Лекция I_ Введение: Древний Восток и его место и роль во всемирной истории

План

1.     Понятие «История древнего Востока», его географические и хронологические рамки.

2.     Древневосточное рабовладельческое общество, специфика его классовой и сословной структуры, его отличия от античного рабовладельческого общества.

3.     Общее и особенное в развитии древневосточных народов. Народы и языковые семьи древнего Востока.

 Источники и историография:

1.     Авдиев В.И. История древнего Востока. М., 1969.

2.     Васильев Л.С. История Востока. М., 1993. Т. I.

3.     Всемирная история. М., 1955. Т. I.

4.     История дипломатии / Под ред. В.А. Зорина. М., 1959.

5.     История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1988, 2001.

6.     История древнего Востока в 6 т. Т. I. Восток в древности. М., 2009.

7.     Струве В.В. История древнего Востока. М.-Л., 1941.

8.     Тураев Б.А. История древнего Востока. Л., 1935.

9.     Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. В.В. Струве, Д.Г. Редера. М., 1963.

10. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.В. Струве. М., 1956.

I

История Древнего Востока – это история древнейших цивилизаций на земле. Именно им принадлежат те важнейшие культурные достижения человечества, которые и сделали возможным его дальнейший прогресс и в значительной степени предопределили направление и характер этого прогресса. Главными из них являются:

1.        Изобретение письменности, благодаря чему человечество получило бессмертную и способную хранить неограниченный объём информации коллективную память. Стало возможным бесконечное накопление знаний, и возникла новая профессия открывателей, накопителей и хранителей знания. Возникли также и системы отбора и подготовки людей для этой профессии, а в дальнейшем сама она начала подразделяться на подгруппы конкретных специалистов. Характерной чертой любой ранней цивилизации является глубокое уважение к знанию, появление мифологической фигуры «культурного героя», а также превращение реальных исторических лиц в легендарных мудрецов.

2.        Опыт организованного совместного труда значительных человеческих коллективов. Конечно, нам известны крупные сооружения, относящиеся и к эпохе первобытнообщинного строя: курганы, мегалитические постройки. Но только цивилизации ставят организованный труд в основу своего существования: именно он создаёт крупные ирригационные системы, храмы, дворцы и городские стены. С этим тоже связано появление новых профессий – планировщиков, организаторов, управителей. Этот же принцип организации совершил переворот и в военном деле. Беспорядочная массовая драка или серия поединков была заменена схваткой построенных в чёткие боевые порядки воинов. Оказалось, что воинский строй увеличивает силу отряда, по меньшей мере, на порядок. И здесь появились новые профессии – воина и полководца.

3.        Наконец, именно на древнем Востоке возникли те формы политической жизни (гражданская община, различные типы государства, царская власть) и общественного сознания (религиозные и философские движения, ставящие во главу угла этику, индивидуальную ответственность человека за свои поступки), которые в дальнейшем распространились по всему земному шару.

Классовое общество («цивилизация», в одном из значений этого слова) возникает лишь после того, как становится возможным производство прибавочного продукта, за счёт которого общество и содержит аппарат управления, войско и «интеллигенцию», т.е. жрецов, писцов, учёных, художников и т.д. Раньше всего такая возможность появляется в долинах великих рек субтропической зоны, а также примыкавшей к ней южной части зоны умеренного климата. Следовательно, чрезвычайно существенную роль на заре цивилизации играет географический фактор. Им определяется характер хозяйства, а в некоторых случаях даже и форма государственного устройства. Например, специфические географические условия Египта (узкая полоса пригодной для обитания и для возделывания земли, вытянутая вдоль громадной реки – естественного пути через всю страну) очень рано привели к созданию здесь единого государства с мощной центральной властью, во главе которой стоял обожествлённый царь. Альтернативой этому было лишь взаимное истребление враждующих номов. Вместе с тем, не следует и преувеличивать роль географического фактора. В долинах рек Инд и Хуанхэ не было и не могло быть в древности единой оросительной системы, управляемой из одного центра, а были многочисленные, независимые друг от друга местные системы. В Месопотамии объединительные попытки значительное время встречали ожесточённое и упорное сопротивление, так что для III-II тысячелетий до н.э. более типично не единство, а политическая раздробленность, характерная в течение значительного времени также для Индии и Китая. Египет, по указанным выше причинам, был исключением.

На самом же деле создание больших централизованных государств на месте первоначальной системы т.н. «номовых государств» есть результат завоеваний и стремления к увеличению возможностей эксплуатации населения. Иначе говоря, происходит экстенсивный рост абсолютного объёма прибавочного продукта, что достигается сначала просто путём ограбления соседей, а в дальнейшем – путём увеличения своей территории и числа эксплуатируемого населения.

II

В странах Древнего Востока постепенно сформировались три основных класса: класс рабов и близких им подневольных работников, класс мелких производителей и господствующий класс, куда входили землевладельческая, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, жречество, состоятельная верхушка земледельческих общин. Каждый класс не был монолитен и однороден, а состоял из нескольких слоев, различавшихся по юридическому и бытовому положению, имущественной состоятельности. Например, в классе рабов имелись рабы-чужеземцы, приравненные к вещи, и рабы-должники, сохранявшие элементы правоспособности; существовало также рабское положение младших членов семьи по отношению к отцу, домохозяину. Класс мелких производителей состоял из свободных и зависимых земледельцев, ремесленников различного имущественного положения. Особенностью господствующего класса в странах Древнего Востока являлась его тесная связь с государственным аппаратом.

Наличие трех основных классов определило сложный характер классовых и социальных взаимоотношений в древневосточных обществах. Сохранились сведения о классовой и социальной борьбе, о восстаниях, в которых принимали участие рабы, зависимые работники и наиболее обездоленные слои класса свободных мелких производителей, главным образом рядовые члены земледельческих общин. Между различными слоями господствующего класса имелись трения, перераставшие иногда в острые столкновения между военной и жреческой аристократией, жречеством и служилой знатью во главе с царем.

Довольно сложная классовая и социальная структура свидетельствует о высоком уровне развития древневосточного общества по сравнению с первобытным. Вместе с тем нужно отметить относительно замедленный темп развития древневосточных стран по сравнению с древнегреческими полисами и Древним Римом. Это проявилось в застойном характере древневосточной экономики, слабом развитии товарного хозяйства, медленном совершенствовании техники и технологии, в неглубоком разделении труда. Сами рабовладельческие отношения не достигли глубины и масштаба (малая численность рабов, слабое участие во многих отраслях производства, низкая производительность труда), характерных для Древних Греции и Рима.

Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общин – основных социальных и территориальных единиц. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок.

Внутри общин существовала имущественная и другая дифференциация, выделились богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. Богатые и знатные общинники имели в своем распоряжении рабов. Несмотря на это, община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что тормозило развитие частнособственнических отношений. Устойчивость общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Отдельная семья, небольшое поселение не могли справиться с могучей речной стихией. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин.

 III

На Древнем Востоке проживало население, принадлежавшее к различным расам и более мелким общностям, на которые распадаются большие расовые группы: племена и народности евразийской, или европеоидной, экваториальной, или негро-австралоидной, расы, азиатско-американской, или монголоидной, расы (на Дальнем Востоке). Европеоидная раса делилась на многочисленные народности, племена и этнические группы, принадлежавшие к различным языковым общностям.

В некоторых регионах сложились устойчивые крупные языковые семьи, которые делились на ветви и группы. В Передней Азии жили народности и племена многочисленной семито-хамитской, или афро-азийской, языковой семьи, которая включала обширную семитскую ветвь, египетскую, или хамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую и др. К племенам и народностям, говорящим на семитских языках, относились аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы и некоторые другие более мелкие племена. Семитоязычные племена занимали в основном территорию Месопотамии и Восточного побережья Средиземного моря, Сирийско-Месопотамской степи и Аравийского полуострова. Египетская, или хамитская, ветвь была представлена населением Древнего Египта, на языках берберо-ливийских говорили многочисленные племена, жившие к западу от долины Нила, на языках кушитских – племена верхнего течения Нила.

Племена и народности индоевропейской языковой семьи делились на анатолийскую, или хетто-лувийскую, и индоиранскую ветви. На языках первой ветви говорили хеттские племена, лидийцы, карийцы и другие мелкие племена Малой Азии. Языки индоиранской ветви бытовали у индийцев и персов, парфян и бактрийцев, скифов и саков, ариев Древней Индии. К этой же семье относилась часть населения государства Митанни. Некоторые народы Малой Азии говорили на языках фрако-фригийской группы индоевропейской языковой семьи.

Особняком стояла хуррито-урартская языковая семья, на языках которой говорили племена хурритов и урартов, а также предшественники хеттов, называемые протохеттами из Малой Азии. Население древнейшей Индии относят к дравидийской языковой семье, Древнекитайские племена говорили на языках сино-тибетской, или тибето-китайской, языковой семьи. Вместе с тем известны некоторые языки, например шумеров (древних жителей южной части Месопотамии), касситов, живших в горах Загроса, и другие, которые не могут быть отнесены к какой-либо языковой общности и стоят особняком.

В длительной эволюции древневосточного общества нашел свое проявление закон неравномерности исторического развития. Некоторые из древневосточных стран достигли высокого социально-экономического, политического и культурного уровня. Можно отметить высокий уровень цивилизации в Древнем Египте, Месопотамии, Финикии, у хеттов, в Древней Индии, Древнем Китае. Здесь были созданы мощные центры высокоразвитой культуры и социально-экономических отношений, которые оказали влияние на соседние, более отсталые области, стимулировали развитие в них производительных сил, классовых отношений, государственного управления, своей самобытной культуры. В IV—III тысячелетиях до н.э. многие регионы Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия) развивались сравнительно изолированно, но к середине II тысячелетия до н. з. между различными областями Ближнего Востока установились экономические, политические и культурные контакты, а в I тысячелетии до н. э – система тесно связанных разнообразными отношениями стран, общение между которыми обогащало каждую местную культуру. Сложилось, таким образом, известное единство древневосточного мира, сыгравшее заметную роль в поступательном развитии региона и всего человечества.

Изучение истории стран Древнего Востока представляет большие трудности из-за фрагментарности источников и сложности их исторической интерпретации. Особенно это касается исследования характера социально-экономических отношений древневосточных обществ. Большинство западных ученых недооценивают роль социально-экономических отношений в истории. В советской и современной российской историографии центральное место занимают исследования социально-экономических отношений, определение особенностей способа производства материальных благ, обусловливающих структуру всей древневосточной цивилизации. Большая роль в разработке концепции рабовладельческого общества в странах Древнего Востока принадлежит академику В. В. Струве. Эта концепция была поддержана В. И. Авдиевым, Б. Б. Пиотровским, М. А. Коростовцевым, И. М. Дьяконовым и др. В. В. Струве считал древневосточое рабовладение патриархальным, или домашним, с пережитками общинно-родового строя. Древневосточные общества определяются как рабовладельческие общества особого типа, развивавшиеся в рамках единой рабовладельческой формации, но своим путем, определяемым конкретными историческими условиями жизни в конкретном природном и социальном окружении, со своими этапами становления, расцвета и упадка.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»