| ||||||
|
| |||||
Лекция 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Развитие методики обучения химии в высшей школе Педагогика — дидактика — методика Принципы обучения
Развитие методики обучения химии в высшей школе Методика обучения химии — педагогическая наука, изучающая содержание курса химии и закономерности его усвоения. Компонентами ее являются цели обучения, содержание, методы, формы, средства обучения и деятельности преподавателя и обучаемых.
Методика обучения химии — это педагогическая наука об образовании, воспитании и развитии учащихся в процессе изучения химии. В соответствии с этим определением учебный процесс выполняет три важнейшие функции — образовательную, воспитательную и развивающую. В современных условиях термины «методика преподавания», «методика обучения», «предметная дидактика» уже не вмещают в себя весь комплекс обучающих, развивающих и воспитательных задач, которые ставятся перед учебными заведениями и должны решаться в процессе обучения основам наук. Следует говорить о педагогике фундаментальных наук, о педагогике физики, биологии, химии и других наук. Педагогика высшей школы и методика обучения химии в высшей школе находятся только на самом начальном пути своего развития. Педагогика высшей школы перенимает идеи педагогики средней школы. Если научные химические идеи (учебники, задачники, практикумы) развиваются в направлении: высшая школа — средняя школа, то педагогические и методические идеи идут в противоположном направлении: средняя школа — высшая школа, хотя изредка и обнаруживается питание средней школы высшей, так, например, введение в школьные курсы лекционных, семинарских и лабораторных форм занятий, деловых (познавательных) игр. То, что методика обучения наукам в высшей школе развивается крайне медленно, есть много причин и они имеют социальный характер. До последнего времени качество чтения лекций и методика проведения занятий никого не беспокоили, а учебная работа даже штатного преподавателя была для него ненужной обузой — ведь его работа оценивалась по результатам научной работы. Преподаватель фундаментальных дисциплин в основном должен заниматься преподавательской и методической работой. Достижение учащимися желаемых целей обучения должно стать стимулом учебной работы преподавателя, мерой его способности преподавать в вузе и единственным критерием для аттестации. Методика обучения — одна из дисциплин, изучение которой невозможно теоретически. Более того — эта дисциплина, которую преподаватель должен изучать непрерывно в течение всего своего преподавательского периода жизни. Преподаватель высшей школы должен не только вести учебный процесс, но и заниматься методическими исследованиями. Для методической работы, главным образом, необходимо знание предмета преподавания — химии. Специалист-химик всегда может стать преподавателем и методистом. Системный подход к определению предметного содержания курса общей химии и организации деятельности по его усвоению является эффективным методом совершенствования обучения химии и формирования творческого мышления будущих специалистов. Педагогика — дидактика — методика Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Образование — процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков. Обучение — процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. Дидактика — область педагогики, разрабатывающая общую теорию образования и обучения и занимающаяся содержанием образования, закономерностями процесса обучения, методами, средствами и организационными формами обучения. Методика учебного предмета — педагогическая наука, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету. В методике различают значение понятий «обучение», «преподавание» и «учение». Обучение — осуществляемый преподавателем и обучаемым двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности. Преподавание — это деятельность преподавателя в процессе обучения, а учение — деятельность обучаемого. Если в обучении и преподавании обязательно наличие преподавателя и обучаемого или обучаемых, то учение может совершаться и без преподавателя (самообучение). Таким образом, методика обучения химии — педагогическая наука, занимающаяся исследованием закономерностей обучения (как двухстороннего процесса преподаватель — обучаемый) химии. Принципы обучения Принципы обучения — это основные дидактические положения как всей системы обучения, так и по отдельным учебным дисциплинам. Дидактические принципы - принципы, определяющие требования к содержанию, методам, средствам, организационным формам учебной работы в соответствии с общими целями и закономерностями процесса обучения. Так как процесс обучения протекает во взаимодействии преподавания и учения, то принципы обучения должны указывать на это взаимодействие. Поэтому «для определения принципов важны: 1) цели обучения, обусловленные потребностями общественного развития; 2) объективные закономерности обучения как взаимосвязанной деятельности преподавания и учения; 3) способы использования этих объективных закономерностей для осуществления целей обучения; 4) конкретные условия, в которых осуществляется обучение». На основе этих положений М.Н. Скаткиным были сформулированы следующие дидактические принципы: 1) воспитания и всестороннего развития в процессе обучения; 2) научности и посильной трудности; 3) сознательности и творческой активности обучаемых при руководящей роли преподавателя; 4) наглядности обучения и развития теоретического мышления; 5) систематичности; 6) перехода от обучения к самообразованию; 7) связи обучения с реальной жизнью; 8) фундаментальности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся; 9) положительного эмоционального фона обучения; 10) коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Принцип научности обучения представляет исключительную важность как для определения содержания обучения по отдельным дисциплинам и всего обучения в целом, так и для организации учебного процесса. Принцип научности был впервые предложен М.Н. Скаткиным в 1950 г. Наиболее полно этот принцип был исследован Л.Я.Зориной. Воспитывающее значение научного знания вполне очевидно, при этом научность обучения требует соблюдения систематичности, последовательности, единства наглядного и отвлеченного, конкретного и абстрактного, проблемности, профессиональной направленности, осознанности, развития теоретического мышления. В последнее время вместе с требованием систематичности огромное значение приобрело требование системности, получившее статус дидактического принципа. Положительную роль в этом сыграли работы Л.Я.Зориной, в которых она показала связь принципа системности с принципами научности, сознательности и в подчинении ему — принципа систематичности. При этом Л.Я. Зорина под системностью знаний понимает «такое качество некоторой совокупности знаний, которое характеризует наличие в сознании ученика структурных связей, адекватных связям между знаниями внутри научной теории», а под систематичностью — «такое качество знаний, которое характеризует наличие в сознании обучающегося содержательно-логических связей между отдельными компонентами знаний». Принцип сознательности и творческой активности выдвигает необходимость умелого руководства процессом формирования научных знаний на основе самостоятельного анализа конкретных явлений, предметов, процессов и оформления образовательных понятий точными определениями. Этот же принцип выдвигает необходимость обучения приемам творческой деятельности. Активное усвоение знаний и развитие самостоятельности мышления происходят тогда, когда в ходе учебного процесса ставится познавательная задача, возникает проблема, обдумывание которой вызывает сомнения в истинности привычных представлений, побуждает вести поиски новых решений и т.д. Принцип наглядности — важнейший принцип обучения. Но в любом акте наглядного обучения восприятие всегда связано с абстрактным мышлением. Принцип наглядности проявляется также в форме лабораторных занятий, когда познавательная задача решается экспериментально. Принцип прочности (закрепления) знаний также является одним из важнейших принципов. Раньше прочность знаний связывалась с памятью, с возможностью дословного воспроизведения некоторого текста. В настоящее время прочность знаний рассматривается как понимание и овладение приемами мышления на основе развития познавательных сил учащихся при усвоении содержания обучения. Условие достижения прочности знаний и навыков заключается в использовании в учебном процессе психологических закономерностей обучения и развития. В этом отношении рекомендации теории поэтапного формирования умственных действий приводят к прочности знаний, а сами этапы формирования умственных действий могут служить принципами организации учебного процесса. В ряде случаев считают принципом обучения «трудность» и «посильную трудность». Это требование к обучению перекликается с принципом, выдвинутым Л.В.Занковым — принципом обучения на высоком уровне трудности. Л.В.Занков расшифровывает понятие трудности как «трудность в познании сущности научных явлений, связей и зависимостей между ними». В этом отношении этот принцип близок принципу системности. Иногда в список принципов обучения включают принцип профессиональной направленности, но подчеркивают, что это относится только к обучению в системе профессионального образования. Этот принцип имеет большое значение для высшей школы в преподавании фундаментальных дисциплин непрофилирующего характера (например, химии в нехимическом вузе). В средней школе этот принцип близок принципу межпредметных связей, который некоторые педагоги вполне обоснованно выделяют в качестве принципа обучения. Межпредметные связи — условие формирования системы знаний, умений и навыков, мировоззрения, познавательной активности. Межпредметные связи реализуют в обучении и другие дидактические принципы: научности, систематичности, связи обучения с практикой, активности, сочетания коллективного и индивидуального характера учебной работы, доступности, прочности, наглядности. К этому перечню принципов, с которыми связан принцип межпредметных связей, можно добавить принцип идейности, мировоззренческой направленности, связи теории с практикой, трудности, положительного эмоционального фона, мотивации, развития теоретического мышления. Главная дидактическая функция межпредметных связей — последовательное отражение в содержании естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе. Поэтому в процессе обучения межпредметные связи способствуют решению трех главных дидактических задач: 1) повышению научности и последовательности учебной информации; 2) стимулированию познавательных интересов и активного отношения обучающихся к усвоению знаний; 3) воспитанию научных убеждений. В высшей школе осуществление принципа междредметных связей (междисциплинарных) не изучено и затруднено как традиционной изолированностью учебных предметов, так и объективной трудностью поиска связей между узкоспециальными курсами учебных дисциплин. При обучении в высшей школе непрофилирующим фундаментальным дисциплинам этот принцип должен находить свое отражение и как определяющий содержание изучаемой дисциплины и, что не менее важно, как мотив для изучения непрофилирующей дисциплины (типа химии для биологов и т.п.). Принцип проблемности обучения тесно связан с научностью, идейностью, мировоззрением, активностью, коллективным характером обучения, наглядностью, трудностью, мотивацией, положительным, эмоциональным фоном и другими принципами. Проблемное обучение (проблемный метод обучения) включает в себя все последние достижения педагогики и дидактики. Принцип мотивации близок по своему характеру принципу положительного эмоционального фона обучения. Этот принцип предполагает создание преподавателем и всем ходом учебного процесса таких качеств обучаемых, как энтузиазм, увлеченность, потребность в знаниях, интерес к учению. При этом особая роль отводится личности преподавателя. Важнейшей задачей современной школы (средней и высшей) является развитие мышления учащихся. Ведущие педагоги и специалисты ставят перед школой более сложную задачу — задачу формирования творческого мышления. Прямого отражения эта задача в принципах обучения не нашла, хотя создание творчески активного специалиста — особенно важное требование к современной школе. Такой специалист сможет ориентироваться в огромных пластах новых научных фактов и теоретических сведений, работать в междисциплинарных областях, непрерывно повышать знания в процессе работы и адаптироваться к постоянно изменяющимся состояниям науки, технологии и промышленности. Формирование творческого мышления — важнейший, ведущий принцип обучения. В последнее время в число принципов обучения включили гуманизацию и гуманитаризацию образования. Гуманизация обучения, как один из принципов обучения, — это совокупность содержания и методик обучения, учитывающих человеческую природу обучаемого, повышающих ценность обучаемого как личности, ставящих на первое место мотивы человеколюбия и справедливости, развивающих духовное состояние обучаемого. Гуманизация обучения, в первую очередь, включает как составную часть гуманитаризацию обучения. Для образования в области естественных наук это означает усиление роли и важности дисциплин гуманитарного цикла наук (философия, история, искусствоведение, экономика и т.п.). Ненаучное обучение — это, конечно, обучение с негуманным отношением к обучаемому. Содержание обучения должно в полной мере отвечать в максимально допустимый дидактикой степенью уровню развития науки на момент получения образования и показывать систему изучаемой науки со всем обилием внутридисциплинарных и междисциплинарных связей. Легкое обучение — также не гуманное обучение. Обучение всегда должно быть трудным, но доступным. Содержание обучения признано показывать современные проблемы и перспективы изучаемой науки. Не дать обучаемому хотя бы приближенной картины будущего развития науки, в которой он окажется через несколько лет, означает поступить не гуманно по отношению к нему. Гуманистически направленным обучение становится тогда, когда перед обучаемым ставятся те проблемы, которые ему предстоит решить в недалеком будущем. Обучение, которое не учит возможности приспосабливаться к постоянно и быстро изменяющимся условиям научной жизни — не гуманное обучение. Справедливость в оценке знаний — это важнейший принцип гуманистически направленного обучения. Объективность оценки знаний на вступительном экзамене, контрольной работе, собеседовании, коллоквиуме, зачете, семестровом или годовом экзамене — необходимая и главная особенность гуманистически направленного образования. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |