25. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.В. Струве. М., 1956.

26. Штейн В.М. Гуань-цзы. М., 1959.

I

Китайские династии Цинь и Хань правили страной в 221 г. до н.э. – 220 г. н. э. В это время государство пережило несколько гражданских войн, переняло из Индии буддизм и регулярно отражало атаки агрессивных северных кочевников гуннов. Античная династия Цинь объединила Китай в 221 году до н.э. Ее правление уместилось в совсем короткий период в 15 лет, но даже за этот малый срок в стране произошло огромное количество изменений, повлиявших на всю будущую историю восточноазиатского региона. Цинь Шихуан положил конец многовековой эпохе Воюющих Царств. В 221 году до н.э. он покорил многочисленные княжества Внутреннего Китая и провозгласил себя императором. Цинь Шихуан создал хорошо управляемое централизованное государство, равного которому в ту эпоху не было ни в Азии, ни в Средиземноморье. Главенствующей идеологией империи стал легизм – философское учение, известное также как «школа законников». При Цинь Шихуане прекратились внутренние междоусобные войны. У феодальных князей было конфисковано огромное количество оружия, а их армии были переподчинены непосредственно императору. Всю территорию китайского государства власть поделила на 36 провинций. Унификация наблюдалась во всех сферах общественной жизни. Была упорядочена система мер и весов, введен единый стандарт написания иероглифов. Благодаря этому Китай впервые за долгое время почувствовал себя одной страной. Провинциям стало легче взаимодействовать друг с другом. Для оживления экономических и торговых связей в империи была построена обширная сеть дорог. Общество стало мобильнее и коммуникабельнее. В обновлении страны участвовала большая часть населения. Огромное количество крестьян и рабочих было задействовано в строительстве важной инфраструктуры. Самым значительным проектом эпохи Цинь стало возведение Великой Китайской стены, длина которой достигла почти 9 тысяч километров. Цинь Шихуан скончался в 210 году до н.э. Приближенные императора на некоторое время скрыли известие о смерти правителя и сфабриковали новое завещание, согласно которому наследником становился младший сын усопшего. Новый император Эрши Хуан быстро стал марионеткой у своего советника Чжао Гао. Страна сотряслась от недовольства этим серым кардиналом и его закулисными интригами. Вспыхнуло несколько восстаний. Поводом для мятежа также стало непослушание рабочих, задействованных при строительстве Великой Китайской стены. Протест из социального превратился в политический. Скоро эта армия разрослась до 300 тысяч человек. Ее возглавил выходец из крестьян по имени Лю Бан. В 206 году до н.э. его армия свергла последнего императора династии Цинь Цзыина. Он был казнен.

II

Приход к власти династии Хань Лю Бан стал основателем новой династии Хань, которая в итоге правила страной до 220 г. н. э. (с небольшим перерывом). Ей удалось просуществовать дольше всех других китайских империй. Такой успех стал возможен благодаря созданию эффективной бюрократической системы управления государством. Многие ее черты были переняты у Шихуана. Династии Цинь и Хань это политические родственницы. Разница в них только в том, что одна управляла страной 15 лет, а другая – 4 столетия. Историки делят период династии Хань на две части. Первая пришлась на 206 г. до н.э. – 9 г. н. э. Это ранняя Хань или Западная Хань со столицей в Чанъань. Затем последовал короткий период империи Синь, когда власть принадлежала другой династии. С 25 по 220 г. н. э. Хань вновь правила Китаем. Столица была перенесена в Лоян. Этот период также называется поздней Хань или Восточной Хань.

Одной из неотложных проблем, с которыми столкнулся Лю Бан, именовавшийся теперь Гао-цзу, была проблема восстановления экономики страны. Выход из создавшегося положения Гао-цзу видел в политике уступок низам и ослабления налогового бремени. В одном из своих первых рескриптов новый император устанавливал, что воины, пришедшие вместе с ним в столичную область и желающие остаться там, получали наделы земли и на 12 лет освобождались от трудовых повинностей. От повинностей освобождались также семьи, в которых были новорожденные. Жителям, покинувшим ранее родные места, возвращались их поля и жилища. Свободными были объявлены все, кому пришлось продать себя в рабство во время голода. Был значительно снижен поземельный налог, а в случае стихийных бедствий налоги вообще не взимались.

Другой важной проблемой первых десятилетий II в. до н.э. был вопрос о методах управления страной. Мечтая увидеть себя во главе единой империи, Гао-цзу тем не менее не мог не считаться с реальной обстановкой в стране, только что сбросившей с себя гнет ненавистной династии Цинь. Поэтому он не решился полностью восстановить циньскую административную систему. Семь наиболее крупных военачальников, обосновавшихся на территории некоторых бывших царств, были пожалованы титулами ванов, а вслед за этим более 130 соратников Гао-цзу получили наследственные владения и стали именоваться хоу. Таким образом, созданная при Цинь система округов и уездов была восстановлена лишь на части территории империи. Пойдя на компромисс, Гао-цзу сумел смягчить противоречия между военачальниками антициньской коалиции и добиться объединения страны.

Результатом заключения «горизонтального союза» было, в частности, то, что в 288 г. до н.э. правители Цинь и Ци договорились о своего рода разделе сфер влияния: после победы над противниками циньский правитель должен был принять титул «Западного императора», а циский — «Восточного».

Некоторое время успех сопутствовал царству Чу. Разгромив ряд мелких и средних соседей (Юэ, Лу и т. д.),Чу значительно расширило свою территорию. Однако последнее слово осталось за Цинь. В 246 г. до н.э. на престол вступил тринадцатилетний Ин Чжен. В 238 г. до н.э. он подавил заговор против своей власти и укрепил свое положение. Вскоре после этого Ин Чжэн начал активные военные действия против своих соседей. В 230 г. до н.э. царство Цинь наносит решительное поражение Хань и захватывает всю его территорию. В 228—221 гг. до н.э. были разгромлены и другие царства (Чжао, Вэй, Чу, Ци, Янь). К 221 г. до н.э. завершился процесс объединения страны.

III

В конце I в. до н.э. резко обострились социальные противоречия в стране. Впервые за все время существования Ханьской империи в отдельных районах страны начались выступления крестьян против господствующего класса. Отряды разбойников численностью до нескольких тысяч человек нападали на уездные города, захватывали арсеналы, убивали местных чиновников.

В обстановке усиливающегося внутреннего кризиса империи Ван Ман, родственник императора по женской линий, захватил, в 9 г. н. э. трон и объявил о начале новой династии. Вслед за этим он провел серию реформ, главной из которых была реформа земле- и рабовладения.

Стремясь разрешить противоречие между накоплением земель в руках отдельных собственников и разорением беднейшего крестьянства, Ван Ман объявил все земли в стране собственностью императора и запретил их куплю-продажу. Реформы Ван Мана, призванные, по мысли их инициатора, разрешить насущные проблемы современного ему общества, были с самого начала обречены на неудачу. Уже через три года после начала реформ Ван Ман вынужден был уступить богатым землевладельцам, оказавшим ему отчаянное сопротивление, и разрешить куплю-продажу земли и рабов.

Обстановку политического кризиса империи обострили стихийные бедствия, обрушившиеся на страну в 14 г.,—сначала небывалая засуха, а затем саранча, уничтожившая остатки посевов. Начался голод.   В   ряде   районов   страны   огромные толпы голодающих двигались по дорогам в поисках пропитания. Одно за другим вспыхивают крестьянские восстания.

В 18 г. некто Фань Чун возглавил в Шаньдуне (округ Тайшань) группу голодающих крестьян, которая вскоре выросла в десятитысячную армию, получившую название «краснобровые». Фань Чун ввел строгую дисциплину: самовольно убивший человека приговаривался к смертной казни, а ранивший кого-либо должен был заплатить пострадавшему. Постепенно крестьянская армия Фань Чуна становится хозяином положения в нескольких округах страны. В 22 г. Ван Ман был вынужден бросить на подавление восстания «краснобровых» стотысячную армию. Но в решающем сражении правительственные войска были разбиты. После этого армия «краснобровых» значительно расширила территорию своих действий, захватив ряд районов в среднем течении реки Хуанхэ.

В это же время на юге страны возникает другой очаг народного восстания. Повстанцы обосновались в горах Люй-линьшань (совр. провинция Хубэй), поэтому их и стали называть «армией Люй-линь», буквально «армия зеленого леса». В 23 г. восставшие одержали победу над войсками Ван Мана и двинулись на запад. Вскоре столица была захвачена, а Ван Ман убит.

В 24 г. один из руководителей восстания «зеленого леса» Лю Сюань объявил себя императором и обосновался в Чанъани. Армия «краснобровых» в это время также двигалась к столице. В 25 г. «краснобровые» захватили Чанъань и Лю Сюань покончил с собой. Тогда на столицу двинулся Лю Сю, командовавший отрядом «армии зеленого леса». «Краснобровые» были вынуждены оставить столицу и возвратиться в Шаньдун. По дороге они были окружены людьми Лю Сю и понесли большие потери. Фань Чун и его соратники пали в бою. В том же 25 году Лю Сю объявил себя императором и перенес столицу на восток, в Лоян. Так возникла Поздняя, или Восточная, династия Хань.

IV

Сравнивая характер, движущие силы и последствия первых крупных крестьянских войн, потрясавших Китай на пороге раннего средневековья, можно обнаружить, что если они развивались успешно, то заканчивались свержением существующей династии и воцарением новой, причем правопреемники так или иначе возвращались к системе угнетения, существовавшей при их предшественниках. Но было бы ошибкой отрицать историческую значимость этих восстаний. Их важнейшим непосредственным воздействием на развитие древнекитайского общества было то, что новые правители, пришедшие к власти на гребне народного восстания, были вынуждены хотя бы на первых порах идти на уступки народу, снижая налоги и облегчая бремя повинностей. Прямым следствием этого было восстановление и развитие производительных сил в земледелии, являвшемся основой экономики страны. История Восточноханьской империи не была в этом смысле исключением. Первый император новой династии Лю Сю, принявший титул Гуан У-ди, начал свое царствование с мероприятий, очень напоминающих деятельность Гао-цзу за два столетия до этого.

В период правления Гуан У-ди (25— 57 гг.) восстанавливаются старые и начинают строиться новые оросительные каналы, что приводит к повышению урожайности и дает возможность освоить ранее невозделывавшиеся земли. На юге страны, где еще недавно применялось подсечно-огневое земледелие, начинают использоваться тягловые пахотные орудия с железными наконечниками. Интенсивное освоение районов бассейна Янзцы — одна из важных новых черт в экономике страны 1—И вв.

В I—II вв. процесс концентрации земельной собственности и разорения мелких землевладельцев приобретает все большие масштабы. Усиление дифференциации в среде свободного крестьянства было чревато серьезными социальными последствиями. Государство постепенно утрачивало контроль над крестьянином, являющимся главным налогоплательщиком и основой экономической силы империи: лишившись земли, вчерашний собственник все в большей и большей степени оказывался в зависимости от крупных землевладельцев.

Повседневный быт большого поместья детально описан в сочинении Цуй Ши, автора II в. В поместье, по его словам, не только производят зерно, но выращивают также овощи (лук, черемшу, чеснок, имбирь, тыкву) и фрукты. Весной все женщины заняты сбором тутового листа и выращиванием шелкопряда. Затем рабыни разматывают коконы, ткут, окрашивают ткани, шьют одежду. Под присмотром повара рабы изготовляют вино, уксус, острые coyсы, сушат фрукты. В различное время года в окрестностях поместья собирают лекарственные травы. Тягловый скот и орудия труда принадлежат хозяину поместья, поэтому поздней осенью после завершения полевых работ собирают и осматривают рала, мотыги и серпы, а также выбирают наиболее сильных быков, которых можно будет использовать на пахоте в следующем году. Поместье не только обеспечивает хозяина всем необходимым, но и дает ему возможность оказывать милости младшим родственникам, что еще больше усиливает их зависимость от главы клана. Наконец, в поместье существует собственный вооруженный отряд, способный защитить усадьбу от нападения извне. Регулярно проводится военная тренировка охранников: во втором месяце они учатся стрелять «на случай непредвиденных обстоятельств», в третьем месяце ремонтируют внешнюю стену поместья, «чтобы в голодную весну не воровали сено», в девятом месяце готовятся к отражению нападений «неимущего сброда».

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»