| ||||||
|
| |||||
Лекция 4. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИМетоды обучения химии Алгоритмизированное обучение Программированное обучение Проблемное обучение Исследовательское обучение
Методы обучения химии
Достижение целей обучения зависит не только от правильно выбранного предметного содержания, но и методов обучения. Методы обучения — виды профессиональной деятельности преподавателя и познавательной деятельности учащегося, направленные на достижение поставленных целей обучения, т.е. на усвоение содержания обучения и творческое овладение знаниями. Методы обучения реализуются в различных организационных формах обучения и при использовании различных средств обучения, образуя вместе с содержанием обучения целостную систему обучения. Ю.К. Бабанским были выделены различные основания классификации методов обучения: по источникам передачи и характеру восприятия информации (словесные, наглядные, практические); по решению основных дидактических задач (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление и проверка знаний, умений, навыков); по характеру познавательной деятельности при усвоении содержания образования (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический); по сочетанию методов преподавания и учения (информационно-сообщающий и исполнительный, объяснительный и репродуктивный, инструктивно-практический и продуктивно-практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый); по источникам знаний, логическим основаниям, уровню самостоятельности учащихся. Р.Г. Иванова, определяя метод обучения как конкретный вид целенаправленной совместной деятельности преподавателя и обучаемых, выделяет три общих метода обучения химии: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский. В.П. Гаркунов [2] в основе классификации методов обучения видит три критерия: структуру процесса обучения, его содержание и взаимную деятельность обучаемых и преподавателя. В связи с этим он выделяет три группы методов: а) общелогические (инструкция, дедукция, аналогия); б) методы химического исследования как специфические в обучении химии (наблюдение, химический эксперимент, моделирование, описание, метод теоретического исследования); в) общепедагогические (методы изложения, беседы, самостоятельная работа). Среди многообразия важно найти те методы, которые способствуют формированию творческого мышления. В системе обучения химии отбор методов обучения подчинен задачам перенесения системы изучаемой науки на систему учебной дисциплины и использования дидактических методов, способствующих усвоению выделенного содержания. Система учебной дисциплины включает как ее предметное содержание, так и общие и частные методы науки. В курс химии вводятся наиболее общие методы химии, отвечающие четырем ее учениям и принципу многостороннего рассмотрения химического объекта. Если расположить методы обучения в порядке понижения числа задаваемых ориентиров (указаний преподавателя), то получается следующая последовательность методов обучения: 1 — алгоритмизированное; 2— программированное по линейным программам; 3— программированное по разветвленным программам; 4— проблемно-программированное; 5 —проблемное; 6— проблемно-поисковое; 7 — поисковое; 8 — исследовательское. Данная последовательность методов обучения систематизирована по понижению числа ориентиров, даваемых в обучении, т.е. по уровню допускаемой самостоятельности и творческой активности учащихся и соответствует предложенным этапам изучения химии. При переходе от алгоритмизированного обучения к исследовательскому изменяется не только число ориентиров, но и научный характер их содержания. При алгоритмизированном обучении учащимся даются предписания к выполнению отдельных операций и действий, касающихся узких и частных вопросов изучаемой науки. При исследовательском обучении ориентиры представлены в виде системы изучаемой науки, ее учений и ее внутридисциплинарных и междисциплинарных связей. В системе обучения выбор метода зависит от этапа изучения курса. На этапе поблочного изучения отдается предпочтение жесткому управлению обучением — алгоритмизированному и программированному. На этапе смешанного изучения в большой мере используется проблемное обучение, на последнем этапе системного изучения вводится исследовательское обучение. Алгоритмизированное обучение Под понятием алгоритма понимается любое строгое предписание выполнения действий или деятельности, обязательно приводящее к достижению заранее поставленной цели и запланированных результатов. Алгоритмы — строгие предписания — очень широко используются в обучении химии. Алгоритмически выполняются лабораторные работы в большинстве практикумов химии, решаются задачи по курсу химии. Алгоритмический метод обучения — один из важнейших методов формирования знаний даже в условиях развития творческого мышления. Возможен другой путь применения алгоритмических приемов: научить самостоятельно составлять алгоритмы, т.е. научить самостоятельному выделению ориентиров и построению ориентировочной основы действий в виде алгоритмических предписаний для выполнения какой-либо последующей действительности. Суть этого приема состоит в том, что обучаемому даются примеры некоторых действий и ставится задача письменно описать порядок и характер их выполнения. При составлении алгоритмов следует помнить, что алгоритмы должны быть понятны и доступны всей группе обучаемых, находящихся на данном заранее известном уровне знаний, должны быть однозначными, точными, полными. Все, работающие с алгоритмом, выполняют одни и те же операции и достигают одного и того же результата при решении задачи или выполнения эксперимента. Желательно, чтобы алгоритм был максимально универсальным, т.е. позволял его использовать для решения наиболее большего числа конкретных задач. Использование алгоритмов — процесс не творческий, но необходимый для формирования творческого мышления. Алгоритмизированному методу обучения можно придать творческий характер, если учащийся находит недостаточное звено в предписании или самостоятельно составляет какой-либо алгоритм (для этого используется проблемный метод обучения). Программированное обучение Основная черта программированного обучения состоит в том, что предметное содержание подлежащего изучению материала и познавательная деятельность по его усвоению разделяются на небольшие порции или шаги. Усвоение каждой порции проверяется выполнением заданий или ответами на контрольные вопросы. Расчлененный на порции материал составляет так называемую программу. Программы по своему построению бывают двух типов — линейные и разветвленные. Линейная программа — это такая программа, которую все обучаемые проходят в обязательном порядке и в одинаковой последовательности. Разветвленная программа позволяет направить обучаемого по одному из нескольких путей в зависимости от правильности его ответа и, следовательно, уровня знаний. В программированном учебном пособии каждая порция материала, содержащая некоторое небольшое количество информации, сопровождается вопросом или требованием выполнить какую-либо операцию. Ответ дается либо при помощи выбора одного правильного варианта из нескольких, либо сравнением самостоятельно составленного ответа с несколькими другими и выбором наиболее правильного с точки зрения обучаемого. При прохождении линейной программы предполагается, что в случае неправильного ответа обучаемый задумывается над причинами ошибки и, воспользовавшись учебником или другим источником информации, восполняет пробелы в своих знаниях. Подобное отношение обучаемого к материалу исключается при использовании разветвленных программ. В случае правильного ответа сразу разрешается перейти к следующей порции материала. Если был получен ответ, показывающий, что обучаемый обладает теми знаниями, которые заложены в последующем участке программы, разрешается непосредственный переход сразу к следующему участку программы. В случае неправильного ответа предлагается изучить дополнительный материал или дается разъяснение причин ошибки, для чего обучаемый направляется по иному, более длинному пути или возвращается к началу участка программы (возвращение и сокращение пути возможно и в линейных программах). Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX века в США, когда психолог Б.Ф. Скиннер при помощи линейных программ рассчитывал повысить эффективность управления учебным процессом. Американские психологи полагали, что немедленное положительное подкрепление ответа, т.е. указание, что ответ правилен, — одно из основных условий, стимулирующих интерес к обучению. Однако поддержанию интереса способствует не только положительное подкрепление, но и отрицательное. Когда обучающийся немедленно узнает, что совершил ошибку, у него появляется потребность ее исправить и приобрести необходимые для этого знания. Программированное обучение (особенно по разветвленной программе) довольно просто решает вопрос индивидуализации обучения. Обучающийся выбирает тот темп прохождения программы, который отвечает его способностям и уровню знаний. Известно, что обучение бывает интересным при достаточно высокой трудности и в то же время доступности материала. Разветвленные программы позволяют обучаемому самому выбрать путь, оптимальный по трудности и доступности. В настоящее время отношение к программированному обучению пересматривается в лучшую сторону в связи с открывающейся возможностью широкого его использования в обучении при помощи компьютеров. Программированное пособие — это особый учебник, самоучитель, заставляющий обучаемого индивидуально и напряженно работать. И положительные и отрицательные стороны программированного обучения оказали значительное влияние на методику обучения. Программированное обучение заставило и научило преподавателей точно формулировать цели отдельных действий в познавательном процессе, четко разделять учебный материал на порции; выбирать среди них важнейшие и строить их них логические последовательности. Программированное обучение сыграло огромную роль в организации контроля за усвоением отдельных тем учебной дисциплины (текущий контроль), резко повысило скорость и объективность контроля. Программированное обучение, построенное на традиционном содержании, мало эффективно, изучение всего содержания при помощи программированных пособий нецелесообразно и приводит к различным отрицательным эффектам. Программированное обучение не решает проблему общения преподавателя с учащимся и учащихся между собой. Обеспечивая высокую индивидуальность обучаемого в учебном процессе, оно не способствует формированию коллективных наклонностей обучающихся и не обеспечивает желаемый воспитательный эффект обучения. Программированное обучение не сокращает время изучения некоторого объема материала, не усиливает прочность усвоения и часто физиологически не способствует нормальному процессу усвоения (наблюдается повышенная утомляемость и т.п.). Программированное обучение не развивает речь, которая является важнейшим критерием развития человека и усвоения знаний. Проблемное обучение В проблемном обучении число задаваемых преподавателем ориентиров (указаний) меньше, чем в программированном, но эти ориентиры более обобщены, более важны и более широки по своему научному содержанию. Для успешного осуществления проблемного обучения необходим больший запас знаний и в то же время количество усваиваемой информации и качество знаний выше. Проблемное обучение повышает самостоятельность учащихся, увеличивает их творческую активность, способствует развитию речевых навыков и коллективистских наклонностей. Проблемное обучение — современный метод обучения, отвечающий требованиям формирования творчески активного специалиста. Проблемное (и исследовательское) обучение в наибольшей степени отвечает деятельностному подходу. Оно основано на деятельности обучаемых и рассчитано на формирование умственных действий и понятий через собственную познавательную деятельность. Познавательная деятельность и умственные действия обучаемых строятся в системе, подобной системе мышления (мыслительной деятельности). С.Л. Рубинштейн писал, что мышление — это по существу своему, познание, приводящее к решению встающих перед человеком проблем или задач. Ориентирами для самостоятельного построения ориентировочной основы могут быть ранее приобретенные знания, переносимые в новую ситуацию (обстановку), известные методы познавательной деятельности, алгоритмы (правила, законы, формулы и т.п.), методологические знания и т.п. Проблемная ситуация стимулирует умственную деятельность в течение некоторого времени после разрешения проблемы. При обучении исключительное значение имеет такое построение курса, при котором рассматриваемые проблемы взаимосвязано следуют друг за другом, переходят с одной организационной формы обучения в другую (с лекции на семинар, на лабораторное задание и т.д.), все более расширяются за счет привлекаемых и получаемых знаний. Для того, чтобы будущий специалист в своей работе пользовался комплексом приобретенных знаний, умений и навыков и при изучении и описании химических объектов и явлений привлекал знания из основных учений химии, предлагаемые проблемы должны содержать сведения одновременно из нескольких учений. Отсутствие сведений из хотя бы одного учения или несогласованность информации из различных учений приводит к возникновению проблемной ситуации. Именно поэтому при системном подходе к содержанию проблемная ситуация возникает естественно, а проблемный метод является предпочтительным среди других. В зависимости от этапа обучения используются проблемные ситуации, различающиеся как числом учений, привлекаемых для разрешения, так и способом их предъявления, обнаружения и формулирования. В начальный этап обучения для разрешения проблемной ситуации используются сведения только из одного-двух учений, а ситуация создается и разрешается преподавателем. По мере продвижения число учений возрастает и увеличивается степень самостоятельности поиска. В конце курса учащимся предлагается самим найти среди предлагаемых данных проблему и решить ее, используя весь комплекс приобретенных знаний. Разрешение проблемных ситуаций возможно при привлечении новой информации и сопоставлении ее с известной, при этом образуются новые связи между элементами системы знаний. В результате выдвигаются идеи и гипотезы, формулируются выводы, правила, законы и теории. Это и есть творческая научная деятельность, организуемая в процессе обучения. Однако преподавателю следует помнить, что проблемное обучение может строиться на основе прочных знаний. Поэтому обучаемым следует предлагать в разумном количестве расчетные задачи, преследующие цель запоминания формул и операций, использование которых позволят в дальнейшем решать проблемные ситуации.
Исследовательское обучение Исследовательский метод обучения позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся. Учебные исследовательские работы делятся по характеру их выполнения на теоретические и экспериментальные. Теоретическая работа оформляется в виде доклада или реферата, которые выполняются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним в современном научном обществе. В качестве исследовательских могут быть предложены задачи, решение которых на семинарском занятии не представляются возможными из-за сложности решения и длительности вычислений. Исследовательское обучение не создает новых объективных научных данных, но моделирует научный поиск и приводит к субъективно новым научным знаниям у обучаемых. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |