| ||||||
|
| |||||
Лекция 5. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИТехнические средства обучения (ТСО) Компьютер в преподавании химии
Технические средства обучения (ТСО)
Средства обучения — это материальные объекты, при помощи которых преподаватель и обучающийся, используя содержание и методы обучения, достигают поставленные перед ними цели. К средствам обучения относится учебная книга (учебник, пособие) как инструмент познания и носитель учебной информации, научное и учебное оборудование лабораторного практикума, демонстрационные модели и приборы, технические средства обучения (кодоскоп, диапроектор, кинопроектор, слайды, транспаранты, кинофрагменты), персональный компьютер, микрокалькулятор и т.п. Учебник для вуза должен излагать учебный материал в форме, близкой к монографии, и постепенно подготавливать студента к чтению литературы по специальности. Технические средства обучения (ТСО) — это разнообразные светотехнические и звуковые аппараты и пособия, используемые в учебном процессе. При обучении происходит не только передача преподавателем обучаемому некоторого объема знаний, но и накопленного предыдущими поколениями определенного социального опыта, в котором важнейшим компонентом является общение личностей в коллективных формах деятельности. Поэтому даже условно преподавателем не может быть ни приспособление, ни машина, а только некоторая реальная человеческая личность. С этой точки зрения техническое средство обучения является вспомогательным или дополнительным, но не самостоятельным во взаимодействии преподаватель — учащийся. Творческое мышление в учебном процессе формируется как результат собственной познавательной деятельности обучаемого, проходящей в коллективе и обязательно с использованием речи. ТСО должны помогать преподавателю организовывать коллективную познавательную деятельность, которая осуществляется при целенаправленном общении обучаемых между собой и с руководителем — преподавателем или с формальным или неформальным лидером некоторой группы обучаемых. При этом следует помнить, что важнейшей формой общения является речь (устная или письменная). Речь также — основной механизм мышления человека и показатель развития его творческого мышления. Применяемый в современном обучении проблемный метод предполагает дискуссионное обсуждение выдвигаемых преподавателем или самими учащимися проблем и коллективный способ их разрешения на семинарских и лабораторных занятиях и даже во время коллективной внеаудиторной самостоятельной работы. Всем перечисленным условиям в наибольшей степени из распространенных и имеющихся в распоряжении преподавателя ТСО отвечает кодоскоп (графопроектор), в меньшей степени видеоаппаратура и в еще значительно меньшей степени теле- и киноаппаратура. Другое важнейшее требование к ТСО в условиях формирования творческого мышления обучаемых заключается в совпадении во времени процессов создания учебного материала (учебной информации) и предъявления его обучаемым. ТСО должны позволять преподавателю непосредственно в учебной аудитории преобразовывать ход мысли в наглядные или абстрактные модели и преподносить информацию с записью словами и устной речью. В число таких средств обучения входит кодоскоп при работе с подвижной прозрачной лентой и фломастером и традиционная школьная меловая доска. Видео- и кинооборудование и устройства на основе ЭВМ (дисплеи) с заранее созданными программами предлагают обучаемому уже готовый результат деятельности преподавателя и не показывают хода его достижения. Диапроектор со слайдами, кодоскоп с заранее заготовленными транспарантами и эпипроектор также попадают в эту категорию ТОО. Одно из требований к ТСО состоит в динамичности (подвижности) предъявляемой на экране информации. Это вызвано тем, что мысль — это процесс, и процесс мышления наиболее эффективно передается преподавателем и воспринимается обучаемым не статичными изображениями, а подвижными. Разумеется, это не исключает возможности показа заранее изготовленных таблиц, графиков и рисунков, если они приводят в дальнейшем к возникновению проблемной ситуации и служат источником коллективного обсуждения. Динамично информация подается кодоскопом при работе на нем как на меловой доске, самой меловой доской, видео-, теле- и киноаппаратурой. Важным в рассматриваемых условиях является одновременность создания учебной информации и передачи ее обучаемому, что также объясняется необходимостью показа мыслительной деятельности преподавателя и его трансформации в познавательную деятельность обучаемого. Для формирования творческого мышления обучаемых чрезвычайно важно наличие у ТСО именно качеств динамичности передающего информацию объекта и одновременности его создания и предъявления обучаемому. Техническим средством обучения, характеризующимся этими качествами, в настоящее время могут считаться, к сожалению, только кодоскоп, используемый как меловая доска, и сама меловая доска. Традиционное положительное отношение преподавателей к меловой доске, возможно, объясняется этими двумя ее качествами; по той же причине кодоскоп намного легче и быстрее внедрился в учебный процесс по сравнению с другими ТСО. У кодоскопа в то же время имеется целый ряд качеств, делающих его более предпочтительным перед меловой доской, в частности, высокая яркость, контрастность, сравнительно большие размеры изображения, способность к последовательному наложению изображений и получению за короткий промежуток времени сложных, красиво и точно выполненных рисунков. Наиболее высокая эффективность использования учебных материалов достигается, если они изготавливаются самим преподавателем или при его участии. В этом случае они легко вписываются в логику объяснения, описания или доказательства. Часто полагают, что ТСО рассчитаны на облегчение труда преподавателя, и это иногда рассматривается в качестве одного из критериев выбора и создания новых ТСО. Однако если поставлена цель формирования творческого мышления обучаемых, то подобные надежды совершенно беспочвенны. Более того, раскрытие творческой работы мысли и стимуляция творческой активной деятельности обучаемых требуют от преподавателя намного больших умственных и физических усилий, чем при учебной работе без ТСО. Для проведения дискуссионных обсуждений преподавателю необходимо обладать немного более высоким и гибким запасом знаний, способностью находить ответы на самые неожиданные вопросы, уметь быть руководителем в коллективной познавательной работе учащихся. Поэтому квалификация преподавателя, использующего ТСО, должна быть выше, чем при обычных методах и формах обучения. Иногда высказывается мнение, что ТСО позволяет экономить время на лекции и на семинаре. Действительно, за счет ТСО может быть увеличен объем учебного, особенно фактологического материала. Однако при формировании творческого мышления этот критерий теряет свое значение, так как в этом случае ТСО предназначаются не столько для передачи информации, сколько для обучения приемам творческого использования накопленных знаний и создания на их основе новых знаний. Наглядное представление изучаемых объектов должно быть одной из функций ТСО, но также необходимо разработать методы использования ТСО для создания моделей и воспитания абстрактного качества творческого мышления. В то же время представляется совершенно необоснованным проведение некоторых лабораторных работ с помощью изображений на дисплее. Нет никакой необходимости учащемуся проводить титрование на экране дисплея: эту операцию он должен осуществить сам непосредственно руками, используя бюретку и колбу. Но важно научить учащегося способу ввода в компьютер полученной в опыте информации для построения кривой титрования и вычисления, например, константы равновесия диссоциации слабого электролита. Компьютер в учебном процессе должен использоваться не для обучения тому, чему может научить преподаватель, а для обучения работе на самом компьютере: методам введения и извлечения информации, ее обработке, представления в виде графиков и зависимостей и т.п. Компьютер в преподавании химии С методической точки зрения наиболее целесообразно использовать компьютеры для моделирования в следующих случаях: когда необходимо изучить процессы и явления, которые с помощью эксперимента рассмотреть невозможно и когда происходит изучение технологических процессов. Использование кинофильмов менее целесообразно, так как не позволяет обучаемым активно включаться в изучаемый процесс. Компьютерные устройства могут быть успешно применены как вспомогательные, но, тем не менее, мощные средства обучения. Компьютерные обучающие системы по типу их взаимодействия с обучаемыми и преподавателем могут быть представлены в виде трех основных типов: 1. Компьютер — один обучаемый. Это — типичный случай учебной работы с персональным компьютером или другим индивидуальным компьютерным средством обучения. В этом типе обучения происходит усвоение знаний без коллективного взаимодействия (общения) обучаемых и преподавателя и без формирования навыков устной речи. Преподаватель может вмешиваться в процесс обучения наблюдением за экраном компьютера и устными замечаниями по ходу процесса и результатам усвоения материала. 2. Компьютер — несколько обучаемых. Обычно такая система обучения допускается при недостатке компьютеров или дисплеев. Однако она имеет определенные преимущества перед предыдущей — обучаемые находятся в коллективном взаимодействии и их межличностный контакт осуществляется через речевую деятельность. Малая группа обучаемых (2-4 человека) у одного дисплея проводит поиск решения задаваемой проблемы, общаясь внутри группы и с преподавателем при помощи устной речи. Преподаватель, как и в предыдущем случае, корректирует деятельность групп, но для него этот процесс оказывается крайне затруднительным физиологически и психически при переходе от одной группы к другой, которые могут находиться на разных стадиях усвоения материала или решения поставленной задачи. Необходимость вхождения в познавательную деятельность различных групп приводит к сильнейшим умственным перегрузкам преподавателя. 3. Несколько компьютеров с группами обучаемых связаны между собой и с компьютером преподавателя информационной сетью и внутригрупповым и межгрупповым учебным общением. Данный случай в наибольшей степени приближается к обучению: малые группы связаны между собой общими целями решения поставленной задачи и коллективной познавательной деятельностью, и в то же время они связаны через компьютеры, что позволяет всем участникам оценивать достижения других групп. Преподаватель при помощи собственного компьютера может следить за ходом обучения, контролировать его и одновременно осуществлять общение как с отдельными группами, так и со всеми группами сразу, превращая их в коллектив. Материал, предъявляемый компьютером обучаемому, должен содержать профессионально значимую проблему для обсуждения путей ее разрешения членами группы и между группами с участием преподавателя. Этот материал дробится на определенные логически связанные порции, позволяющие шагами подойти к решению проблемы и непрерывно объединять различного рода сведения и синтезировать новое для обучаемого знание. Любой вырабатываемый учебным коллективом путь решения проблемы сопровождается выдачей компьютером избыточного материала для его анализа и отбора необходимого. Предлагаемый при компьютерном обучении предметный материал должен быть представлен в виде системы, то есть состоять из нескольких блоков содержания (подсистем, элементов системы), которые, в свою очередь, могут быть представлены в виде систем со своими подсистемами и т.д. Требование системной структурированности учебного материала является необходимым при отборе содержания компьютерного обучения, так как в современных учебниках большая часть материала не систематизирована и не структурирована. Поэтому использование имеющихся учебников оказывается неприемлемым. В содержание обучения отбирается материал, обладающий наибольшим свойством связывать все элементы системы знаний и удаляется материал, не обладающий подобным свойством. Многосторонность рассмотрения изучаемого объекта позволяет использовать компьютер и для решения различного рода учебных и научных задач и проблем, т.е. вводить компьютер в качестве участника в познавательный процесс при проблемном методе обучения. При этом проблема строится на отсутствии сведений из одного (или нескольких) учения науки или противоречивости сведений. Возможность выбора из памяти компьютера необходимой для решения проблемы информации определяется той обобщенной ориентировочной основой познавательной деятельности, которая задается преподавателем и в значительной мере зависит от творческой активности малой группы обучаемых, предлагающих запросить ту или иную информацию и использовать ее подобающим способом для решения проблемы. Роль преподавателя при подобном обучении заключается в том, что он, наблюдая за ходом рассмотрения изучаемого объекта или решения проблемы (разрешения проблемной ситуации) каждой группой, включается в компьютерную сеть и корректирует познавательный процесс, находя ошибки, выводя решение в правильное русло, подсказывая необходимые для решения или рассмотрения общие и конкретные ориентиры. Одновременно преподаватель объединяет малые группы в единый, слитный общими целями коллектив, исправляет наиболее часто совершаемые (не единичные) ошибки, знакомит с самыми яркими предложениями и нестандартными решениями. К техническим средствам обучения относятся и различные модели, используемые при изучении материала. Традиционно используются в курсе химии шариково-проволочные модели кристаллических решеток алмаза и графита. К средствам обучения можно отнести и периодическую таблицу элементов Д.И. Менделеева. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |