| ||||||
|
| |||||
Лекция 2. ЦЕЛИ И СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИЗадача улучшения качества подготовки специалистов решается совершенствованием всей системы обучения. Под системой обучения понимается целостное дидактическое образование взаимосвязанных элементов: целей (Зачем учить? Кого учить?), предметного содержания (Чему учить?), методов обучения (Как учить?), средств (При помощи чего учить?) и организационных форм обучения (Где и когда учить?), методов контроля за усвоением пройденного содержания, а также приемов диагностики достижения поставленных целей обучения (Каковы результаты обучения?). Перечисленные элементы системы обучения находятся в состоянии подчинения и каждый элемент отвечает на обычно задаваемые преподавателями вопросы. Определить содержание обучения (написать пособие, прочитать курс лекций, составить учебную программу) можно, только лишь четко представляя цели содержания. Введение в учебный процесс новых методов обучения (проблемное, исследовательское, программированное, компьютерное) даст положительные результаты на соответствующим образом отобранном содержании обучения. Проблемно излагать лекционный материал удается только при внедрении в учебный процесс проблемного метода обучения и при использовании соответствующего содержания. Очевидно, что какой-либо тип контроля проверяет успешность усвоения знаний, предложенных обучаемому строго определенным методом обучения. Диагностировать определенный сформированный обучением тип знаний или вид мышления можно специально разработанными заданиями. Проблемы с внедрением проблемного и исследовательского обучения связаны как с трудностями отбора соответствующего содержания, так и с трудностями контроля и диагностики сформированных знаний. Можно предположить, что и компьютерное обучение, основанное на старом содержании, наверняка окажется безрезультатным. Следовательно, совершенствование обучения состоит из последовательных, подчиненных друг другу этапов, обусловливавших как весь процесс обучения в целом, так и решение отдельных частно-методических вопросов. Определив и сформулировав цели обучения, на следующих этапах приступают к определению содержания обучения, затем разрабатывают адекватные содержанию (и целям) методы обучения (проблемное, исследовательское, программированное), далее выбирают или создают соответствующие средства обучения (тип учебника, технические средства обучения, приборы лекционного эксперимента, компьютеры, лабораторное оборудование и т.п.). Проделав эту работу, приступают к совершенствованию форм обучения — лекций, лабораторного практикума, семинаров, самостоятельной работы студентов. Наконец, обращаются к способам контроля за усвоением и диагностики сформированных знаний — создают специальные задания и предлагают приемы качественного и количественного оценивания результатов обучения. На современном этапе развития высшей школы ведущей целью обучения является воспитание творчески активного специалиста. Соотношение «знание — творческое мышление — творческая деятельность» — сложная психолого-педагогическая проблема. В познавательной деятельности знание формирует мышление, а мышление порождает новое знание. Задаваемый целями обучения творческий тип мышления формируется с помощью особым образом отобранного и систематизированного предметного содержания обучения и соответствующей организации познавательной деятельности по его усвоению. Формирование научного качества знаний и мышления предлагается осуществлять двумя взаимосвязанными способами: 1) показом обучаемому системы современной науки путем ее перенесения на систему изучаемой дисциплины; 2) рассмотрением изучаемого в курсе объекта многосторонне — по числу сторон, совпадающему с числом основных учений данной науки. Например, в случае курса химии изучаемый объект — реакция или вещество. Они рассматриваются одновременно с привлечением представлений главных учений химической науки, а именно учений: о направлении химических процессов, о скорости химических процессов, о строении вещества, о периодическом изменении свойств элементов и их соединений. Творческий тип мышления формируется, однако, не только особо отобранным содержанием, соответствующими методами, средствами и формами обучения, но и собственной познавательной деятельностью обучаемого (под руководством преподавателя). Деятельный подход к обучению опирается на теорию человеческой деятельности. Учебная деятельность, как любая другая, имеет цель, мотивы, предметное содержание, способы, результат. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Задача обучения состоит в том, чтобы сформировать у обучаемого ряд действий с заранее заданными свойствами. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий для полноценного формирования знаний необходима следующая последовательность этапов, которая должна соблюдаться при формировании любого принципиально нового знания. I этап — ознакомление обучаемого с целью действия и создание у него необходимой мотивации. II этап — разъяснение пути выполнения действия и составление ориентировочной основы действия. Ориентировочная основа действия (ООД) — система указаний (ориентиров), пользуясь которыми человек выполняет заданное действие. III этап — выполнение и формирование действия в материальной или материализованной форме. Материальное действие — это действие с реальными предметами (приборы, штативы, пробирки, реактивы, растворы и т.п.). Материализованное действие — это действие с помощью некоторых знако-символических средств (модели кристаллических структур алмаза или графита, диаграмма состояния воды, таблица электродных потенциалов, диаграмма распределения электронов по энергетическим уровням и подуровням и т.п.). IVэтап — формирование действия как внешнеречевого (в форме устной или письменной записи речи). V этап — формирование действия в речи про себя. На этом этапе происходит проговаривание про себя выполняемых операций, при этом речь быстро и сильно сокращается и проговаривается то, что не полностью усвоено, неясно, не понятно. VI этап — выполнение действия умственно, мысленно (внутренняя речь переходит в мысль). В результате формирования умственного действия в соответствии с последовательностью перечисленных этапов, внешние по своей форме процессы преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, сознании. При этом они обобщаются, сокращаются, автоматизируются, становятся способными к дальнейшему развитию. Пропуск одного из этапов формирования действия существенно отражается на его качестве. Особенно сильно сказывается пропуск внешнеречевого этапа, что приводит к замедлению образования новых понятий, к затруднению процесса абстрагирования от несущественных признаков и свойств, появлению большого числа ошибок. Химия — наука, основанная на эксперименте, и пропуск этапа материального действия, химического лабораторного практикума также недопустим. В то же время современная химия имеет дело с многочисленными моделями, часто крайне абстрактными, и отсутствие материализованных форм действия отрицательно скажется на усвоении теоретических знаний. Теория поэтапного формирования умственных действий позволяет научно обосновать содержание и методы обучения в различных организационных формах обучения — лекциях, семинарах, лабораторном практикуме и самостоятельной работе, и определить последовательность прохождения в них нового материала. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |