Лекция 8. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ.

 

Любая новая предлагаемая и внедренная в учебный про­цесс система обучения, методика или просто методическая рекомендация должны быть проверены и должно быть пока­зано их преимущество перед ранее существовавшими.

И система обучения, и методические рекомендации, исхо­дящие из диалектического метода познания, отражающие ди­дактические принципы, построенные на фундаментальных по­ложениях педагогики и психологии и учитывающие рекомен­дации системного подхода, должны быть заведомо более эф­фективными и по сравнению с какой-либо иной системой обу­чения и рекомендациями.

Это важнейшее положение позволяет преподавателю вво­дить в учебный процесс новые методические разработки, не опасаясь их отрицательного воздействия на учебный процесс. Однако всегда возникает проблема качественного и количест­венного сравнения старой и новой методических систем. Для этого ставится педагогический эксперимент, сущность кото­рого отличается от обычного эксперимента в научных исследо­ваниях.

В педагогике эксперимент над обучаемым в обычном смыс­ле слова запрещен. Исследователь, вводящий новую методику обучения, теоретически доказывает ее преимущества, далее поток учащихся делится на несколько частей (групп), из кото­рых одна занимается по традиционной методике — это будет контрольная группа, а остальные занимаются по новым мето­дикам — это будут экспериментальные группы. Методики обучения в экспериментальных группах могут несколько различаться для того, чтобы выявить влияние того или иного фактора. Но для постановки педагогического эксперимента исследователь-преподаватель должен быть убежден, что экспериментальные группы покажут отличаю­щиеся в лучшую сторону результаты по сравнению с кон­трольными группами.

Проблемный метод обучения легко принимается обу­чаемыми, в дискуссионных занятиях они участвуют с удо­вольствием, тем более, что преподаватели не ставят оценок за ответы, поощряют любые предложения, кроме абсурдных, неправильные ответы осуждаются, а учащийся под руковод­ством преподавателя самостоятельно подходит к верному ре­шению.

Обучение использованию системного подхода при изуче­нии, описании и объяснении химических явлений проходит значительно более трудным путем. Учащимся бывает нелегко использовать знания из различных областей изучаемой науки и объединять знания из смежных дисциплин.

Беседы с учащимися и анкетирование позволяют полу­чить важные и надежные выводы об эффективности разра­батываемых нововведений.

Метод определения уровня усвоения разработан В.П.Беспалько. Им описана непрерывная двенадцатибалльная по­рядковая шкала оценок, охватывающая весь диапазон измеря­емой деятельности. Для количественного подхода к диагностике качества знаний предложены четыре уровня их усвоения: узнавание, репродуктивное действие, продуктивное дейст­вие, творческое действие. На каждом уровне определяется ко­эффициент усвоения, равный отношению числа правильно вы­полненных операций к общему числу операций в задании. При значениях коэффициента усвоения больше 0,7 деятельности на данном уровне считается усвоенной.

Данная методика оценки усвоения знаний по мере повы­шения уровня усвоения оказывается все более затруднитель­ной для применения. Уже на уровне продуктивного дейст­вия возникают сложности как с составлением заданий, так и с методикой их проверки. Это объясняется тем, что продук­тивное действие может быть представлено рядом самостоя­тельных путей и выделение общего числа существенных опе­раций оказывается трудноразрешимой задачей.

Для проверки наличия или отсутствия у обучающихся на­выков творческого мышления можно использовать задания проблемного характера и по успешности разрешения про­блемной ситуации судить о качестве обучения.

Ярким проявлением воздействия системы обучения на по­знавательную деятельность учащихся может служить анализ лабораторных журналов. Отличительным их качеством явля­ются чистота, аккуратность записей, последовательность за­писей по проведению экспериментов и обсуждению наблюдае­мых явлений, стремление выразить результаты в виде таблиц, графиков и формул зависимостей.

Все обычно применяющиеся формы и методы контроля поз­воляют не только корректировать учебный процесс, но и су­дить о ходе формирования заданных качеств знаний и типа мышления. Главная трудность заключается в разработке та­ких контрольно-диагностирующих заданий, которые бы ука­зывали на формирование строго определенных качеств знаний и типов мышления. К таким заданиям предъявляются все те требования, которые предъявляются к тестам.

Обычно используемые в педагогических экспериментах задания дают сведения сразу о нескольких качествах знания, в лучшем случае — когда одно качество доминирует над остальными.

При оценке эффективности дидактической системы могут быть использованы следующие качества системного ответа: 1) многосторонность (по числу блоков содержания) подхода к опи­санию явления; 2) соблюдение логики изучаемой науки; 3) спо­собность к систематизации и классификации; 4) объем понятий­ного аппарата; 5) число обнаруженных и решенных проблем.

По степени развития речевых способностей можно су­дить о сформированности у учащихся задаваемых целями обу­чения знаний и навыков, о развитии способностей к созданию новой информации, о коллективных и лидерских наклоннос­тях обучающихся. Речь — наиболее яркий показатель качест­ва знаний и развития творческого мышления.

Системный подход в преподавании ставит своей главной целью развитие системного мышления у обучаемых, т.е. развитие способностей к выделению элементов в изучаемых объ­ектах как в системах, раскрытию взаимосвязи элементов внутри системы и с другими системами, изучению и описа­нию объектов.

Сформированность творческого мышления в некоторой степени может быть оценена и по результатам реше­ния расчетных задач, но при этом преподаватель в основном оценивает нормативную часть мышления, т.е. те мыслитель­ные действия, которые выполняются по заранее сообщенным учащимся нормам, правилам, алгоритмам, формулам. Доду­маться до комбинации действий, их последовательности, мож­но, обладая творческим мышлением, и именно поэтому обна­руживается четкая корреляция между результатами решения расчетных и творческих задач. Оценка же успешности выпол­нения расчетной задачи очень проста — достаточно сверить по­лученный числовой результат с ответом в конце задачника.

        При оценке результатов педагогического эксперимента следует помнить, что эффективность разработанной дидактической системы зависит не от одного фактора, а от целой системы, включающей учебный материал, отобранный и структурированный на основе системного подхода, проблемный метод организации деятельности учения, введение в содержание методологических и логических знаний, широкое использование устной и письменной речи учащихся, дискуссионный метод чтения лекций и проведение семинарских занятий, лабораторный практикум с усиленной исследовательской направленностью.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»