| ||||||
|
| |||||
Лекция 8. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ.Любая новая предлагаемая и внедренная в учебный процесс система обучения, методика или просто методическая рекомендация должны быть проверены и должно быть показано их преимущество перед ранее существовавшими. И система обучения, и методические рекомендации, исходящие из диалектического метода познания, отражающие дидактические принципы, построенные на фундаментальных положениях педагогики и психологии и учитывающие рекомендации системного подхода, должны быть заведомо более эффективными и по сравнению с какой-либо иной системой обучения и рекомендациями. Это важнейшее положение позволяет преподавателю вводить в учебный процесс новые методические разработки, не опасаясь их отрицательного воздействия на учебный процесс. Однако всегда возникает проблема качественного и количественного сравнения старой и новой методических систем. Для этого ставится педагогический эксперимент, сущность которого отличается от обычного эксперимента в научных исследованиях. В педагогике эксперимент над обучаемым в обычном смысле слова запрещен. Исследователь, вводящий новую методику обучения, теоретически доказывает ее преимущества, далее поток учащихся делится на несколько частей (групп), из которых одна занимается по традиционной методике — это будет контрольная группа, а остальные занимаются по новым методикам — это будут экспериментальные группы. Методики обучения в экспериментальных группах могут несколько различаться для того, чтобы выявить влияние того или иного фактора. Но для постановки педагогического эксперимента исследователь-преподаватель должен быть убежден, что экспериментальные группы покажут отличающиеся в лучшую сторону результаты по сравнению с контрольными группами. Проблемный метод обучения легко принимается обучаемыми, в дискуссионных занятиях они участвуют с удовольствием, тем более, что преподаватели не ставят оценок за ответы, поощряют любые предложения, кроме абсурдных, неправильные ответы осуждаются, а учащийся под руководством преподавателя самостоятельно подходит к верному решению. Обучение использованию системного подхода при изучении, описании и объяснении химических явлений проходит значительно более трудным путем. Учащимся бывает нелегко использовать знания из различных областей изучаемой науки и объединять знания из смежных дисциплин. Беседы с учащимися и анкетирование позволяют получить важные и надежные выводы об эффективности разрабатываемых нововведений. Метод определения уровня усвоения разработан В.П.Беспалько. Им описана непрерывная двенадцатибалльная порядковая шкала оценок, охватывающая весь диапазон измеряемой деятельности. Для количественного подхода к диагностике качества знаний предложены четыре уровня их усвоения: узнавание, репродуктивное действие, продуктивное действие, творческое действие. На каждом уровне определяется коэффициент усвоения, равный отношению числа правильно выполненных операций к общему числу операций в задании. При значениях коэффициента усвоения больше 0,7 деятельности на данном уровне считается усвоенной. Данная методика оценки усвоения знаний по мере повышения уровня усвоения оказывается все более затруднительной для применения. Уже на уровне продуктивного действия возникают сложности как с составлением заданий, так и с методикой их проверки. Это объясняется тем, что продуктивное действие может быть представлено рядом самостоятельных путей и выделение общего числа существенных операций оказывается трудноразрешимой задачей. Для проверки наличия или отсутствия у обучающихся навыков творческого мышления можно использовать задания проблемного характера и по успешности разрешения проблемной ситуации судить о качестве обучения. Ярким проявлением воздействия системы обучения на познавательную деятельность учащихся может служить анализ лабораторных журналов. Отличительным их качеством являются чистота, аккуратность записей, последовательность записей по проведению экспериментов и обсуждению наблюдаемых явлений, стремление выразить результаты в виде таблиц, графиков и формул зависимостей. Все обычно применяющиеся формы и методы контроля позволяют не только корректировать учебный процесс, но и судить о ходе формирования заданных качеств знаний и типа мышления. Главная трудность заключается в разработке таких контрольно-диагностирующих заданий, которые бы указывали на формирование строго определенных качеств знаний и типов мышления. К таким заданиям предъявляются все те требования, которые предъявляются к тестам. Обычно используемые в педагогических экспериментах задания дают сведения сразу о нескольких качествах знания, в лучшем случае — когда одно качество доминирует над остальными. При оценке эффективности дидактической системы могут быть использованы следующие качества системного ответа: 1) многосторонность (по числу блоков содержания) подхода к описанию явления; 2) соблюдение логики изучаемой науки; 3) способность к систематизации и классификации; 4) объем понятийного аппарата; 5) число обнаруженных и решенных проблем. По степени развития речевых способностей можно судить о сформированности у учащихся задаваемых целями обучения знаний и навыков, о развитии способностей к созданию новой информации, о коллективных и лидерских наклонностях обучающихся. Речь — наиболее яркий показатель качества знаний и развития творческого мышления. Системный подход в преподавании ставит своей главной целью развитие системного мышления у обучаемых, т.е. развитие способностей к выделению элементов в изучаемых объектах как в системах, раскрытию взаимосвязи элементов внутри системы и с другими системами, изучению и описанию объектов. Сформированность творческого мышления в некоторой степени может быть оценена и по результатам решения расчетных задач, но при этом преподаватель в основном оценивает нормативную часть мышления, т.е. те мыслительные действия, которые выполняются по заранее сообщенным учащимся нормам, правилам, алгоритмам, формулам. Додуматься до комбинации действий, их последовательности, можно, обладая творческим мышлением, и именно поэтому обнаруживается четкая корреляция между результатами решения расчетных и творческих задач. Оценка же успешности выполнения расчетной задачи очень проста — достаточно сверить полученный числовой результат с ответом в конце задачника. При оценке результатов педагогического эксперимента следует помнить, что эффективность разработанной дидактической системы зависит не от одного фактора, а от целой системы, включающей учебный материал, отобранный и структурированный на основе системного подхода, проблемный метод организации деятельности учения, введение в содержание методологических и логических знаний, широкое использование устной и письменной речи учащихся, дискуссионный метод чтения лекций и проведение семинарских занятий, лабораторный практикум с усиленной исследовательской направленностью. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |