| ||||||
|
| |||||
Лекции 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИОсновные учения химической науки Методологические знания в курсе химии Система научной теории Построение курса по принципу доступности
Основные учения химической науки
Дидактика — наука об обучении (преподавании и учении) всем дисциплинам (предметам) и на всех уровнях развития обучаемого. Кроме общей дидактики, существуют дидактики обучения отдельным дисциплинам, так называемые частные дидактики, или методики обучения дисциплинам. На основе четко сформулированных целей обучения методика дисциплины занимается содержанием обучения, методами, средствами, организационными формами, контролем за усвоением и диагностикой сформированных качеств знаний. Важнейшим звеном в этой системе обучения является ее содержание, подчиняющее себе все компоненты учебного процесса. Насколько верно содержание обучения отражает поставленные цели обучения, настолько эффективно будут работать в системе обучения ее остальные звенья. Главнейшей и особо ценной особенностью молодого специалиста следует считать наличие у него творческого мышления. Один из путей формирования творческого мышления состоит в использовании идей системного подхода. Формирование у обучаемых системного качества мышления также оказывается затруднительным. Поэтому можно ограничиться одним из признаков системного мышления — способностью к многостороннему рассмотрению изучаемого объекта. Ведь системность знания означает, что все его элементы связаны между собой и с другими знаниями, имеющими какое-либо отношение к данному объекту. Для многостороннего рассмотрения изучаемого объекта требуется выделить в науке основные учения и систему этих взаимосвязанных учений, т.е. систему науки перенести на систему учебной дисциплины. На современном этапе развития науки, методологии и естествознания рассмотренная задача решается при помощи теории систем. Использование выводов и рекомендаций этой теории к конкретным вопросам организации какой-либо деятельности обычно называют системно-структурным подходом, или просто системным подходом. Система — совокупность любых дискретных образований, или элементов системы, материального или духовного характера, находящихся в определенной взаимосвязи, которая придает данной совокупности целостность. Целостность системы означает, что удаление из системы хотя бы одного составляющего ее элемента приводит к разрушению системы или к превращению ее в другую систему. Одна из идей использования системного подхода в преподавании заключается в том, что учебная дисциплина по фундаментальной науке рассматривается как система, в общих чертах повторяющая систему самой науки и ее связи с другими науками. Это означает, что курс химии строится на основе переноса системы изучаемой науки на систему учебной дисциплины. Наука состоит из некоторого ограниченного числа основных учений (элементов системы), которые по своей значимости в развитии науки занимают примерно одинаковое место. Специалист, пользующийся в своей работе комплексом методов данной науки, обладает мышлением по данной науке, например, математическим, физическим или химическим; вообще говоря, такой специалист обладает важнейшими качествами творческого мышления, системностью. Поэтому содержание и структура учебной дисциплины должны отражать содержание и структуру изучаемой науки, как состоящей из нескольких взаимосвязанных основных учений. Центральное место в определении содержания обучения занимают основы изучаемой науки и ее связь с теми науками, с которыми придется столкнуться в работе будущему специалисту. Если считать учебную дисциплину «Химия» системой, то те основные элементы, из которых состоит курс химии, можно назвать блоками содержания. Это могут быть: учение о периодичности Д.И.Менделеева, строение атома, строение молекул, химическая связь, учение о растворах, химическая кинетика, химическая термодинамика, коллоидная химия, свойства элементов и их соединений, качественный и количественный анализ и др. Очевидно, что далеко не все перечисленные разделы могут претендовать на место основных учений химии и быть введены в учебную дисциплину в качестве важнейших блоков содержания. Блоки содержания учебной дисциплины и их число при условии переноса системы науки на систему дисциплины определяются теми основными учениями, которые составляют данную науку. Исходя их системного анализа современной химической науки, в химии могут быть выделены четыре основных учения: 1) о направлении химических процессов (химическая термодинамика); 2) о скорости химических процессов (химическая кинетика); 3) о строении вещества; 4) о периодичности (о периодическом изменении свойств элементов и их соединений). Для осознания обучаемым важности рассмотрения объекта по числу учений науки предметное содержание конструируется по методическому принципу одинаковой плотности связей между блоками, что предполагает приблизительное равенство по объему (информационная емкость) каждого блока. Последнее требование в свою очередь выступает в качестве одного из методических принципов определения содержания обучения. Система, в которой каждый элемент связан непосредственно со всеми другими элементами, обладает максимальной плотностью связей. Благодаря этому в такой системе обучения достигается максимальное число внутридисциплинарных связей, что содействует формированию научного знания и отвечающего ему типа мышления. Внутридисциплинарные связи являются системообразующими связями в содержании учебной дисциплины. Правильное определение системы изучаемой науки показывает учащемуся ее цель и содержание, сущность теорий и общую направленность и границы применения ее методов, способствует нахождению места данной науки среди других наук, выявляет места их соприкосновения. Традиционные курсы общей химии не отражают в должной мере систему изучаемой науки. В принятых курсах объем материала, приходящийся на долю перечисленных учений, распределяется крайне неравномерно, а связи между разделами или неодинаковы по плотности и направлению или же почти не прослеживаются. Подобные курсы химии не могут представить систему изучаемой науки и не создают предпосылок для многостороннего (по числу учений) рассмотрения изучаемого объекта. Другим важнейшим источником материала, включаемого в предметное содержание курса, является материал междисциплинарной тематики. Все реальные системы имеют связи с внешней средой. С точки зрения определения содержания это означает, что курс химии должен быть связан с другими курсами. Это и есть междисциплинарные (межпредметные связи), которые выполняют роль системообразующих связей между изучаемыми дисциплинами и усиливают мотивацию изучения данной дисциплины. Междисциплинарные связи четче показывают обучаемому границы изучаемой науки и места соприкосновения со смежными науками, а также повышают степень многосторонности рассмотрения изучаемого объекта. Представление химии в виде системы четырех учений позволяет обосновать отбор включаемого в курс междисциплинарного материала. При этом отбирается не просто материал из других дисциплин, имеющий какое-либо отношение к химии вообще, а лишь материал, который непосредственно связан с учениями химической науки и блоками содержания, т.е. с термодинамикой, кинетикой, строением и периодичностью. В этом и заключается методический принцип введения в предметное содержание курса химии междисциплинарного материала. Для формирования творческого мышления важен не только показ обучаемому преподавателем или по учебнику междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, но и самостоятельный их поиск для выполнения различных мыслительных действий. Именно учебная деятельность с небольшим числом внутридисциплинарных связей учит студента многостороннему подходу и развивает системное качество мышления. Кроме рассмотренного выше подхода, к построению курса химии могут быть использованы еще несколько. Общепризнан подход на основе периодической системы Д.И.Менделеева. Периодическая система Д.И.Менделеева отражена в содержании и построении его «Основ химии». Этот принцип построения используется в настоящее время во всех учебниках неорганической химии и в ряде учебников общей химии. В курсе Б.В.Некрасова теоретические положения связываются и развертываются на основе периодического закона: адсорбция — после хлора, окислительно-восстановительные реакции — между галогенами и подгруппой марганца, катализ— после серы, комплексообразование — после азота, коллоиды — после кремния, физико-химический анализ — после алюминия, поляризация ионов — после меди, комплексные соединения — после платины. Таким образом, теоретический материал привязывается к материалу о свойствах того элемента Периодической системы, который по каким-либо аспектам играет важную роль в обосновании теории. В.И.Кузнецов провел классификацию химии в виде концептуальных, систем. Он писал, что «любая концептуальная система химии — это вполне определенная теоретическая целостность, состоящая из множества взаимосвязанных теорий, каждая из которых служит необходимым элементам единой системы». Классификация химии представлена в виде следующих концептуальных систем: 1) химия как наука о составе (учение об элементах, учение о периодичности и теории валентности); 2) структурные теории; 3) учение о химических процессах (кинетические теории); 4) учение об эволюционной химии. В данной классификации системы взаимообусловлены, каждая последующая не опровергает, а дополняет предшествующую. Преподавание химии на основе концептуальных систем позволит обучаемым понять, что между множеством химических объектов и теорий существует связь, обусловливающая прогрессивное развитие химической науки. Другой путь формирования творческого химического мышления может быть осуществлен построением курса химии на основе системного представления объекта химической науки — вещества и процесса его превращения. Подобный подход создает у обучаемого химическую картину природы (мира) и формирует химическое мировоззрение как обобщающий взгляд на окружающий мир. Этот подход состоит в переносе системы объекта изучения науки (в химии — реакция и вещество) на систему и структуру содержания преподаваемой дисциплины. Вещество представляет собой материю, организованную в различных структурных уровнях, и рассматривается как система, состоящая из ряда элементов, иерархически включенных друг в друге в соответствии с различными уровнями его организации: ядро, атом, молекула, агрегаты молекул, комплексная частица, коллоидная частица, кристалл. Основная идея этого подхода состоит в анализе структур разных уровней строения вещества, показе преемственности их развития и непрерывного усложнения форм организации. Учебный материал излагается в последовательности, отражающей логику системного анализа перечисленных форм организации. Это создает возможности для усвоения системного анализа изучаемых объектов и понимания того, как элементов системы и системообразующие связи между ними порождают целостные свойства системы. При этом обучаемому открывается картина химической эволюции вещества от атомного уровня его организации до кристаллического. Однако этот подход не обосновывает использования внутрипредметных и межпредметных связей в курсе химии. Но, если продолжить рассмотрение уровней организации вещества до геологических или биологических объектов, то обнаруживается возможность показа взаимосвязи уровней организации вещества, изучаемых различными науками. Различные системные подходы — это как бы срезы в единой системе обучения, сделанные под разными углами. Для формирования творческого химического мышления следует выбрать такой срез, который бы в наибольшей мере охватывал преимущества всех подходов и наиболее полно отвечал целям обучения. Методологические знания в курсе химии Методология — учение о методах и средствах деятельности. Методология определяет структуру и последовательность определенных видов деятельности, в том числе и познавательной. Методологические знания — это знания о методах и способах получения новых знаний. Методологические знания частично охватывают и связывают между собой философские и логические знания, систему науки в целом и ее отраслей, процесс и принципы познания, исторические закономерности развития наук, концептуальные системы наук и т.п. Методологические знания — одна из наиболее обобщенных ориентировочных основ познавательной деятельности. Формирование системы знаний и системности мышления обучаемых проходит через усвоение научных теорий. Научная теория — системный объект, определенным образом организующий элементы знания в структуру. Система научной теории Обучение правилам описания, объяснения, доказательства, рассказа о чем-либо особенно важно для эффективного проведения семинарских занятий, деловых игр, самостоятельной внеаудиторной работы, оформления результатов лабораторного эксперимента. Кроме методологических и исторических знаний, в курс химии различными авторами вводятся, в том или ином объеме, философские, мировоззренческие и логические знания. Философские и мировоззренческие знания исключительно важны для формирования полноценного содержания обучения. Философские знания. Владение преподавателем химии методами познания и их использования в обучении совершенно необходимо. Мировоззренческие знания. Любая система обучения всегда имеет мировоззренческую направленность. Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на окружающий человека мир и его положение в нем, способах применения этих взглядов для познания действительности и ориентации в окружающей жизни и для оценки деятельности человека в природе и обществе. Мировоззрение образуется на основе комплекса всех знаний человечества и в свою очередь сильнейшим образом влияет на получение и развитие новых знаний и интерпретацию уже имеющихся. Мировоззрение обучаемых формируется как содержанием образования, так и деятельностью по его усвоению. Необходимость мировоззренческой направленности изучаемых дисциплин обусловлена как воспитательными целями, так и целями повышения научного уровня подготовки будущих специалистов. Логические знания. Одной из составных частей творческого мышления является логическое мышление. Логика — наука о формах (структурах мысли) и способах доказательств и опровержений и вообще рассуждений. Умения правильно структурировать мысль необходимы каждому выпускнику школы и вуза. Любой культурный человек должен знать и активно использовать правила формулирования определений понятий, методы образования понятий (анализ, сравнения, синтез, абстрагирование, обобщение), строение суждений, основные формально-логические законы, правила умозаключений (силлогизмы, аналогия и другие), логические методы научного мышления (классификация и систематизация объектов, определение, доказательство, гипотеза и другие). В связи с всеобщей компьютеризацией обучения полезно знание основ символической логики.
Построение курса по принципу доступности В формировании системных научных знаний важную роль играет не только обоснованно отобранный предметный материал, но и последовательность его изучения, которая в основном определяется следующими тремя принципами: системностью, доступностью и научностью. Все эти принципы тесно связаны друг с другом и одновременно определяют порядок изучения материала. Основное требование к любому возможному варианту последовательности: в сознании обучающегося фиксируется структура изучаемой науки, и при последующем подходе к любым объектам, химическим явлениям и задачам используется система знаний из теорий строения вещества, химической термодинамики, кинетики и учения Д.И. Менделеева. Проблема последовательности подачи материала весьма сложна и до настоящего времени окончательно не разработана. Наиболее часто последовательность изучения материала стремятся сделать систематической (или, как говорят, логической): последующие знания опираются на предыдущие. Наиболее простой способ изучения материала — линейный, когда последовательно, закончив изучение содержания одного раздела (блока), переходят к другому. По такому принципу построены многие учебники химии и лекционные курсы. Этот способ преподнесения материала весьма хорошо принимается слабыми учащимися, так как, будучи рассчитанным на память, позволяет успешно подготовиться к экзаменам. Этим способом можно выработать у учащихся представление об изучаемом предмете химии, как состоящем из нескольких основных разделов или учений. Но это не будет системным подходом, так как связи между блоками содержания не показываются. Обучающийся не сможет в полной мере использовать систему приобретенных знаний для решения проблемы или изучения и описания химического явления. Другой недостаток рассматриваемого метода состоит в том, что к окончанию курса учащиеся забывают материал начала курса, что резко сказывается на качестве знаний в конце семестра. Этот недостаток в некоторой степени ослабляется при использовании метода, который иногда называют концентрическим, или спиральным. При концентрическом способе материал излагается поэтапно с периодическим возвращением к пройденному, но уже на более высоком уровне. Такой способ практически не используется на лекциях и в вузовских учебниках химии с связи с тем, что они рассчитаны на изучение химии в течение короткого интервала времени (одного семестра), но довольно часто применяется при изучении некоторых химических понятий (например, валентности). Переходя от уровня к уровню, учащийся должен не переучиваться, а расширять свое знание о данном химическом понятии, явлении, законе и т.п. Концентрический способ изучения материала рассчитан на «сильных» учеников, обладающих развитой системой мыслительных операций, так как смена и расширение представлений сопряжены с переосмыслением и переоценкой ранее усвоенных знаний. Один из недостатков концентрического метода состоит в том, что неполные первоначальные представления откладываются в памяти обучающихся прочнее последующих и процесс их дополнения и совершенствования оказывается довольно сложным и трудоемким. Этот прием не формирует целостного представления об объекте изучения, т.е. не приводит к желаемым результатам. Очевидно, следует так построить курс и распределить материал, чтобы в начале курса излагался материал преимущественно поблочно с одновременным привлечением к каждому из блоков некоторой части материала из других блоков с последующим, все более тесным смешением теоретических основ содержания блоков. В соответствии с этим предлагается (требование принципа доступности) период изучения курса разделить на три этапа: первый — преимущественно поблочного, второй — смешанного и третий — системного изучения. Разделение периода изучения курса на этапы обусловлено дидактическим принципом доступности, необходимостью преемственного перехода методики обучения в средней школе к методике в высшей школе и важностью постепенного воспитания научного типа мышления. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |